В 1908 году Матисс открыл художественную школу, так называемую «Академию Матисса» (Academy of the French Painter, Henri Matisse, Boulevard des Invalides, 1910 875930) в этом же году в свет вышли его «Заметки живописца». Анри Матисс (франц. Henri Matisse 31 декабря 1869 — 3 ноября 1954) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Henri Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) — 3 ноября 1954, Ницца, Франция) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Анри Матисс (фр. Henri Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Другое название этой работы – «Десерт». Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.
Все люди на картине находятся в неподвижности. По приглашению Щукина осенью 1911 года он провел три недели в России, где на него произвела сильное впечатление русская и византийская иконопись. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Преподавание велось на некоммерческой основе. Анри Матисс. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940).
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. 1906: Обращение к декоративному искусству. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В Марокко он увлекся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясен иконами, на Таити восхищался цветочными композициями.
Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. Занятия живописью требуют времени и денег. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В картинах, созданных между 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). 1917—1929: В Ницце. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).
Не все работы Матисса удовлетворяют этому идеалу, но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Углы комнаты даёт другим цветом. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Он знакомился с художниками разных стран. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Стайны подружились с художником. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»).
После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». А. Матисс «Музыка» (1910). Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Ж. Помпиду). Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Тема панно — танец. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.
Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. В настоящее время существует в двух версиях. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— (1904/1905). В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Жил Матисс в это время трудно.
Африканская скульптура, восточные ткани искусство древних египтян и греков, рисунки детей, картины Винсента Ван Гога и Поля Гогена – все эти образы вплеталось в живописную ткань картин Матисса, для которого декоративное и выразительное были неразрывными понятиями. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Холст, масло.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Исчезают стул и обои.
Вскоре Матисс отошёл и от пуантилизма, отказавшись от точечных штрихов в пользу широких свободных мазков. Так и случилось. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам. Стоит отметить, что фовизм не является стилем и представлял собой скорее локальное течение, школу, объединённую едиными принципами работы с формой и цветом.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Матисс согласился – впрочем, премьера спектакля состоялась только в 1920 году, после окончания Первой мировой войны. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Холст, масло. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Их живопись отличал яркий колорит, предельная чистота палитры, цветовые контрасты, резкость и динамизм, отказ от перспективы и светотеневой моделировки – а также пренебрежение теориями. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса.
В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет.
краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Доминика и Девы Марии. Женщины, написанные лишь несколькими тщательно продуманными линиями, напоминают упрощенные скульптуры, в тохватало обитателям XX века.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже.
Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. Разумеется, это иллюзия. 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур.
Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Но об этом уже сказано в других разделах.
В 1892 приехал в Париж, где посещал мастерскую Бугро, Академию Жюльена, Школу Изящных Искусств (эколь де боз ар), школу декоративного искусства, позже в 1895-98 годах занимается в матерской у Гюстава Моро. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. Доминика и Девы Марии.
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Речь идет о фовизме. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись.
В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. В октябре 1933 года Лидия Лелекторская переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года. Эта дружба в его судьбе значила многое.
В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. За распахнутыми окнами художника открываются прекрасные пейзажи, а глубокое небо его морских пейзажей написано таким цветом, от которого перехватывает дыхание и начинает кружиться голова. ФотографияВыдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы.
Зачем. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Такой, какой был у Матисса в его доме. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911).
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). 1891: В поисках чистых красок.
Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Ковёр на этой картине – реальный. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Пять обнажённых людей на вершине холма был нарисован всего тремя красками – зелёным, синим и красным.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Существуют лишь предположения искусствоведов.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauws» («дикие»). У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Отец хотел, чтобы сын поскорее встал на ноги, видел в нем юриста, обеспеченного человека, но его желания так и остались мечтой. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Во время обучения у Постава Моро в Школе изящных искусств Анри Матисс познакомился с начинающими живописцами Альбером Марке и Жоржем Руо.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. 260 х 389 см. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение.
Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. 1901 год можно назвать годом становления художника.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. fauves). Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.