Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Так, сказочно, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Всего две недели он провел в оазисе Бискра и практически не мог рисовать из-за стоящей жары. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Вместе с Андре Дереном Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Ж. Помпиду). Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного.
Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Доминика и Девы Марии. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). – "Танец" написан мной всего тремя красками. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В ней он преподавал в 1908-1911 гг.
Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Он является продолжением ковра на стене. Зачем.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Холст, масло. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Автопортрет 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, ФранцияВ 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. Жил Матисс в это время трудно. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Исчезают стул и обои.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Углы комнаты даёт другим цветом.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. У Анри и Амели один за другим родились два сына. 260 х 389 см.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Эта картина относится к периоду, частично совпавшему с Первой мировой войной, когда Матисс стал более дерзким и тяжелым художником. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Все люди на картине находятся в неподвижности. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Такой, какой был у Матисса в его доме.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Матисс дает еще одну подсказку на языке тела: он изображает себя стоящим "по стойке смирно" в то время, как его жена сидит. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников и обнаженные тела им видеть нельзя.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Другое название этой работы – «Десерт». Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Спокойная и безмятежная, картина "Урок фортепиано" – это аллегория перехода от детства к мужественности. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Картина так и называется «Вход в казба».
Так и случилось. Ж. Помпиду). Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Ни одной лишней детали.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Тема панно — танец. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Разумеется, это иллюзия. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. После окончания лицея, его отправляют в Париж для получения юридического образования.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Тема панно — танец. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.
Триптих поступил в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне».
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Существуют лишь предположения искусствоведов. Но об этом уже сказано в других разделах. Ковёр на этой картине – реальный.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Одновременно, будущий мастер начинает посещать курсы по рисованию, в местном училище. Частично загороженный декоративной ковкой вид на задний двор находится между ними, как повешенная картина. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс.
Ж. Помпиду, Париж). В понимании Матисса живописи воображаемой, преобразованной фантазией художника реальности, в этом процессе отводилась ведущая роль. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Не найдя работы в Париже, Матисс отправляется в город Сен-Кантен, где работает помощником у местного присяжного.
Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Эта дружба в его судьбе значила многое. Если в левом панно по замыслу художника мир как бы распахнут вовне, то в правом изображен вход во внутренний двор (казба)—помещение, скрытое от посторонних глаз.
Стайны подружились с художником. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В настоящее время существует в двух версиях. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Помогает определиться в пространстве также окно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс и Дерен, ставшие лидерами фовизма, считали его возвратом к чистоте изобразительных средств, к первичным элементам — желтым, красным, синим. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь».
Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Ничем не выделялся, – рос среднестатистическим ребенком. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
Очертания стола с трудом угадываются. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
Эта деятельность его увлекает и он занимается перерисовыванием открыток, копий картин. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). У создания картины «Танец» своя необычная история.
Однако до 1940-х годов он использовал вырезы, главным образом, для эскизов декораций и костюмов, как для Русских балетов Сергея Дягилева в 1937 – 1938 гг. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке.
Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг.
Больше ничего нет. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Творить он не переставал до конца. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
В центральном полотне триптиха «Зора на террасе» Восток персонифицируется художником в образе молодой женщины, представленной сидящей в неподвижной позе, полной сдержанной медлительной грации. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Он знакомился с художниками разных стран. Доминика и Девы Марии. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
На получаемые вопросы он отвечал просто: "Я рисую картины, а не женщин". В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Холст, масло. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Речь идет о фовизме.
С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски и он стал коротать время, копируя цветные открытки.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Фоном им служат синее небо и зеленая трава.
А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Вырезы, как их называли, делались с использованием ножниц и кусочков бумаги, которые раскрашивались различными цветами помощниками Матисса, создававшими затем из них фигуры на большом фоне бумаги или муслина под руководством Матисса.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. 1901 год можно назвать годом становления художника. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Анри Матисс. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». А. Матисс «Музыка» (1910).
Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.