Главное внимание теперь уделяется художником не достижению художественного образа как целого, а отдельным способам и приёмам композиции. «Играя» частностями, литература рококо обращает внимание современников нате «ограничения, сомнения, беспокойства», которые таились внутри просветительской мысли, на ту непрочность, неуловимость, двойственность человеческой природы, от которой просвещенному разуму трудно и просто нельзя отмахнуться. Грани корпуса комода, его стенки имеют изгиб и в вертикальном и в горизонтальном направлении и как бы набухают и вздуваются к центру и низу изделия (в России такие комоды называли «пузатыми»).
В планировочных композициях начинает преобладать асимметричность. Исчезли проножки в мебели для сидения и в некоторых типах корпусной мебели. Для стиля Людовика XV характерно появление около 1725 г. уже выше упоминавшегося кресла «бержер», представлявшего собой низкое, глубокое и широкое кресло с мягкой подушкой на сиденье и округлой спинкой, которая, плавно изгибаясь, переходит в локотники. Плавный переход сглаживает острые линии.
Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями.
Они могут выполнять и чисто декоративную роль. Весьма красивые образцы шкафов, декорированных таким образом, существовали в крестьянском жилище. (фр.
canape). Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. О его зрелых работах можно судить по интерьерам отеля Мезон (приблизительно 1750 г. ). Обивка диванов делается аналогично стульям и креслам.
Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. Интерьеры комнат отелей этого периода поражают невероятной роскошью. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях. На следующем этапе Чиппендейл переходит на красное или лимонное дерево.
Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Иногда золоченый резной орнамент имеет зеленый или коричневый фон. Он вводит в набор розовое и фиалковое дерево, амарант.
Не случайно эта личная интимная резиденция Екатерины II называлась «дача» и строилась не для парадных приемов, а для отдыха в уютном уединении. Основным здесь является не «что» выражено художником, а «как» он это сделал. Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. Лепной растительный орнамент невысокого рельефа как бы растекается по поверхности стен.
sans-sousi – без забот). В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм. Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Термин «рококо» происходит от французского «rocaille», что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». Всё резное подстолье вызолочено по дереву. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
франц. Большое количество зеркал и картин, заключенных в причудливо орнаментированные рамы, включается в декор интерьера и разнообразит поверхность стен. Такая кушетка получила еще большее распространение в XIX в., в т. ч. Столешница таких столов, как правило из мрамора, прилегающая к стене сторона – прямая, а другие три вырезаны по сложной кривой.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. стиль Людовика XV. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности.
Помимо маркетри в декор иногда вводится инкрустация слоновой костью и перламутром. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Он довёл до совершенства формы многих типов мебели, разработал новые типы, которые дошли до нас почти без существенных изменений. Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков.
Германия испытала весьма сильное влияние французского рокайльного искусства. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Используемый материал, как правило, дуб или бук. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Излюбленная форма залов – овал.
«новогреческому стилю», в котором сливались в единое целое французские итальянские и помпейские мотивы. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «» и «» Кампра. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Уделялось внимание и удобствам. Этот стиль в Англии, как своеобразную версию английского барокко, называют стилем королевы Анны (1702-1714 гг. ) и Георга I (1714-1727 гг. ), ко времени правления которого относят также появление первых черт раннего английского рококо и, одновременно, становление первой фазы общего георгианского стиля (по имени королей Георгов I, II и III) английского искусства на протяжении всего XVIII в. Тем не менее, влияние на стиль английской мебели таких стран как Голландия, Франция, Китай, Италия остается в это время все еще сильным. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
по документу из РГИА). Эволюция взглядов на рококо постепенно происходит и в отечественном литературоведении 1970-90-х (А. Д. Михайлов, Д. С. Наливайко, С. Л. Козлов, Н. Т. Пахсарьян). Идейная основа стиля— вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Иногда, правда, птичья лапа заменялась на львиную или же вместо нее делался наплыв.
Наль, другие художники, скульпторы и архитекторы. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Жизнь-удовольствие, такова идея искусства этого периода.
-t. Рококо не создало стройной теории, однако принципы поэтики направления вырабатываются не только в процессе художественной практики, но и в некоторых эстетических трактатах и эссе, где на первый план выступают проблемы вкуса, воображения, разрабатывается не категория «прекрасного», а понятия «милого», «хорошенького», «грациозного». Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной).
Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Впервые термин «Рококо» появился в дополнительном томе «Академического словаря французского языка» 1835, где за ним закреплялось значение: «разновидность орнамента, стиля, рисунка, характерная для художественной школы периода правления Людовика XV и начала правления Людовика XVI». Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника.
В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью.
В этот же период понятие рококо начинают применять и к анализу литературных явлений (Ф. Нойберт Э. Хюбенер), однако по аналогии с живописью и архитектурой в рококо выделяют ряд схожих формально-тематических характеристик — орнаментальность изящество, элегантность интимность, эротизм. Видным художником является Пьетро Лонги. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). В общую композицию включены женские головки и целые деревянные резные скульптуры. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами.
Все переходы и грани здесь закруглены. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов.
meridienn – сиеста) – тип кушетки с двумя изогнутыми наружу спинками на её торцах иногда и с третьей продольной спинкой. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
Контуры изделия выпрямляются, ножки делаются прямыми и гладкими, а самым характерным элементом украшения остается трельяж (Chinese strapwork). диваны-маркизы, которые еще назывались confidents или t. te-. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. франц. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели).
Грани корпусов шкафов-бюро делаются изогнутыми, особенно в их нижней части, ребра обычно срезаны под углом 45, что определяет положение искривленных (или в форме львиных лап) ножек, а для придания большей выразительности и динамики общей форме делаются искривленные карнизы и рамы филёнок. Архитектурное оформление интерьеров дворцов в европейских столицах — в Париже, Вене, Берлине, Петербурге — выполнялось в стиле рококо. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Это весьма массивные изделий, форма которых хорошо увязана с их декором и напоминает стиль Людовика XIV с его пышными элементами барокко.
На карманах— огромные клапаны. Сложившись в 20-е гг. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля.
Между стеной и потолком нет острого угла. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Франция по праву считается родиной рококо. Но наибольшую популярность в середине XVIII в. имели высокохудожественные лаки братьев Мартэн, которые практически освоили изготовление китайских лаков. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Дворянство проводило время в развлечениях. Широкое распространение получают диваны-канапе (от фр.
Влияние французского и итальянского искусства на русское искусство начало усиливаться еще в годы правления Анны Иоанновны, но при Елизавете Петровне (1741–1761 гг. ) это влияние стало весьма заметным. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Экстерьер и интерьеры потсдамского дворца – чистое рококо, правда, на немецкий лад. Женственность чувствовалась совершенно во всем. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).
Столешницы делались мраморными или расписывались, как и корпус комода, «под мрамор». Но круг писателей, составляющих собственно литературу рококо, также довольно широк: Ф. Хагедорн, И. В. Глейм, И. П. Уц, И. Н. Гётц (Германия) А. Р. Лесаж, П. К. Мариво, А. Прево, Ж. Б. Л. Грессе, К. П. Кребийон, Э. Д. Парни (Франция) У. Конгрив, Г. Прайор, Г. Филдинг (Англия), П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио (Италия). Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). От китайской мебели заимствуются угловатые сухие контуры, решетчатые панно, ажурные резные перекладины изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, где их нижний конец выполняется в виде птичьей лапы, зажавшей шар (уже известный ранее англичанам мотив декорирования опорных частей мебели по голландским образцам).
Ножки теперь выполняются более изогнутыми в форме кабриолей. В Баварии и Австрии широко использовалась мебель, украшенная резьбой и ярко расписанная. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. В современной версии уже нет той нежной палитры оттенков, гармонирующих с золотом и серебром.
А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно. Проблема архитектуры сужается до задач оформления интерьеров. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. Рококо оценивается как придворно-аристократическое искусство, как попытка «уходящего» с исторической сцены сословия забыться в забавах и наслаждениях.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства).
Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин». Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Такие столы в сложенном виде компактно размещались вдоль стены.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. В ХV веке Франция была законодательницей моды, вот таким образом все тенденции в искусстве продолжали свою жизнь в других странах Европы. – рококо в его французском варианте, т. е. Вот таким образом такой диван выглядит не в виде соединенных трёх одинаковых кресел, а как козетка, у которой по бокам стоят два кресла.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Мужская одежда высшего света не отставала от женской. Однако игривая «мимолетность», шутливость, легкость рококо совсем не поверхностно легкомысленны. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. На смену грандиозному размаху и парадному великолепию барокко пришли стремление к уюту и комфорту, камерность и изящество.
