Творчество данной hard rock группы пережило спад в 80-е, однако в 90-х они вернулись на вершину вместе со знаменитыми балладами — Crazy и Cryin. Главными творцами стиля, создавшими современный облик стиля hard rock можно считать следующие хард рок группы.
Вэтом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся настилистической грани между прогрессивным итяжелым роком, аих«фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, авдальнейшем ихэви-метала. За 30 лет существования Testament имели многочисленные изменения в составе группы, при этом постоянным участником оставался только Эрик Питерсон.
Термин «хард-рок» иногда также используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хеви-метал, гранж ит. п. В Америке последователей жанра тоже хватало и Штаты могли похвастаться бандами типа Grand Funk Railroad, Blue Cheer, Bloodrock.
Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. Другие наиболее знаменитые ихарактерные хард-рок-риффы— «Heartbreaker» Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath. В США тоже многие обратили внимание на этот стиль. Ладно, с историей кончили. Хард-рок, в массе своей, построен на рок-н-ролльном ритме и блюзовой мелодике.
И именно виртуозные гитарные соло, вроде тех, которые вставляли в свои песни Джимми Пэйдж (Led Zeppelin), Ричи Блэкмор и Ангус Янг (AC/DC) стали одой из отличительных черт хард-рока, да и всего тяжёлого рока вообще. Именно Deep Purple и непосредственно Блэкмор признаны подлинными основателями Новой Волны Британского Хэви-Металла (NWOBHM). Что касается географии, то хард-роковая эпидемия распространилась буквально повсюду. В середине 80-х выделяются альбомы возродившихся в «классическом» составе DEEP PURPLE, сольное творчество Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio).
Позже музыкальный стиль группы стал полностью соответствовать дэт-метал. Но, как бы то ни было, все они играли именно хард. Термин «хард-рок» иногда также используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хэви-метал, гранж и т. п., для того чтобы отличить их от поп-рока. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары.
Через два года группа получила статус наиболее успешной новой интернациональной команды. Или ещё более яркий пример – экс-гитарист панк-банды Dictators Росс «The Boss» Фридман вошёл позже в классический состав Manowar. Об этом свидетельствовало появление большого количества групп игравших коммерческий хард. От хард-рока тут же ответвился хеви-метал, дав начало всей «металлической» музыке. Поклонниками этой панк-группы считают себя и музыканты группы Металлика. Достаточно сказать, что в хард-роке достаточно часто используется шаффл-ритм, который является отличительной чертой так называемой «черной» музыки— джаза и блюза (так, один из наиболее ярких примеров использования шаффл-ритма в хард-роке— композиция Deep Purple «Into the fire» c альбома «Deep Purple in Rock»). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В первой половине 70-х к хард-роковому стану примкнули британские коллективы URIAH HEEP, WISHBONE ASH, BUDGIE, UFO, шотландская NAZARETH ирландская THIN LIZZY, американская BLUE OYSTER CULT, канадские GUESS WHO и BACHMAN-TURNER OVERDRIVE (BTO) и др. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. В «золотой фонд» хард-рока вошли совершенно все диски ZEPPELIN, работы SABBATH 1970-76 гг., альбомы PURPLE 1970-73 гг., так же, как и большинство пластинок «хард-группы 4» – американской GRAND FUNK. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание. Такие коллективы, как «Зомбиз» (The Zombies) или «Соникс» (The Sonics) увлекались жестким и грязным звуком, предвосхитив этим многие достижения хард- и панк-рока.
Первой ласточкой здесь были GunsnRoses. с англ. Ставший культовым исполнителем Оззи Осборн, группа Whitesnake, а также многие другие музыканты «старой школы» успешно продолжили творчество в развивающемся жанре. Наиболее ярким представителем стала группа «Интеграл».
Пословам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. В дальнейшем хард-рок перестал быть отчетливым стилем, превратившись, с одной стороны, либо в весьма общее понятие (так, по большому счету, к хард-року могут быть отнесены даже такие принципиально далекие работы, как альбом Красный (Red) группы «Кинг Кримзон» (King Crimson) и альбом Аппетит к разрушению (Appetite for Destruction) группы «Ганз-н-Роузис» (GunsnRoses), либо в один из элементов других разновидностей рока: панк-рока, гранджа и др. Композиции этого жанра часто построены на риффах в фигурах с размером 4/4. Третьи же не изменяли себе никогда, придерживаясь раз и навсегда избранного «правильного» пути (AC/DC). На каждом выступлении был аншлаг, люди толпами шли послушать хорошую музыку.
Vader (ve. d) — польская дэт-метал группа, основанная в 1983 году в Ольштыне. Группы играющие в этом стиле у нас на родине, можно было пересчитать по пальцам, а «Gorky Park», несомненно, обошел их всех.
Знаменитый рифф песни «Роллинг Стоунз» Я не могу получить удовлетворения (I Cant Get No Satisfaction, 1965) также исполнялся на гитаре с искаженным жестким звуком. Или ещё более яркий пример – экс-гитарист панк-банды Dictators Росс «The Boss» Фридман вошёл позже в классический состав Manowar. Ну а заслуги Black Sabbath перед рок-н-роллом просто громадны: на дебютном одноимённом альбоме 1970 года они заложили каноны стиля Doom, получившего развитие только спустя десятилетие (. ).
Одной из немногих хард-рок-групп имевших в тот период мировую популярность, были «Скорпионз», прославившиеся, в первую очередь, своими лирическими балладами: Всегда где-то (Always Somewhere), Все еще люблю тебя (Still Loving You) и др. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы— «Heartbreaker» Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath, «Tie Your Mother Down» Queen. Хард-рок, который они играли, зажигал сердца их поклонников. Что касается ритмики хард-рока, она тоже сформировалась под влиянием блюза.
Вскоре появились такие хиты на все времена, как Paranoid и In Rock. Неистовый Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) своим необычайным техническим мастерством и сверхэмоциональной интенсивностью музыкального высказывания задал высочайшую «планку» гитаристам последующих поколений. В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хеви-метала. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple. В конце 70-х (не без влияния панка) от хард-рока отделились наиболее экстремистская его ветвь – хэви-метал (heavy metal), которая очень скоро стала мощным конгломератом стилей. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хеви-метала. В числе наиболее успешных работ рубежа 70-80-х следует назвать диски BLACK SABBATH и группы GILLAN, сольные релизы бывшего вокалиста SABBATH Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), поп-хардовые эксперименты FOREIGHNER. овердрайв (англ. overdrive).
А начиналось всё очень мирно: в 1964 году бит-группа Kinks записывает вполне себе простенькую припопсованную песенку You Really Got Me с применением искажённого звука гитары, то бишь, так называемого эффекта «дисторшн». В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»). В грубом переводе с английского Hard rock означает «жёсткая тряска».
По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжёлой рок-музыки. Но многим все же полюбились эти группы. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
Что касается ритмики хард-рока, она тоже сформировалась под влиянием блюза. Королевой хард-рока стала электрогитара – пылкая electric lady, послушная беглым пальцам вдохновенных «гитарных героев». Но, как бы то ни было, хард-року ещё не скоро на свалку истории. В середине 70-х были основаны такие прекрасные коллективы, как Montrose, Kiss и Aerosmith.
Хард-рок в их исполнении был просто великолепен. И именно Джимми стал настоящем отцом хард-рока – его новаторская, да что уж там, революционная гитарная техника, в сочетании с традициями рок-н-ролла и блюза, а также кислотным влиянием психоделического рока, заложила основу для становления хард-рока и навеки вписала имя Джимми Хендрикса в анналы рок-н-ролла. Это звучание достигалось либо перегрузкой лампового гитарного усилителя, либо при помощи «примочки» (гитарной приставки) «фузз-бокс» (fuzz-box). И действительно, жёсткий рок (таково нормальное русское название сего стиля) в конце шестидесятых годов звучал тяжелее и жёстче, чем все существовавшие до этого стили музыки и во многом предвозвестил своим появлением триумфальное шествие таких стилей, как heavy-, thrash- а затем и death-metal. Некоторые работы групп хард-рока можно отнести икпрогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло иимпровизациями (особенно наконцертах).
При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок)— жанр рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции, главным образом бас-гитары и ударных инструментов. Благодаря хард-року, гитара и гитаристы-виртуозы с мастерскими соло (Ричи Блэкмор из Deep Purple или Джими Пэйдж из Led Zeppelin) стали неотъемлемой частью настоящей рок-музыки.
Музыка хард-рок получила очередной виток своего развития в 1980-х. Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами (на заре становления поп- и рок-музыки ритм-секция — ударные, бас-гитара или контрабас, ритм-гитара — выполняла вспомогательную роль, основная нагрузка приходилась на клавишные и гитару). Из названия видно, что никаким молодым задором и агрессией здесь и не пахнет. Но в ней чувоствовалась примесь психоделики.
