История зарубежного искусства. В 1861 г. его отец умер от туберкулеза, а мать вскоре вышла замуж за художника-декоратора, который и стал первым учителем живописи Фердинанда. Дальнейшее обучение мальчик проходил в городе Тун у местного живописца Фердинанда Зоммера (Ferdinand Sommer) и его ранние работы представляли собой местные пейзажи, предназначенные для туристов. В 1871 г. Ходлер отправляется в Женеву и становится учеником художника Бартелеми Мена (Barthlemy Menn) и пишет пейзажи, композиции фигур и портреты в реалистической манере. В 1875 г. Фердинанд Ходлер совершил поездку в Базель, где изучал картины старых мастеров. музей изобразительных искусств им. После первого же показа этой работы в 1891 в Осеннем салоне в Женеве полиция потребовала убрать ее из выставочного зала как оскорбляющую нравственность (что и было сделано). Georges) – 509 000 швейцарских франков (02. 11. 2014)- «Вечер на Женевском озере» (Ein schner abend am Genfersee, 1877) – 545 000 швейцарских франков (02. 11. 2014- «Портрет Валентины Годе-Дарел» (Bildnis Valentine God-Darel, 1909) – 845 000 швейцарских франков (27. 05. 2014)- «Вершина Дан-Бланш» (Die Dents Blanches, 1916) – 3 301 000 швейцарских франков (03. 12. 2013)- «Горный пейзаж» (Mountain Landscape, 1915) – 8 005 000 швейцарских франков (04. 06. 2013)- «Женевское озеро. Вид со стороны Шебра» (Lake Geneva From Chexbres) – 4 002 500 швейцарских франков (28. 11. 2011)- «Женевское озеро.
В полном соответствии с теорией Ходлера написана его композиция «Эвритмия» (1895 г. ). В 1899 – 1900 годах Ходлер пишет парное «Ночи» полотно «День». Женщина символизирует собой правду, побеждающую темные, мрачные силы в самом широком смысле. В ГМИИ им. В то же время лаконизм и рациональность объемно-пространственного мышления художника, с органичным включением человека в окружающую природную среду, четкость линейных ритмов и динамичная целостность композиций во многом обусловлены тем, что он активно изучал труды Витрувия, Дюрера и Леонардо да Винчи, а также творчество Ханса Хольбейна Младшего. Фердинанд Ходлер (1853-1918), один из самых известных в мире швейцарских художников, чье творчество не укладывается в рамки ни одного художественного течения, всегда занимал особое положение в Музее изобразительных искусств Цюриха.
Суровость и сила пластического языка связывают его искусство, с одной стороны, с выразительной, мощной манерой Курбе, а с другой – с динамичной стилистикой экспрессионизма (в поздний период Ходлер обратился также к скульптуре). Лес рук, вскинутых в клятвенном жесте, как выражение духовного единения людей – приём достаточно традиционный (его использовал французский художник Жак Луи Давид в работе «Клятва в Зале для игры в мяч»). В 1918 году 65-летний художник умер от отека легких в Женеве. Не случайно некоторые исследователи говорят о воплощении в «Эвритмии» идей бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка, считавшего, что таинственное для души человека важнее реального. Обилие фантастико-символических тем и идеальных, подчас патетических образов, а также значительное место исторических сюжетов в наследии художника делают его творчество ярким примером глубокой внутренней связи стиля модерн с символизмом и романтизмом.
музей). Когда отец семейства умер, мать Фердинанда повторно вышла замуж. В реставрационной мастерской Кунстхауса разработали специальные средства, которые позволят сохранить картину в ее нынешнем состоянии, не нарушая знаменитые матовые цвета. Уже объявлено о том, что обе картины, а также два предварительных этюда Ходлера, буду представлены широкой публике на выставке, которая пройдет в Кунстхаусе Цюриха с 15 января по 17 марта 2013 года. Наиболее ранняя — «Отступление при Мариньяно» (1896—1900) — написана на исторический сюжет и по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев-знаменосцев» (те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благородство настроения). Фердинанд Ходлер – выдающийся график и художник из Швейцарии.
