– – «Холерический темперамент швыряет свой предмет в пламя и воспаряет с клубами его дыма меланхолический, доискиваясь своего, раскалывает скалу или прорывается через тернии сангвинический объемлет всё и ничем не овладевает флегматический высасывает единственный предмет до дна и отбрасывает прочь в пресыщении». Спустя 8 лет, в 1788 году он становится членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 – Хранителем Академии (фактически ее директором). – – «Сентиментальность без твёрдости поглощает, а неослабевающее напряжение подрывает характер». Он был признан сюрреалистами в качестве одного из своих предшественников. Самые известные работы Фюзели: «Ночной кошмар» «Три ведьмы» и «Леди Макбет» (по «Макбету» Шекспира) «Ведьма и Альраун» (по Бену Джонсону). Как теоретик искусства известен своими «Лекциями о живописи» («Lectures on Painting», 1801) и «Афоризмами, относящимися главным образом к изящным искусствам» («Aphorisms on Art»), в которых высказал немало здравых и тонких суждений об искусстве и природе творчества, о гении и таланте, о красоте и прекрасном, о человеке и характере, о художественной манере и особенностях различных мастеров.
Иоганн Генрих Fssli или Фюссли (7 февраля 1741 в Цюрихе – 16 апреля 1825 в Путни Хилл) был швейцарский художник, рисовальщик и писатель по искусству, который провел большую часть своей жизни в Великобритании. Писал он также на сюжеты произведений Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира (для Шекспировой галереи, где собраны и представлены лучшие сцены из драм бессмертного поэта, созданные лучшими британскими живописцами) и Мильтона им сделаны иллюстрации к «Физиогномическим фрагментам» Лафатера. Он написал произведение Шекспира галереи Джона Бойделла и создал свою собственную «Milton Галерею».
Картины Генриха похожи на сновидения. («Афоризмы» в переводе Н. В. Кияченко цитируются по книге: В. Шестаков, «Генри Фюзели: дневные мечты и ночные кошмары». Во время своих странствий по Германии Генрих переводит «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему знакомится с английским послом в Берлине и с его легкой руки принимает предложение отправиться в Англию. Это безрассудство, вероятно, можно объяснить тем, что он не окрасить в масле до 25 лет. – – «Совершенство исполнения не искупает убожества замысла».
Будучи в то время более склонным к письму, нежели к живописи, а также обладая отличным образованием, Фюссель анонимно издает «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо». Поначалу Фюссли продолжает своё ремесло переводчика английских и немецких книг. – – «Если хотите придать значительность тем, кто стоит ниже вас, отвечайте на их нападки». М., «Прогресс – Традиция», 2003).
«Быть может, ни один из британских художников ни обладал таким богатым воображением в сочетании с глубочайшим поэтическим чувством, как Генри Фюзели», – писал Аллан Каннингэм. В начале 1779 года он вернулся в Англию, взяв в Цюрихе на своем пути. – – «Вкус – законный отпрыск природы, воспитанный уместностью мода – отродье тщеславия, принаряженное искусством». Хотя не отмечено, как колорист, Fuseli был описан как мастер света и тени.
– – «Женщины Рафаэля – всегда или его возлюбленная или образ матери». Он ни к чему не landscapes-»Черт природы. В Великобритании он живёт с 1765 по 1770 годы. Уильям Блейк, поэт и художник, с которым Фюссли также был знаком и который известен на сегодняшний день больше, нежели Фюссли, писал: «Один лишь человек, которого я знаю, / С которым я при встрече не зеваю.
Кроме того, Генрих переводит на немецкий «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему заводит знакомство с британским послом в Берлине и принимает его предложение поехать в Англию. Но сумеречное и подсознательное граничит в его полотнах с рассудочным и театральным. Следуя совету Рейнольдса, он решил полностью посвятить себя искусству. Из афоризмов Фюзели: «Гений или открывает в природе новые темы или по-новому комбинирует уже известные». Fuseli позже сказал: «Я ненавижу умных женщин. Писал картины на темы библейской, античной и скандинавской мифологии.
Как Хранитель, он сменил Генри Томсон. С 1764 г. проживал в Лондоне. Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара.
– – «Помпезность – пристанище заурядного». – – «Женщины Микеланджело – это прежде всего пол».
В 1770 году в возрасте 27 лет Генрих едет в Италию, чтобы учиться мастерству живописи. Не принимай жадный зуд за подлинную волю». – – «Такова уж неуловимая сущность, такова неосязаемая ткань женского гения, что лишь редчайшие стечения обстоятельств благоприятствуют его наследию потомками». Известно высказывание о Фюссли писателя Хораса Уолполла, автора готических романов. В 1770-1778 годах Фюссли жил и обучался в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельманом (Фюссли перевел на английский язык трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков») изучал произведения античного искусства (особое влияние на Генриха оказал Микеланджело). Он быстро завоевывает признание в художественных кругах.
Несмотря на то, что сегодня Генри Фюзели (именно под таким именем запомнили его современники) не является популярным и активно тиражируемым художником, его вклад в становление европейского романтизма и символизма XIX века, а также влияние на личности многих других известных деятелей, ярчайшим из которых является Уильям Блейк — переоценить трудно. Сэр Джошуа Рейнольдс (Reynolds, 1723 – 1792), знаменитый художник-портретист, оставивший целый ряд портретов выдающихся английских государственных деятелей и деятелей культуры, первый президент Королевской академии художеств, увидев его художественные работы, убедил молодого человека выбрать искусство и основательно заняться живописью. В 1779 году Фюссли вернулся в Великобританию уже в качестве художника. В 1788 году женился на Софье Fuseli Rawlins (первоначально одна из его моделей) и он вскоре стал ассоциированным членом Королевской академии. Он также дал Уильям Купер ценную помощь в подготовке перевода Гомера. – – «Восток рассеивает, а север концентрирует образы». – – «Привязанность женщины напрямую зависит от превосходства предмета её чувств.
Фюзели (Fuseli), Генри (Иоганн Генрих Фюссли – Fssli или Fuessli, 07. 02. 1741, Цюрих – 17. 04. 1825, Лондон) – английский художник швейцарского происхождения, действительный член Королевской академии художеств, профессор живописи, теоретик искусства. Как известно инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна и совращает её (аналог для мужчин – суккуб). В его полотнах, как уже отмечалось, место реально «осязаемого» пространства занимает неопределенный мрак из которого появляются герои. Как литератор он известен собственным переводом на английский язык книги Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков», а также тем, что помогал Уильяму Кауперу в работе над переводом «Илиады» Гомера.
Именно на этот период выпадает активная творческая деятельность Фюссли как художника. – – «Ничем не подкрепленная, красота теряет краски жизни и приедается, как полное обладание». Но не сексуальностью единой. В это же время Фюссли знакомится с Джошуа Рейнолдсом.
Родился в Цюрихе, в семье живописца Иоганна Каспара Фюссли. В 1770 – 1778 гг. Его стараниями была сделана переработка «Словаря живописцев» Пилькингтона издан труд «Пятьсот лекций о художниках», переведена на английский язык книга Лафатера «Физиономика».
Размытые очертания, неясный фон, нереальность происходящего. Они только хлопотно». – – «Больше чем гений – герой тот, кто способен обуздать свои силы и остановиться в двух шагах от славы лишь затем, чтобы не сокрушить слабого на своём пути».
– – «Талант систематизирует, совершенствует, шлифует открытия гения». Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, абсолютно безумен». Самая знаменитая работа Фюссли, безусловно, – «Ночной кошмар» или, если быть точнее, серия из четырех картин.
Равно как и то, что острый ум, богатая эрудиция и философские измышления современных художнику и античных мыслителей, привели Фюссли в дебри поисков ключей к пониманию подсознательного, проникновения в глубины сексуальности, размышления на тему сновидений и прочие психологические, по сути своей изыскания, существенно опередившие и предвосхитившие фундаментальный научный (или псевдонаучный) анализ данных областей. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Он занимал должность профессора живописи и Хранителя в Королевской Академии. – – «Всякая посредственность претенциозна».
– – «Гений без пристрастий – это поток без направления: он разливается повсюду и заканчивает застоем». Истинная воля ищет действенные средства и находит их. После — он вновь вернулся к литературной деятельности. В 1779 году Генрих возвращается в Англию уже как художник. Художник испытывал определенную любовь к удлиненным фигурам, запечатленным в неестественном движении или ракурсе, угловатым линиям контура, ярким перепадам света и тени, порождаемым освещением «сбоку», которое и делало пространственные границы размытыми. В 1799 Fuseli был назначен профессором живописи в Академии.
Рейнолдс посоветовал Фюссли бросить занятия переводами и взяться за карандаш и кисти. Многие из его работ, такие как Кошмар иметь дело с сверхъестественным предметом. В возрасте 21 года он уезжает в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо (Фюссли анонимно издал «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо») из Парижа едет в Лондон.