В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений Паломничество на остров Цитеру. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски». Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Мейссонье, Ф. Кювилье и др.
Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. Резко отвергаемый представителями классицизирующих и позднебарочных тенденций, этот стиль рассматривался в негативном ключе на протяжении всего XVIII в. В Венеции происходило автономное развитие, обусловленное в основном заказчиками-иностранцами и живопись определялась модой рококо на такие сюжеты, как каприччо, пейзаж-фантазия и сценка из жизни.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). К стилю рококо относится живопись Ватто, скульптура Лемуана, пред-меты майссенского и севрского фарфора и др. XVIII в., рококо достигло своего расцвета в 30–50 гг.
Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Например, т. н. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
В английском искусстве XVIII в., в т. ч. Спинка имеет прямоугольную форму со скруглёнными углами и выпукло-вогнутыми сторонами. Крессан сам делает все бронзовые украшения, в т. ч. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Как и барокко, рококо отличает неумеренная, пышная декоративность.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Сильно изогнутые ножки внизу стянуты проногами в виде плоской фигурно изрезанной по периметру рамы, которая стоит на львиных лапах.
Вот таким образом-то название стиля и происходит от французского слова «rocaille», что означает «декоративная раковина». Используются резьба, золочёная бронза, фарфор, мозаика из камня или различных пород дерева, лаковая живопись и т. д. В стиле рококопоражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера.
В формировании стиля рококо большую роль сыграли художник А. Пэни и, как водится, фаворитка Фридриха II «германская Дюбарри» – Вильгельмина фон Лихтенау. В центре здания располагалась просторная гостиная комната, благодаря которой, здания часто называли салонами. Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки.
Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. Вертикальная центральная планка спинки (splat) сохраняет форму вазы, но становится прорезной, ажурной.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Они также украшаются резьбой, росписью, бронзовыми накладками и т. п. На картинах П. Ротари (т. н. Новые веяния проникли в Академию.
Этот архитектор увлекался тогда не столько античностью, сколько китайским искусством. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фантастические формы рокайля у него причудливо переплетаются и соединяются с вьющимися растениями изображениями животных, рыб, потоками воды. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало.
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку).
английских) парков и др. Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. Мейссонье.
На рубеже 19-20 веков, вместе с барокко, рококо уже прочно входит в искусствоведческие исследования (К. Гурлитт, О. Шмарзов). Для описываемой исторической эпохи ключевым было слово «изящный», которое довольно точно характеризует вошедший в моду стиль рококо. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Слово рококо употреблялось в профессиональном жаргоне художников еще в конце эпохи Просвещения, хотя чаще современники использовали для обозначения рокайльной манеры выражения «современный вкус», «живописный жанр». Проножки, как правило, продолжают делаться.
Завершаются такие шкафы фигурным карнизом или разорванным фронтоном. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. выполнил знаменитый «Парижский сервиз» из серебрав стиле рококо.
Внутренняя же планировка изменялась. при орнаментации своих произведений. Наиболее часто применяемая отделка корпусной мебели выполнялась в технике мозаичного набора (маркетри). Вместо замка усадебного типа XVII в. пришёл городской частный дом, т. н. Музей изобразительных искусств им.
Этот стиль наиболее полно выразил обер-архитектор елизаветинского двора В. В. (иллюстрации см. Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена. Падуга делалась и в эпоху Людовика XIV и часто декорировалась круглой скульптурой. Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент.
Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы.
Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. «новогреческом стиле», Чиппендейл меблирует помещения создаваемых ими дворцов и замков. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки.
В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. Широкое распространение получили расписные комоды Венеции рокайльных форм. Высший расцвет этого искусства уже в стиле рококо мы находим у Н. Пино, Ж. -О. Растрелли (1700–1771 гг. ), при котором сложился весьма изящный и торжественный «растреллиевский стиль», в котором достаточно эклектично соединились элементы стилей Возрождения, барокко и рококо.
В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). объектов. Под него надевали камзол. Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера.
Передняя (фасадная) стенка комода воспринимается как своеобразное мозаичное панно. Главными представителями этого круга были Франческо Гварди (1712—1793 Большой канал близ Сан-Джеремия, Старая пинакотека, Мюнхен), Пьетро Лонги (1720-1785 Крестьянские сцены, КаРедзонико, Венеция Сцены из домашней жизни, ок, 1780, Пинакотека Кверини Стам палия, Венеция) Розальба Каррьера (1675—1757), широко использовавшая пастель и акварель. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами. В это время появляются вкладные, обитые тканью или кожей, сиденья.
От Голландии пришла мода на светлое маркетри. Рококо (франц. Декоративной накладной бронзы здесь минимальное количество. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). 18в.
В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи. Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды.
Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Но теперь её форма резко изменилась. Обычно поверхность комодов и шкафчиков сплошь окрашивается краской и золотится. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Концепция рококо как единого «стиля эпохи» (Лофер) начинает соперничать с представлением о нем как об одном из художественных направлений 18 столетия (Вайсгербер).
Исчезает принцип архитектурного построения корпусной мебели. Позолота применялась крайне редко. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. Декоративный стиль рококо явился на свет во Франции в далекие времена правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг).
Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. Рококо это художественное направление в европейском искусстве и литературе 18 века. Мебель не всегда полностью золотится.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Скульптура и живопись изящны и декоративны. Его центр слегка акцентирован плоским куполом с платформой. Крупнейшим представителем рококо конца 18в. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями. Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры.
В архитектуре французских отелей (Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Супруга Людовика XVI Мария-Атуанетта, обладавшая роскошными волосами, стала настоящей кормилицей парикмахеров – ведь вслед за ней дамы придумывали все белее и более причудливые способы украсить свои головы. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Его часто «упрекают» в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Русской мебели этого периода сохранилось весьма незначительное количество. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. фон Кнобельсдорфф. В мебели для сидения стиля королевы Анны сквозные рамы высоких спинок получают изогнутые очертания, а центральная вертикальная планка (splat) идущая от обвязки сидения до верха спинки, плавно переходит в ее боковые стойки. Кстати, при всей пышности длинными эти платья вовсе не были, ведь тогда бы дамы не могли похвастаться своими крошечными ножками и изумительными туфельками.
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Барокко стремится потрясти, рококо — развлечь. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Основоположником этого жанра в XVI в. во Франции был Ж. -А. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен. Наиболее изящное решение имеет овальный в плане зал отеля. Стиль рококов мебели складывался постепенно.
Стены оформляются деревянными панелями. В мебели широко применяется резьба по дереву и позолота. Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. Писатели рококо открывают в человеке естественную тягу к наслаждению, снисходительно относятся к его слабостям, стремятся ставить и разрешать не «вечные» метафизические вопросы, но анализировать и отражать нравы и психологию современного общества, демонстрировать двойственность человеческой природы, ее естественно-скандальные аспекты, выражать компромиссное общественное сознание. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра.
Не избежала этой участи и Россия. фр. Преобладающим типом здания теперь становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Барочный динамизм еще и в XVIII в. имел моменты неожиданного развития и в венецианской живописи появлялись такие фигуры, как Джованни Баггиста Пьяццетта (1682—1754), автор произведений с драматическими светотеневыми эффектами, которые оказали глубокое воздействие на формирование Тьеполо Джованни Пиптони (1687-1767), художник элегантно-грациозной манеры Риччи, Каналетто и Тьеполо. duchess – герцогиня) – изделие с округлой спинкой или «Дюшес бризе» (duchess-brisee) – шезлонг, состоящий из большого кресла, часто с изголовьем и приставленного к нему табурета или банкетки. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Другие декоративные столы могут ставиться посреди комнаты. «осколки раковины». На рукавах были широкие обшлага.
Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). Характеризуется тенденцией к отказу от архитектонической формы с вуалированием ее прихотливой и легкой «игрой» стукковой лепнины, золоченых карнизов, фестонов, причудливо переплетающихся волют. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). Стенки комода, особенно его фасад, покрываются настоящими китайскими лаковыми досками или отделываются в технике чёрного, белого или полихромного китайского лака с росписью красками и золотом в китайском духе с пагодами, фигурками китайцев, хижинами, цветами, ветками деревьев, мостиками и т. д.
В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). В своем творчестве Д. Рентген прошел несколько стилевых стадий – от рококо, через небольшой промежуточный этап, до чистого классицизма. штучные ткани, т. е.
Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. Появляются новые виды и типы мебельных объектов, в т. ч. В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю.
В начальный период мебель была явно перегружена бронзой – бронзовый декор занимал до 50 всей площади деревянных элементов. Термин «рококо» произошел от французского «rocaille», обозначающего орнаментальный мотив изысканной формы, напоминающий морскую раковину. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
создают впечатление целостного ансамбля. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Дворец одноэтажный, с большими окнами. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в. отель.
