Голландский живописец Мельхиор де Хондекутер родился в Утрехте в семье художника. Голландский художник Золотого Века – Мельхиор де Хондекутер (Melchior-de-Hondecoeter) из Утрехта вполне вписывался в свою эпоху. Голландский живописец Мельхиор де Хондекутер родился в Утрехте в семье художника.
С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 – обе – в Эрмитаже, СанктПетербург). Один из ведущих представителей голландского анималистического жанра, Хондекутер, получивший у современников прозвище Птичий Рафаэль, прославился своими птичьими дворами – крупноформатными картинами изображавшими в мирном соседстве или в соперничестве всевозможные виды домашних, диких или экзотически-декоративных пернатых Водоплавающие, 1670-е Рейксмузеум, Амстердам (Птицы в парке, Домашние птицы – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Гуси, цапли, голуби, утки, сороки, пеликаны, павлины – вот неполный список из его моделей.
Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью. Не избегла общей участи и Голландия. Сам Лэресс вовсе не плохой мастер. С большой убедительностью показывает Хондекутер кошку, забравшуюся на стол с битой дичью и укравшую птичку.
С большой убедительностью показывает Хондекутер кошку, забравшуюся на стол с битой дичью и укравшую птичку. В искусстве это выразилось разнообразно — в аристократизме ван Дейка, пришедшем на смену плебейской роскоши Рубенса, в велеречии Лебрёна, вытеснившем простоту Пуссена, в жеманности Маратти и Долче, начавшей новую печальную эру в итальянской живописи, в сентиментальности Мурильо, водворившейся в религиозном искусстве Испании, только что имевшей таких силачей, как Рибейра и Сурбаран. Хондекутер известен своими точными изображениями птиц. Он специализировался на картинах, на которых живо передавал обстановку скотного двора.
Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт – не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью. Недаром во взгляде на них царственного петуха читается одобрение. Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях.
Но это не просто этюд на тему -сексуальной политики» на скотном дворе, но и плод внимательных наблюдений за тем, как вместе живут цыплята самых разных темпераментов — от наиболее агрессивных и задиристых до тихих и застенчивых.
Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях. Став королем Англии, Виллем III сделал Мельхиора популярным и за пределами Нидерландов. Наконец, фламандцу по рождению Герарду де Лэресс, переселившемуся в Голландию (сначала в Утрехт) в 1665 году (17 лет после основания Академии в Париже и за два года до смерти Рембрандта), принадлежит оспариваемая заслуга водворения академических формул, забытых с самых дней Гольциуса и Ютеваля и лишь контрабандою прозябавших в некоторых итальянизирующих голландцах, вроде Пуленбурга и художников его школы. Почти во всех натюрмортах художника рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными.
Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам). Это было вершиной в творчестве Мельхиора Хондекутера. В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland (Utrecht).
Птицы в картинах Мельхиора жили как будто отдельно от ландшафтов, но в контакте друг с другом в немыслимых, почти сюрреалистичных позах. Король Нидерландов Виллем Третий заметил талантливого художника и сделал у него заказ для интерьера своих дворцов Сустдяйк (Soestdijk) и Хет Лоо (Het Loo). Не надо, однако, думать, чтобы Лэресс был каким-то Тамерланом академизма, насильственно завладевшим твердыней реализма Голландией.
Ряд превосходных картин его в Амстердаме, в Кане (Caen), в Дрездене, его двойной портрет в собрании И. Я. Мюред в Петербурге, а также великолепные его офорты достаточно объясняют силу его очарования, к которой нужно еще прибавить ясность и убежденность его теорий, начавших перечить (лишенным формулировки) внутренним чувствам национальных художников. С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Хондекутер Мельхиор Искусство Нидерландов Мельхиор де Хондекутер Птицы и обезьяны, 1670-е Рейксмузеум, Амстердам Хондекутер Мельхиор де (Melchior de Hondecoeter) (1636-1696) Голландский художник. И здесь с 1650-х годов замечается абсолютно новая полоса.
Хондекутер писал также натюрморты с битой дичью (Охотничьи трофеи, 1682, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Некоторое время она держится в обособленном круге аристократии и плутократии. Помимо полотен с битой дичью, художник с увлечением писал картины, называемые птичьими дворами.