Рембрандт не женился на Хендрикье Стоффелс, вероятнее всего потому, что по завещанию терял наследство Саскии «в случае заключения нового брака». Рембрандт написал два портрета Хендрикье Стоффелс: «Хендрикье Стоффелс у окна» (1655), Старая национальная галерея, Берлин и «Хендрикье Стоффелс в бархатном берете» (1655), Лувр. Рембрандт не женился на Хендрикье Стоффелс, вероятнее всего потому, что по завещанию терял наследство Саскии в случае заключения нового брака. Рембрандт написал два портрета Хендрикье Стоффелс: Хендрикье Стоффелс у окна (1655), Старая национальная галерея, Берлин и Хендрикье Стоффелс в бархатном берете (1655), Лувр.
В период, когда проходила распродажа имущества на аукционе, Рембрандт создает «Портрет Хендрикье Стоффелс» (Берлин – Далем, государственные музеи). Рембрандт не женился на Хендрикье Стоффелс, вероятнее всего потому, что по завещанию терял наследство Саскии «в случае заключения нового брака».
Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Иногда среди ночи, пьяный от счастья, Рембрандт, закутавшись в одеяло, встает и приносит холст и кисти.
Абсолютно иную, хотя и не менее живописную картину представляли торговые площади и гавань Амстердама. По-видимому, это эскизная работа. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. Так что это не был брак по расчету. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Освободившись, умерла через год. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Рембрандт же дружил с её старшим кузеном — Хендриком ван Эйленбургом, талантливым и успешным купцом-антикваром и, выражаясь современным языком, ведущим амстердамским арт-дилером. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Последняя производит несколько странное впечатление. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Св. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Снова пришлось взяться за депо.
Он – скептик: на его губах почти насмешливая улыбка. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. За этой первой группой – еще четыре хирурга. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
Хендрикье призналась в связи с художником и святой суд потребовал, чтобы она прервала отношения с ним и отлучил ее от святого причастия. Может быть, эти детские впечатления научили его тем волшебным эффектам света и тени, которые впоследствии обессмертили его имя. Титус играл важную роль в жизни художника, будучи наследником состояния Саскии, коим Рембрандт распоряжался лишь временно, а также поверенным своего отца. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Это два поразительных произведения.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Она не обладает светским изяществом Саскии. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. Дела Рембрандта шли плохо. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Старик остался очень доволен портретом. Обесчещенная сыном римского императора Тарквиния Лукреция рассказывает мужу о своем позоре. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12.
Повсюду зависть и злоба. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Святая Дева – полная, цветущая голландка в костюме XVII столетия. Порезав картину, он вдобавок вылил на нее литр серной кислоты. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Вскоре художника вызвали в Камеру семейных ссор (такое заведение существовало в Амстердаме XVII века) и присудили тому выплачивать госпоже Диркс по 200 гульденов ежегодно.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. В 1635 – 1640 –х гг. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Здесь видны особенности обоих стилей. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Её дергали повестками еще и еще.
На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Она отдалась ему и зачала.
Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви.
Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Прибывающие сюда корабли разгружали товары со всего света. Потрясенные сотрудники музея были ошарашены – подобного в музее никогда не случалось.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично. Лицо выражает спокойствие, которое дает только сознание правильно и честно прожитой жизни исполненного долга.
Этого обычая в особенности придерживались хирурги. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.
До Реформации хирургия прозябала под гнетом средневекового религиозного деспотизма. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. За три года молодой Рембрандт приобрел первоначальные навыки своего искусства. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Вместе с живописью молодой ван Рейн усердно занимался гравированием.
Эти первые ученические годы не оставили ни малейшего следа в летописях того времени. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Дела шли все хуже. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. А что же случилось с Гертье Диркс.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Первые годы мальчик провел на родной мельнице, на берегу рукава Рейна (от названия этой реки его семья получила свою фамилию).
Но их усилия оказались тщетными. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. набросился на нее. Ее можно разрешить, приписав авторство картины какому-нибудь ученику Рембрандта, например Вильяму Дросту.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Смерть Рембрандта была очень печальной. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом.
Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Но история на этом не закончилась. Здесь он встретил двенадцатилетнюю Саскию.
Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать. Подойдя к Данае, он вытащил нож и с криком Свободу Литве. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Весь свет картины сосредоточен на фигуре спящего Иисуса, лишь отдельные лучи скользят по груди и шее Марии, по лицу Иосифа и по скромной постельке. Для Рембрандта она и не была служанкой. Заказов становилось все меньше.
Теперь он может назначать высокие цены и обходиться со своими клиентами так, как ему заблагорассудится. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Рембрандт стал его последним протеже.
Саския – с ударением на первом слоге. После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима.
Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Хендрикье начала работать в доме у Рембрандта в 1647 году служанкой. Так, подобно Саскии, Гендрикье помогает Рембрандту уйти от буржуазной действительности и перенестись в свою настоящую жизнь. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Одна из первых его гравюр – портрет матери, помеченный 1628 годом. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту. Господня».
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии).
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе.
Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Лицо младенца, уснувшего у нее на коленях, – тоже тип чисто го северянина.
Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Сюжет взят из Нового Завета. Обыкновенно первый набросок не удовлетворял его. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер.
Видно, что любящая рука работала над этими гравюрами. Рембрандт был в том возрасте, когда подобные ему сильные люди снова испытывают прилив сил и гордости. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Даже в такой механической работе виден гений Рембрандта. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).