Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Дрезденская картинная галерея Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/98—1543).
Работал в разл. Собственно портретная задача решена здесь с блеском. Иллюстрация). К этому времени относятся его портреты графа Моретта (Дрезден). В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского – и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Темные тона одежды и головного убора и служащий фоном неяркий узорчатый ковер помогает пластически определенно выявить лицо с острым выразительным профилем, а также руки, придерживающие лист бумаги с уже написанными строчками. Руководил крупной мастерской, вкоторую входили его младший брат– Зигмунд (ок. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1515–16 см.
В город часто приезжал император Максимилиан I. Именно он и его свита привозили сюда новые знания о художниках итальянского Ренессанса, например.
к ст. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии.
Как правило, на них изображали близких людей. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. галерея, Лондон, см.
музей, Базель). илл. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. период (1532–1543) стал придворным портретистом короля ГенрихаVIII (с 1536) и выполнял портреты англ. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос», про которую исследователь справедливо пишет, что она «отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы».
Обнаженное тело Спасителя представлено в саркофаге с убранной передней стенкой. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Мастерская Ганса стала семейной.
Рогира ван дер Вейдена (Алтарь доминиканского мон. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Хольбейн, как мало кто из его современников, чувствовал масштаб происходивших событий и, возможно, принимал в них более активное участие, чем позволяют судить о том сохранившиеся документы. видах иск-ва.
илл. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Ок. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. илл. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
к ст. Особое место среди портретов занимают аллегорич. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Оказал влияние на нем. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. В эти годы Хольбейн главным образом портретист согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др».
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Но если Амброзиус Хольбейн известен сейчас главным образом своей принадлежностью к славной фамилии, то брат его – Ханс Хольбейн Младший – оказался одним из величайших художников Германии и своего времени вообще. Однако нам, пожалуй, больше скажет ссылка на роман Достоевского «Идиот» помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума – так велика её колдовская сила. музей, Золотурн), «Мадонна Я. Майера» («Дармштадтская Мадонна» 1526, Музей земли Гессен, Дармштадт). Хоронить в себе герой не можетСтрах и честолюбье и корысть.
Вместе с братом Амброзиусом создал рисунки на полях кн. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом».
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Однако нам, пожалуй, больше скажет ссылка на роман Достоевского «Идиот» помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума – так велика её колдовская сила. Брейн Старший, К. Амбергер) и предопределило развитие живописи в Англии 16–18вв.
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. работал как портретист (портреты Т. Мора, 1527, собрание Фрик, Нью-Йорк, см. Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные «Плясками смерти». Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Выполнял монументальные росписи: дом Я. фон Гертенштейна в Люцерне (совм. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. и социальных характеристик. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне.
1515 в произведениях мастера проявляется итал. к ст. Тем более неожиданной и смелой кажется известная картина «Мертвый Христос» (1521—1522, Базель, Художественный музей). портретном рисунке («Портрет Т. Мора», ок. Меняется круг его моделей, особенно после того, как он стал придворным художником.
В 1515–26 преим. В эти годы Хольбейн создал меткие по психологическим и социальным характеристикам живописные (Астроном Николас Кратцер, 1528, Лувр) и графический (Т. живописцев и графиков эпохи Возрождения. Занимая особое место в нем.
рисунках, – кразнообразию облика, движений и эмоций персонажей («Алтарь Святого Себастьяна», 1515–16, там же). ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. илл. Через год-полтора мастер портретирует еще одного французского посла, создав знаменитый «Портрет Шарля де Солье, графа Моретта» (ок.
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. иск-во, вт. ч. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос», про которую исследователь справедливо пишет, что она «отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы».
В руках Моретт сжимает золоченый кинжал и этот точно найденный выразительный жест нарушает строгую статику фронтально изображенной фигуры, концентрирует в себе готовность к действию. музей, Базель) предназначался Эразму Роттердамскому в качестве памятного документа. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. послов Ж. де Дентвиля иЖ. де Сельва (1533, Нац.
Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. и живописных портретов, сочетающих точность в передаче натуры иодухотворённость образов (женщины в возрасте 34 лет, ок.
Работал как книжный иллюстратор создал серию рисунков к циклу «Пляски смерти» (1524–26 ксилография, резчик Г. Лютцельбургер), где аллегория сочеталась с натурными наблюдениями. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. центров Европы 16в.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Мёртвый тяжело лежит Христос. (Б.
Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Величие короля передается позой. Обратившись к исконным народным мотивам, он исполнил серию гравюр на дереве «Образы смерти» (1524—1526), проникнутых социальными и антиклерикальными идеями — перед лицом смерти люди всех сословий равны. Во2-й англ. Его мастерство не столько растет, сколько видоизменяется и становится живее и богаче, – и трудно сказать, каких бы высот художник еще достиг, если бы эпидемия лондонской чумы осенью 1543 года не оборвала его жизнь. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского – и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Работая в Базеле (1515-26), создавал картины на религиозные темы (Мёртвый Христос, 1521, Публичное художественное собрание, Базель), многочисленные портреты бюргеров и гуманистов, в которых подчёркивал внутренне достоинство и сдержанную духовную силу моделей (Эразм Роттердамский, 1523, Лувр), расписывал наружные стены общественных зданий (не сохранилось), выполнял портретные рисунки иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского. 1524–25) и Лаисы Коринфской (1526, оба– там же). галерея), станковый иминиатюрный портреты Анны Клевской (Лувр и Музей Виктории и Альберта, Лондон оба 1539) отличаются парадностью композиций и антуража, остротой и убедительностью психологич.
карандашного портрета. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Позже линия утратила у Хольбейна контурный характер, стала широкой и бархатистой. с Хансом Старшим, 1517) «дом танцев» (оба не сохр., эскиз фасада: ок. 1520, Гравюрный кабинет, Берлин). Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Хольбейны – это семья немецких художников швабской школы, можно сказать – настоящий художественный клан, родоначальники которого окутаны легендарной дымкой.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. работал в Базеле– одном из крупнейших гуманистич. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод.
Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Творчество Ханса Младшего оказало влияние на нем. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Моделировка исполнялась легким тоном, тени скупы, градации света на поверхности лица тонки и неуловимы («Портрет Джона Пойнса», 1530-е годы, Виндзор, Королевская библиотека). Работал вАугсбурге (с 1494), Франкфурте-на-Майне (1500–01), Эльзасе (с 1509), Изенгейме (с 1516). Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. «В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, – свидетельствует исследователь. Писал алтарные образы: «Алтарь Оберрида» (совм.
ясность, объективность, созерцательность, рационализм. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Он пишет несколько портретов самого Генриха (особенно поразителен рисунок: король с лицом мясника, мутными гнилыми глазами и реденькой бородкой, – соединение чванливости, грубой силы и грубого, но большого ума).
Меняется круг его моделей, особенно после того, как он стал придворным художником. В эти годы Хольбейн главным образом портретист согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др». К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Учился у своего отца – Ханса Хольбейна Старшего. Автор графич. Анаморфоза), Ш. де Солье (1534, КГ, Дрезденсм. Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени.
Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. А вскоре Хольбейн пишет произведение совсем иной тональности, в котором ни тени жесткого реализма, а напротив – светлая умиленность, даже чуть-чуть слащавый идеализм: «Мадонну бургомистра Мейера». музеи, Берлин), франц.
Работы Ханса Хольбейна в гравюре на дереве продолжают высокие традиции Дюрера. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Портрет). музей, Базель), «Алтарь И. Герстера» («Золотурнская Мадонна» 1522, Гор. Особенно интересен в этом плане «Портрет Георга Гиссе» (1532, Берлин, Государственные музеи). Возрождение), ГенрихаVIII (1536, собрание Тиссен-Борнемисса, Мадрид и 1539–40, Нац.
Побывал в Ломбардии (1518–1519), вдохновившись произведениями Леонардо да Винчи и сев. -итал. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. придворной аристократии. на М. Грюневальда, Х. Бургкмайра, Й. Брея, М. Шаффнера.
Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. «В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, – свидетельствует исследователь.
Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Мёртвого Христа изображаетПласт картины — страшно ли глядеть. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера.
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). То была копия именно «Мертвого Христа». Неоднократно он пишет Генриха VIII, его жен, знатных людей королевского окружения. Затем в глаза бросаются следы ужасных смертных мук, видимые признаки тления плоти. Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
метод Ханса Младшего-портретиста состоял в предварит. илл. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. иск-ве 16в., он по творческим исканиям и по мировоззрению лучше др. Мор, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок) портреты.
150 портретов. В Лондоне преим. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
Справа изображены жены Мейера. Он написал для базельской ратуши несколько сцен из Ветхого Завета и все, казалось, обстояло благополучно, слава его все больше упрочивалась, но вдруг религиозные смуты, вспыхнувшие ярким пламенем в 1532 году, вынудили его оставить уже наладившийся быт и снова отправиться в Англию. Он пишет несколько портретов самого Генриха (особенно поразителен рисунок: король с лицом мясника, мутными гнилыми глазами и реденькой бородкой, – соединение чванливости, грубой силы и грубого, но большого ума). «В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, – свидетельствует исследователь. Вера очень тонкое понятье —Лучевое устремленье вверх.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало.
Ренессанса. Со временем, манера художника претерпела эволюцию.
Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален».
Нищий под игрой дождливой мокнет —Душу не даёт грехам изгрызть. Рядом с Мейером представлены его сыновья. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей и оба тоже стали художниками. С 1536 года Хольбейн становится придворным художником английского короля Генриха VIII и в этом абсолютно новом для себя положении осваивается с удивительной быстротой. произведение 1-го англ. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным и плодотворным. С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично. Об этом свидетельствуют его работы.
В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского – и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. В 1535 году он был обезглавлен.
к ст. Хольбейн создал четыре живописных портрета Эразма (1523, Лонгфорд Кастл, собрание Рэднор два очень близких между собой — луврский и базельский, 1523—1524 и еще один базельский, 153I—1532) наиболее известен из них парижский, где дано профильное изображение ученого, поглощенного своим трудом. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Здесь он познакомился со знаменитым Эразмом Роттердамским.
Фактура разнообразных материалов передана с необычайной достоверностью. По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Творчество Ханса Хольбейна Последним художником классического направления, возникшего в творчестве Дюрера, в искусстве немецкого Возрождения был Ханс Хольбейн Младший (Ганс Гольбейн) (1497—1543). 1516, Худож.
С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично. Человек, греша, опровергаетСвет ученья — и способен петь. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein) (родился около 1497-1498 – умер 1543), немецкий художник и график эпохи Возрождения.
Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) – истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда. к статье о нём Н. Кратцера, 1528, Лувр) также занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам Церкви. Пользовался покровительством Эразма Роттердамского создал серию его портретов (1523, там же 1523–24, Лувр, Париж 1523, собрание графа Раднора, Лонгфорд-Касл) по его рекомендации ездил в Англию (1526–28) к Т. Мору. Среди портретов Хольбейна, представляющих фигуру модели в полный рост, — самый эффектный и выразительный — двойной «Портрет французских послов в Англии Жана де Дентвилля и Жоржа де Сельва» (1533, Лондон, Национальная галерея).
Творч. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
То была копия именно «Мертвого Христа». Отношения с королем после этого оказались испорченными. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось).
Вернувшись вБазель (1528–32), создал пронзительный по эмоциональности портрет своейсемьи (1528–29, Худож. И грехам я заявлю — не ваш, ноК свету строю я упорно мост. периода– первый в иск-ве Сев. Множеству предельно реалистично написанных деталей картины противопоставлен странный предмет на переднем плане полотна. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос», про которую исследователь справедливо пишет, что она «отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы». архитектурой в Юж.
Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
Веру потерять, на ту картинуГлядя можно, классик утверждал. Однако нам, пожалуй, больше скажет ссылка на роман Достоевского «Идиот» помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума – так велика её колдовская сила. Этой мыслью проникнута и серия Хольбейна.
В его творчестве уже ничего не осталось от готического искусства. 1470– 1540, Берн), Л. Бек (до 1503) и ставшиеего учениками сыновья– Амброзиус иХанс Младший. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. к статье о нём), Кристины Датской (1538, Нац.
Или — заглянув в её пучинуОбрести. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. иангл.
Энергичные руки, крепко сжимающие оружие, — острые композиционные акценты. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Когда же невеста, оказавшаяся не привлекательной и крупной немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и подал на развод. В одной руке он держит перчатку, другая расположена рядом с висящим на поясе богато украшенным кинжалом. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени. Больно матерьяльное нам важно.
Франции (1523–24) познакомился с техникой франц. Это показывает конфликт между светскими и религиозными властями, между владетельными сеньорами и Церковью. А вскоре Хольбейн пишет произведение совсем иной тональности, в котором ни тени жесткого реализма, а напротив – светлая умиленность, даже чуть-чуть слащавый идеализм: «Мадонну бургомистра Мейера». мастеров воспринял основы итал. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой.
Во второй базельский период (1528-32) работал преимущественно в жанре иллюстраций. Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) – истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда. Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные «Плясками смерти». Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные «Плясками смерти».
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. 1526–1527, серебряный штифт, уголь, сангина, Королевское собрание, Виндзорский замок). 1515) в серии рисунков Образы смерти (1524-26 известна под названием Пляска смерти) в аллегорической форме отобразил события Великой крестьянской войны. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу.
Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Ханс Хольбейн выступает здесь как мастер, остро чувствующий неумолимую жестокость времени — «железного века» в истории Англии, как создатель точного исторического портрета. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи.
илл. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом.
На лице нет намека на улыбку. Ханс Старший (ок. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
в Кайсхайме, 1502, Старая пинакотека, Мюнхен).
Портреты Г. Гиссе (1532, Гос. музей, Базель), Б. фон Хертенштейна (1517, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Б. Амербаха (1519, Худож. живописи, в т. ч. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Каждое ювелирное украшение, каждый фрагмент парчи переданы с удивительной четкостью все формы здесь уплощены и сведены к узору. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая».
Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Это было 12 марта 1538 года. Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. В портрете Георга Гисце (1532, Берлин — Далем, Картинная галерея) обстановка говорит о деловитости, расчетливости данцигского купца.
В этот период были созданы выдающиеся портреты современников – представителей эпохи Возрождения: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Картинная галерея, Дрезден), английской королевы Джейн Сеймур (1536-37, Музей истории искусств, Вена) выполнены росписи Стального двора в Лондоне (1541-43, не сохранились) и др. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. ХОЛЬБЕЙН, Гольбейн (Holbein), семья нем. Во второй половине 16 столетия искусство Германии вступило в полосу длительного застоя. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. культуры его произведениям присущи классич. Ранние работы отличает влияние нидерл. Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) – истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда.
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Неоднократно он пишет Генриха VIII, его жен, знатных людей королевского окружения. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
музей, Базель см. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Замкнутость, тишина базельского кабинета Эразма Роттердамского (1523, Париж, Лувр) оттеняют сосредоточенность ученого. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение.
У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей и оба тоже стали художниками. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Упомянутое завещание датируется 7 октября 1543 года уже через месяц Гольбейн скоропостижно скончался — судя по всему, от чумы, эпидемия которой в это время свирепствовала в Лондоне. Оба стоят по краям почти квадратной по формату картины.
В Лондоне он рисовал образцы для ювелиров и золотых дел мастеров. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Я этого и ждал. На фоне зеленого занавеса, очень похожего на драпировку предыдущей картины, предстает пожилой, седобородый, но полный энергии человек.
А вскоре Хольбейн пишет произведение совсем иной тональности, в котором ни тени жесткого реализма, а напротив – светлая умиленность, даже чуть-чуть слащавый идеализм: «Мадонну бургомистра Мейера». Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Зритель воспринимает прежде всего давящую тесноту пространства. Для Возрождения в Германии, Франции, Нидерландах в целом характерно контрастное восприятие действительности — эпикурейские мотивы наслаждения жизнью омрачаются постоянными мыслями о распаде и смерти. С 1536 года Хольбейн становится придворным художником английского короля Генриха VIII и в этом абсолютно новом для себя положении осваивается с удивительной быстротой. Самое значит.
Как круг моделей, так и характер трактовки их не оставляют никакого сомнения в симпатиях и пристрастиях Хольбейна: умонастроение его старших друзей и покровителей, утопистов, религиозных реформаторов, мечтателей, людей чести и государственного разума оказало на него явное воздействие. Возрождения светский групповой портрет «Семья Т. Мора» (1527, не сохр. ) рисунок с него (1527, Худож. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. 1534—1535, Дрезден, Картинная галерея). Это жесткий человек, привыкший все решать самостоятельно, расправляясь с действительными и мнимыми оппозиционерами. с отцом 1520–1521, собор во Фрайбурге), «Мёртвый Христос» (1521, Худож. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
Хольбейн словно намеренно демонстрирует всю искусность своего живописного дарования. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей и оба тоже стали художниками. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. За годы, проведенные в Англии, он создал ок.
В эти годы Хольбейн главным образом портретист согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др». Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. То была копия именно «Мертвого Христа». галерея старого иск-ва Палаццо Барберини, Рим, см. Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета.
Известно, как был поражен Достоевский этим изображением, сказав: «От такой картины вера может пропасть». Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
В то же время в серии звучат тревожные настроения. Помимо работы портретистом, Хольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». На этот раз перед нами поясное изображение. До того как в 1540 году он женился на Анне Клевской, были рассмотрены еще восемь кандидатур, одной из которых оказалась Христина Датская.
тщательном изучении модели в подготовит. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. иск-во 16в. Картины его – это гордость города. изображения М. Оффенбург в образе Венеры (ок.
Мужчины одеты в различные одежды, справа Жан де Дентевиль – в светской, слева епископ Жорж де Сельв – в официальной. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Жёстко размыкается объятьеЯви — значит, верит человек. – Вероятно, применяясь к заказчику, он вырабатывает теперь новые приемы в портретной живописи: уделяет несравненно большее место пространству интерьеру и вещевому материалу, характеризующему занятие модели. » Вообще надо сказать, что еще одним из многих умений Хольбейна было умение применяться к обстоятельствам, каковы бы они ни были. Ханс Младший (1497/98, Аугсбург– 1543, Лондон), сын Ханса Старшего, один из ведущих мастеров нем.
Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Ханс Хольбейн Младший. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Генриху VIII так понравился этот портрет, что он приказал создать его копии, предназначенные в качестве подарков для послов и вельмож.