Она не могла создавать уже таких больших купольных пространств, каким была София Константинопольская. Мы к этому вопросу еще вернемся. Новгородцы помогли ему в конце концов добиться великого княжения и Ярослав направляет туда мастеров.
Это знаменитый Софийский собор и церковь Спаса на Нередице в Новгороде, Спасский собор и Пятницкая церковь в Чернигове, Кирилловская церковь с ее известной фресковой росписью XII в. в Киеве, белокаменные Успенский и Дмитровский соборы во Владимире на Клязьме, всемирно известная церковь Покрова на Нерли и некоторые другие. И именно для них и строится первый храм на Руси, Десятинная церковь. оказались утраченными. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу – из храма или с земли. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. Раскопки начались еще в XIX веке. На традиционную православную основу церковного здания архитектор накладывает детали и элементы классического ордера, не придавая ему при этом особого значения.
Уже при Владимире Святославиче на Руси начинается строительство церквей и монастырей. Кижи – небольшой островок у северо-западных берегов Онежского озера. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр.
Он был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек. Среди почитаемых икон Богоматери, один из образов называется Корсунским. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов.
Даже само количество построек явно показывает, что строительство не могло быть выполнено приезжими киевскими мастерами очевидно, здесь работала какая-то другая строительная артель. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. Плоские узоры и цветные изразцы Востока носят такой дробный характер, своей пестрой расцветкой создают впечатление такого мерцания, что даже самый массивный купол теряет свою материальность, так как кажется накрытым ковром.
здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. За период с 60-х гг. Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев. ».
В просторных горницах нередко задавались пиры, где текло рекой заморское вино и русский «мёд», угощали блюдами из мяса и дичи. Павшие владимирские воины (и среди них княжич Изяслав, сын Андрея Боголюбского) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников. На этом месте стоял небольшой храмик. Византия создала очень высокую книжную культуру, к которой приобщилась и Древняя Русь. вхрамовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр.
Владимир бежал и скрывался от преследователей под мостом. Вл. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были фрески.
П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ). Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е. Д. Тюрина. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. Но попытка сделать язычество государственной религией не удалась – слишком различные представления о богах бытовали в разных племенах.
Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов. Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске – лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191 – 1194). ВНЕЙ РУСИ. Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича.
То есть стены храма уже начали строить, план его был заложен, но кто и когда его достроил. И по странному контрасту, на остальных стенах храма просто фрески, ни мрамора, ни мозаики. Если учесть эти сроки строительства и количество возведенных сооружений, станет ясно, что в Киеве непрерывно работала одна строительная артель, последовательно переходившая с объекта на объект. Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы. строятся многочисленные комплексы монастырей.
На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории. Это место, где обретают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Унисонным было и знаменное пение Древней Руси.
В плане здание представляет собой равноконечный крест.
Тонко продуманную композицию интерьера Софийского собора уже не раз отмечали исследователи. Тогда Владимир обратил свой взор к христианству. Летопись гласит: ". Общий размер основного здания собора: длина 29. 5 м, ширина 29. 3 м, а вместе с галереями — соответственно 41. 7 и 54. 6 м. Величина подкупольного квадрата около 7. 6 м. В соборе имеются хоры, открывающиеся в центральное, крестообразное в плане пространство двухъярусными тройными аркадами, опирающимися на два профилированных столба. Перед лицом постоянной угрозы вооруженного натиска Орды – с востока и крестоносцев – с запада правители северо-восточной Руси были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом.
О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг. Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. В нем говорилось:. В Покровском храме нет полной симметрии (как, например, в готическом соборе с его двумя одинаковыми башнями, окаймляющими фасад), но здесь найдено единственно живое равновесие частей.
Летом 1479 года, когда сняли строительные леса, взору москвичей предстал новый храм, построенный «по всей хитрости». В 1472 году мастера приступили к строительству, которому не суждено было завершиться. Москвичи пришли в восторг. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Но почему все же такой странный план у этого храма.
каменные храмы возводятся в Полоцке, Чернигове, Смоленске, Пскове, Ярославле, Владимире. Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045 – 1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 – 1130) в самом Новгороде.
Безупречный облик храма объясняется автором его воздвижения – зодчим Петром Милонегом. Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.
Попадая на Русь, греческие книги способствовали просвещению, распространению богословских и философских идей, рождению собственной русской книжности.
Пластины эти кладутся внахлест, на 22 купола Преображенской церкви – 30 000 таких пластин. Причина понятна: финансовые ресурсы князя были не бесконечны, а храм хотелось построить в какое-то обозримое время. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными мероприятиями князя Андрея могут служить зарисованные в прошлом веке Ф. А. Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабана нерльского храма.
Софийский собор – центральная часть собора выполнена в форме греческого креста. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв.
Святой Георгий почитался как покровитель воинов.
О формах храма нам остается только догадываться. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалосьдерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Возведены: главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский собор (архитектор Аристотель Фиорованти), Архангельский собор (архитектор Алевиз Фрязин), Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари), внешнее убранство которой репродуцирует образцы итальянских палаццо, а интерьер сочетает традиционные черты русский теремных палат с одностолпными залами европейских дворцов, величественная церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (Колокольня Ивана Великого), ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольного града.
В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Византийские храмы того времени, как правило, небольшие, трехнефные, одноглавые, тогда как киевский Софийский собор имеет огромные размеры, он пятинефный и многоглавый. И в раскопках этого храма мы находим очень похожий профиль.
Например икона Богоматери «Владимирская», созданная в начале XII века. Иконостас состоит из нескольких ярусов или чинов. Вероятней всего, влияние было двусторонним. По-видимому, такую же роль играли и Золотые ворота в городе Ярослава, в Киеве.
Мозаичное убранство, очень дорогостоящее, мог позволить себе только стольный град Киев. «Звали его Андреем Рублевым», – с гордостью ответил толмач.
У нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания). Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море.
Наиболее значительной в 12 -13 веках становиться владимиро-суздальская школа. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то печальное обстоятельство, что многие архитектурные памятники 10–17вв. Такое решение уже имеют церкви конца XIII века— в Перынском скиту и на острове Липно.
Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. В первую очередь это относится к написанию святых икон.
По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. Предусмотрена даже возможность, если капли дождя все же проникнут через крышу, попадут на «небо» и повредят его живопись. различных форм – шлемовидные или луковичные. Через 10 лет вышла в свет первая тетрадь работы Мартынова Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества с его рисунками и текстом Н. М. Снегирева. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.
План ее похож на четырехлистник, в каждом "лепестке" которого – притвор с главкой. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (построенный в 1045—1050 годах) и Полоцке (1060-е годы).
В той же статье упоминается еще одна постройка Ярослава. В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году.
Женщины принимали активное участие в управлении, хозяйстве и других делах. Звонница – стена, построенная с той же целью. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы).
Это крещение Руси. Херсонскими иконами украшена была Десятинная церковь. Почти нет сведений о мастерах строителях. Так одним из самых известных храмов является Софийский собор в Киеве. Князь намеревался оборонять, находившийся недалеко от столицы город Васильков. Художественная основа неотрывна в них от строгой практической целесообразности. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную.
В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ).
Какая же из них правильная. Самым наиважнейшим из древнерусских храмов, следует назвать знаменитую Софию Киевскую. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.
Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. Именно благодаря ей мы сегодня видим видим храмы и церкви такими, какие они есть.
В правой руке он держит копье, в левой – меч. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. Ну три метра, чуть больше, но вряд ли сильно. Но на самом деле основа этого храма, несомненно, древняя. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений.
Но в этом, конечно, был и символический смысл. Строители Преображенской церкви думали не только о красоте линий и архитектурных объемов. Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Центральная глава расположена над пересечением двух главных нефов – продольного и поперечного.
С интересом рассматривал итальянский мастер непривычную для себя архитектуру. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы.
В основании церкви – восьмерик, восьмигранный сруб. И наряду с зодчеством в каждом княжестве процветала своя школа иконописи.
Необычно развиваются хоры. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Каждый ученый настаивает на своей. Средний шатер поднимается над боковыми, но не господствует над ними, не давит на них.
Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. И хотя в то время христианская Церковь была ещё единой (официально Западная и Восточная Церкви разделились в 1054 г. ), всё же греческий Восток и латинский Запад уже сильно разошлись, прежде всего, культурно. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь абсолютно новые задачи. Прошло два года и храм был уже выведен до самых сводов. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049 году и первый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии.
Да и сам Аристотель не возражал против поездки. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.
Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Заложенный митрополитом Петром, храм был закончен после его кончины. Во всех странах европейских превыше всего ценилась тогда итальянская работа и в июле 1474 года поехал в Венецию русский посол. Богоматерь называли «Давидовым проречением». По своему типу Преображенская церковь – это летний (или холодный) храм.
Коваными – значит, четырехгранными в сечении. Имеются свидетельства и о других храмах, воздвигнутых при самом Просветителе Руси. царь и великий князь Иван Васильевич.
Здесь были созданы собственные строительные артели. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи. Здесь князья принимали делегации послов из других стран.
С восточной части он выдается тремя полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола), жертвенника и диаконника. Это был трехнефный шестистолпный храм. М. Штендер). Но самое удивительное и чудное – другое.
Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер. XI-XIII века стали периодом строения Пятницкой церкви в Чернигове.
Покровский собор. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. Однако начинать стройку архитектор не торопился. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г.
Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. С юга на север остров вытянут на 7-8 километров в длину, в ширину – до полутора. Рядом с собором стоит четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня. Среди колонн две мраморные, по бокам устроены два придела, венчают храм 13 куполов.
Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Как правило, они возникали на месте языческих капищ. Полукружия традиционных русских закомар Алевиз заполняет очень декоративными деталями в форме огромных морских раковин, невиданных дотоле на Руси.
Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей. Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу. Церковная архитектурная история Новгорода началась с собора Святой Софии.
Здесь мы видим тот же мощный карниз в основании хор, но столпы, как было сказано, уже одинарные и, соответственно, арки здесь парные. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. Последним ярким этапом развития древнерусской архитектуры было "нарышкинское барокко". Просторна и светла Соборная площадь Кремля. Путь дождевой капельки от креста центральной главы до земли может рассказать о многом. Каркас являлся структурной основой, определяя члеение интерьера и фасадов. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян.
Ядро то же, что в Софии Киевской, скажете вы. Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов.
С востока к основному объему примыкает алтарная часть. В Преображенской церкви почти нет чисто украшательских де талей. Самый важный ряд – тот, где размещен деисус Деисус (греч. Во-первых, глав здесь значительно меньше, чем в Киеве.
Образцом древнейших укреплений может служить башня Братского острога, находящаяся ныне в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Реконструкции и ремонты все больше изменяли первоначальный облик храма. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства.
Собор Святой Софии, построенный князем Ярославом Это – пятинефный храм, увенчанный тринадцатью куполами. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире.
На разноцветных майоликовых плитках пола дрожали блики лампад. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.
В 1930 году храм стал патриаршим собором. Это не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент. Об этом свидетельствует найденный при раскопках обломок сложнопрофилированного кирпичного столба имеющего точно такую же форму, как столбы аркад княжеских хор в Софийском соборе. На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). После освящения великий князь в присутствии митрополита Леонтия и многочисленного народа произнес: «Даю церкви сей Святой Богородицы от имения моего и от град моих – десятую часть».
Будучи подобием Константинопольского храма, София Киевская подражала ему и в украшениях. Церковный авторитет древнейшего христианского храма Руси — Десятинной церкви, а позднее богосозданной Успенской церкви Печерского монастыря не позволял зодчим отходить от сложившейся традиции. Толстые квадратные в сечении столбы расставлены ближе к углам здания. Но мне кажется, в таком случае получается, что хвост виляет собакой. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи.
12в. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ). Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. И выяснилось, что, по сути, стен храма не осталось, а остались только фундаментные рвы, то есть те выемки в земле, которые были предназначены для размещения храма.
Но не менее интересны и другие моменты. – столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Снаружи это полукруглые пристройки – апсиды.
По качеству строительства и богатству отделки памятники Переяславля не уступали киевским, причем богатейшая отделка выполнялась местными силами, о чем свидетельствует найденная при раскопках стеклоделательная мастерская, где изготовляли смальту для мозаик. Издревле русичи селились компактно, огораживая свои поселения частоколом, от слов «городить», «огораживать» и произошло слово «город». При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве. Русская архитектура вступала в новый этап своего развития.
Но к эпохе Ярослава относится еще одна интересная постройка, но уже не в Киеве. Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Из древней фресковой росписи собора осталось очень немногое.
Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. В благополучном исходе этого военного похода современники видели явное свидетельство покровительства Богоматери владимирскому князю и владимирской земле. Как бы ни спорили историки, все равно это около 988 года.
Полное наименование – Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля. Некоторые из храмов Руси были, возможно и масштабнее византийских. История ее построения такова: в 1036 году кн. Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков.
Войдя внутрь Успенского собора, архитектор остановился. Церковь Иоанна Лествичника представляла собой не обычный крестово-купольный храм, а башнеобразное сооружение «под колокола». Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Тогда игумен кратко отвечал им: «О, дети, невозможно вам показать этих лиц, так как уже более десяти лет прошло с тех пор, как они отошли к Богу и ныне непрестанно молятся за нас, охраняя эту церковь, оберегая свой монастырь и заботясь о подвизающихся в нем». Со временем окна были сужены и глубоко утоплены вовнутрьь крыши стали более крутыми и профили плоского купола приняли выпуклую форму, которая, в различных вариантах, в конечном счете стала наиболее характерной особенностью российской церковной архитектуры.
Каменное строительство получило определенное развитие с конца 10 начала 11 веков, что было граничит с крещением Руси и первоначально преобладало в церковном зодчестве.
Не пишите мя благословляющею рукою (напишите мя со сжатою рукою). Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А. Буслаев полагал, что ведущие архитектурные импульсы шли на Русь из Византии с присоединением позже романских влияний, а чисто восточные элементы проникали в основном также через Византию. По-видимому, отчасти это те же мастера, которые строили Софию Киевскую. Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию.
Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь. вы берете какой-то план за основу и начинаете его развивать.
И этими же топором и долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров. Только за ними прячутся, напомню, не каменные своды, а деревянные хоры. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Под стыком ее скатов лежит наклонный долбленый лоток, по которому вода (если она все же проникает внутрь) – стекает наружу. Широкие, как бы небрежные мазки делали людские тела и лица живыми, почти осязаемыми.
Иногда такие же каморы появляются и над восточными углами храма. Это церковная утварь и священники, которых он привезет. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Где начало, где конец.
Здание храма, задуманное архитектором А. Н. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых. Вы просто добавляете еще и еще ячейки к существующим, т. е.
Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. В Десятинной церкви кладка со скрытым рядом была обнаружена в частях здания бесспорно изначального происхождения. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). Сюда же можно отнести Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) – сегодня это село Ленинградской области. К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы.
Точного ответа, почему, у нас нет, но очень важно, что от Софии Новгородской начнется линия архитектуры Новгорода, который практически до XVI века будет очень важным центром русской архитектуры. Дело в том, что из летописи мы знаем, что храм не был достроен Мстиславом. ипервый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография – «Отечество» : с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом.
Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. Если мы зайдем внутрь храма и отвлечемся на секунду от позднего иконостаса, который немножко мешает нам воспринимать интерьер (так как, напомню, византийская и древнерусская алтарная преграда была невысокой и не закрывала конху, что мы с вами еще увидим в Софии Киевской), то надо обратить внимание в интерьере на этот основной принцип купольной базилики: на пары колонн и, соответственно, арки между ними в двух ярусах, первом и втором. Древнерусская культура быстро набирает высоту.
Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. В Софийском Новгородском соборе, согласно местного предания. Во-вторых, с фасадов максимально исчезают ниши: их значительно меньше, чем в Киеве.
Увековечить эту победу поручили гениальным зодчим Барме и Постнику. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства.
В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049г. Под куполом, как и в Константинополе, был изображен образ Христа Спасителя.
Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы. Необычными же были техника исполнения и стилистические особенности изображения. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996).
В. Прахов во Владимире-Волынском). Практическая реставрация памятников и их раскопки на первых порах несколько сократились, но в 20-30-х гг. Сколько это может быть.
Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. При этом бедным и неимущим доставалось немало от богатых столов: таков был обычай на Руси. Храм стал кафедральным собором киевской митрополии, рядом расположился митрополичий двор. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева.
Вот таким образом абсолютно естественно, что эта технология была тоже привнесена сюда из Византии. Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. Если рукава креста продолжают перекрываться цилиндрическими сводами, что на фасадах выражено закомарами, то угловые помещения храма перекрываются половинками сводов (в четверть окружности), как это уже делалось в храмах с повышенными подпружными арками конца XII века. Фасад членится простыми широкими лопатками. Раскопки показали что от древнего здания на маленьком участке в юго-западной части храма сохранились нижние ряды кирпичной кладки на остальных участках местами уцелели фундаменты, а большей частью даже фундаменты оказались выбранными на камень и контуры здания удалось проследить только по фундаментным рвам.
В 1588 году с северо-восточной стороны собора был пристроен придел над могилой юродивого Василия Блаженного, который умер в возрасте 82 лет и которого, как говорят, чтил и боялся сам Иван Грозный, «яко провидца сердца и мыслей человеческих». XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран. Речка Нерль чистая да быстрая. Иногда их соотносят с храмами Ярослава, упоминаемыми в летописи, а иногда нет, но в тех постройках, которые прослеживаются археологически: храме на Владимирской улице (перед нами) и храме на так называемой митрополичьей усадьбе, мы видим сложные структуры. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073–1089 взорван в 1942г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале. До нас дошли великолепные памятники книжности: Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие, украшенные образами евангелистов, «Изборник Святослава» (1073) с портретным изображением княжеской семьи. Строители в последствии приняли постриг в монастыре, после кончины погребены в пещерах.
А внутри собора расписанные фресками и украшенные мозаиками столбы поддерживали своды просторного зала, пол которого был вымощен мелким камнем. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Вот таким образом в течение 58 лет собор оставался не расписанным.
Вероятней всего влияние было двусторонним. Они поначалу буквально ошеломляют. Это своего рода вид особой деревянной черепицы. Это плод сложной технологии, сложного технологического процесса, для которого надо вначале завезти плинфу, чтобы из нее построить печи для обжига плинфы, потом найти нужную глину, правильным образом ее отощить и только потом можно наконец получать уже готовую плинфу. И, по сути, черниговская «купольная базилика» — последний представитель этого типа в византийской архитектуре.
Почему невозможно было создать другое пространство. Архангельский собор. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием.
Древнерусское государство было раннефеодальным. Если в средневизантийское время требовалось построить большой храм, а требовалось это очень редко, так как византийцы обладали большим количеством очень крупных храмов и в них не нуждались, так вот, в такой ситуации византийцы пользовались методом, который исследователь византийской архитектуры Роберт Оустерхаут назвал термином «метод умножения ячеек».
Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость благочестивых царей. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Летопись сообщает под 1089 г. о постройке в Переяславле церкви Михаила, каменного города и ворот с надвратной церковью Федора, церкви Андрея у ворот и каменного здания бани под 1098 г. упоминается о постройке церкви Богородицы на княжеском дворе. Лишь в главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии взирает с небес Пантократор-Вседержитель.
Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Внутри храма нет хор. В период раздробленности Руси в различных княжествах и землях складываются самостоятельные архитектурные школы.
Так же в Киеве находится всемирно известный Успенский собор Киево-Печорского монастыря. Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. Вместе с классовым обществом происходило становление государства.
В Спасском храме кровля была положена не по изгибам сводов, а прямыми скатами, вот таким образом очертания фасадов получились треугольными. Такая же полукруглая скамья, кафедра использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ).
Да и в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры (в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы камней). Почему простой корсунский поп становится первым главой русской церкви. На этом цоколе, как на пьедестале и была воздвигнута церковь. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества.
Внутри же храма может звучать только человеческий голос или хор голосов. В 987 г. Владимир принял крещение сам, а в 988-м – крестил в Киеве свой народ. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик).
XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Живопись внутри храма была исполнена вскоре после его освящения. Именно он натравил татарского хана на турок – исконных врагов Венеции.
Здание сильно пострадало, но, впрочем, дальнейшие раскопки показали, что оно могло рухнуть и раньше, поскольку было построено на самом краю Старокиевской горы и холм потихонечку стал оползать к Днепру, в здании появились трещины. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством и высока была рука его на недругов. Угловые купола были разобраны при перестройке храма в 1186—1189 годах. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную.
Это первый крестово-купольный храм Древней Руси. Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. Вот таким образом исследователи предположили, что изображение это писано западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около этого года). Но есть и другое объяснение. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды.
И здесь мы с вами тоже видим такое соединение столичного и провинциального. В летних церквах меньше сырости, через щели и проемы происходит непрерывная естественная вентиляция и просушка всех помещений, частей и конструкций. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую».
О строителе Преображенской церкви в народе сложилась легенда, будто он, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой». Один из таких племенных союзов и получил название «Русь». Митрополит Киевский Иоанн (1008) построил храм в Переяславле, где была его резиденция. Это для того, чтобы чешуйки стояли точно и крепко, не ворочались.
Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Имеется также древнее предание о том, что первый Ростовский епископ грек Феодор привез с собой образ Нерукотворного Спаса. На многих памятниках проведены серьезные реставрационные работы, в том числе такие сложные и капитальные, как реставрация Дмитриевского собора во Владимире (А. Но если мы приглядимся внимательнее к деталям, мы увидим странную вещь. Слово «Кижи» короткое и какое-то странное, загадочное, не русское.
В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. Правда, они были малочисленными. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. Все очень просто, ведь недаром в народе говорят: «Где просто – тут ангелов со сто, а где мудрено – тут нет ни одного». Все объединено в продуманную до мелочей техническую систему отвода воды и защиты здания от осадков.
Эскизам была присуждена бронзовая медаль. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.
Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. АРХИТЕКТУ. Но Византия была далеко не единственным источником обогащения древнерусской культуры. Однако на другое утро рука оказалась сжатой. X – нач.
возникли многочисленные древнерусские города. Ведь в конечном счете от этого тоже зависло, долго ли стоять этой красоте в Кижах. Такое отношение к женщине было следствием христианизации древнерусской культуры. По образцу киевского храма выстроены соборы Св.
Они обусловлены несколькими причинами. Далее следует основной объем, неф, – символ Ноева ковчега и святилища скинии. Прежде всего, развивается богослужебная музыка. Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. Загадочная, никому не известная страна неудержимо влекла его к себе. С тех пор и укоренилось употреблявшееся в просторечии название храма.
Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы.
Во второй половине 14 начале 15 вв. Были объявлены традиционные торги-соревнования, победителями которых оказались зодчие Иван Кривцов и Мышкин имени которого документы почему-то не называют. Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. Исключительную ценность представляют иконы собора, например, «Владимирская Богоматерь» византийского письма XI века (ныне хранится в Третьяковской галерее), «Святой Георгий» – работа новгородского художника XII века с изображением «Богоматери Одигитрии» на оборотной стороне., а эта церковь очень велика.
Он предпринял попытку реформировать языческие верования и создать единый пантеон богов. Притворы примыкали к каждому из трёх порталов храма: на западном и боковых фасадах. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). На плане здания они образуют фигуру креста, над центром которого возносится большой купол.
Новгородский собор св. Софии. Если конструкция храма крестово-купольная (см. И это несколько удивительно.
Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. К сожалению изображение это в годы Великой Отечественой войны было утрачено. Довольно большое монументальное здание имеет, однако интересный план «купольной базилики», некогда очень важный для Византии, — вспомним, что и Святая София, главный храм Византийской империи, в конце концов — это «купольная базилика», — но для IX–XI веков уже, конечно, крайне архаичный и почти позабытый.
Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры. Устремление ввысь всех объемов церкви Вознесения, ритма декоративных деталей, как нельзя лучше соответствует задаче создания храма-памятника. В XII ст.
С востока расположена одна большая апсида. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. И впервые на Руси все делали по циркулю и по линейке. Зодчие нарушили веление царя – построить восьмикупольный храм.
В период раздробленности Руси в различных княжествах и землях складываются самостоятельные архитектурные школы. Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е гг. ). А что касается другого материала из которого и построены, собственно говоря, все ранние русские церкви, о которых мы сегодня будем говорить, — это кирпич или, как точнее, плинфа, о чем я еще подробнее расскажу. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма — Киевской Софии. Но в 1240 году она была разрушена в ходе наступления армий Батыя на Русь.
С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. Этот стиль не имеет ничего общего с европейским барокко. Церковь Вознесения в Коломенском. Значение собора подчеркивалось и его богатым убранством.
При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны. Строители, ктиторы, благотворители старались о благолепном украшении церквей. Человечность образов фресок поразила итальянского зодчего. Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. В той же книге помещено еще несколько статей о владимиро-суздальских памятниках Особый интерес представляет работа Н. А. Артлебена опубликованная в 1880 г., в которой дан детальный обзор 11 владимиро-суздальских памятников XII — XIII вв.
Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство.
Их волновал и путь маленькой дождевой капли от самой верхней главки до земли. Очень хорошо и подробно храмостроительство на Руси описано в труде Михаила Кеслера. Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. В XI – XII вв. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена.
Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора. Предусмотрена и предупреждена. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров. И часто им это удавалось.
В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря. Здесь возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси.
Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер. Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. В разговорной речи главы часто называют куполами. Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения – таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы и Богоматери. При освящении собор назван морским, так как в нём отмечались победы российского флота. Древнейший, домонгольский период развития русского зодчества привлекал к себе значительно меньше внимания.
Ныне существующие соборы стоят на месте более древних. В Новгороде с середины 12 века преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ).
Убогим раздавалась милостыня. Или иначе возьмите от нас данное при уговоре золото и мы возвратимся в Царьград». Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов и только богородичных. Сперва упала северная стена.
Северная ведет в жертвенник – пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. В Новгороде с сер.
Если в Софии Киевской пять апсид, что давало возможность сделать при желании пять алтарей, то здесь апсид только три, а боковые «нефы» заканчиваются, по сути, ничем — прямой стеной. В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. А потом случилось неслыханное дело – затряслась земля.
Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Про часть этих храмов мы, к сожалению, просто не можем сказать, что это за храмы. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески – Пантократора), то есть Владыки мира. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.
в московской архитектуре появился тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами, позволявшими освободить интерьер храма от опорных столпов (церковь Трифона в Напрудной слободе, сооруженная, возможно, псковскими мастерами, церковь Зачатия святой Анны, что в Углу, Малый собор Московского Донского монастыря). Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик). В старину оно могло именоваться «Кижасуари» – Остров игрищ, один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера. Храм построен в стиле ампир.
В связи с этим в 30-е гг. Покровский собор нередко сравнивали с индийскими храмами. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Во второй половине XI — начале XII вв. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные.
Преображенская церковь не имеет фасада, здесь нет разделения на главное и второстепенное. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы.
Среди них «Семь спящих отроков эфесских», «Сорок мучеников севастийских», росписи Похвальского придела в алтаре и т. д. Много сооружений древней Руси можно назвать шедеврами мировой архитектуры. Наряду с храмами Ирины и Георгия возникают другие. Композиция развивается с запада на восток, от входа – к алтарю.
Преподобный Нестор и Иаков мних, сообщая о страстотерпцах Борисе и Глебе, упоминают церковь святого Василия в Вышгороде, где были положены мощи святых, – значит, построение ее относится ко времени жизни святого Владимира. Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей. XI вв., что было граничит с Крещением Руси и первоначально преобладало в церковном зодчестве. В 1481 году «конник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» украсили собор трехъярусным иконостасом. Находясь в столь тяжелом положении, он взмолился и дал обет Богу, построить церковь в честь Преображения Господня, т. к.
Но после заката ушли и они. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу когда сия (рука) моя распространится, тогда будет граду сему скончание».
Это значит, что данный конструктивный принцип на Руси, где он должен был заменить мраморные колонны (во-первых, так как колонн было не достать, а во-вторых, так как крестчатый столп позволял перекрыть намного большие пространства), становится базовым для русской архитектуры. Купола, купола. Князь Иван III посоветовал итальянцу взять за образец владимирский Успенский собор и отправился Фиораванти в прославленную столицу суздальских князей – город Владимир. Военно-политические союзы не были прочными: воевали между собой, распадались вот таким образом, придя к власти, князь Владимир Святославич решил объединить Русь не только военной силой.
Местом для строительства обычно выбирали места, которые служили для поклонения идолам. Двадцать два купола имеет Преображенская церковь. Своды, столбы и стены храма были покрыты громадной фреской изображавшей Конец света. Поражает внутренний интерьер церкви.
Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. С 70-х гг. Может быть, это связано именно с Корсунью, с Херсонесом. Полный новых мыслей, он вернулся в Москву. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню.
Таких пристроек может быть одна, три или пять.
А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества. Пятиглавие всегда имело строгую иерархию. Каменное строительство получило определенное развитие с кон.
В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. Следующий чин, праздничный, рассказывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д. ). Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Стремление к простому и компактному объему привело к отказу от лестничных башен и замене их узкими лестницами в толще стены. Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве.
Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг. Подобный саркофаг был у его сына Ярослава. Топор в руках северного плотника – поистине универсальное орудие.
У него печальная участь. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Собственно говоря, она упоминается самой первой после Софии.
Будем считать, что 1037 год — это год окончания строительства храма.
За ней наполовину разрушились западная и устроенные при ней хоры. Начнем с Чернигова, с собора Мстислава. вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль.
Согласно наиболее убедительной из них, это был крупный храм с галереями центральная его часть завершалась огромным куполом, опиравшимся на восемь опорных столбов. У него было 13 куполов (символизирующий Христа и его апостолов). В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. отмечены интенсивным строительством крепостей и других оборонительных сооружений. К сожалению, ничего мы не знаем и о других постройках Владимира.
В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов. В плане это те же четырёхстолпные церкви, но с одной апсидой. Но княгиня решила идти в Царьград, чтобы креститься там. Владимир привез их в Новгород.
Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти. Храм Ярослава посвящён Святой Софии, как и храм в Царьграде.
В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Если мы войдем с вами в алтарь, то увидим внизу мраморы, а наверху мозаики. Мозаичный образ Богоматери, в народе называемый «Нерушимая стена», может быть по причине того, что остается, невредим с XI века, украшает восточную часть Софийского собора в Киеве.
Из нее рубили стены, а на лемех шла осина. В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих.
Средневековая музыка была построена по принципу монодии (одноголосья), которое расцвечивается только тембральным соотношением голосов хора, поющего в унисон. В Новгороде с сер. Оба названных издания посвящались в основном произведениям московского зодчества, а здания домонгольского времени были включены в них лишь в виде исключений. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. В IX — X вв. Историю древнерусской архитектуры начали рассматривать в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием идеологии, литературы, других видов искусства.
РА ДРЕ. Но, нарастая к центру, башни не образуют пирамиды. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1136 – 1156).
Срубы ведь обычно конопатили (и конопатят до сих пор. ) – кто паклей, кто мхом. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. Уже при Ярославе Мудром – она достигает подлинного расцвета.
Могучий барабан центральной главы прорезан 12 высокими окнами. Другой вариант ориентируется на Спаса Черниговского и реконструирует храм в виде «купольной базилики». Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12 веке в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. С лемешины на лемешину, с главки на бочку, с бочки на полицу, потом на водотечник, с яруса на ярус, с уступа на уступ.
Не случайно старинное предание прямо связывает строительство Преображенской церкви с личностью Петра I. «Петр I, – рассказывается в нем, – путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертал план». 1036). Колокольня Ивана Великого. Если мы приглядимся к тем местам, на которых стоят эти купола, мы увидим, что галереи изначально пристроенные к храму (а в этом сомнений нет), закрывали практически полностью боковой свет на хорах храма. Но с приходом христианства на Русь характер музыки меняется.
Сказано, что после Софии он заложил Золотые ворота. Принято говорить, что и «без единого гвоздя». XIX в. несколько архитекторов и художников были специально командированы Академией художеств в Киев, Москву, Новгород, Владимир, Юрьев-Польский для изучения там древних храмов. Соответственно и столбы, поддерживающие арки в плане крестообразного сечения. Такое расположение входных врат храма было общепринятым. Больше всего его привлекала деревянная резьба наличников окон, крылец и ворот. На этом месте князь со своими приближенными некогда совершал языческие обряды.
Согласно преданию, крестившись, Владимир исцелился от болезни глаз. Многие домонгольские иконы хранят черты греческих образцов. Пренебрежительное отношение к архитектуре и искусству средневековья не было особенностью русской культуры, абсолютно так же обстояло дело и в Западной Европе. Храмов на Руси было много.
Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. В 1484 году началось строительство нового здания. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста).
На кремлевском холме возрастало здание строгой и торжественной архитектуры. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точечные опоры. В 1938 — 1939 гг.
Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. на это месте построили новую церковь. Каждый раз ему казалось, что храм слишком маленький и недостаточно красивый.
В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой.
Основными декоративными элементами фасадов являлись двухуступчатые ниши и окна, полосы кирпичного меандрового орнамента. Главы венчаются крестами. Софии в Новгороде (1045–1050) и Полоцке. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, – пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Фиораванти научил москвичей закладывать в стены железные связи взамен быстро гниющих дубовых, сводить крестовые своды, делать красивые двойные арки с «вислым каменьем».
Хоры Софии Новгородской предназначались, очевидно, тоже для князя, но одновременно и для новгородского владыки, епископа или архиепископа (тут у ученых идут споры). оказались утраченными. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года. Реконструкций Десятинной церкви большое количество. И это не значит, что это строили те же мастера, что строили Десятинную церковь, пришедшие из того же центра.
По образцу киевского храма выстроены соборы Св. На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Это Спасский собор, который перед вами предстает здесь в виде плана. В Киеве мастера приравняли высоту собора его длине, но в Новгороде при меньшей длине здания собор казался бы слишком приземистым и его высоту сделали равной длине вместе с галереями. Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей.
Белокаменные стены оживлялись пилястрами, поясом арочек и узкими щелевидными окнами. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Выслушав эту непонятную речь иконописцев игумен спросил: «А каковы на вид были уговаривавшиеся с вами».
15-17 вв. Однако ж, пока было светло, еще многие москвичи взбирались на подмостки – поглядеть. Так же находились иконы, выполненные с греческих подлинников византийскими изографами.
Позднее к ним добавились требования зодчих, пытавшихся создать новый, современный национальный стиль русской архитектуры. Плинфа — это прародитель кирпича. Она была возведена здесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны.
И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи.
Этот рассказ, как полагает летописец и убедил князя избрать православие. Особое место занимает архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари. Его отличает высоко поднятая центральная часть и высокий барабан, которые создают иллюзию полёта вверх. Эти трофеи будут античными статуями и изображениями коней.
Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. Первоначальное сооружение было деревянным, но уже при жизни князя, перестроена из камня. Впрочем, общее впечатление интерьера в Святой Софии Новгородской близко к Киеву. Впоследствии храмы начали строиться в других городах – Новгороде, Ростове и других. в отдельных княжествах Руси начали появляться собственные архитектурные школы.
Очень вероятно, что в переяславльском строительстве совместно участвовали как византийские, так и русские мастера. Нередко крупные монументальные иконы заменяли в храмах росписи и дорогостоящую мозаику. Он сложен из плинфы (большемерный кирпич на известковом растворе), как и греческие храмы. Башня для подъема на хоры порой расположена рядом с храмом, но нередко частично или даже полностью включена в его объем. Иконописцы, указав черты внешнего вида и лиц их, прибавили, что один назывался Антонием, а другой Феодосием».
Только где-то на окраине, в провинции вдруг возникают такие вот «купольные базилики». сложился тип четырехстолпного одноглавого храма (Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторжевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроньевского монастыря в Москве). Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения. На больших водных путях Восточной Европы в X—XI вв.
Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход – для духовенства.
Если мы с вами посмотрим под купол на подпружные арки, они все в мозаиках. Здесь у гроба митрополита Петра и перед общерусской святыней – иконой «Богоматерь Владимирская» удельные князья и «все чины» приносили присягу верности Москве и великому князю, а впоследствии царю. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. То, что снизу представляется чешуйкой, на деле довольно большая (до 40 сантиметров длиной), вытесанная топором пластина, выпукло круглящаяся, ступенчато сужающаяся книзу. Епископ Ростовский Феодор построил храм в честь Успения в своем городе. Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря.
Для Карелии, Поморья и Заонежья Северная война имела особое значение. Интересна история, связанная с построением третьего известного храма. В Киеве при Святой Софии была крупная библиотека. И не случайно, что в Новгороде, который очень быстро приобретает особый статус, статус, по сути, города-республики, который лишь приглашает князей для военных и других нужд, Софийский собор становится не только символом города, — как новгородцы говорят: «Умрем за Святую Софию», — но именно архиепископским собором, в то время как уже довольно быстро князь вынужден будет на другой стороне Волхова построить себе другой собор, в чем-то, так сказать, противоположный Святой Софии. Н. В. Султанов писал: Из всех европейских государств Россия является единственным, которое имеет свою архитектуру, но не имеет ее истории. Во 2-ой половине 15 века по мере возвышения Москвы строительство в городе и его окрестностях приобретало еще больший размах.
Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева. Диву даешься, глядя на припазовку бревен. Христианство сильно влияло на нравы и мораль. И хотя это было вызвано необходимостью проверки фундаментов в связи с предположением построить на данном месте новую церковь, при вскрытии были решены и некоторые чисто научные задачи: сделано описание раскопанных остатков и даже подняты вопросы изучения древней строительной техники. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство.
Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» – словно кокошники русских красавиц.
К знаменитым памятникам архитектуры такого типа можно отнести Десятинскую Церков (989-996 гг. ) и Софийский Собор (1037 г. ) в Киеве. С древнейших времен они строились как из дерева, так и из камня. О чудесном факте прибытия на Русь этих мастеров передает епископ Симон Владимирский. На такие иконы равнялись древнерусские мастера. При соборе была устроена крещальня. Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. ".
Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. Меняется внешний облик храма. Тогда же собор получил галереи с четырьмя новыми главами. 16 век вошел в историю архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов (церкви Вознесения в селе Коломенское близ Москвы, Покровский собор или Храм Василия Блаженного в Москве построенный в честь присоединения Казанского ханства). А хоры храма были очень важны, так как это место, крайне значимое для заказчика. К. Красота Десятинной церкви поражала воображение современников. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев.
Это церковь на Золотых воротах. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089 взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале. Это яркий образец первоклассного константинопольского письма. Заморских гостей особенно поражало хлебосольство и гостеприимство простых горожан.
Первым каменным храмом Москвы стал заложенный в 1326 году Успенский собор— новый кафедральный собор русского митрополита (существовала версия более ранней постройки первого каменного храма). Каждый стольный или хотя бы крупный город имел их несколько. Собор относят к псковской школе русского зодчества.
Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке. Многие древнерусские храмы украшались росписями. Так выбор Русью православия был определён ещё Ольгой.
На стенах, как правило, делались пилястры, усиливающее место опирания арок. Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Церковь Покрова в Филях. Преображенская церковь поднимается на 37 метров – это высота 11 -этажного дома.
Русский плотничий топор – удивительный инструмент. Образцом для этого великолепного собора была взята София Константинопольская. В 955 г. в храме Святой Софии таинство крещения Ольги совершил сам Константинопольский патриарх, а восприемником (крёстным) стал византийский император Константин Порфирогенет (Багрянородный). В конце 15 начале 16 вв.
В таком случае храм был трехнефным, шестистолпным, с двумя боковыми галереями — с юга и севера. К тому же времени относятся и первые попытки связать историю искусства с основами марксистской методологии. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м). Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси.
Князь и его свита, стоя на хорах, видят потоки света, льющиеся сквозь окна барабана и заставляющие сверкать золотые фоны мозаики. Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. Храм имел с трех сторон притворы. К концу XV века белокаменный храм стал для Москвы тесен, сильно обветшал и грозил падением.
Известь растворяли как густое тесто и мазали железными лопатками. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. Богатство декоративных форм придавало ему такой сказочный характер, какого не имел до него ни один древнерусский храм. Лик его полон мужества и стойкости. Его неофициальное название — Десятинная церковь.
Оно соответствовало внутренней росписи куполов, где помещался образ Христа— Главы Церкви. Деревянная церковь явилось первой, т. н. Постепенно строгие Храмы середины 12 века (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, близ Суздаля) сменяются сооружениями, призванными выразить растущую мощь Владимирского княжества, его возвышение среди других княжеств Руси (Успенский собор, крепостные золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове, церковь Покрова и Нерли).
Восьмигранная основа давала больше возможностей для обстройки приделами, галереями, крыльцами, что было удобно и придавало всему сооружению величавость и живописность. Но мы стоим на пороге каких-то новых технологий. По преданию сам великий кн. – «прошение, моление») – сакральная иконография как минимум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам – Богоматерь и Иоанн Креститель, обращающиеся к нему с заступничеством о человечестве.
Убранство храмов и основные принципы их строительства пришли к нам из Византии. Она была построена около 986-996 годах. Откуда их привезли — загадка. Единственным музыкальным инструментом в храме является колокол, да и то он звучит снаружи. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Фиораванти внес такие новые элементы, как геометрическое членение объемов и фасадов собора, равные размеры закомар, пять (вместо трех) алтарных апсид, лишь незначительно выступающих на глади стены.
Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой.
Это церкви в Берестове, в Белгороде, в Суздале. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). Самый верхний ряд – праотеческий – посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др. ).
Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в. Во времена Владимира Святославича и Ярослава Мудрого в конце X — первой половине XI в. были построены крупные ансамбли дворцов и храмов в Киеве, Новгороде, Чернигове. Был еще Михайловский Златоверхий собор в Киеве, который был в 1930-е годы разрушен, но нигде, кроме Софии, нет в таком количестве не только мозаик, но и мраморов. Кижи. По приглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмового строительства во Владимире и Боголюбове были приглашены зодчие «из немец». Но не менее важны другие трофеи. Вероятней всего, влияние было двусторонним.
А когда эта рука Моя раскроется, тогда будет скончание городу». Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. Связь новгородского и полоцкого соборов с киевским проявляется не только в сходстве, но и в различиях. «обыденной» церковью, освящение ее праздновалось восемь дней и на Успение князь был уже в Киеве. По результатам археологических исследований было предложено несколько вариантов реконструкции плана здания.
На Марьяниной горе (так называется невысокий холм в центре острова) в незапамятные времена была построена одна из ранних в этих краях православних церковей. Это поднимало международный авторитет Руси. Все это поражает человеческое воображение, как диковинная сказка. Собор увенчан пятью главами.
Один ярус, другой, третий, четвертый. Архитектура и живопись развивались как важные, самостоятельные и независимые области искусства, оба начали активно развиваться именно в это время. Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом.
Однако раскопки фундаментов южной части церкви Георгия, проведенные в недавнее время, показали, что фундаменты южного нефа здесь явно менее мощные, чем центральной части здания и, следовательно, южное крыло являлось галереей, а не нефом. Строятся храмы, при них организуются школы, пишутся книги, распространяется грамотность. описываемые события происходили как раз в этот праздник.
Началось оно после принятия православия. Но, с другой стороны, ранняя история русской архитектуры имеет четкий момент начала. Георгиевский собор решён строго центрично.
Купола, крыши и декоративные элементы были подобны образцам из Новгорода. Летописец отмечал, что Успенский собор подобен монолиту – «яко един камень».
XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.
Собор отличался богатым внутренним убранством: апсиду его украшала мозаичная живопись, а остальные части — фрески. Раньше началось строительство в стольном городе Мстислава — Чернигове, где был заложен Спасский собор. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Халки — это значит «бронзовый», бронзовые ворота, главный парадный въезд во дворец, на котором был изображен образ Христа, замазанный иконоборцами и потом снова открытый. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную.
Издали он кажется плоским, едва возвышающимся над водой. Церковь Покрова на Нерли рождалась в беспокойное, но и светлое утро для земли Владимирской, когда в глазах современников небесный покров как будто действительно осенял державу великого князя Андрея. История зодчества Древней Руси — молодая наука. Он никогда не закрывался. Во славу родной земли и стоит в Кижах уже два с половиной столетия Преображенская церковь.
Однако она не прекратит взаимодействовать с архитектурой византийской благодаря все новым и новым приходам византийских мастеров. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. Софию Новгородскую строили семь лет и освящение ее состоялось в 1052 году. Образ передает идею того, как Пресвятая Богоматерь с воздетыми руками оберегает Русь.
При нём построили главный храм Киева— 13-главый пятинефный Софийский собор. Не оштукатуренные стены придавали храму лёгкость и своеобразную нарядность. В. Столетов). Ритмично уходящие ввысь своды киевской Софии были увенчаны 13 главами.
При этом капилляры дерева сжимались и оно меньше впитывало влаги. Но главное: выбор князя Владимира имел судьбоносное значение для Руси, введя её в семью христианских народов.
Эта церковь — первый православный храм на Руси. Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. Успенский собор становился главным на Руси. За южной дверью помещается диаконник – помещение для хранения церковной утвари и одеяний. Они считались пятинефными, как и София, но, возможно их внешние нефы— это распространённые в храмах этого времени обходные галереи2.
Фантастический каменный цветок расцвел на Красной площади – «на рву» у Спасских ворот. Успенский собор первоначально был трёхнефным храмом с нартексом. А вот иконописное искусство ярко расцвело на Руси повсюду и достигло высокого уровня. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде.
Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. Но и до неё в русских городах были христианские общины, храмы и монастыри. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Киевские дома украшались коврами и дорогими греческими тканями.
XI в. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали. «Чудна вельми и превысока зело. » – говорили они о новом соборе. Ярослав, находясь в Новгороде, получил известие о том, что Киев окружили печенеги, собрав новгородскую рать, он немедленно отправляется на помощь столице. Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля.
Так, в 1809 — 1810 гг. Он окружен четырьмя более низкими и массивными башнями с мощными главами. Наконец, на четвертое утро они услышали от образа глас: «Не пишите Меня с благословляющей рукой, а напишите с рукой сжатой, в знаменование того, что Я в руке Моей держу Великий Новгород. Да, такой больше нет и не будет. Храм очень красиво вписывается в окружающий пейзаж. Первые храмы, упомянутые в исторических трудах, были построены в городе Киеве. Жертвенник и диаконник занимают восточные углы основного объёма храма. На иконе он изображен юношей в доспехах на золотом фоне.
Начинался новый этап в развитии русской архитектуры — период сложения самостоятельных архитектурных школ. Более того, летопись, говоря о строительстве Владимиром церкви (закончил он ее, согласно летописи, в 996 году, хотя некоторые считают, что церковь была освящена только в начале XI века), говорит, что он вручил всю эту церковь почему-то не митрополиту и даже не епископу, а корсунскому попу Анастасу, тому самому, который помог ему взять город. С принятием христианства число городов замет- но увеличивается. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте.
Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Возможно, они же расписали и алтарь, а полностью собор был расписан к 1515 году. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня.
Ниже, в пророческом чине изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Ещё несколько церквей были возведены при митрополите Феогносте: церковь Иоанна Лествичника (1329), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и храм Богоявленского монастыря на посаде (1340).
Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 год) предрешило в глазах современников его победоносный исход. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. В конце 1-го тысячелетия н. э.
В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). Кирпич обжигали в специальной, совсем по-новому устроенной печи. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12в.
По версии С. В. Заграевского, собор первоначально был пятиглавым. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Царские врата – не единственные проходы.
Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. София Новгородская — это уменьшенная копия Софии Киевской.
Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Таким образом решалось две задачи – устранялись старые святыни и возводились новые.
На большой центральной ротонде высокие полукруглые окна с изящными росписи поверху, которые разделены парными колоннами. Любимая супруга Анастасия Романовна разрешилась от бремени наследником – это тоже был праздник. Однако фресковая живопись прочно прижилась в России. Ниже изображаются пророки и апостолы. Уже с XII века их угловые части превращаются в замкнутые комнаты— каморы. Точность и долговечная устойчивость достигались более надежными средствами. Таким образом, за сравнительно короткий период в Переяславльской земле было возведено не менее девяти монументальных зданий.
Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды. Светло-жёлтый тонкий кирпич использовался в качестве строительного материала. Таким образом, утвердилось название церкви – «Десятинная», по определенной на ее содержание десятой части княжеских доходов.
Особый проход в центре иконостаса – двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н. С 20 — 30-х гг. Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. Но очень интересно, что практически одновременно с этим собором строятся постройки императора Константина Мономаха, в частности, его любимый храм Святого Георгия в Манганах в Константинополе, который он любил так, что перестраивал два раза.
Внешний вид храма (до обстройки галереями) усложнялся лестничной башней и небольшими притворами. Первое помещение, притвор (в западной традиции – нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. В скандинавских источниках Русь называли «Гардарикой» – страной городов.
Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому исходя из других условий заказа и обстановки. Несмотря на свои 60 лет, он был любознателен, как юноша. О, писари. Между ними расположены другие четыре, еще меньшие главы.
Успенский собор.