А Леонардо да Винчи в своем Codex Atlanticus описывал такое искажение перспективы. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Зависимый от двора, он уже не мог, как раньше, выбирать модель. Через год-полтора мастер портретирует еще одного французского посла, создав знаменитый «Портрет Шарля де Солье, графа Моретта» (ок.
Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо). Идентификация Херви пассажиров осталась стандартной, подтвержденной в расширенных исследованиях живописи Foister, Роем и Вилдом (1997), Zwingenberger (1999) и Север (2004), кто приходит к заключению, что «общая последовательность доказательств, собранных Hervey, очень удовлетворяет» однако, Север также отмечает, что, несмотря на исследование Херви, «ival предположение не останавливалось сразу и все еще не полностью мертво». Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». илл. ). Фактура разнообразных материалов передана с необычайной достоверностью. В те времена этому придавалось огромное значение.
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. об этом также в ИиЖ 10/2000, 11/2004.
Учился у отца. Секрет популярности Хольбейна как портретиста — в том, что он умел выделить и показать в каждом что-то особенное, не отступая при этом от жизненной правды. Круглящиеся очертания плеч, плавные линии шеи подчёркивают спокойную гармонию портрета. Хольбейн был сыном известного художника Ханса Хольбейна Старшего и первые уроки живописи брал у отца. Учился у отца.
В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Фигуры мужчин импозантны (Хольбейн с характерной для его стиля тщательностью выписывает каждую деталь их одеяний), лица серьезны и исполнены достоинства. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии.
Он восхищен их позами пышностью сцены. музей, Золотурн), «Мадонна Я. Майера» («Дармштадтская Мадонна» 1526, Музей земли Гессен, Дармштадт). Гольбейн, возможно, предназначил черепа (один как серый разрез и другой как медальон на шляпе Жана де Дентевиля) и распятие в левом верхнем углу, чтобы поощрить рассмотрение нависшей смерти и восстановления. Они отказались от профильных изображений, получивших широкое распространение в Италии. Ханс Х. Младший (около 1497—1498, Аугсбург, — между 7. 10 и 29. 11. 1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Его можно отчетливо увидеть, если отойти от картины на несколько метров вправо.
Личность Сеймур весьма примечательна. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу.
В 1515—26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина «Мёртвый Христос», 1521, Публичное художественное собрание, Базель классически уравновешенный образ «Мадонна бургомистра Мейера», 1525—26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов — черты сдержанной духовной силы («Эразм Роттердамский», 1523, Лувр, Париж и др. ), живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель). Были в Аугсбурге и свои Медичи. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
период (1532–1543) стал придворным портретистом короля ГенрихаVIII (с 1536) и выполнял портреты англ. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Как правило, на них изображали близких людей. Мир небесный представлен музицирующими ангелами, фигурами Бога, Марии и Иоанна Крестителя. Здесь закрепилось погрудное изображение на гладком цветном или тёмном фоне. музей, Базель) предназначался Эразму Роттердамскому в качестве памятного документа. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Причём эти его работы далеки как от мистической экзальтации, так и от натурализма. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.
Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи «Стального двора» в Лондоне, 1541—43, не сохранились и др. ). 25 сентября 1519 года Гольбейн вступил в городскую гильдию художников, а 3 июля следующего года получил официальное городское гражданство. С конца 1500-х гг. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. музеи, Берлин), франц. Томас Мор, будучи правоверным католиком, отказался присягнуть ему в этом качестве, в результате чего был обвинен в государственной измене и казнен.
Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Отношения с королем после этого оказались испорченными. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».
Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. карандашного портрета. к ст.
галерея старого иск-ва Палаццо Барберини, Рим, см. Хольбейн, воспитанный в католической вере, был глубоко религиозен. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). периода– первый в иск-ве Сев.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Здесь он познакомился со знаменитым Эразмом Роттердамским. Помимо работы портретистом, Хольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха. Род Фуггеров играл здесь роль, подобную знаменитым флорентийским герцогам. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. культуры его произведениям присущи классич.
Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
Справа изображены жены Мейера. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Верхняя полка стола и предметы на ней обозначают духовную область мира и духовное единство этих двух людей, тогда как нижняя полка — житейские, материальные реалии. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. галерея), станковый иминиатюрный портреты Анны Клевской (Лувр и Музей Виктории и Альберта, Лондон оба 1539) отличаются парадностью композиций и антуража, остротой и убедительностью психологич.
Мастерская Ганса стала семейной. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. К этому времени относятся его портреты графа Моретта (Дрезден). Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Зритель воспринимает прежде всего давящую тесноту пространства. Им принадлежат наиболее смелые открытия в усовершенствовании технологии масляной живописи. Однако даже пребывая в гармонии, не стоит забывать о бренности всего земного. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом».
1526–1527, серебряный штифт, уголь, сангина, Королевское собрание, Виндзорский замок).
Интеллектуальная культура Возрождения обосновалась здесь раньше, чем в Аугсбурге. Портрет). Искусство Хольбейна всегда сохраняло яркую индивидуальность и независимость от каких бы то ни было влияний. Портрет был очень популярен, его копировали в частности, в музее Прадо, в Мадриде, хранится копия работы Рубенса.
Брейн Старший, К. Амбергер) и предопределило развитие живописи в Англии 16–18вв. Нет никакой потребности в великом matre, чтобы услышать что-либо о нем». Об этом свидетельствуют его работы. Несмотря на то, что в пору создания этого портрета Христине исполнилось всего 16 лет, она уже была вдовой. В отличие от человека справа от картины, Франсуа был старше, чем Жан де Дентевиль.
Эразм Роттердамский сам заказал Хольбейну два портрета. Прежде всего это портрет интеллектуала, погружённого в свои мысли. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета.
Ханс Х. Младший (около 1497-1498, Аугсбург, – между 7. 10 и 29. 11. 1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Мор», серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др. ). Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Анаморфоза), Ш. де Солье (1534, КГ, Дрезденсм. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле.
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. илл. Главной идеей писателя была религиозная свобода, что привлекало немецкого мастера. Он не был ни первым, ни единственным кто использовал в своей работе анаморфозу.
музей, Базель), «Алтарь И. Герстера» («Золотурнская Мадонна» 1522, Гор. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
Ханс Хольбейн Младший (около 1497—1498, Аугсбург, — между 7. 10 и 29. 11. 1543, Лондон), сын Ханса Хольбейн Старшего. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. к ст.
в его произведениях (алтарь св. А в Англии, не имевшей тогда собственной школы, он сам стал её создателем. Самым известным и известными из символов Гольбейна в работе, однако, является искаженный череп, который помещен в нижний центр состава. Это предположение американского исследователя Оуэна Гингерича. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. 1370 — 1426) и Яна ван Эйков (ок.
Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Физический, материальный аспект видения еще больше усиливается когда приближаешься, но странный предмет становится еще менее понятным. Надпись на человеке на книге права «В ВОЗРАСТЕ / 25 SV» (его возраст равняется 25) это на кинжале де Дентевиля «В ВОЗРАСТЕ /29 SV» (ему 29 лет). В Англии к этому времени уже существовала традиция подобных изображений, заложенная фламандцем Лукасом Хорнеболтом, который также служил при дворе Генриха VIII и, возможно, посвятил Гольбейна в технические особенности жанра.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. работал как портретист (портреты Т. Мора, 1527, собрание Фрик, Нью-Йорк, см. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Рогира ван дер Вейдена (Алтарь доминиканского мон. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона.
