Экфрасис храма Святой Софии // В кн. : Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Софийский собор или Храм Святой Софии, Айя-София (Hagia Sophia) – гениальный памятник византийского зодчества, символ «золотого столетия» Византии. Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев.
Собор Святой Софии, являющийся выдающимся памятником византийской архитектуры, на протяжении целого тысячелетия был главным собором империи и самым большим храмом всего христианского мира. Софии – Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе – главный храм Византийской империи. А в 1934 году мечеть в храме Святой Софии была упразднена и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. В 1935 г. первый президент Турецкой республики Ататюрк своим декретом упразднил мечеть в храме Святой Софии и учредил здесь музей византийской и исламской культуры.
Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.
Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. Плоские, лишенные объема фигуры силуэтами рисуются на золотом фоне, который за счет очень мелких кубиков смальты превращается в сплошную ровную сияющую поверхность. В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом».
Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). Об этом говорят и слова Соломоновой притчи: «. Мастера многих стран работали на константинопольскую Софию.
Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. Крест на вершине купола сменил полумесяц. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран.
Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23. Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София».
Премудрость или София (от греч. мы не можем забыть красоты той". Все священные богослужебные предметы (чаши и сосуды) были изготовлены из чистого золота, также зачаровывая своим блеском. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.
Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Собор Святой Софии имеет одну интересную достопримечательность.
Не минула эта участь и Византию. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Также за века своей истории Святая София пережила несколько крупных пожаров. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью.
Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько делать окон над главным алтарем), Юстиниану во сне снова явился ангел и повелел сделать три окна во имя Святой Троицы. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон.
Согласно Иоанну Малале храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Сюда свозилось все лучшее, что можно было найти в древних храмах. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь.
В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. " – такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. Через десять лет он был восстановлен в правление императора Феодосия II.
И таким образом воплощается идея вселенской литургии. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника».
Здесь нет контрастных по свету зон. Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. Любимов.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. А в 326году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии.
Над императорским входом в нартекс в Х столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – преподносящие ей модели выстроенных ими города и церкви Константин и Юстиниан. Что означало имя Святой Софии. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке.
Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. До строительства Собора Святого Петра оно было самым большим в мире. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10.
Но самое большое испытание ждало Константинополь в 1453 г., когда турецкий султан Мехмет II во главе своего 200-тысячного войска осадил столицу Византии. Собор Святой Софии предназначался для увековечивания образа императора Константина. Со временем собор оказался, к сожалению, частично закрыт пристройками исчезла мраморная облицовка фасадов, не сохранились блиставшие позолотой медные кровли. И когда свет попадает в них, создается иллюзия того, что купол парит в небе. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями.
Также на стенах собора сохранились цитаты из Корана, а на его дворе можно увидеть склепы пятерых турецких владык – султанов. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии.
Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды.
Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. 1:14).
В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах». Также можно увидеть ложу султана, в которой он находился во время богослужений со своими сыновьями и приближенными, в то время, как женщины находились в другой, специально отведенной для этих целей ложе. Пространство храма Святой Софии легко, воздушно и динамично. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Андрей Грабар отмечает, что возможно мозаичист скопировал некий древний образец так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. знаем только, там Бог с человеками пребывает. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора».
Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. Четыре мощные арки высоко держат его над молящимися. Император Константин I Великий понимал это как никто другой. Ататюрк в 1935 году распорядился превратить «Айю-Софью» в музей, а с древних фресок и мозаик удалить слои штукатурки. Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира.
Эти колонны служили основанием для икон.
Вот таким образом основная их часть – более тысячи человек – спряталась в храме. Ослабленная к тому времени и материально и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии.
Еще выше, над порталом, на рубеже IX – Х веков появилась мозаика с изображением величественной фигуры Христа на троне (олицетворение Премудрости Божией) с Богоматерью и ангелом в медальонах по сторонам. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток.
Подобные вложения сильно поджали казну империи. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).
Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью и лишь в 1932году началась их расчистка. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36.
У ног Иисуса припавший император. Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении.
В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Помочь в этой беде несчастному – составляло тогда для ректора всю его главную заботу. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».
Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». Они превратили православный храм в свою главную мечеть «Айя-Софья». 1:30).
В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 г. г. Император Юстиниан хотел, чтобы и внутреннее убранство Святой Софии не имело себе равных. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. В 1930-х годах декретом Ататюрка он превращен в музей. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
Одна из его колонн «потеет». В них четко прослеживается связь с античными традициями. Торжественное освящение величественного храма произошло в 537 году 27 декабря. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
Торжественная закладка собора состоится 24 февраля 532 г. Главными архитекторами строящегося собора назначаются, как писал Прокопий Кессарийский, Анфилий из Трал, «в искусстве механики и строительстве самый знаменитый не только из числа своих современников, но и даже из тех, кто жил задолго до него» и Исидор из Милета, «во всех отношениях человек знающий». Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки.
Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Размеры строения впечатляют: в длину – 81, в ширину – 72, а в высоту – 55 метров. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Султан лично совершил в нём первую молитву во славу Аллаха. До них такого опыта ни у кого не было.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть.
«И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. Образованный сорока арками, купол имеет четыре опоры.
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. После жестокого подавления бунта, когда было убито более 30 тысяч человек император Юстиниан I Великий (527—565) заново отстраивает город, возводит новые храмы, украшает столицу величественными портиками. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Со студентами академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Известковые растворы готовились на ячменных отварах, куда добавлялось дорогое масло.
В 557 и 986 годах собор частично разрушался землетрясениями, но был восстановлен. О, Соломон. Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. — Побеждай). Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором.
Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Его божественная сущность и удаленность от земного мира подчеркиваются самым мистическим в византийской живописи созвучием цветов – темно-синего цвета Его гиматия и золота хитона. Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью». И потом опять сожжен во время крупнейшего восстания «Ника», когда город был значительно разрушен.
Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Хроники в качестве главных строителей этого памятника архитектуры упоминают два имени.
Именно вот таким образом с ним связано так много легенд. Тем, кто его видит, он кажется исключительным тем, кто о нем слышит, – невероятным. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья.
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. В 1937 г. правительством Турции здание объявлено музеем, на стенах его частично открыты древние христианские изображения, соседствующие с мусульманской символикой.
После завоевания Византии турками-османами собор Святой Софии был превращен в мечеть (в 1453 г. ), по углам к зданию были пристроены минареты — башни, с которых мусульман созывают на молитву. Из Римского храма Солнца доставили 8 порфировых колонн. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. После захвата Константинополя турки переоборудовали собор в мечеть.
Поражал в первую очередь огромным пространством, где купол нависал подобно небесному своду и прекрасной освещенностью.
Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Другой – Анфимий из Тралл – не только профессиональный архитектор, но и математик инженер, естествоиспытатель, много занимавшийся расчетом криволинейных поверхностей для зажигательных зеркал.
Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.
Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам почти перестали платить жалованье.
Это как бы самое общее и сущностное посвящение превосходно сочетается с космичностью архитектурной структуры. Православные фрески и мозаики на стенах собора были покрыты слоем штукатурки. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. «Посетитель и ныне испытывает абсолютно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, – писал известный искусствовед Л. Д. Любимов. – Как некогда людям Средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором».
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Бронзовые обрамления порталов были позолочены, деревянные полотнища дверей (в трех центральных, по преданию, – из дерева Ноева ковчега) обиты бронзовыми или серебряными пластинами. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
Каменные блоки для прочности связывались свинцовой заливкой и железными полосами.
Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне». Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия).
107 колонн из ценных пород камня поддерживали своды храма. Ходит предание, что, прикоснувшись к ней, больной излечивается. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава.
Эти колонны служили основанием для икон. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Были также использованы целые архитектурные элементы извлечённые из древних построек. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Многие говорят, что в этой части ниши из стены, всегда раздается легкий шумок. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах.
Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Из Эфеса были привезены восемь колонн из зеленого мрамора, по преданию, от храма Дианы. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.
Многие капители украшали кресты или монограммы Юстиниана. До сих пор храм используется как музейный комплекс, хотя множество людей и даже международных движений добиваются превращения его в христианский собор Святой Софии. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (слева), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (справа), приносящего Богородице собор Святой Софии.
За 15 веков, минувших с 537 года, никто пока не осмелился повторить эти слова в адрес Юстиниана и созданного им собора. Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Но великое искусство нельзя убить. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли».
Неприемлемо далее позволять такое неуважение к православию, да и ко всему христианству». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.
Я превзошел тебя, Соломон. Вопрос этот пытаются сделать также одним из условий вступления Турции в Евросоюз. Стены, колонны, своды храма отделаны драгоценно. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ.
По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит — невероятным. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).
В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки и покрыта довольно плоским куполом 30м в диаметре, вершина которого отстоит на 51м от пола.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Цифра эта имела магический смысл: каждая колонна несла имя христианского святого. «Посмотрите, – говорил он, – на кипящее волнами море или на тучу, рассекаемую молниями и громами: не образ ли это всемогущества Божия. На одной из знаменитых мозаик Софии Константинопольской изображены императоры Константин и Юстиниан, подносящие свои дары Богородице: Константин — город Константинополь, столицу первой христианской империи (столица империи перенесена в Константинополь в 330 г. ) Юстиниан – собор Святой Софии. фунтов (около 130 т. ) золота. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас.
Над ним трудилось ежедневно более десяти тысяч подневольных. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Однако это уже не отвлеченные условные образы. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Один из авторов – Исидор из Милета – великий математик. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа.
Во второй половине XIII века в Константинополе родилось утонченное, рафинированное искусство, которое почти не имеет аналогов и которое удивительным образом соединило глубокую христианскую философию с традициями античного искусства. Из нескольких областей империи привозился мрамор. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо.
Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. С внешней стороны храм выглядел очень скромно, но поражал внутренним убранством. Прекратил своё существование и Константинополь.
Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Он весь полон света. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35.
Такова была традиция, называвшая Христа Словом и Премудростью Божьей не иначе как Софией, представавшей в образе Богоматери. Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Мозаикой были украшен не только храм Святой Софии, но и принадлежавшие ему постройки, например, баптистерий (крещальня). В Святой Софии впервые была решена задача создания столь огромного купольного здания. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии.
И когда янычары ворвались в церковь, священник, не останавливаясь, продолжил читать молитву. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21. В то время Византией правил император Константин. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42.
Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. » (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном).
На северной стороне уцелело несколько изображений пророков. Впервые для его создания были применены треугольные изогнутые сводчатые конструкции. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил.
Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью и лишь в 1932 году началась их расчистка.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. По всему его периметру вырезаны окна.
Особую сложность представляло купольное завершение. Легко заметить сходство облика Софийского собора и того божественного храмоподобного мироустройства, которое с такой тщательностью описано Василием Великим. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях.
Многие последующие правители изменяли интерьер собора, украшая его на свой вкус. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. В мозаиках нет грубости не только в работе мастеров, но и переходах от цвета к цвету. И император в данном случае не является исключением.
Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Для строительства величественного храма выбирался лучший строительный материал. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами.
Во времена Василия Великого такой композиционный тип еще не был выработан. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором.
Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелами. Софийский храм более 900 лет был кафедральным собором столицы, главной церковью не только Византии, но и всего православного мира. Интересно увидеть отдельную ложу для муэдзина, которая обращена к Мекке, гробницы османских султанов, здание начальной школы, фонтан, библиотеку и социальный центр для бедняков, построенные султаном Махмудом I в 1740-е годы.
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Что понимали под этим именем христиане того времени.
«Посетитель и ныне испытывает абсолютно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, – писал известный искусствовед Л. Д. Но император Юстиниан достиг своей цели: храм Святой Софии действительно создавал впечатление ослепительного великолепия. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни. Он приподнял купол на 9 метров, в результате чего тот потерял свою легкость, восхищавшую всех.
В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. при императоре Юстиниане. О других чудесах света Вы можете почитать в рубрике Чудеса света.
Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Купол храма покоится на четырех опорах и тот же летописец Прокопий так описывал производимое им впечатление: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой нити». Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров).
Этот день был последним и для самой столицы Византии. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Для строительства потребовалось три (. ) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. И действительно в восточном приделе храма на мраморе есть природный узор изображающий картину разрушенного города и даже силуэт «атомного гриба». Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.
Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». Необыкновенной глубиной духовных состояний, сказочной красотой синих, золотых, лиловых цветов, фантастическим мастерством рисунка и моделировки отличается мозаика "Деисус" в южной части хор (Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей). Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Первоначально император желал покрыть золотом и стены храма, но его отговорили, дабы не искушать будущих завоевателей к разрушению собора.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
Однако параллельно с неоклассицизмом развивалось и другое направление, воплощавшее строгие аскетические идеалы и тяготевшее к спиритуализации формы, символизму и абстракции. «Святая Софья» был главной мечетью Турции почти 500 лет. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. В VI веке храм был перестроен из старой базилики времен императора Константина Великого (IV в. ). Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек.
Впоследствии владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым». Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. Например, о том, что план храма был подсказан Юстиниану ангелами во сне.
Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
Колоннады образованы 104 колоннами – зелеными из фессалийского мрамора, белыми из проконесского замечательны восемь колонн из египетского порфира в нижних тройных аркадах западных и восточных экседр (полукружий). Храм представлял собой купольную трехнефную базилику, традиционный тип сооружений ромейской архитектуры. Все инкрустировалось драгоценными камнями. Созданный «Совет по освобождению Святой Софии» считает обязательным возвращение этой Великой Церкви своему первоначальному предназначению. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию.
не знаем, на небе или на земле были нет ведь на земле такого вида и красоты той. Из Ефеса были привезены 8 колонн изготовленных из зелёного мрамора.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Несомненно, что это было имя Христа.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Этот храм по праву стали называть просто Великой Церковью. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии и он был обращён в мечеть. Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства.
Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. И снова бунт, снова пожар.
Собор построили всего за пять лет. Жаль, что пять веков это чудо было скрыто от людей под толстым слоем штукатурки. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Внутри Собор Святой Софии колоннами и столбами поделен на три нефы. На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия.
При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). Январь 532 года. А снаружи были пристроены в разное время четыре минарета, выглядящие несколько искусственно и опорные стены.
Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Мозаики рисуют нам облик византийских императоров, Иоанна Крестителя, ангелов.
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Центром собора стал охвативший его внутреннее пространство гигантский купол.
Со всех концов империи везли редкий мрамор, шедший на убранство храма. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. По размерам купола собор превосходят Пантеон и собор св. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. Стены, возведенные из разноцветных мраморных плит, отделены бордюрчиками.
К примеру известь растворяли в ячменном настое, в цемент же добавляли масло. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).
В золотых переплетах были и книги Священного Писания. А в 1934году мечеть в храме Святой Софии была упразднена и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. Софийский собор пережил долгую и сложную историю. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. После реставрации их снова замазали известью.
По отдельным фрагментам, найденным в результате археологических раскопок в 1936 году, можно судить лишь об огромных размерах, которые имела базилика Феодосия II и о ее великолепном резном убранстве. Огромные хоры (второй этаж) окружают с трех сторон центральное пространство северная их сторона предназначалась для императрицы, южная – для императора и их приближенных, к юго-восточному углу собора примыкала резиденция патриарха. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Сто лет спустя этот собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части – ниша из стены которой раздается легкий шум. В архитектурно-художественном и техническом отношении наиболее эффектной частью сооружения является его купол, в плане очень близкий к кругу.
Так что поверхность престола заиграла многоцветием оттенков. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya rini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkap Saray). Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве.
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). "Соломон, я превзошел тебя.
Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На постройку был употреблён лучший строительный материал. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Были сбиты или заштукатурены христианские росписи и мозаики, вынесены все иконы и утварь. Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. Это выходцы из Малой Азии Анфимий и Исидор. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Такое изображение Пречистой Девы Марии известно под названием «Нерушимая стена». Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве.
Я превзошел тебя. ». К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Некоторые его узоры явились поводом для рождения всевозможных легенд например, каждый житель Стамбула свято верит, что в спилах мрамора, которым изнутри облицованы стены храма, зашифрована вся история человечества – прошлая и будущая. Вероятно она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Собор Св.
При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора.
Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Основному зданию предшествовали галереи-нартексы и дворы-атриумы. Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное. Но пока решения нет. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарнойапсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенныйкоробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешнийпритворы (esonartexиexonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя.
Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
По сторонам Богоматери два апостола — Петр и Павел.