Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Вместе со своим талантливым старшим братом Амброзиусом он еще в раннем детстве получил прекрасную профессиональную подготовку в мастерской отца Замечательный педагог научил детей всем премудростяу своего ремесла. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей и оба тоже стали художниками. Мастерская Ганса стала семейной. Но в историю мировой живописи Хольбейн вошел, в первую очередь, как выдающийся портретист.
В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского – и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна. О них можно судить лишь по великолепным авторским эскизам. Блестящим дебютом, обеспечившим молодого художника многочисленными заказами, стали парные портреты базельского бургомистра Якоба Майера и его супруги Доротеи Канненгиссер (оба в 1516 г. ).
С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Обнаженное тело Спасителя представлено в саркофаге с убранной передней стенкой.
На лице нет намека на улыбку. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. В период активной работы с книгой (1519—1526 гг. ) им исполнено более 1200 отдельных печатных досок. Особенно интересны орнаментальные инициации с фигурами детей. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне.
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г.
В правой стороны представлены адресованные купцу письма, в которых различная транскрипция имени подчеркивает международный характер его торговой деятельности. Иллюстрации картин следуют одна за другой их можно разъединить (для этого предусмотрена линия отреза) и тогда на стенах дома, класса, актового зала появится экспозиция полотен одного художника или сразу нескольких. Вернувшись из поездки в Лондон, Хольбейн создал «Портрет жены и двух детей художника» (1528—1529 гг. ) — свое самое эмоциональное и личное произведение, позволив посторонним бросить взгляд в его душу. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру.
Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Он пишет портрет королевы Джейн Сеймур, выдержанный в тончайшей зелено-коричневой гамме, – роскошному наряду королевы как бы противоречит рисунок судорожно сжатых рук и истовое выражение лица, но это внешнее противоречие сообщает портрету особую драматическую силу. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы.
Хольбейн словно намеренно демонстрирует всю искусность своего живописного дарования. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Фрагмент Список репродукций картин Ханса Хольбейна Младшего: – Портрет Анны Клевской.
«Но значение Хольбейна не в передаче тех или иных приемов его живописи и рисунка, — писал искусствовед А. Немилов. В Англии Гольбейна высоко ценили и как замечательного мастера миниатюры (оценочная стоимость недавно найденного миниатюрного портрета «Купца из Антверпена» — 2 938 ООО долларов) и непревзойденного стилиста, создавшего рисунки для предметов роскоши и прикладного искусства. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
Хансу все давалось легко: алтарные композиции, стенные росписи, портретные изображения, графика и рисунки для предметов прикладного искусства. Помимо станковых картин Хольбейн работал в области монументальной живописи. Этот портрет находится не в Англии, а в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где король изображен по пояс развернутым лицом к зрителю в три четверти. Он брал лист, покрытый с одной стороны углем и, поместив его между предварительным рисунком и холстом, переводил контур. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere).
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос», про которую исследователь справедливо пишет, что она «отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы». Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. Хольбейн создал четыре живописных портрета Эразма (1523, Лонгфорд Кастл, собрание Рэднор два очень близких между собой — луврский и базельский, 1523—1524 и еще один базельский, 153I—1532) наиболее известен из них парижский, где дано профильное изображение ученого, поглощенного своим трудом.
«В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, – свидетельствует исследователь. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Картины его – это гордость города.
В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского – и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Мало кому известно, что Хольбейн создал около 50 алфавитов для набора. Зритель воспринимает прежде всего давящую тесноту пространства.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Через год-полтора мастер портретирует еще одного французского посла, создав знаменитый «Портрет Шарля де Солье, графа Моретта» (ок. Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени.
По возвращении своем осенью 1519г. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Абсолютно иной склад характера угадывается в портрете короля Генриха VIII (1540 г. ), сделавшего Хольбейна своим придворным живописцем. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Такие отверстия можно рассмотреть на уцелевшем фрагменте картона для дворцовой настенной росписи и на подготовительном рисунке к знаменитому портрету Томаса Мора. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) – истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда. Первый – портрет Георга Гисце, купца, человека, лицо которого не представляет собой ничего особенного – только некоторая миловидность черт и привычная сметливость торговца в чуть скошенных маленьких глазах. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Работы для художников было много и, тем не менее, Амброзиус и Ганс, покинув родной город, отправились на поиски заказов в чужие края.
Кроме того, общение с прогрессивными литераторами сблизило Ханса с кружком гуманистов. Стремясь облагородить каждого человека, художник наделяет чертами интеллектуальности, спокойной уверенности и сознанием собственного достоинства юное лицо купца Дерика Борна (1533 г. ), совсем не изменяя внешности. Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные «Плясками смерти». В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского – и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна.
Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные «Плясками смерти». Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Рядом с Мейером представлены его сыновья. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается.
Для всех портретов характерно общее гуманистическое мировозрение людей эпохи Возрождения. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. В эти годы Хольбейн главным образом портретист согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др». Рисунки, созданные молодым художником на полях одного из экземпляров его знаменитой сатиры «Похвальное слово глупости» (1515 г. ), были настолько близки по духу автору, что с тех пор неизменно воспроизводятся во всех изданиях.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично.
Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Однако нам, пожалуй, больше скажет ссылка на роман Достоевского «Идиот» помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума – так велика её колдовская сила. Полны благородства и одухотворенности лица «Послов» (1533 г. ). По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Однако нам, пожалуй, больше скажет ссылка на роман Достоевского «Идиот» помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума – так велика её колдовская сила.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов, предназначенных Генриху VIII. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии.
Справа изображены жены Мейера. Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) – истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. А вскоре Хольбейн пишет произведение совсем иной тональности, в котором ни тени жесткого реализма, а напротив – светлая умиленность, даже чуть-чуть слащавый идеализм: «Мадонну бургомистра Мейера».
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос», про которую исследователь справедливо пишет, что она «отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы». Особенно интересен в этом плане «Портрет Георга Гиссе» (1532, Берлин, Государственные музеи). Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.
Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари.
Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Оба стоят по краям почти квадратной по формату картины. Женившись еще в 1519 г. на Элизабет Шмидт, Ханс так и не сумел найти общего языка с супругой.
Для художника эта область искусства имела огромное значение. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. «В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, – свидетельствует исследователь.
«Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей и оба тоже стали художниками.
Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий.
Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Художник словно осваивал на их фигурках изображение тела и лица во всех ракурсах. Королевское покровительство значительно расширило число знатных заказчиков. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Меняется круг его моделей, особенно после того, как он стал придворным художником. Это, безусловно, знак смерти. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Но желание освободиться от родительской опеки, обрести индивидуальный стиль (работы троих были почти не различимы) подтолкнуло братьев покинуть отчий дом.
Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
1536- Портрет купца Георга Гиcсе. Неумолимая смерть настигла художника в самом расцвете таланта. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). «Расшалившаяся детвора» Хольбейна за строгими очертаниями букв проказничает на все лады. Об этом свидетельствуют его работы.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Поскольку большая часть монументально-декоративных работ не сохранилась, художник в настоящее время преимущественно известен как портретист «хрустально ясной объективности», «детища которого не подвластны смене вкусов и стилей» (более 150 портретов). Дармштадтская Мадонна. Так, в фигурах веселого крестьянского хоровода (для фасада «Дома танцев») чувствуется «плоть и кровь» простых людей искрится здоровое чувство народного юмора.
В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Среди портретов Хольбейна, представляющих фигуру модели в полный рост, — самый эффектный и выразительный — двойной «Портрет французских послов в Англии Жана де Дентвилля и Жоржа де Сельва» (1533, Лондон, Национальная галерея). Ксилографией Хольбейн занимался долго и упорно. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Он рассказывает, что когда один из придворных попытался во время работы художника силой проникнуть в его мастерскую, вспыльчивый мастер «сбросил его с лестницы».
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Размеры портретных миниатюр позволяли рассматривать их, держа в руке или, украсив драгоценными камнями и прикрепив к цепочке, носить на шее.
Со временем, манера художника претерпела эволюцию. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Восхищение красотой линий, гармонией колорита, монументальностью композиции приходит только после того, как зритель сумеет отвести взгляд от обладающих магической силой глаз Шарля де Моретта (1534—1535 гг. ).
Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Мандер, пересказывая мнение современников, подчеркивал, что «платье, украшенное множеством разных узоров из серебра исполнено с таким редким искусством и так близко к действительности, что все невольно приходили в изумление и спрашивали, не подложен ли вниз серебряный лист». На приклеенном к стене листке бумаги указаны имя героя полотна, его возраст и дата написания картины. 1532- Портрет леди с белкой и скворцом.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Портрет Дирка Берка из нью-йоркского музея Метрополитен, написанный Хольбейном в те же годы, совсем иной: здесь интерьер и вообще все постороннее сведено на нет, внимание приковано к лицу модели, о которой можно сказать, что это человек сильный, страстный, умный, очевидно, одержимый какой-то одной идеей.
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). В 1532г. Позже Хольбейн создал «Мадонну семьи Якоба Майера» (1526 г. ).
Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные «Плясками смерти».
На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. То была копия именно «Мертвого Христа». Тем более неожиданной и смелой кажется известная картина «Мертвый Христос» (1521—1522, Базель, Художественный музей). Надпись, сделанная на портрете самим художником, гласит: «Если ты его снабдишь голосом, это будет сам Де- рик и ты усомнишься, создал его художник или родитель».
Собственно портретная задача решена здесь с блеском. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Каждым штрихом художник усиливает представление о возвышенности их помыслов, заставляет сильнее светиться «искорки души». В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут своеобразным музеем на дому.
Особенно он подружился с их главой, филологом и писателем Эразмом Роттердамским. 1536- Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии. Это было 12 марта 1538 года. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат».
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Неоднократно он пишет Генриха VIII, его жен, знатных людей королевского окружения. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей и оба тоже стали художниками. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. К лучшим работам Хольбейна-рисовальщика, несомненно, принадлежит серия иллюстраций к Библии (1528—1532 гг. ). Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.
Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным и плодотворным. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Самые большие из них занимают площадь десять квадратных сантиметров, а самые маленькие измеряются миллиметрами. С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично. Хольбейн украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» и пишет многочисленные портреты купцов Георга Гизе, Дирка Тейбиса (оба в 1532 г. ), «Молодой купец» (1541 г. ).
Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Здесь он познакомился со знаменитым Эразмом Роттердамским. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. В город часто приезжал император Максимилиан I. Именно он и его свита привозили сюда новые знания о художниках итальянского Ренессанса, например. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. В эти годы Хольбейн главным образом портретист согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др». Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. 1534—1535, Дрезден, Картинная галерея).
Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. Гольбейн не льстит себе и не преувеличивает поразительной жизненности изображения. Фактура разнообразных материалов передана с необычайной достоверностью. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу.
Величие короля передается позой. В 1531 г. Хольбейн переезжает в Лондон навсегда. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. 1539- Портрет астронома и математика Николауса Кратцера. В эти годы Хольбейн главным образом портретист согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др». О Сигизмунде и Михаиле Хольбейнах известны только их имена – ни сведений достоверных, ни тем более картин не сохранилось.
1528- Портрет Генриха VIII. То была копия именно «Мертвого Христа». Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. На требование графа наказать какого-то живописца король ответил: «Если мне захочется, я из семи мужиков могу сделать семь графов но из семи графов я не смогу сделать ни одного Ганса Гольбейна или подобного выдающегося художника». Затем в глаза бросаются следы ужасных смертных мук, видимые признаки тления плоти. Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) – истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне.
Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой.
И хотя Мор, поддерживающий его, к тому времени оказался в опале (а затем был казнен), художник попадает под покровительство самого короля Генриха VIII и своих соотечественников — немецких купцов, представителей Ганзейского союза. Как правило, на них изображали близких людей. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Уффици во Флоренции), Том. Известно, как был поражен Достоевский этим изображением, сказав: «От такой картины вера может пропасть».
Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. 1528. Первые живописные работы Хольбейна известные ныне, относятся к 1520-м годам и уже они позволяют судить, насколько широк был диапазон его одаренности, сколько силы и дерзновения крылось в этом совсем еще молодом человеке. Он пишет несколько портретов самого Генриха (особенно поразителен рисунок: король с лицом мясника, мутными гнилыми глазами и реденькой бородкой, – соединение чванливости, грубой силы и грубого, но большого ума).
Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
На этот раз перед нами поясное изображение. А вскоре Хольбейн пишет произведение совсем иной тональности, в котором ни тени жесткого реализма, а напротив – светлая умиленность, даже чуть-чуть слащавый идеализм: «Мадонну бургомистра Мейера». На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно.
«В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, – свидетельствует исследователь. Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени. Отношения с королем после этого оказались испорченными. Ханс Хольбейн Младший умер во время эпидемии чумы поздней осенью 1543 г. в Лондоне.
Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Продолжал художник и труды в жанре портрета, запечатлев самого Генриха, членов его семьи и придворных. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. В 1535 году он был обезглавлен.