А ведь именно здесь Хольбейн приобрёл немало знакомых-интеллектуалов, гуманистов, среди которых был и великий Эразм Роттердамский — автор знаменитой Encomium morale (Похвалы глупости). В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Хольбейн создал четыре живописных портрета Эразма (1523, Лонгфорд Кастл, собрание Рэднор два очень близких между собой — луврский и базельский, 1523—1524 и еще один базельский, 153I—1532) наиболее известен из них парижский, где дано профильное изображение ученого, поглощенного своим трудом. Через день после казни Анны, в 1536 г., Джейн Сеймур стала третьей женой Генриха VIII. Тем не менее картина впечатляет силой экспрессии и величия смерти. Парадный портрет французских послов Жана де Дантевиля и Жоржа де Сельва, – одна из самых больших (206 x 209 см) у Ганса Гольбейна Младшего. и социальных характеристик. к ст.
В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. В 1524-26 исполнил серию рисунков Образы смерти (известна под название Пляска смерти изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. В Лондоне преим. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества.
Парадная сторона жизни ценилась превыше всего. В руках Моретт сжимает золоченый кинжал и этот точно найденный выразительный жест нарушает строгую статику фронтально изображенной фигуры, концентрирует в себе готовность к действию. Ханс Старший (ок. Мор», серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др. ).
Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, – 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. В Базеле искусство молодого мастера обрело большую популярность, но, несмотря на внешне благополучную судьбу, художник стал помышлять об отъезде. Обнаженное тело Спасителя представлено в саркофаге с убранной передней стенкой.
В 1515-26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина Мёртвый Христос, 1521, Публичное художественное собрание, Базель классически уравновешенный образ Мадонна бургомистра Мейера, 1525-26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов – черты сдержанной духовной силы (Эразм Роттердамский, 1523, Лувр, Париж и др. ), живописно-декоративные произведения (фрески Дома танца в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель). В 1535 году он был обезглавлен. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В Лондоне он рисовал образцы для ювелиров и золотых дел мастеров.
Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, БерлинДаллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534—35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др. илл.
Живописное мастерство Хольбейна и его глубокий проницательный анализ личности проявляются теперь в полной мере. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. — Ред. ).
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Возрождение), ГенрихаVIII (1536, собрание Тиссен-Борнемисса, Мадрид и 1539–40, Нац. Безупречная техника масляной живописи, внимание к малейшим подробностям и деталям, тонкий вкус в изображении фактуры предметов и вещей (меха, парчи), точно скопированный мозаичный пол Вестминстерского аббатства свидетельствуют о высоком мастерстве и профессионализме художника.
Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения – при "прямом" взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при "особом" (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии. Костюм королевы великолепен. Ранние работы отличает влияние нидерл.
Величие короля передается позой. Франции (1523–24) познакомился с техникой франц. Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения— при «прямом» взгляде человека, погружённого в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, — но при «особом» (подразумевается— правильном, глубоком) взгляде всё меняется с точностью до наоборот— смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома иллюзии. С конца 1500-х гг. илл. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии.
Между 1517 и 1519 годами Гольбейн работал в Люцерне, помогая отцу оформлять дом главы местного магистрата. Ханс Хольбейн Старший (около 1465, Аугсбург, — 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона.
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). иск-во 16в. Картины его – это гордость города. Автор графич. Оказывается, рассматривая череп через стекло в положении на уровне левой глазной орбиты и носовой впадиной черепа можно увидеть второй череп внутри первого.
Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, — 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии.
Все атрибуты предельно лаконичны и сдержанны. Среди ключей к разгадке исследовательских ассоциаций фигур выбор приборов для исследований включая два земных шара (одно земное и один астрономический), сектор, torquetum и многогранные солнечные часы, а также различный текстиль включая мозаику пола, основанную на дизайне из Вестминстерского аббатства (тротуар Cosmati, перед Главным престолом) и ковер на верхней полке, которая является прежде всего восточной, пример Восточных ковров в ренессансной живописи. Хольбейн пишет великого гуманиста и лорда-канцлера в период пика его придворной карьеры. выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи Стального двора в Лондоне, 1541-43, не сохранились и др. ). Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала.
Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. архитектурой в Юж. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Руководил крупной мастерской, вкоторую входили его младший брат– Зигмунд (ок. Оказал влияние на нем.
