К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Это выглядит достаточно странно: в те времена детей часто вскармливали кормилицы, а врачи и моралисты пропагандировали материнский уход из-за его особых физических и психологических преимуществ как для матери, так и для ребенка. «Хозяйка и служанка» – важная веха творческой судьбы Хоха. Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
«Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Нет, перед нами муж и отец, «честный человек», для которого важно благополучие его ребенка и, как следствие, всей общины бюргеров, к которой принадлежит эта семья. Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам.
Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства.
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Последние годы жизни Хоха сложились трагично. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе.
«Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. В 1642 – 45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей.
Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. На ближайшем плане две фигуры среднего размера в полный рост – почтенного возраста хозяйка дома и рядом с ней молодая женщина – служанка. У обеих женщин грудь не прикрыта и это их не смущает.
Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Несмотря на растиражированную в то время метафору «сферы из слоновой кости» и некоторые оттенки сексуальности, грудь приобретает абсолютно другое значение. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Глядя на картину, видно как плетется ткань человеческого бытия. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам.
И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. С. Шэма указывает на то, что голландцы убрали изображения Святой Девы и Младенца из своих церквей «только для того, чтобы снова воспроизвести их в образе простой матери на картинах с изображением интерьеров церкви». Работу отличают цельность и ценность деталей. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков.
Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. О развитии художественных способностей речи не шло. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Несчастья пошатнули здоровье художника. Вот что пишет в своей книге, посвященной картине де Хоха «Женщина готовит мальчику бутерброд», Вэйн Фрэнис (Wayne Franits): «Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок, описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев.
Медики не отступали от распространенного в то время мнения, будто молоко образуется из материнской крови, которая питала дитя в утробе. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». В работах мастера нет торжества материального мира. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ).
Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Кормящая мама сегодня – обычное явление. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку.
ЯкобКатс выразил широко распространенное мнение в своих виршах: «Сколь много из своего хорошего характера милое дитя, здоровое и красивое, / Потеряло из-за испорченной кормилицы». Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Многие из таких картин висели в церквях как полурелигиозные изображения (илл.
Здесь же художник написал свои лучшие работы. Медицинские трактаты внесли свой весомый вклад в дебаты. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. Питер де Хох не был избалован богатством и известностью.
Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. В стихотворении мужчина, который просит «дорогую жену» покормить грудью младенца, — это не эгоистичный любовник, думающий только о своем удовольствии и, следовательно, враждебно относящийся к лактации. Рассудок его начал мутиться. Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика.
Работал в Делфте и Амстердаме. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Вторая отличительная черта художника – привлечение внимания зрителя к простым вещам, представление их в таком свете, что удивляешься не увиденной ранее в них прелести. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем).
В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Вот таким образом оно считалось полезным для ребенка, так как он продолжал питаться той же субстанцией, но превращенной в молоко. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса.
Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха.
Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха – его «одушевленность». Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой.
Но это мало что меняет. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху.
Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684). Изображение этого зала Питером де Хохом принадлежит к числу его немногих удачных поздних произведений. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658 – 60 гг. ). Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Его привлекала живопись харлемских художников – жанристы круга Франса Хальса.
В молодости он служил камердинером у богатого торговца сукном, в более зрелые годы, попытавшись сделать самостоятельную карьеру, впал в нищету. Рассудок его начал мутиться. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика.
Их смысл был ясен голландцу-протестанту: поклоняться следует не Царице Небесной, а акту естественного благочестия, который совершает мать из плоти и крови, когда она кормит грудью своего ребенка и ухаживает за ним. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется.
Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Вот крестьянка сидит у порога дома с двумя детьми. Работу отличают цельность и ценность деталей. «Интерьер голландского дома» – картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха.
Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. Верх платья – по скромному черный. И Хох решился попытать счастья в Амстердаме. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется.
Кормящие матери в подобных случаях — это крохотные фигурки на фоне огромных строений. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра 17 в. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала.
Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой – своя интонация. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Мы удалились всего на один век от «маленького шара из слоновой кости», который ласкал Маро.
Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Круг тем Хоха очень узок. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное.
В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». Но другие исследователи с ним не согласны. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Предпочтение отдавалось реалистичным сценкам и изображениям повседневной жизни. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась.
Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. В работах мастера нет торжества материального мира. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги.
Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. В обстановке царит благополучие и чистота.
Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные.
Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Существовало немало страхов, связанных с диадой «кровь — молоко» чужой женщины. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене.
Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Неудачно складывалась и судьба старших детей Хоха: они не могли материально поддерживать своего престарелого родителя.
Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха.
Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров — от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Но это мало что меняет.
Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49). Вот что пишет в своей книге, посвященной картине де Хоха «Женщина готовит мальчику бутерброд», Вэйн Фрэнис (Wayne Franits): «Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок, описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно.
Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Он не чувствовал унижения для себя в том, что по утрам чистил костюм своего господина, а днем писал для него картины. Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек». Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Неизвестно, когда в точности была написана картина. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.
Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Питер де Хох иногда использовал для своих картин архитектурные мотивы амстердамской ратуши. Открытая калитка ведет в маленький сад и далее на улицу, на берег канала с прогуливающейся парой.
Кормящая мама сегодня – обычное явление. Приблизительно в 1650 году Хох поступил на службу к богатому торговцу тканями Юстусу де ла Гранже. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Неизвестно, когда в точности была написана картина. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года.
На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. В ней, художник полностью сосредоточился на передаче особой эмоционально-бытовой среды, размеренности течения жизни. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. В сущности, лучшие картины художника – лишь около тридцати полотей. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде.
Круг тем Хоха очень узок. Несчастья пошатнули здоровье художника. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен.
Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен.
Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины мастера, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Семья рассматривалась как микрокосм большего политического макрокосма.
Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов.
Вот бюргерша болтает с пареньком, стоящим у ее окна. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. О развитии художественных способностей речи не шло. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. 35). Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека».
В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета.