Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Происходит кристаллизация режима. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Учился в Харьковском художественном училище. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе". Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Жил в Москве (с 1920). Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте.
Дейнека действительно был большим мастером. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. ДЕЙНЕКА Александр Александрович (8 (20) мая 1899 — Курск — 12 июня 1969, Москва) — российский художник. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям.
И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Фигуры спортсменов запечатлены цельно, объемно.
Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Корпусное, рельефное письмо переднего плана постепенно ослабевает, переходя в едва различимые оттенки на отдельных предметах. Вхутемасовцы любили бороться.
В 1937 году художник создает одно из самых лирических своих полотен – «Будущие летчики»., российский художник, график, скульптор. Дейнека не расстается с альбомом.
На берегу спокойного бескрайнего моря расположилась группа юношей. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. к роману «В огне» А. Барбюса (изд. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Стремится развить в себе волевое начало, вырабатывает точность, быстроту ориентировки.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли.
Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение — 1964, Третьяковская галерея) — с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Мозаика «Хорошее утро» свидетельствует о ясности эстетических убеждений автора исповедующего идеал активной трудовой жизни, утверждающего гармонию силы и разума индивидуальной воли и коллективного созидания.
Таким видит город Дейнека Александр. Карандаш мастера неутомим. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. С 1923 года сотрудничал в журналах «Безбожник» (или «Безбожник у станка»), «Искорка», «Красная панорама», «Даешь», «Красная нива», «Прожектор», «Искусство в массы». Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.
Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Голова футболиста выполнена им в цементной крошке с бронзой, «Севастополец» – в технике гальванопластики. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
Мерно и стройно шагает отряд. —Писать о живописи сложно, — продолжает Дейнека. — Но нужно. Он на какую-то секунду задержи вается в одной точке, затем стремительно бежит по бумаге «шероховато или легко», «зло или радостно». С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Дейнека выступал (полутяжелый вес) против П. Вильямса (средний вес).
В 1924 году художник съездил в Донбасс. Он восхищается искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Работал в области монументальной и станковой живописи («Оборона Петрограда», 1928 «Оборона Севастополя», 1942), монументального декоративного искусства (по его эскизам были набраны мозаики для станций московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943) и др. ), станковой графики, создавал плакаты. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Но была и противная сторона. Эту любовь к спорту художник сохранил на всю жизнь.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Загорелые севастопольские ребятишки занять. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Из семьи железнодорожного рабочего. Он «тренирует себя – приучает рисовать на память», «по свежему следу».
Вот таким образом он обращается к мозаике. Фаворского и И. И Нивинского. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, ГТГ). Художник увлечен работой. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг.
Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Учился в Харьковском художественном училище. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств.
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие безыдейной спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Соединение на полотне разных по состоянию фигур создает ощущение стремительности бега. Они посвящены Стране Советов, ее героической молодежи.
Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Строг и суров ритм картины.
Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. У финиша", 1927). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
Кажется, все предельно просто. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Картина «Окраина Москвы. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. И все.
Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Однажды художник сказал: «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или в рабочем движении, на большом дыхании». Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище.
А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. В 1919-1920 гг. Таким образом идеология ОСТа полностью совпадала с творческими и политическими убеждениями Дейнеки, многие из которых, в свою очередь, послужили учреждению этого общества. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. 1931), «Через полюс в Америку Г. Ф. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938).
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. В кафе, Париж. Дома тревожно притихли. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А.
1935). Атмосфера южного утра пронизана щедрым теплом солнца, свежим, чистым дыханием моря. Изображен самый ответственный момент – передача эстафетной палочки. Но враг не пройдет. Патриаршие пруды. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Увлеченный авиацией не меньше чем спортом, Дейнека создал посвященный ей цикл картин, в которых душа человеческая парит над бездной. Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры. Они занесены снегом. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Перед художником стоят сложные задачи создания монументальных мозаик, предназначенных для станции метро «Площадь Маяковского». В это время он создал напряженные и драматичные произведения. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского.
Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея). Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс.
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках.
В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Основной темой для него и в этом виде искусства остается спорт. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.
Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. Скульптурные работы Д. посвящены главным образом темам спорта («Стометровка» (1947), «Вратарь» (1948-1950) и др. ). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927).
Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Асеева (изд. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации.
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Широкое спортивное движение, коллективизм людей переданы в картине «Бег». Художественный образ предельно величав и обобщен. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.
обсуждением конструкции гидропланов. Дейнеку привлекает идея долго-временности искусства. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. А как же живопись.
«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940).
К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Среди холмов и лугов по обширной равнине извиваясь и петляя, свободно и вольно течет река Тускорь. Крылова («Кот и повар», «Крестьянин и смерть», 1922) и картина на тему стихотворения «Левый марш» В. В. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Конечно, можно на все закрыть глаза и опираться на традиции. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В серию мозаичных панно «Люди Страны Советов» вошла также композиция «Хоккеисты». Каменные ступени, набережной, голубое небо, спокойное море гармонируют с жизнерадостным настроением юных мечтателей.
Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Много бегал, плавал, занимался гимнастикой. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
События развиваются во временной последовательности. Автор раскрывает образ волевой и физической собранности человека. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Автор книг «Учитесь рисовать» и «Из моей рабочей практики». Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
В картине практически нет никаких примет быта. Народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966) лауреат Ленинской премии (1964, за мозаики «Хорошее утро», 1959–1960 и «Хоккеисты», 1959–1960). Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — Оборона Севастополя"—исполнена в 1942 году. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Подлинным украшением этой декоративно-монументальной серии стало великолепно исполненное панно «Хорошее утро».
За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Картина написана в теплом колорите, композиция полна внутреннего напряжения.
Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25) — в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние.
Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. ной теплотой.
Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись (Перед спуском в шахту, 1925, На стройке новых цехов, 1926 обе — в Третьяковской галерее) — где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. С самого начала творческого пути Дейнеку волнуют бурные темпы новой эпохи. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). носивший название Безбожник у станка (т. к.
С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана.
Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Работы отличают прекрасное знание анатомии, высокая культура исполнения. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) — этих красочных прорывах из подземелья. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Первые уроки бокса Дейнека брал у прославленного спортсмена Градополова. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Автор и сам искренне разделял подобные убеждения. Оформлял и иллюстрировал книги для издательств Academia, ГИЗ, «Молодая гвардия», Детиздат и др. : иллюстрации к детским книгам «В облаках» (изд.
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
В 1959–1961 годах Дейнека создает серию мозаик под общим названием «Люди Страны Советов». «Весь путь ОСТ –. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.
Член-учредитель Общества художников-станковистов (ОСТ, 1925–1928), член художественного объединения «Октябрь» (1928-1930) и Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ, 1931-1932) участник выставок с 1924 года. 1930), «Кутерьма» Н. Н. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.
В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Мозаика вобрала в себя поэтические интонации мира юности, все естественные краски природы. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. 193. ), «Парад Красной Армии» (изд. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. И художник вновь справляется с вызовом. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер.
Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами. Постепенно рождаются такие интересные композиции, как «Мальчик, прыгающий в воду», «Вратарь с мячом», «Эстафета», «Стометровка», «Боксер». Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917) в 1920-1925 годах учился в московском ВХУТЕМАСе у В. А. В своей работе художник задумал открыть зрителю интересный и красочный мир, в котором живут молодые и сильные граждане социалистического общества. Художнику нравятся чистые цвета, большие планы, как бы созвучные прекрасному будущему. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
Образность панно строится на точности цветовых отношений, красоте многофигурного силуэта. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. В 1938–1939 годах он выполняет эскизы плафонов. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Река Тускорь" (1945).
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Одна из них — "Под Курском., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. И я рад, что ты серьезно занимаешься этим Наша жизнь стремительно меняется.
Бутсы и боксерские перчатки в постоянном обиходе художника. В начале 1950-х гг. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. В годы обучения во ВХУТЕМАСе продолжает уделять время спорту – осваивает волейбол и бокс. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
Байдукова (изд. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). С детства он был крепким, смелым, сильным мальчиком.
носивший название "Безбожник у станка" (т. к. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов».
Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же) — порой задорно-эротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Маяковского (1941).
В эти же предвоенные годы Дейнека увлекается скульптурой. 1931), «Электромонтер» Б. Уральского (изд. Лица бегунов сосредоточенны, каждое движение отточено. Занимался педагогической деятельностью: преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 – директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
1938) и др. Среди других работ: иллюстрации к басням И. А. Набережная Сены, Париж.
В 1928-29 гг. Фон дан скупой линией отдаленного города. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). путь зигзагообразный, путь колебаний. 1930), «Первое мая» А. Барто (изд. Работая с натуры, художник понимает, как трудно изобразить спортсмена в движении, это требует высокого мастерства.