Рококо часто считают поздней стадией барокко. Дюсерсо. В литературе рококо существует своя система жанров: это не только разнообразные «малые формы» легкой поэзии, но и ироикоминеские поэмы, стихотворные и прозаические волшебные сказки, фантастические и нравоописательные повести, эссе, социально-психологические романы, комедии масок и любовно-психологические комедии.
бержер (от фр. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Продолжают использоваться банкетки (от фр. Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса. Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. (иллюстрации см. Племянник короля, ставший впоследствии императором Фридрихом II (1740–1786 гг. ) имея определенные познания азов искусства и увлекавшийся музыкой, философией и архитектурой, приказал построить в Потсдаме загородный дворец на манер версальского. Известный мебельщик французского рококо Ш. Крессан, прославившийся ещё в период регентства, был к тому же потомственным скульптором (эта профессия перешла к нему от отца). Во второй половине XVIII в. во Франции подобный мебельный объект появился под названием «меридиенн» (от фр. Бывший монументальный стиль в архитектуре второй половины XVII в. сменился новым стилем.
Ножки в сечении имеют сложную овальную или трёхгранную форму. Наиболее популярными являются сочетания таких цветов, как белый, голубой, зеленый, желтый, розовый и, безусловно, золото. chinoiserie – китайщина). В изделиях того времени трудно найти и «правду» конструкции и «правду» назначения.
«среднего георгианского стиля» или английского рококо, разновидностью которого является стиль Чиппендейла, когда английская мебель находилась под сильным влиянием Голландии, т. к. По центральному ребру (оси) ножек делаются резные жгутики с выходящими из них листиками. Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. В елизаветинском рококо для изготовления мебели дуб уже не применяется. С 1760-х гг. Опорные части стульев, кресел и комодов повторяют птичью лапу с шаром и имеют утолщение в верхней (лобовой) части, которая украшается рельефной резьбой. странах и отличалось от ямайского цветовыми оттенками и текстурой. Оппенор и А. Ватто.
В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Внешне — это легкость и изящество, граничащие с игривостью, любовью к экзотике, особенно «китайщине», неповторимая изысканная декоративность. Причем некоторые из них (Я. Буркхардт) употребляли слово «Рококо» как синоним «барокко». Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет», носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Работая в конце 50-х–начале 60-х гг. Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара. Но такие мебельные объекты весьма редки. Из золоченой бронзы выполняют лишь ручки выдвижных ящиков комодов и уключины (замочные скважины).
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Для обивки мебели на мануфактурах Гобеленов, Бовэ и Обюссонов изготавливаются т. н. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Каждый из них отделан с изыском на свой лад, свою тему. Центром дворца выступает «Большой салон» или Зеркальный зал. С помощью чередования окон, зеркал и дверей, посредством игры естественного и отраженного света достигается ощущение, что границы зала исчезают, вы оказываетесь как бы в открытом павильоне с высоким небесным сводом в виде купола. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства.
Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Эти комоды не фанеровались, а расписывались цветочным орнаментом (цветами и букетами, а также различными фигурными композициями и пейзажными мотивами по светлому фону). Новый материал диктовал и новые приёмы его обработки. китайщиной – шинуазери (от фр. Рококо стремится к интерференции с другими художественными направлениями своей эпохи (классицизмом — Ф. Д. Честерфилд, Поуп, Вольтер сентиментализмом — Л. Стерн, О. Голдсмит, Ф. Г. Клопшток).
Этот дворец получил название Сан-Суси (от фр. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Вместо него используется древесина липы и бёрезы. Известным мастером по технике деревянной инкрустации в Италии был П. Паффети (1700–1777 гг. ).
XVIII в. слава Д. Рентгена перешагнула границы Германии. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Стоит такой диван-ложе обычно на четырёх, шести или восьми ножках. По заказу императрицы французский ювелир Ф. -Т. Резьба делается теперь менее рельефной. Другой, характерной чертой того времени была эротика. В эпоху рококоэстетизируются не цели, а средства искусства.
Архитекторы отдают предпочтение волнистым линиям, округленным углам, большое значение придается лепному и резному изящному орнаменту, мелкой пластике, живописи, мебели и, конечно, всевозможным «штучкам» — приятным мелочам изящным, удобным, не только украшающим быт и создающим уют, но и облегчающим его. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. ниже). Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Кресла и диваны с удобными спинками и мягкими сиденьями изящная мебель малых форм, украшенная изогнутыми ножками, сложным орнаментом, в котором присутствовали мотивы причудливых растений и птиц, фигурки крылатых младенцев и т. д. Во втором периоде употребление бронзы резко сократилось.
Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо4. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление.
по документу из РГИА). Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). По проекту этого архитектора разбивается парк, причем планировка парков в эпоху рококо отходит от чисто регулярного типа французского парка, а все более активно начинает включать элементы пейзажного природного парка, получившего название «английского», с лужайками и кустами, живописными аллеями и изгибающимися дорожками, водоемами неправильной формы и прекрасными видами, открывающимися неожиданно для зрителя. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика.
Но если формы барокко пластичны, то в рококо они измельчены. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Красивая текстура дерева (рисунок его «струй»), эффект шелковистой полированной поверхности, цвет, прочность изделия, выполненного из этого материала, вызвали всеобщее восхищение. декоративных, глубокое кресло, т. н.
Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. Ризенер уже делает мебель классических форм, но декорирует её в стилистике рококо: пасторалями, амурами, цветами, птичками и т. п.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Важную роль в меблировке помещений играли тяжёлые шкафы-бюро (секретеры) и столы-бюро. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции.
В стилистическом плане рококо, впитывая в себя традиции барокко и классицизма, «снимает» их противостояние, приглушает контрасты, предпочитает «естественное» смешение полутонов. Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей.
Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон. Одновременно в слове «Рококо» фиксировался и более широкий, пренебрежительный смысл: «То, что устарело, вышло из моды в искусстве, литературе, одежде, манерах». Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно.
король Вильям III (предшественник королевы Анны), голландец по происхождению, покровительствовал своим соотечественникам. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
Особенно хороши его комоды, сундуки и конторки исполненные в технике маркетри и украшенные бронзовыми золочёными накладками. Прекрасный образец подобного ансамбля представляет дворцовый комплекс «Собственная дача» в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди с начала 60-х до середины 70-х годов XVIII века. тонко исполненные угловые бронзовые накладки на рёбрах корпуса комода в виде женских головок в характерном повороте с высоко зачёсанными волосами. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Верхняя лобовая часть обычно украшалась резьбой, часто в виде веерообразной раковины. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Затянутая в корсет, одетая в юбку (кринолин) больших размеров, с обилием отделки, кружев, светская дама должна была походить на фарфоровую статуэтку. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п.
Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Отель стал архитектурной нормой эпохи. «елизаветинское рококо». Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Боковые стойки спинки слегка изогнуты, а ее верхняя часть обычно украшается резьбой. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской. Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура рокайльного языка, выразилось в полной мере. Первый период, когда Чиппендейл работает в стиле королевы Анны и Георгов. В отличие от жизнестроительного пафоса просветительской литературы, ставящей перед человеком задачи самовоспитания, совершенствования себя и мира, литература рококо утверждает естественное несовершенство человека, стремится выявить в нем нюансы «игры тщеславия и достоинства» (Гатцфельд), представить добродетель и идеальность чувств как «труднодостижимые цели» (А. Зимек). Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом.
Меняются также размеры помещений. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е.
Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. Такой фон иногда выполнялся «под мрамор», а конструктивные элементы корпуса комода, в т. ч.
ниже). В середине XVIII в. в России сложился своеобразный художественный стиль, т. н.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Мебель эпохи рококо очень изящна. Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере».
Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Получает развитие не менее характерный тип т. н.
Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль».
Вся поверхность шкафа украшается маркетри. Их столешницы инкрустируются. Мотив акантового листа здесь не пропадает, но встречается не так часто, как в эпоху барокко.
Дверные и оконные проемы украшались пышными золочеными резными наличниками. Такой декор характеризуется лёгкостью изяществом и тонкостью прорисовки.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Это был период, который предшествовал развитию стиля Георга II (1727-1760 гг. ), т. н. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Можно сказать, чтов елизаветинском рококов экстерьере зданий и сооружений (особенно в дворцовых постройках) хорошо просматриваются элементы Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. Главным (как и в любое время) было мировоззрение. Рококо трактуют как результат заката, упадка культуры барокко, его рассматривают то как стилевое выражение Просвещения (Э. Эрматингер), то как стиль, противостоящий Просвещению (В. Клемперер), но в любом случае — как последний большой стиль европейской культуры. Одной из важных черт поэтики рококо становится амбигитивность (двойственность-двусмысленность), пронизывающая все компоненты произведения — от первоначального представления читателю достоверного – недостоверного сюжета, композиционной структуры с открытой или прямо незавершенной развязкой, до художественной интонации, в которой непрестанно смешиваются скептическое и трогательное ирония и меланхолия.
В стиле Людовика XV, помимо резьбы (в незначительном количестве), маркетри и инкрустации, китайских лаков и бронзовых накладок, широкое распространение получило сплошное окрашивание каркаса и других деревянных элементов мебельного объекта белой, жёлтой, розовой, голубой или светло-зелёной красками. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер.
В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах). Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов.
К 40-м гг. Отель стал архитектурной нормой эпохи. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Начиная с 1780-х гг. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея. В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г. Д. Виноградов разгадывает секрет фарфора и под Петербургом разворачивается производство фарфоровых изделий на отечественном сырье, в 1752 г. М. Ломоносов получает «привилегию» на открытие фабрики по производству цветного стекла, которое идёт на изготовление мозаик, витражей, посуды, ваз и т. п.
стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Это простое и в то же время элегантное снаружи здание.
Появляется новый мотив гротеска с детскими фигурками и обезьянками. Кроме фарфора— в моде серебро. te, канапе, козетки (диваны, предназначенные для двух сидящих дам), шезлонги, позволяющие принять полулежащее положение (по современной классификации шезлонг относится к виду мебели для лежания). Никогда еще мебель не была так сходна с посудой, а посуда – с мебелью.
cartel – карта, свиток бумаги). К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.
ниже). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Например, шезлонг «Дюшес» (от фр.
Предметная культура временирококоне придерживалась «правды» материала. В интерьере отеля особенно интересен Овальный салон («салон Принцессы»), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). В круг литературных жанров рококо попадают «легкая поэзия» анакреонтического толка, гривуазные новеллы, фривольно-эротические романы (Хюбенер). Знаменитое бюро-цилиндр, которое начал делать Ж. -Ф.
Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Рокайль является основным элементом орнамента рококо, но не единственным. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1.
Налицо повальное увлечение т. н. Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. Общее впечатление дополняли низкие потолки. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Главный парадный зал имел вид галереи, обе продольные стены которой имели громадные окна. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле и в фарфоре и в дереве и в стукко и в декоративных тканях. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв.
Между зданием и окружающим миром вырастала высокая ограда, призванная скрыть личную жизнь владельцев дома. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо.
Декоративные столы-консоли в этот период имеют единый каркас с рамой установленного над ними зеркала и наглухо крепятся к стене. Бернардо Беллотто работал также в Германии.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Мебель (в основном это были столы-консоли и кресла) расставлялась вдоль стен и была согласована со стилистикой всех остальных элементов интерьера. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг.
А в макияже все женщины выглядят исключительно двадцатилетними, молоденькими девушками, в этом им помогают румяна и пудра. Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). по документу из РГИА). Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Все его работы, выполненные в период 65–70 гг.
и в России. Под воздействием зарождающегося классицизма его поздние образцы заметно упрощаются по форме, в которой начинает проявляться «правда конструкции» и по декору. Его родиной стала Франция. Простенки решаются в виде панно, которые замыкаются рельефными орнаментальными рамами.
К началу XVIII в. Англия сумела в своем развитии не только догнать другие европейские страны, но и сама несколько десятилетий спустя стала демонстрировать образцы самостоятельного и своеобразного архитектурного стиля, включая новые концепции создания интерьеров и мебели, новых типов пейзажных (т. н. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своём дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Рококоявляется одним из самых формальных стилей.
В середине 70-х гг. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Фрагонара). В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Бронзовых украшений делается минимальное количество. Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. В это время он уже делает мебель в классическом стиле. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин.
В те годы чрезвычайно модной была экзотическая «ветвь» стиля рококо шинуазери (китайщина). Применяется также выжигание по дереву. Жермен в 1756–1759 гг. Соответствовал общей стилистике того времени и костюм. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни.
Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком. Мебель перегружена орнаментальной резьбой, её ножки чрезмерно изогнуты. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). В России такой тип кушетки получил название «рекамье» – по имени известной светской красавицы и хозяйки салона периода наполеоновского ампира. Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание.
Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми). А. С.