Первый датированный 1621 натюрморт Хеды (Гаага, собрание Бредиуса) посвящен теме Vanitas (аллегория бренности) в других его картинах предметы нередко имеют также иносказательный смысл. Интересно, что Хеда – творец изумительных картин с натюрмортами, сначала пробовал себя в написании портретов и сюжетов на религиозные темы. Любимые коричневые тона Хеда придают всему натюрморту своеобразную теплоту. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. Картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты вЭрмитаже, Санкт-Петербург).
Заказать репродукцию Хеда Виллема Класа «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления. Хеда, а также оказавший на него влияниеПитер Клас— самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Купить "Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом", художника Хеда Виллема Класа Вы можете на холсте с имитацией масляной живописи или на бумаге или на холсте с росписью масляными красками профессиональным художником.
Натюрморты Хеда можно читать, как записки.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Одно из древних сочинений свидетельствует: художник Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что птицы пытались склевать ягоды. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Так же хороши и натюрморты «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Завтрак с бокаломнаутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, СанктПетербург), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт).
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Теперь обратим внимание на задний план. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Красный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью из-за своего местоположения в букете сменил трактовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея).
В начале 1630-х гг. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.
Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображениемчерепа, например, портрет Жана Каронделя работыЯна Госсарта (см. vanitas). «Завтрак с бокалом-наутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), Так же хороши натюрморты и «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Предметы изображенные на картине (кувшин, блюдо, опрокинутая ваза, высокий бокал, горчичница, окорок, смятая салфетка, лимон), постоянно в тех или иных комбинациях фигурируют на картинах Виллема Класа Хеды. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок.
Жанр натюрморта получил большое распространение в Голландии в XVII веке. Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертвая натура. К этому времени относится целый ряд портретных работ Доу (портреты отца Рембрандта в образе воина, музей, Кассель и в образе астронома, Эрмитаж, Санкт-Петербург матери Рембрандта с Библией, Государственный музей, Амстердам самого Рембрандта перед мольбертом, Музей изящных искусств, Бостон святых отшельников, Старая пинакотека, Мюнхен Картинная галерея, Дрезден собрание Уоллес, Лондон). Он начал создавать произведения, отличающиеся оригинальностью. Произведениям Хеды (Завтрак, 1629 г., Завтрак с ежевичным пирогом, 1631 г., Десерт, 1637 г., Завтрак с омаром, 1648 г., Ветчина и серебряная посуда, 1649 г. ) присущи тонкая передача фактуры предметов и светотени, мягкий серовато-коричневый колорит. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг.
1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Для этого традиционный голландский натюрморт – с фруктами и цветами, охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами. Одно из древних сочинений свидетельствует: художник Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что птицы пытались склевать ягоды. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого.
Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Картина, во многом аналогичная, так же подписанная и датированная 1650 годом, определяется как работа Геррита, на основании тщательного разбора ее композиционных и живописных особенностей (ранее картина шла под именем Виллема). Здесь же и обычный персонаж картин Аста маленький попугай.
И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека». Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. На картине Брейгеля букет пылает яркими красками на фоне темноты.
Он их зорко подмечает как человек со стороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью («Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея). В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. 1663, Вена, Музей истории искусств). 1631.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Ранние произведения Герарда Доу написаны под влиянием Рембрандта. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.
Вспомним, что здесь сформировался стиль Адриана Брувера. Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Видно, что это завтрак состоятельного человека. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
ГМИИ им. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
К подобному типу произведений относится натюрморт «Плоды и омар на столе» (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas («суета сует»). Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, к повседневному обиходу.
Он превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. Картинная галерея, Дрезден Ветчина и серебряная посуда. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда.
Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Натюрморты (завтраки) отличаются простотой и естественностью композиций, ощущением жизни вещей их связи с человеком (Завтрак с ежевичным пирогом, 1631) Большой Энциклопедический словарь Хеда (Heda) Биллем Клас (около 1594, Харлем, около 1680, там же), голландский художник. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). мастерство Хеда значительно слабеет. Эрмитаж, Санкт-Петербург Завтрак с ежевичным пирогом. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение.
Со временем «завтраки» Класа и Хеды уступают место «десертам» Абрахама ван Бейерена (1620/21—1690) и Виллема Кальфа (1622— 1693). 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Отказ от них – один из способов спасти душу. Деревянный стол изображен в той же неправильной наклонной перспективе.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Виллем Хеда испытал влияние натюмортиста П. Класа, работавшего в Харлеме с 1617 года и выдвинулся, подобно Класу, как мастер «монохромных завтраков», то есть композиций с едой и утварью, решенных в сдержанной (хотя и не полностью монохромной) красочной манере.
Эрмитаж, Санкт-Петербург Завтрак. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок.
Жанр крестьянских сцен получил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Вернув предметам их яркие краски, мастер открыл дорогу другим живописцам. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии.
Так, в 1631 году художник получает статус мастера в гильдии Святого Луки в Харлеме. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.
Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква.
Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Тем самым автор дает понять, как человек может победить бренность бытия. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. В самом деле изображенные с большим живописным блеском прекрасные ткани, бокалы, венецианское стекло, часы инструменты изысканные цветы живут в натюрмортах голландских живописцев своей собственной, «тихой жизнью». Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название. 1680). Но у Доу такая архитектурная деталь играет роль «обманки».
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытуюаллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смыслеСтрастей ХристовыхиВоскресения. Как правило, Складки на столовой скатерти, вопреки законам перспективы, уходили параллельными линиями, в глубину предметы полотна рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.
В этом городе он жил и работал до самой смерти. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. 1649.