Через несколько лет Ходлер покинул своего учителя и вернулся в Лангеталь. Картина «Правда», о реставрации которой было объявлено на прошлой неделе, была написана в 1902 году и хранилась в частной коллекции Альфреда Рютчи до 1929 года, а затем была передана в цюрихский Кунстхаус. Имя Ходлера ассоциируется с символизмом ибо он никогда не сосредотачивал свое внимание лишь на фиксации и прямолинейном «высказывании» какой-либо идеи. Ходлер являлся активным участником Сецессионов – венского, мюнхенского и берлинского.
Причем его концепция подразумевала все способы формальных повторов. Мать вышла замуж за художника-декоратора, но в 1867 году тоже скончалась от туберкулёза. Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам.
В 1871 Ходлер приехал в Женеву. В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником Бартелеми Менна. В середине 90-х Ходлер сосредоточился на исторической живописи. Первым образцом параллелизма является картина Ночь (1889), в которой, повторяя одни и те же формы и цвета, художник добился большей символичности и глубины сюжета. Вид со стороны Сен-Прекс» (View of the Lake of Geneva from Saint-Prex) – 10 912 000 швейцарских франков (05. 06. 2007)- «Озеро Тун и горная цепь Штокхорн» (Lake Thun with mountain chain Stockhorn) – 5 761 000 швейцарских франков (05. 11. 2006). В декабре 2013 г. Метрополитен музей за 3 250 000 долларов США приобрел на аукционе Christies картину «Сон пастуха» (The Dream of the Shepherd, 1896). Лица старцев горестны, вся картина пронизана умиротворённостью и светом. Фердинанд Ходлер (1853-1918) родился в швейцарском городе Берн в семье плотника.
Эта болезнь сыграет роковую роль в истории семьи. Они представляют собой, как правило, незатейливые сцены из жизни простых людей («Сапожник за работой», «В мастерской столяра», обе 1879 г. ), однако манера письма художника далека от дотошного натурализма. Влияние мистического учения розенкрейцеров ощущается и в дальнейших работах Ходлера – Исход во Вселенную (1892), Избранный (1893/94), Эуритмия (1894/95). Переломным моментом для Ходлера стало создание в 1884 г. картины «Процессия швейцарских героев-знаменосцев».
Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Действующие лица расположены в два яруса. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Когда ему было восемь лет, от туберкулеза умерли его отец и два младших брата. Возникает ощущение, что Правда заставляет темные фигуры синхронно двигаться в танце. Очевидно изменение в выразительности жеста.
Вслед за росписью стен Ходлер создал многочисленные изображения альпийских ландшафтов в абстрактном ключе (например, Тунское озеро, 1909), а также впечатляющие изображения человеческих фигур (Лесоруб, 1910), предварявшие его экспрессионизм. Умер Ходлер в мае 1918 года в Женеве. Настоящим прорывом к символизму в творчестве швейцарского мастера стала картина «Ночь», написанная им в 1889 – 1890 годах. Георгия» (Strasse von St. В1907 он выполнил еще одну настенную работу на историческую тему: по заказу Йенского университета создал картину Уходйенских студентов на освободительную войну против Наполеона (1908/09). Результаты творческих поисков Ходлера явились значительным вкладом в развитие авангарда.
Своеобразной иллюстрацией теории параллелизма стала фреска «Единодушие» («Клятва жителей Ганновера на верность Реформации», 1913 г. ). Та же обнаженная женщина в центре, те же симметрично расположенные мужские фигуры вокруг. Эти работы обладают некоторым сходством с портретами мастеров немецкого Возрождения. Так появились его картины с застывшими, похожими на памятники фигурами.
Первые самостоятельные работы Ходлера датируются серединой 70-х гг. Фердинанд Ходлер разработал собственный стиль, который назвал «параллелизмом» (parallelism). 1889: Скандальная картина.
Здесь этот приём органично соединяет живописную композицию с архитектурным окружением. В 1887 во время отдыха на Тунском озере художник познакомился с Бертой Штуки, на которой женился два года спустя (второй брак – с Берт Жак). Огромное впечатление на него произвело полотно Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» (Dead Christ in the Tomb). В последнее десятилетие прошлого века в работах живописца заметно ощущалось влияние нескольких жанров и особенно, символизма и модерна. С 1892 г. Ходлер участвует в выставках Салона символистов «Роза и Крест», в дальнейшем, с 1901 по 1905 гг., принимает участие в выставках «ВенскогоСецессиона», а позднее — мюнхенского и берлинского. Понять творчество Ходлера без знакомства с его биографией почти невозможно.
Творчество его является ярким образцом такого направления, как модерн. В своих визионерских исканиях, в стремлении выявить то, что скрывается за сугубо реалистическим изображением вещей, мастер усиливает и как бы насыщает реальность символическим значением: он находится в постоянных поисках наиболее обобщенного выражения сути человеческого существования и символической передачи эмоциональных состояний. В монументальном строе ходлеровских работ – композиций на темы национального фольклора и истории, образов-аллегорий, портретов и пейзажей – постоянно, неким внутренним отзвуком, присутствует глубокая ренессансная составляющая его искусства. Их влияние можно заметить в ранних работах Ходлера — «Часовщики в Мадриде» (1879, Художественный музей, Люцерн), «Молитва в кантоне Берн» (1881, Художественный музей, Берн).
В период шестилетнего обучения Ходлер познакомился с произведениями французского реализма. Там за пять лет он получает прекрасные навыки профессионала. Основная сложность в том, что ранняя «Правда» написана почти без использования грунтовки из-за чего верхний слой краски стал довольно рано трескаться и отходить от полотна. В жанре реалистического «портрета-типа» решены картины Школьник (1875, Базель, Художественный музей), Философствующий рабочий (1884, Женева, Музей искусства и истории), Утомленные жизнью (1887, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Картина проникнута патриотическим духом, есть в ней и обобщённость, присущая символу.
Но есть и вторая «Правда». В возрасте 8 лет потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулёза. Вернувшись в Женеву, он снял в Старом городе помещение под мастерскую. На полотне изображено триумфальное шествие воинов со знамёнами.
В 1867 году (Ходлеру только 14 лет) от туберкулеза умирает его мать, а в последующие несколько лет по той же причине скончаются всего его братья и сестры. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. 1894: Исторические картины в обличье стиля модерн.
«Ночь» принесла автору первый большой успех за пределами Швейцарии. Для усиления зрелищности Ходлер прибегал к орнаментальной структуре линий, что несколько выходило за рамки модернового стиля. Притягивают взгляд суровость, полная вдохновения и заряд невероятной эмоциональной силы. Таков ходлеровский «параллелизм», принципы которого можно найти во многих его работах: повтор типических фигур, принцип отражения, строгое симметрическое структурирование. Ходлер был убежден, что это создает некую цельность, способствующую более глубокому пониманию изображаемого сюжета.
1908: Экспрессивные работы позднего периода. В картинах этого цикла (например, Умирающая, 1915) Ходлер увязывал элементы реальности и психологизирования. Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам. Художника волновали экзистенциальные вопросы человеческой сущности именно вот таким образом в своих живописных произведениях и монументальных панно он неоднократно обращался к темам любви, смерти, надежды и веры. Ещё более строго выполнена фреска «Выступление йенских студентов в 1813 г» (1908). На первый взгляд ранние картины Ходлера следуют реалистической традиции. В Париже он примкнул к розенкрейцерам (группировке Розового Креста, представители которой выступали против реализма) и принял участие в первом Салоне Розового Креста в 1892, выставив созданную в том же году картину Разочарование. Художник стремился показать созидательную энергию жизни, творческое озарение.
В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником Бартелеми Менна. Известно, что Гольбейн писал Христа с утопленника, выловленного в Рейне. Прежде всего к ним относится композиция «Женщина в экстазе» (1911 г. ) – этюд к большой картине «Эмоция». Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования.
На полотне изображено триумфальное шествие воинов со знамёнами. В этом русле проходило обучение молодого художника в Женевской школе изящных искусств. Отчим отправляет Ходлера в Тун подмастерьем к художнику-пейзажисту Фердинанду Зоммеру. Достаточно взглянуть на два портрета 1875 г. – «Школьник» («Портрет брата») и «Студент» («Автопортрет»), чтобы почувствовать желание мастера создать обобщённые образы, присущие любой эпохе и стране. Ходлер пережил ее на три года. Наиболее ранняя – «Отступление при Мариньяно» (1896 – 1900 гг. ) – написана на исторический сюжет и по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев-знаменосцев» (те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благородство настроения).
1871: Ранние работы в реалистическом стиле. В том числе:- «Улица Св. Манера письма в них строга и чопорна. Ещё более строго выполнена фреска «Выступление йенских студентов в 1813 году» (1908 г. ).
Их окружает пейзаж, написанный нежными жёлтыми и бледно-зелёными красками. В стенной росписи пивной Крокодил (1886) стиль Ходлера упрощается – ровные тона без переходов, четкие контуры и симметричные формы. B истории европейского искусства Фердинанд Ходлер занимает прочное место в общей эволюции стиля модерн. После возвращения из Испании он обосновался в Женеве и больше никуда не выезжал.
Фердинанд был старшим из шести детей бернского плотника Жана Ходлера. Характерны в этом смысле такие картины, как Храбрая женщина (1886), в которых отчетливо проявляется угловатая манера письма с энергичными линиями и четкой ритмичностью. Художественная критика отмечает, что картина является символической транспозицией ранней работы Ходлера «Кальвин в кругу профессоров во дворе Коллежа Женевы» (1883/84), центральное место в композиции которой занимает фигура пламенного женевского реформатора. Валентин покинула этот мир 25 января 1915 года.
Переломным моментом для Ходлера стало создание в 1884 г. картины «Процессия швейцарских героев-знаменосцев».
Окончательно приняв решение стать художником, Фердинанд добирается до Женевы и поступает учиться к Бартелеми Менну в Художественное училище. 1882: Символизм. Пушкина также есть картина художника «Пейзаж. Одним из самых сильных впечатлений за время учебы стала для Ходлера поездка в Базель, где он долгое время занимался тщательным изучением, наверное, самой страшной своей реалистичностью картины Ханса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» (1521/22).
Название картины в переводе с греческого языка означает «соразмерность», «слаженность», «ритмичность». Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргерит (урождённая Нойкомм, Neukomm) родом из крестьянской семьи. Выходец из бедной рабочей семьи (его отец был столяром), художник прожил большую часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непониманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 90-х гг. ). Картина проникнута патриотическим духом, есть в ней и обобщённость, присущая символу. Речь, скорее всего идет не только о триумфе над ложью. Дубы в Штокхорне». Нередко работы Фердинанда Ходлера появляются на аукционах.
На Всемирной выставке 1889 г. в Париже работа получила высокую оценку лидера французского символизма Пьера Пюви де Шаванна. Символизм и национально-романтические, даже героические идеи всегда привлекали художника.
В центре – хрупкая обнаженная женская фигура с поднятыми полусогнутыми руками. Только на Sothebys с 2000 г. по 2015 г. было продано более 80 его произведений. Размер полотна 196х273 см. Родился в небогатой семье. Ритм пробуждающихся тел, композиционно как бы отражающихся друг в друге, но различных во множестве деталей индивидуальное ощущение переживания одного и того же опыта, разделяемого всей вселенной и обновляющегося каждый день с каждым восходом солнца, переданы с потрясающей очевидностью. Аллегорическим композициям Ходлера (Ночь, 1890, День, 1900, – обе картины в Художественном музее, Берн), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии (Вильгельм Телль, коллекция Кетман, Золотурн фреска Выступление йенских студентов в 1813, университет в Йене, 1908), пейзажам (Женевское озеро, Базель), портретам (автопортрет, 1900, галерея, Штутгарт, Выздоравливающая, 1879, Фонд Оскара Рейнхарта, Винтерфур) присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции, острота четких линейных ритмов.
В 1913 г. мастер был удостоен ордена Почетного легиона. Родился он в семье плотника в 1853 году в Гюрцелене (кантон Берн). Эта картина оказала значительное влияние на творчество Ходлера, в довольно раннем возрасте пережившего смерть всех членов своей семьи. Картина «Правда» исполнена в цветовой гамме, схожей с картиной Гольбейна, но значительно отличается по характеру и настроению. А если вспомнить увлечение Ходлера Гольбейном, то религиозное прочтение «Правды» также становится вполне возможным. Вторая «Правда» 1904 года написана для выставки Венского сецессиона, объединения художников, работавших в стиле ар нуво. Она прямо и открыто глядит на зрителя.