С конца 1500-х гг. Его живопись отличается деликатной моделировкой и светоносной насыщенностью цвета.
Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Джон Норт, например, отмечает, что» его была достаточно естественная гипотеза, которая будет сделана человеком с ограниченными местными знаниями, так как эти два брата жили на родовых имениях вместе в конце их жизней, но это почти наверняка ошибочно». В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась.
Существует превосходный рисунок рук Эразма, сделанный специально для этого портрета (он хранится в Кабинете рисунков и гравюр Лувра). музей, Базель), Б. фон Хертенштейна (1517, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Б. Амербаха (1519, Худож. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Это первый слой. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534—35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др. Нередко, он дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. тщательном изучении модели в подготовит. Вместе с братом Амброзиусом создал рисунки на полях кн. Меняется круг его моделей, особенно после того, как он стал придворным художником.
Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Подобное сочетание вносит свою долю драматизма в общую характеристику Моретта — подлинного героя эпохи Возрождения. Для обнаружения второго нам понадобиться линза. 1516, Худож. Херви идентифицировала человека справа как Жоржа де Сельва (1508/09–1541), Епископ Лавора, после прослеживания истории живописи к рукописи семнадцатого века. Базель был и литературным центром германских земель и центром книгопечатания.
В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. На лице нет намека на улыбку.
Один из шедевров Хольбейна, Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии (1536), принадлежит собранию Музея истории искусств Вены. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. илл. ). Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
Сюжеты мученичества (истязание Христа, Распятие, Пьета) становятся наиболее популярными. Нидерландские и немецкие художники достигли исключительного мастерства и в искусстве портрета. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге св. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Поворот в её становлении и развитии связывают с деятельностью братьев Хуберта (ок. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Итог его художественной деятельности состоял в том, что он создал абсолютно уникальный мир объективности.
Две пустые кости. Фамилия Гольбейн звучит сходно с английским словосочетанием hollow bone (пустая кость), а фамилия Дентвиль имеет сходство с французскими словами dent wide (пустой зуб). Собственно портретная задача решена здесь с блеском. с отцом 1520–1521, собор во Фрайбурге), «Мёртвый Христос» (1521, Худож. Особенно интересен в этом плане «Портрет Георга Гиссе» (1532, Берлин, Государственные музеи).
Богатство фактуры дорогих тканей дополняется пластическими ритмами картины. галерея, Лондон, см. 1400 — 1464), Хуго ван дер Гуса (ок. Художник акцентирует силуэт фигуры Джейн Сеймур, выделив её на тёмно-голубом фоне.
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Мастером ребусов был другой художник – Эрхард Шён. Неоднократно он пишет Генриха VIII, его жен, знатных людей королевского окружения.
Себастьяна, 1515-16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. Особое место среди портретов занимают аллегорич.
Его модели изображены в натуральный рост и окружены роскошными аксессуарами. Это время, когда Хольбейн создает свои лучшие портреты. Меняется круг его моделей, особенно после того, как он стал придворным художником. В нём отсутствуют мрачные или драматичные сцены. Жан и его друг были главами Французского посольства в Англии. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой.
Побывал в Ломбардии (1518–1519), вдохновившись произведениями Леонардо да Винчи и сев. -итал. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
Тёмный фон, созвучный чёрной отделке на платье, контрастирует с нежными тонами лица и светлыми деталями одеяния. Абсолютно иные принципы использованы немецким художником Хансом Хольбейном Младшим в парном портрете «Послы». Писал алтарные образы: «Алтарь Оберрида» (совм. 4 июня посол написал своему брату снова, говоря: «Господин де Лавор приехал, чтобы видеть меня, но ушел снова».
живописи, в т. ч. Такова Джейн Сеймур, королева Англии. Вернувшись вБазель (1528–32), создал пронзительный по эмоциональности портрет своейсемьи (1528–29, Худож. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Тем более неожиданной и смелой кажется известная картина «Мертвый Христос» (1521—1522, Базель, Художественный музей).
видах иск-ва. Неоднократно он пишет Генриха VIII, его жен, знатных людей королевского окружения. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
ХОЛЬБЕЙН, Гольбейн (Holbein), семья нем. Работал вАугсбурге (с 1494), Франкфурте-на-Майне (1500–01), Эльзасе (с 1509), Изенгейме (с 1516). «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1515–16 см. 1524–25) и Лаисы Коринфской (1526, оба– там же). Стоит отметить, что Хольбейн писал тогда и совсем не интересных ему людей. В напоминание об этом в нижней части картины изображен анаморфозис (геометрическое искажение) человеческого черепа.
Епископство он получил в 1526 г., когда ему было лишь 17 лет. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля.
Ренессанса. В начальный период своей художественней деятельности Хольбейн исполнил довольно много больших алтарных картин (Алтарь Страстей, ок. Ханс Младший (1497/98, Аугсбург– 1543, Лондон), сын Ханса Старшего, один из ведущих мастеров нем. В 1526 году, после его кончины, принадлежавшая ему лионская типография отошла к кредиторам.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др. Об этом черепе в XX веке написано немало – собственно именно он и сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. 1470– 1540, Берн), Л. Бек (до 1503) и ставшиеего учениками сыновья– Амброзиус иХанс Младший. Пользовался покровительством Эразма Роттердамского создал серию его портретов (1523, там же 1523–24, Лувр, Париж 1523, собрание графа Раднора, Лонгфорд-Касл) по его рекомендации ездил в Англию (1526–28) к Т. Мору. В исполненных здесь портретах («Астроном Николас Кратцер» и др. ) Ханс Хольбейн Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке («Т.
Развёрнутый в три четверти, этот портрет построен на строгом равновесии форм. Портреты Г. Гиссе (1532, Гос. В 1890 Сидни Кольвин был первым, чтобы предложить число слева как Жан де Дентевиль, Господин Polisy (1504–1555), французский посол в суде Генриха VIII на большую часть 1533. Ок. ясность, объективность, созерцательность, рационализм. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей. Картина предназначалась для замка Полиси около Труа, принадлежавшего семье Дентвиль.
Они не только позируют, но и демонстрируют предметный мир, связанный с их интересами, будто предлагают свой вариант жизненного уклада, где гармонично сочетаются vita activa («активная жизнь») и vita contemplativa («жизнь созерцательная»). Творч. В 1524—26 исполнил серию рисунков «Образы смерти» (известна под название «Пляска смерти» изданы в 1538 в гравюрах на дереве Хольбейн Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны.
1435/1440 — 1482), Ханса Мемлинга (1433 — 1494) и Ханса Хольбейна Младшего (ок. Художник строит изображение на максимальных цветовых контрастах. Этот двойной портрет одно из лучших произведений Хольбейна. илл. ). Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге св. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Однако ученые утверждали, что эта идентификация 1589 была неправильной. Затем в глаза бросаются следы ужасных смертных мук, видимые признаки тления плоти. в Кайсхайме, 1502, Старая пинакотека, Мюнхен). илл. метод Ханса Младшего-портретиста состоял в предварит.
(Б. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». В 1515—26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина «Мёртвый Христос», 1521, Публичное художественное собрание, Базель классически уравновешенный образ «Мадонна бургомистра Мейера», 1525—26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов — черты сдержанной духовной силы («Эразм Роттердамский», 1523, Лувр, Париж и др. ), живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель). Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо).
38-летнее правление монарха запомнилось многими событиями, но, прежде всего, тем, что у короля за это время сменилось шесть жен, две из которых были обезглавлены по его личному приказу. Это было 12 марта 1538 года. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром.
Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Художники часто включали черепа как напоминание смертности или по крайней мере, смерть. выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи «Стального двора» в Лондоне, 1541—43, не сохранились и др. ). Картина висела в отделанном плиткой зале между двух дверей. Дальше об анаморфозе Гольбейна.
В 1524—26 исполнил серию рисунков «Образы смерти» (известна под название «Пляска смерти» изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. Изменившаяся духовная атмосфера и начавшиеся гонения протестантов в сфере искусства склоняют его к решению оставить Германию. Хольбейн уделяет внимание декоративной стороне живописи. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Живописное мастерство Хольбейна и его глубокий проницательный анализ личности проявляются теперь в полной мере.
Расширяющиеся внизу рукава великолепного платья своей тяжестью придают фигуре устойчивость, так что совсем небольшой портрет (60 x 40, 7 см) кажется монументальным. В образе Богочеловека нет одухотворённости и какой-либо мистики. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. изображения М. Оффенбург в образе Венеры (ок. в его произведениях (алтарь св. придворной аристократии.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Себастьяна, 1515—16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения.
1390 — 1441) — основоположников нидерландской школы живописи. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Выбор для включения двух чисел может, кроме того, быть замечен как символический. к статье о нём), Кристины Датской (1538, Нац.
с Хансом Старшим, 1517) «дом танцев» (оба не сохр., эскиз фасада: ок. 1520, Гравюрный кабинет, Берлин). Оба стоят по краям почти квадратной по формату картины. У живописцев покровителями были состоятельные семьи.
послов Ж. де Дентвиля иЖ. де Сельва (1533, Нац. Самое значит. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
Этот череп символизирует следующее: все, что изображено на картине, то есть власть, роскошь, должности, научный прогресс, религиозные распри — все это несущественно и бессмысленно, так как каждого в жизни ждет неизбежный конец. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. портретном рисунке («Портрет Т. Мора», ок. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции.
В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны. Учился у отца. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. В исполненных здесь портретах («Астроном Николас Кратцер» и др. ) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке («Т.
Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Однако, к концу жизни художник запутался в долгах — виной тому, быть может, стало его пристрастие к дорогому вину и маленьким радостям свободной жизни, о чем также сохранились свидетельства. в его произведениях (алтарь св. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Мор, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др. ).
О создателе этого чуда стали говорить как о «художнике, не имеющем себе равных по искусству и познаниям». Значительное место в творчестве нидерландских и немецких художников занимали евангельские сюжеты, благочестивые исполненные смирения и достоинства герои. Творчество Ханса Младшего оказало влияние на нем. Выполнял монументальные росписи: дом Я. фон Гертенштейна в Люцерне (совм.
Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Однако на портрете изображена особа строгая и замкнутая, хотя и не лишённая обаяния. На этот раз перед нами поясное изображение. Memento mori – это выражение было девизом де Дентвиля. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Тем самым внутренняя, образная связь между героями отсутствует, они объединены скорее формально. рисунках, – кразнообразию облика, движений и эмоций персонажей («Алтарь Святого Себастьяна», 1515–16, там же). 1498 — 1543). В «Женском портрете» Рогира ван дер Вейдена художнику удалось мастерски передать едва уловимые противоречивые движения души изящной молодой дамы. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. Название "Послы" картина получила довольно поздно – искусствоведам удалось установить, кто именно изображен на этом двойном портрете, сличив работу Гольбейна с рисунком французского художника Жана Клуэ, на котором с обратной стороны было указано, что моделью послужил Жан де Дентвиль (Jean de Dinteville (1504 – 1555):В 1533 г. Жан де Дентвиль, которому было "всего" 29 лет, заканчивал свое пребывание в качестве посла при английском дворе. Помимо сходства он подчёркивал и самые характерные индивидуальные черты изображённого лица.
центров Европы 16в. Работал в разл. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Томас Мор был покровителем Хольбейна в период первой лондонской поездки.
илл. Себастьяна, 1515—16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Годом раньше окончательно перебравшись в Англию и обнаружив там многих своих прежних друзей и покровителей в довольно плачевном положении (в опале, в тюрьме и т. п. ), художник был вынужден искать новых заказчиков. Единственное, что нарушает гармонию, – это странное тело у ног персонажей. Художник создал свой тип человека — спокойного, уверенного, но замкнутого. Картины величавы и строги исполнены достоинства и духовной сосредоточенности.
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. иск-во, вт. ч. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. иск-ве 16в., он по творческим исканиям и по мировоззрению лучше др. Хольбейн словно намеренно демонстрирует всю искусность своего живописного дарования. Anamorphose (геометрическое искажение). Оптическое явление, вследствие которого происходит искажение изображения например, отношение высота/длина не совпадает с видимой реальностью.
на М. Грюневальда, Х. Бургкмайра, Й. Брея, М. Шаффнера. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. к ст. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
Среди портретов Хольбейна, представляющих фигуру модели в полный рост, — самый эффектный и выразительный — двойной «Портрет французских послов в Англии Жана де Дентвилля и Жоржа де Сельва» (1533, Лондон, Национальная галерея). илл. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. К ним относятся прежде всего Хольбейн и другой уроженец Аугсбурга — Бургкмайр.
В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. музей, Базель). Одна возможность состоит в том, что эта живопись представляет три уровня: небеса (как изображается астролябией и другими объектами на верхней полке), живущий мир (как свидетельствуется книгами и музыкальным инструментом на нижней полке) и смерть (показанный черепом).
Занимая особое место в нем. 1515 в произведениях мастера проявляется итал. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Работал как книжный иллюстратор создал серию рисунков к циклу «Пляски смерти» (1524–26 ксилография, резчик Г. Лютцельбургер), где аллегория сочеталась с натурными наблюдениями. В некоторых запечатлена повседневная жизнь людей города Гента.
Если смотреть на него справа, с близкого расстояния, видно, что это череп. (Согласно всем правилам, обязанности епископа не мог исполнять человек моложе 25 лет – но король был заинтересован в переводческих и дипломатических талантах де Сельва, – и церкви пришлось смириться). Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо). Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. к статье о нём Н. Кратцера, 1528, Лувр) также занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам Церкви.
С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. музей, Базель см. Иллюстрация). 150 портретов. Здесь он завёл дружбу с Томасом Мором — канцлером, гуманистом, автором знаменитых книг. То, что является большей частью «фламандского языка» использования Гольбейном масел, является его использованием среды, чтобы отдать дотошные детали, которые являются главным образом символическими: поскольку Ян ван Эик и Владелец Флемалла использовали обширные образы, чтобы связать их предметы с богословием, Гольбейн использовал символы, чтобы связать его фигуры, чтобы показать те же самые вещи на столе.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. 1534—1535, Дрезден, Картинная галерея). Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Известно, как был поражен Достоевский этим изображением, сказав: «От такой картины вера может пропасть». работал в Базеле– одном из крупнейших гуманистич. А ещё — эстетическое осмысление мира.
Анаморфоза восходит к ренессансным поискам перспективы. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. иангл.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
Возрождения светский групповой портрет «Семья Т. Мора» (1527, не сохр. ) рисунок с него (1527, Худож. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге св. В 1515–26 преим. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
А его сочинения иллюстрировал сам Дюрер. живописцев и графиков эпохи Возрождения. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Новая художественная культура Нидерландов и Германии наиболее ярко проявилась в живописи.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. мастеров воспринял основы итал.
произведение 1-го англ. Год создания этого шедевра – 1533-й – это веха в творческой судьбе Гольбейна. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. В исполненных здесь портретах (Астроном Николас Кратцер и др. ) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке (Т.
Это лицо, а также руки — главные акценты картины. Накладывая краски прозрачными слоями (лессировками), они доводили живописную поверхность до глянцевого блеска. Художник изображал двух людей, равных по своему общественному положению. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Жизнь человека находится в совершенной гармонии с окружающей природой.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Характер у Джейн был живой, мягкий, весёлый. Во2-й англ.