Художник применяет нейтральный фон, серебристосерые и зеленоватокоричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж). Разработанная в ранний период творчества первоплановая композиция использовалась Астом на протяжении всей его жизни, о чем свидетельствует полотно «Тарелка с плодами и раковины» (1630, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанное уже зрелым художником. Например, за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных дел мастера первым живописцем и, пожалуй, не без резону». Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме.
Вероятно, это была первая европейская персональная выставка. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча — символ окончившейся жизни серебряная посуда означает земное богатство ветчина — чувственные радости лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов.
Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Справа в глубине изображена таверна. Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта. На передке повозки — три яблока. В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Виллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682) писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651. 1652. В этом городе он жил и работал до самой смерти.
Виппера (1960-е, устно) сомневаться в авторстве Виллема Хеды и предполагать руку его сына Геррита (или Геррета), о датах и обстоятельствах жизни которого сведений почти не сохранилось. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Так, на полотне «Служанка в окне» (ок.
С 40-х годов художник предпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера, гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнему подчеркивает и утрирует ущербные черты. В такие натюрморты часто вкладывался аллегорический смысл. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Этот натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды (Государственный Эрмитаж) написанный в 1648 году, в полной мере отражает восприятие Дома, Гостеприимства — всего того, о чем говорит Генри Уоттон. Одна из наиболее ранних работ – «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага) – имеет символический смысл.
Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Рядом высится массивный деревянный стул. Вскоре художник отказался от портретов и обратился к бытовому жанру.
Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Художник Виллем Клас Хеда был одним из главных его создателей. Другие известные произведения: Завтрак с омаром. Живопись в Голландии XVII века не могла избежать влияния новых общественных отношений и развития экономики.
Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Скорее всего, дело происходит на террасе в светлое, но не слишком солнечное летнее утро. К 1650-м гг. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно.
Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов.
А. С. Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Свое главное решение она получила в жанровой картине.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). 1493 — ок.
Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак»Рогира ван дер Вейдена). писалась уже совершенно смятой. Преобладание у Геррита вертикальных форматов, характерная затесненность композиции, более однообразное воспроизведение фактуры, большая гладкость ложащегося по форме мазка, сведение к минимуму излюбленного приема-россыпи светлых точечных акцентов (о чем уже говорилось выше) — все эти качества характеризуют картину из Вашингтона, так же как и данную работу.
Красота, которая, едва родившись, начинает увядать, красота, живущая один день. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Хеда первым начал работать в стиле «монохромного» натюрморта, получившем большое развитие. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.
Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes – этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtrsquoом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет. От персонажей его взгляд переходит к натюрморту. Аст не пренебрегает даже самой мелкой деталью картины.
Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Румяный краб, а рядом лимон, который годится и в соус для морских блюд и в лимонад. Ценители искусства называли его «Цветочным Брейгелем» не реже, чем «Брейгелем Бархатным». Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины. Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву.
С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). По монографии Врома можно найти и другие аналогии: натюрморт 1642 года в частном собрании, Ларен 1643 года в собрании Финк, Брюссель (с почти тем же набором предметов) 1650 года в Музее Франса Халса, Харлеми другие. Не считая формата, у Виллема Хеды чаще всего горизонтального, названные натюрморты во многом имеют сходство с картиной. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Пушкина, Москва. В «Завтраке с омаром» В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен).
В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. В 1631 году Рембрандт оставил Лейден и уехал в Амстердам. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное.
Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Либо в более широком смысле Страстей Христовых Воскресения и Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас). Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. писалась уже абсолютно смятой. В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение. Уже в самой ранней своей датированной картине («Vanitas» или «Суета сует», 1621) Хеда выразил характерную для всей голландской живописи 17 века любовь к эмблематическим подтекстам, часто намекающим (в духе библейских псалмов и речений царя В зрелых произведениях Хеда искрится посуда, мерцают отражения на бокалах с вином (миниатюрные отражения окна, откуда падает свет), «тикают» золотые часы с раскрытой крышкой, влекут к себе аппетитные яства (ежевичные пироги, ветчина, омары) к тому же все написано с осязаемой предметностью.
Что же касается религиозной символики (в том числе той же «бренности»), то на нее намекают те же часы, как бы внезапно опрокинутая чаша, общее впечатление «прерванной трапезы» или, наконец (если все остается на своих местах), «божественный» свет, вкрадчиво озаряющий мягкий сумрак. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Хеда многократно повторял отдельные мотивы, находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. Но дидактический подтекст, присущий главным образом поздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными – мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором («Расстроенное хозяйство», ок.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), где предметы, «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), составляющие обладают натюрморт, символико-нравоучительным подтекстом. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
С этого времени формирование Герарда Доу как художника шло самостоятельно. Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), где предметы, составляющие натюрморт, обладают символико-нравоучительным подтекстом. Еще на столе лежат два яйца.
Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.
Его искусство оказало большое влияние на ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685). На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи.
Художник применяет нейтральный фон, серебристо-серые и зеленовато-коричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж). 1648. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» июнь. Один из лучших натюрмортов Хеды – «Завтрак с омаром» (1648, Эрмитаж, СанктПетербург). Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины.
Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Все предметы четко прорисованы художником. В самом деле изображенные с большим живописным блеском прекрасные ткани, бокалы, венецианское стекло, часы инструменты изысканные цветы живут в натюрмортах голландских живописцев своей собственной, «тихой жизнью». Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса).
Виллем Клас Хеда умер между 1680 и 1683 годами. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана и найдена. Почти каждую свою значительную картину Аст писал в течение нескольких лет.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня.
Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Гротескная острота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж «Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум).