Эта картина служит ярким примером художественного мастерства знаменитого голландского живописца Питера де Хоха. Картины Питера де Хоха чрезвычайно просты по сюжету — это эпизоды домашнего быта.
Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Дата смерти художника остаётся неизвестной.
Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика.
Работал в Делфте и Амстердаме. В работах мастера нет торжества материального мира. С 1669 г. он жил на окраине Амстердама, умер в сумасшедшем доме. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. В это время художник пытается угнаться за модой на изображение роскошных аристократических интерьеров, хотя сам живёт в районе трущоб.
Питер де Хох иногда использовал для своих картин архитектурные мотивы амстердамской ратуши. На ближайшем плане две фигуры среднего размера в полный рост – почтенного возраста хозяйка дома и рядом с ней молодая женщина – служанка. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания.
В раннем возрасте стал увлекаться живописью. Но, пока еще, эти детали выглядят органично, т. к сохраняется главное – атмосфера спокойной и тихой жизни. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. В увитой зеленью беседке появились стол и два сидящих за ним кавалера.
Рассудок его начал мутиться. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Судьба художника сложилась трагически – свои дни он окончил в амстердамском сумасшедшем доме. Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. В обстановке царит благополучие и чистота.
С 1645 по 1647 г. он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. В 1655 г. де Хох поселился в Дельфте и был принят в местную гильдию художников. Девочка играет с собачкой. Немалое воздействие оказал на Хоха и Карел Фабрициус – удивительный, но, к сожалению, ныне почти забытый художник. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги.
То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. В истории голландской живописи «дельфтская школа» занимает особое место. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем). Но это мало что меняет.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Работу отличают цельность и ценность деталей. Но при этом художник утрачивает целостность восприятия картины мира.
Жизнь голландцев протекала именно в доме. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства.
Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. В разные годы он жил и работал в Лейдене, Гааге и Амстердаме. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Изменился и вид, открывающийся в проеме двери.
Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Для «дельфтской школы» характерен прежде всего интерес к пространственным композициям, к созданию четких и продуманных композиционных решений.
Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Женился, переехал в Амстердам. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен.
Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. Если сравнить картину с ее вольной репликой 1 из собрания графа Страффордского (1658), то мы заметим, что художник внес ряд значительных изменений, хотя в целом композиция осталась прежней. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты.
И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса.
Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. В нем начинают преобладать неприятные белесоватые и голубые оттенки, тень становится глухой, а свет, наоборот, слишком резким. Питер де Хох, самый «дельфтский» из названных художников, с упорством человека, больше полагающегося на каждодневный труд, чем на свою гениальность, сумел выразить наиболее типичные для всей школы тенденции. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49). Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Здесь же художник написал свои лучшие работы.
Да и о богатстве в более ранних произведениях Хоха речь не шла – то была лишь небольшая зажиточность. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Далеко не все из этих работ являются шедеврами.
Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Несчастья пошатнули здоровье художника. В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета. Верх платья – по скромному черный.
Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. Питер де Хох специализировался на изображении внутреннего убранства голландских купеческих домов и достиг величайшего мастерства в передаче игры солнечного света на своих полотнах, в воспроизведении и противопоставлении материалов — дерева, стекла, камня, ткани. Живописная манера Питера де Хоха тоже претерпевает определенную эволюцию.
Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Под конец жизни впал в нищету и не был в состоянии платить по счетам.
Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. Изменился узор входной арки и пола. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность».
Наиболее значительные работы — домашние интерьеры, семейные портреты — были созданы им в средний период (1655-1663), когда он, видимо, обзавёлся семьёй и обосновался с нею в Дельфте. В его картинах сцены семейной жизни происходят в опрятно убранных комнатах и небольших ухоженных двориках. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей.
Вскоре был принят в популярную местную гильдию художников. Среди этих художников мы встретим лучшего ученика Рембрандта — талантливого, но рано умершего Кареля Фабрициуса, блестящего мастера архитектурных композиций Эмануэля де Витте, прирожденного жанриста Питера де Хоха и, наконец, гениального Вермеера, художника абсолютно забытого и возрожденного из забвения в конце прошлого столетия. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. Неизвестно, когда в точности была написана картина.
Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Круг тем Хоха очень узок. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам.
Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха.
Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.
О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). О развитии художественных способностей речи не шло.
Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Служанка (или это хозяйка дома. ) стоит около стола. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Один из них повесил портупею и шпагу на оконную раму.
Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство.
Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. О жизни этого известнейшего мастера жанровой живописи, чьи творения бесценны известно очень мало.
Для всех любителей искусства, творчество Питера де Хоха является предметов постоянного интереса во время организации туров в Нидерланды. Питер де Хох не был избалован богатством и известностью. Он стремится связать фигуры людей в неразрывное единство с их окружением, с обжитом ими, напоенным светом и воздухом, пространством. В это время в голландских городах, освободившихся от испанского владычества, бурно развивались промышленность, ремесла, торговля искусство. В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан.
В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Ему покровительствовал купец Юстус Делагранж, в инвентаре имущества которого зафиксировано 11 полотен де Хоха. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек».
Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене.
Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы.