Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Риберы Хосе де. Картины Хосе де Риберы отличаются насыщенным колоритом с преобладанием коричневых, сероватых и бордовых оттенков, глубоким драматизмом образов при точнейшей передаче бытовых деталей. Эта история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риберу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра — полотна «Женская дуэль», которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.
Одним из главных аспектов контрреформации было возрождение культа святых. Доминирующая фигура потенциальной победительницы уравновешена фигурой мрачного мужчины, стоящего прямо позади поверженной дамы и оттеняющего ее женственность. Так было с неизвестным нам веселым мальчишкой, который был хромым.
У худож-ников-караваджистов его образ стал одним из наиболее любимых. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. Картина Хусепе Риберы «Отшельник святой Павел». Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. Это тоже поясные фигуры, грубоватые лица в морщинах, бедный одежду. Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды.
Образ апдстола Иакова привлекает своим строгим благородством. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. Необходимая для подобного изображения реалистичность видения проявляется в том, что в герое настойчиво подчеркиваются признаки преклонного возраста и лишений. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры.
С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. Образ женщины заставляет задуматься, как непредсказуема природа, как тщетны попытки человека управлять ею. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля».
К философам Рибери близки (композиционно и по колориту) апостолы, еще одна серия полотен мастера. Подросток-нищий с безобразной внешностью, облаченный в бедную одежду исполнен независимости и даже дерзкой насмешливости. Свидетельством, насколько внимательно отнесся художник к находкам Караваджо, стало полотно Суд царя Соломона. Но всегда и во всем он оставался испанцем.
О жизни Риберы в Неаполе сложено немало противоречивых, сбивчивых и просто выдуманных историй. Апостол Андрей изображен в молчаливом споре со священником. Объёмы выделяются светом, как бы вырастая из окружающей темноты. Мастером тенебризма является Караваджо, хотя эта манера живописи была известна гораздо раньше – её использовали Дюрер, Тинторетто и др.
Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя. Рибера писал эту картину разнообразными по длине и направлению мазками густых красок, тончайшими переливчатыми оттенками цвета выделяя яркие блики. Индивидуальные черты лица заставляют предположить, что над образом Иакова Рибера работал непосредственно с натуры.
Жизнь преподносит сюрпризы. Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). На сложение его художественного стиля большое влияние оказало творчество Караваджо. Заполучить огонь Прометею помогла Афина. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор. Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения – прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него снова отрастала (ведь он был бессмертным).
Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Ие-ронима, во всяком случае, на протяжении всей первой половины XVII века. Святой — молодой усталый путник крестьянского типа — спит на каменистой земле среди выжженного солнцем пейзажа. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира.
Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Апостол Андрей был распят на двух столбах, соединенных в форме буквы «Х». Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. Не сохранилось и автопортретов Хосе де Риберы.
Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. Рибера создал не менее двадцати полотен, посвященных этому святому. Слишком быстро он перешел из ученических зарисовки к полноценным гравюр. По всей видимости, она входила в серию картин с изображением апостолов, как часто делали в ту эпоху.
Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). Картина поражает гладко уложенными красками и академическими морщинами саванну Лазаря. Резкий, почти театральный свет озаряет дряблое тело, морщинистый лоб и выразительные руки, придавая картине поразительно реалистичный характер. К этому времени несколько меняется его манера.
Среди знакомых Рибери-прославленный Веласкес, который дважды посетил Италию и встречался с Рибери. Рибера решил его по-своему, смело и просто. Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит – загорелые лица, грубая, обветренная кожа такие же «простонародные» святые. Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. Этот опыт отразился в его ранних графических работах.
К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Искусство Риберы взывает к испанскому спиритуализму XVII века, который выражен здесь и драматической трактовке светотени (кьяроскуро), ведущей свое происхождение от итальянского художника Караваджо. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика.
Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы. Это был этап работы над живописной композицией Пьяный Вакх. Удивляет, что модели и произведения пользовались популярностью. Художнику принадлежат и прекрасные полотна на мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестна святая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волос написана так, что ощущаешь их мягкость. ) Рибера искал свои модели в толпе на площадях Неаполя. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки.
Это был офорт. 1645, Мадрид, Прадо). В глазах ее застыли слезы.
Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами. Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность.
Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт. Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. Благодаря этим наблюдениям он мог передать тончайшие детали строения человеческого тела, мельчайшую морщинку, мягкость женской и детской кожи, а также сложность любой драпировки. В 1616 году Рибера обосновался в Неаполе его стиль заложил основу великой традиции неаполитанской живописи, в которой особенно подчеркнуто то, что один критик назвал «поэзией отталкивающего».
Так и с офортами Рибери. Саму картину знали и до аукциона, статью о ней создал еще Роберто Лонги.
Такая постановка фигуры значительно усложняет динамику образа. Это оболочка, а не суть человека. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики. В 1640-е годы композиции Риберы становятся спокойными и уравновешенными.
В однофигурных композициях, типичных для него, Рибера шел от этюдов с натуры: изображал рыбаков, уличных бродяг, носильщиков, с увлечением писал их выразительные характерные загорелые лица с грубой обветренной и обожженной солнцем кожей, следами жизненных невзгод. Среди них особенно почитали св. Плебейское происхождение художника отразилось на выборе моделей. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Рибальты (1565—1628), а затем в Риме.
Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был художник, график, рисовальщик и гравер Хосе Рибера (Jose de Ribera) (около 1591--1652), по прозвищу Spagnoletto -- маленький испанец. Однако здесь обобщенная моделировка идущая от Караваджо, уступает место более детализированной (но без мелочности) и более мягкой манере, что придает персонажу большую человечность.
Три года ушло у Риберы на этот портрет. Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен.
РИБЕРА, ХОСЕ (Ribera, Jos) (1591–1652) или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец) испанский художник, рисовальщик и гравер. С философами Рибери они похожи и высоким чувством достоинства. Особенность таланта в том, что талантливым становится все, к чему мастер приложил усилий. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1924 году из Румянцевского музея.
Настоящая мать бросилась к Соломону с мольбой не рубить ребенка, чтобы спасти ей жизнь. Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Если учесть еще и разнообразие избираемых художником форматов, то можно составить впечатление о множестве трактовок этой темы, осуществленных Риберой.
Иакову приснилась лестница, одним концом касавшаяся земли, а другим уходившая в небо, по ней восходили и нисходили ангелы. Талантливый Рибера не часто брался рисовать портреты. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы «Хромоножка» изображающую нищего подростка. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. Расцвет творчества Риберы относится к 30--40-м годам. Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства.
Она изображена в тёмной пещере с обращенным к Богу взором. Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника. Святая Мария Магдалина – великий пример раскаявшейся грешницы. Рибера писал в основном мучеников и святых. В картине «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр) художник Хусепе Рибера сочетает элементы парадного портрета и жанра.
Он мало занимался гравюрой. Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Это естественно для живописца, жившего в Италии. В картине «Святая Инесса» (1641, Дрезден, Картинная галерея) трогательная хрупкость и угловатость юности сочетаются с грацией, целомудрие -- с внутренней силой.
На картине Риберы он изображен стариком истощенным суровой жизнью в египетской пустыне. Прометей – один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов. Большую часть жизни он проработал при дворе вице-короля Испании в Неаполе.
Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Сохранилось также несколько портретов художника. Женщина выглядит большим мужчиной, чем ее супруг. Тело его как будто выхвачено мощным пучком света, в то время как остальные действующие лица этой сцены почти полностью скрыты мраком (приём тенебризм) – этим художник как бы подчеркивает непреклонную волю святого.
Христос (как бесспорно положительный и главный персонаж) представлен художником в центре и в красных одеждах. Искусство Риберы в целом лишено чувственного оттенка и все же оно в большей степени, чем у других испанских мастеров, проникнуто ощущением земной красоты.
Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. И дело не в бороде. Совсем другое дело, когда художник увлекался моделью. Так называемый «крест св. Лицо девушки-мученицы, озаренное лучистым взглядом, написано широко и свободно. Свет падает сверху, ярко освещая бледное умное лицо и красивые руки.
Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии «Философы древности». Некоторые не очень ему и удавались. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату.
Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах. Среди первых произведений серия картин Пять чувств. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах.
Композиция на полотне превосходно сбалансирована. Он выписал чуть ли не все морщины на лице женщины. Сразу узнаются разорвана композиция Караваджо, резкий свет сбоку слева, некоторая незаполненность полотна и даже любимая колористика Караваджо с доминированием черного и темно-красного. Картину Христос воскрешает умершего Лазаря продавали на аукционе Cотби.
Один из самых романтических образов этого времени – кающаяся Мария Магдалина. Среди музейных произведений Риберы выделяется картина «Апостол Иаков Старший», относящаяся к позднему периоду творчества художника. Изображенный по пояс или в полный рост, Иероним читает, пишет, молится или размышляет.
В 2001 году за 2. 500. 000 евро полотно приобрел музей Прадо, атрибуцийни исследования доказали, что это раннее произведение Рибери. Наряду с Веласкесом Рибера был единственным испанским живописцем, который создавал станковые композиции на античные сюжеты.