В середине семидесятых на смену старому поколению пришло новое. Другими общеизвестными примерами хард-рока 1960-х могут послужить песни «Битлз» Автор дешевых романов (Paperback Writer, 1966) и, конечно же, Беспорядок (Helter Skelter, 1968).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хеви-метала. К концу 70х многие из старых хард-рок команд вошли в полосу кризиса.
Paradise Lost наряду с земляками Anathema и My Dying Bride считаются основателями стиля «Doom-Death Metal». В целом хард-рок в начале 1980-х был отодвинут на задний план другой разновидностью жесткой музыки, выросшей на его основе – «хэви метал» (heavy metal). Ладно, с историей кончили.
Музыка Led Zeppelin во многом предшествует панк-року, а их хит Stairway to Heaven стал одним из самых известных хард-роковых стандартов (наряду, кстати, со Smoke on The Water от Deep Purple и Black Sabbathовской Paranoid). Одной из наиболее оригинальных групп того времени были «Блэк Кроуз» (Black Crows), возрождавшие стилистику конца 1960-х. Давно эти страны не видели такой замечательной группы. В дальнейшем судьба хард-рока была непростой, однако он смог пережить и «интервенцию» на рок-сцену панка и диско и наступление пост-панка и «новой волны» на рубеже 70–80-х и «половодье» электронно-танцевальных стилей в конце 80-х – 90-е гг. и даже вторжение гранджа на рубеже 90-х.
Многие исследователи популярной музыки ХХ века склонны добавлять в этот список и отдельные композиции различных исполнителей, творчество которых отстоит от хард-рока довольно сильно. Их успех был грандиозным. Кроме того, огромную роль в становлении хард-рока (как и всей рок-музыки в целом) сыграл блюз. Этому стилю было тесно в клубах и на небольших концертных площадках, он тяготел к большой сцене, стадионам, огромным звукоусилительным порталам, массовой аудитории, которая стремилась сплотиться в едином порыве и одновременно отделить себя от окружающего мира своеобразным «звуковым шатром».
Манере игры Блэкмора в 70-е годы подражало немало музыкантов. Этот факт позволяет назвать Deep Purple и Блэкмора в особенности крёстным отцом NWOBHM (Новой Волны Британского Хэви-Металла). Впрочем, несмотря на то, что поколение середины 70х годов было ещё в расцвете, было понятно, что скоро и этих мастодонтов рока подвинут с пьедестала более молодые металлические команды.
В середине 1960-х появилось еще одно направление в рок-музыке, получившее название «гаражный рок», так как местом репетиций групп были именно гаражи. Причём иногда от этой классичности пахло музейным нафталином. Парни из Потерянного Рая помогали «Анафеме», когда те ещё и группой-то не были.
Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что группа добилась успеха. Их часто называют одной из самых популярных групп трэш-метал сцены 80-х. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый иузнаваемый и, вследствие этого, заезженный рифф изкомпозиции «Smoke OnThe Water» группы Deep Purple. Тем временем Deep Purple успели пережить кризис и благополучно распасться, но их распад породил две не менее мощные банды: детище Ричи Блэкмора Rainbow (откуда впоследствии возник Dio) и проект Дэвида Ковердэйла Whitesnake. Хард-рок (англ.
Первый хит группы «Кинкс» (The Kinks) – Ты по-настоящему завладела мной (You Really Got Me, 1964) – уже практически настоящий хард-рок. Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Кроме того, огромную роль в становлении хард-рока (как и всей рок-музыки в целом) сыграл блюз. Некоторые из них тяготели к пограничным жанрам (например Heep и Rooster заигрывали с прогрессивом, Free одной ногой стояли в блюз-роке, а Quo и Foghat наяривали буги), но в целом все они исполняли хард-рок. Группой, совмещавшей в своей музыке «грязь» гаражного рока и пафос хард-рока, была английская группа «Стэк Уэдди» (Stack Waddy).
Затем группа полетела в Нью-Йорк, чтобы сделать там клипы под названием «Bang. » и «My Generation». овердрайв. Революционной чертой хард-рока стало широкое использование в музыке разнообразных эффектов искажения гитарного звука (дисторшн). Что касается географии, то хард-роковая эпидемия распространилась буквально повсюду.
Крайне популярное направление под названием хард-н-хэви заняло своеобразное промежуточное положение между hard rock и набирающим популярность хэви-металл. Польская группа неплохо пугает всех своих новых слушателей. Хард-рок возник в конце 60-х и окончательно сформировался в 70-х годах XX века. Вторая его волна приходится на 1980-е годы (вслед за спадом популярности раннего панк-рока). ХАРД РОК (Hard Rock) (буквально «жесткий рок»), направление в рок-музыке.
Со второй половины 1970-х хард-рок начал постепенно растворяться в новых стилях. Первыми наиболее «громкими» коллективами, стоявшими у истоков харда, были Cream, Jimi Hendrix Experience и The Who в Британии, а также Iron Butterfly, MC5, Blue Cheer и Vanilla Fudge в США. Несмотря на выраженное соперничество в 70-е годы между хард-роком и другими музыкальными течениями (хэви-металл, панк-рок) их конкурентная борьба не носила характера вражды. Хард-рок (англ.
Тексты группы часто обращаются к произведениям Г. Ф. Лавкрафта. И это далеко не все коллективы, основанные в это время. И никто не остался разочарованным, все были в восторге от выступления этой группы. Джимми Хендрикс ушёл из жизни в 1970 году, но его эстафету подхватили более молодые группы, ныне считающиеся классиками хард-рока. Были среди них и такие группы, которые заигрывали с другими стилями (к примеру, Atomic Rooster и Uriah Heep не чурались прогрессива, Foghat и Status Quo играли буги, а Free тяготели к блюз-року).
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Но, тем не менее, в настоящий момент в группе присутствует два оригинальных участника — Алекс Сколник (гитара) и Грэг Кристиан (бас). Несмотря на гламурный имидж, эти ребята играли вовсе не коммерческую хардятину, вроде тех же Bon Jovi, а вполне себе мощный и потный «волосатый» рок-н-ролл. В то время музыканты, трудившиеся на ниве психоделии искали новые формы звука и в их арсенале появились такие приемы как овердрайв (перегруз) и дисторшн (искажение).
Коллективы были совсем не плохими, однако широкой известности они не добились. При малых составах (гитара, бас иударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Огромной славой по всей планете пользовались как группы нового поколения, тяжелые Guns N39 Roses, Mtley Cre, Def Leppard, так и заслуженные «классики» из 1970-х, представившие миру свои новые творения в новом тогда стиле. Одним из главных (а то и самым главным) мастеров, достигших наибольших успехов в подобном экспериментаторстве, был Джими Хендрикс, чья виртуозная гитарная техника послужила образцом для целых поколений рок-музыкантов. Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах).
Там появились группы Bloodrock, Blue Cheer, а также Grand Funk Railroad. В этот список традиционно попадают «You Really Got Me» группы The Kinks, « (I Cant Get No) Satisfaction» из репертуара The Rolling Stones, а также битловская «Helter Skelter».
Позже русский рок стал намного более самобытным. Я говорю о Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, Uriah Heep и Nazareth. В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжёлым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хеви-метала. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание. В частности, элементы жесткого звучания перенял панк-рок (punk rock), который был особенно популярен в Британии. С начала 70-х в рамках хард-рока, нередко на какой-либо жанровой основе, начали развиваться и более самостоятельные стилевые разновидности: тяжелый рок-н-ролл (английская GEORDIE, американская AEROSMITH периода 70-х гг., австралийская AC/DC), тяжелый буги (английская STATUS QUO), кантри-хард-блюз (американская ZZ TOP), мелодичный хард-рок или софт-хард (немецкая SCORPIONS, американские MOUNTAIN и CHEAP TRICK), поп-хард (FOREIGNER) и др. Под определение «хард-рок» в свое время попадала группа «Дорз», чему в немалой степени способствовал весьма брутальный имидж лидера группы, Джима Моррисона (Jim Morrison).
Правда, музыка последних скорее ближе к Heavy Metalу, чем к Hard Rockу. Также из хард-рока выделился такой стиль как AOR (adult-oriented rock). В конце 1980-х хард-рок в коммерчески ориентированном виде присутствовал в музыке таких групп, как «Ганз-н-Роузис», «Мотли Крю» (Motley Crue), «Бон Джови» (Bon Jovi) и др.
Paradise Lost (англ. Композиции этого жанра часто построены на риффах в фигурах с размером 4/4. Все они честно боролись за место под солнцем, однако до популярности островитян им было далековато. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. Столпами хард-рока считаются такие группы, как «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Блэк Саббат», «Юрайя Хип» (Uriah Heep), «Бэд Компани» (Bad Company), хотя творчество вышеперечисленных коллективов слишком многогранно для однозначной формулировки. Testament (в пер.
От предшествующих ему стилей, как я уже говорил в самом начале, хард отличается обильным использованием гитарного эффекта «дисторшн». Некоторые группы, как, например, NAZARETH, отдав дань «модным» стилям, вернулись, в конечном итоге, к типовому хард-року, другие дали жизнь новым направлениям, как THIN LIZZY конца 70-х. И именно виртуозные гитарные соло, вроде тех, которые вставляли в свои песни Джимми Пэйдж (Led Zeppelin), Ричи Блэкмор и Ангус Янг (AC/DC) стали одой из отличительных черт хард-рока, да и всего тяжёлого рока вообще. Потерянный рай) — метал-группа из Великобритании, основанная в 1988 году. Но в хард-роке, помимо «выпуклости» ритм-секции, все входящие в нее инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером-гитаристом или клавишником, вот таким образом здесь не может быть обособленной импровизации одного инструмента, а это означает, что в импровизации участвуют все инструменты группы, создавая целостность и монолитность произведения.
От предшествующих ему стилей, как я уже говорил в самом начале, хард отличается обильным использованием гитарного эффекта «дисторшн». В наиболее чистом виде оформилось в начале 1970-х. Overdrive).
Вконцертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10минут) инструментальные фрагменты собилием соло иимпровизаций (например, наконцертном альбоме Deep Purple 1972года «Made inJapan»). А последующие опыты с этим же способом звукоизвлечения, проводимые знаменитым рок-н-ролльщиком Бо Дидли, произвели огромное впечатление на будущего гитарного виртуоза, которым несомненно был великий Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), после чего дисторшн прочно закрепился в арсенале последнего. Будущие легенды всерьёз повлияли на музыкальное становление таких групп, как Katatonia и Anathema (равно как и на творчество ранних The Gathering).
Вскоре группа перестала существовать, однако вслед за этим образовалось два прекрасных коллектива – Rainbow, основанный Р. Блэкмором (в дальнейшем он породил Dio) и Whitesnake – детище Д. Ковердэйла. Как правило, это песни середины 60-х, когда гитаристы еще не использовали «овердрайв», но уже сочиняли так называемые риффы, ставшие основой этого направления музыки несколькими годами позже. Однако в общем виде именно эти группы, как наиболее яркие имена того периода, представляют классический хард-рок. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе.
Вскоре после этого ребята стали называть себя по-английски – «Gorky Park», а в 1989 году был записан одноименный альбом. От хард-рока к середине 70-х ответвился хэви-метал, дав начало всей «металлической» музыке. В США же позиции хард-рока оставились прочными гораздо более продолжительное время. Хард-рок (англ.
hard rock – дословно «жесткий рок», на русский язык обычно переводят как «тяжелый рок») – направление в рок-музыке, характеризующееся специфическими гитарными рифами, тяжелой ритм-секцией и, естественно, громкостью подачи материала во время живых выступлений. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Короче говоря, хард-рок стал признанно классическим стилем. Katatonia открыто признают, что, когда речь заходит о творчестве PL, для них нет важнее альбомов, чем Gothic (1991) и Host (1999).
Коммерческий успех поражал. Постоянным и бессменным лидером группы был и остается гитарист, а также вокалист Пиотр «Peter» Вивчарек. Хард-рок, в массе своей, построен на рок-н-ролльном ритме и блюзовой мелодике. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. На заре 90-х коллектив удачно гастролировал по Швеции, Германии, Дании, а также Норвегии. Правда, музыка последних скорее ближе к Heavy Metalу, чем к Hard Rockу.
В числе первых собственно хард-роковых альбомов необходимо назвать «Led Zeppelin II» (1969) проблюзовой группы LED ZEPPELIN, вышедший несколькими месяцами позже дебютный (одноименный названию группы) альбом «сатанистов» BLACK SABBATH (1970), а также «In Rock» (1970) «классицистов» DEEP PURPLE (все группы – Британия). Достаточно сказать, что в хард-роке достаточно часто используется шаффл-ритм, который является отличительной чертой так называемой «чёрной» музыки— джаза и блюза (так, один из наиболее ярких примеров использования шаффл-ритма в хард-роке— композиция Deep Purple «Into the fire» c альбома «Deep Purple in Rock»).
И не удивительно, ведь это был лучший русский хард-рок. Группа была названа в честь персонажа Звёздных войн Дарта Вейдера. Общепризнанной является точка зрения многих музыкальных критиков, согласно которой музыканты являются зачинателями стиля «Gothic Metal». От хард-рока к середине 70-х ответвился хеви-метал, дав начало всей «металлической» музыке. В середине семидесятых на смену старому поколению пришло новое.
Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»). Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра.