Hans Holbein der Jungere 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jngere, 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Hans Holbein der Jngere, 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и самый знаменитый представитель этой фамилии.
С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Нищий под игрой дождливой мокнет —Душу не даёт грехам изгрызть. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари.
В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. В эти годы Хольбейн создал меткие по психологическим и социальным характеристикам живописные (Астроном Николас Кратцер, 1528, Лувр) и графический (Т.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». И грехам я заявлю — не ваш, ноК свету строю я упорно мост. Или — заглянув в её пучинуОбрести. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Отношения с королем после этого оказались испорченными.
Выбранная Гольбейном художественная концепция охватывала буквально все — от парадных костюмов до книжных обложек. Уффици во Флоренции), Том. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены.
В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Творчество Хольбейна – одна из вершин художественной культуры Возрождения и мирового портретного искусства. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Гольбейн родился в Аугсбурге он был сыном Ганса Гольбейна Старшего известного художника, мастера алтарной живописи.
Больно матерьяльное нам важно. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Мёртвый тяжело лежит Христос. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
Учился у своего отца – Ханса Хольбейна Старшего. Несмотря на то, что в пору создания этого портрета Христине исполнилось всего 16 лет, она уже была вдовой. В 1532г. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Хоронить в себе герой не можетСтрах и честолюбье и корысть. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Я этого и ждал. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
В 1535 году он был обезглавлен.
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Так, работая над фресками во дворце Уайтхолл, он действовал следующим образом: контур прислоненного к стене или холсту рисунка прокалывался иглой, после чего получившиеся отверстия набивались угольной пылью. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы.
Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Об этом свидетельствуют его работы. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Веру потерять, на ту картинуГлядя можно, классик утверждал. Работая в Базеле (1515-26), создавал картины на религиозные темы (Мёртвый Христос, 1521, Публичное художественное собрание, Базель), многочисленные портреты бюргеров и гуманистов, в которых подчёркивал внутренне достоинство и сдержанную духовную силу моделей (Эразм Роттердамский, 1523, Лувр), расписывал наружные стены общественных зданий (не сохранилось), выполнял портретные рисунки иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания.
Это было 12 марта 1538 года. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
Человек, греша, опровергаетСвет ученья — и способен петь. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Как правило, на них изображали близких людей. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Работы для художников было много и, тем не менее, Амброзиус и Ганс, покинув родной город, отправились на поиски заказов в чужие края.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени.
Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein) (родился около 1497-1498 – умер 1543), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Но при более глубоком осмыслении именно смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер иллюзии. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и неприкрашенно воссоздавая её облик, он создал смелые и острые по рисунку, насыщенные по цвету, жизненно-убедительные, яркие образы своих современников – волевых, целе- устремлённых людей эпохи Возрождения. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера.
Справа изображены жены Мейера. В этот период были созданы выдающиеся портреты современников – представителей эпохи Возрождения: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Картинная галерея, Дрезден), английской королевы Джейн Сеймур (1536-37, Музей истории искусств, Вена) выполнены росписи Стального двора в Лондоне (1541-43, не сохранились) и др. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками.
За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица.
В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера— в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Вера очень тонкое понятье —Лучевое устремленье вверх.
Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми.
Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. 1515) в серии рисунков Образы смерти (1524-26 известна под названием Пляска смерти) в аллегорической форме отобразил события Великой крестьянской войны.
Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Между 1517 и 1519 годами Гольбейн помогал своему отцу, принявшему заказ на оформление дома главы магистрата Люцерна. По возвращении своем осенью 1519г. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет.
Мор, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок) портреты. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля.
Во второй базельский период (1528-32) работал преимущественно в жанре иллюстраций. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Первоначально, Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга.
Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. До того как в 1540 году он женился на Анне Клевской, были рассмотрены еще восемь кандидатур, одной из которых оказалась Христина Датская.
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Рядом с Мейером представлены его сыновья. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
Мёртвого Христа изображаетПласт картины — страшно ли глядеть. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Жёстко размыкается объятьеЯви — значит, верит человек.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. 150 портретов. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой.
На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги.