В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеровлюбителей. Сам художник в это время забыт, забыт на два столетия, лишь в XIX веке импрессионисты обратятся к живописи Хальса, вернут славу великому художнику. В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров. В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы.
В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей. В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь. Эмоциональная насыщенность поздних полотен Хальса приводила в изумление не одно поколение зрителей и художников. Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса известного портретиста из Харлема".
Золотой век портретной живописиПортреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма, - наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. Но остались многочисленные ученики Хальса известные живописцы, такие как Дирк Хальс, Юдит Лейстец, Ян Минзе Моленар и Андриан ван ОстадеЧетыре его сына тоже стали художниками.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Будто в подтверждение правила «подобное всегда находит себе подобное», он в 1618 году вступает в объединение риторов «Любовь превыше всего». Учился у К. ван Мандера.
(«Регенты госпиталя св. Луки. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Пожилые дамы в черных платьях сидят вокруг черного же стола, на котором лежит единственный предмет – гроссбух приюта для престарелых. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Луки (Sint-Lucasgilde). Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. А. С. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы.
Во время его рождения не было мира на его родине. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.
Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. В 1591-м году Хальсы приехали в Харлем.
1630-х гг., Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте.
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур их неловких поз, хаотичных жестов.
Каждый одинок, каждый существует сам по себе. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Но для нас большой разницы в этом нет.
О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". В Голландии работало множество живописцев. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными.
Луки. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. В выборе сюжета он традиционен. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков.
Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. У них было одиннадцать детей. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Кузнецов. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Линник). Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом).
Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа.
В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Каждая фигура свободно размещена в пространстве. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню.
В выборе сюжета он традиционен. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса). Изменяется и колористический строй его живописи.
В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
Оно им схвачено и перенесено на полотно. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. До нас не дошло рисунков или набросков, которые можно было бы с уверенностью приписать Хальсу. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие.
В ней он и умирает. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. В картине доминирует черный цвет. Нам остается лишь делать предположения.
Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. То было сборище актеров-непрофессионалов и доморощенных поэтов. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству.
Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.
Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Была ли она ведьмой. Кузнецов.
ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос.
Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. 1630 г., Париж, Лувр).
Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни. 1621, Государственный музей, Амстердам). Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Адриана (1627 и 1633) и св. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи.
Ею «разорван» плоский холст. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Вероятнее всего, это – офицер. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.
В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. А. С.
В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Первое предположение напрашивается само собой. По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета.
В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Композиция стала спокойной и строгой. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Приехав в Харлем, учился (ок. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты.
В 1649 выполнил портрет Декарта. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664)»«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Георгия» (1616). В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс. «Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.
В 1610 году Халс становится членом гильдии св. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Динамичность таких портретов выражается еще и в типичном развороте фигур, в линии силуэтов, в естественно сливающихся с фоном объемах и в свободных мазках.
Кузнецов). Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости.
Репутация Хальса тоже была небезупречной. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Уоллес).
Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо).
Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. На губах играет легкая улыбка. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи.
Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки).
В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. В 1959 году две другие картины цикла – «Св.
Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Перед нами совсем иная индивидуальность, но снова во всей ее жизненной яркости и неповторимости, – отмечает Ю. И. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Жанровые сценки работы Хальса пользовались большой популярностью и шли нарасхват у владельцев бесчисленных харлемских пивных и трактиров. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Этим достигнуто создание законченного образа. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей.
По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Это в основном изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны и охраны городов. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Он написал его в счастливый период своей жизни, когда известность и большое количество заказов позволяли ему существовать безбедно. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» все — около 1630). Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630). «В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). складывается зрелое живописное мастерство художника. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками.
Кузнецов). Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство — более отточенным и совершенным. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
В биографии учителем Хальса писалось о том, что благодаря его усилиям «прошло множество учеников, наиболее известным из которых был Франс Хальс, портретист из Харлема». Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. В конце 20-30-х гг.
Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме.
любителей крепко выпить. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Но бывали и исключения.
Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю.
В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье.
Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг. )». В 1620-1630-х гг.
Георгия». Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св.
Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Поздние произведения Халса — вершина его творческого пути разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное высокомерие, то холодный цинизм, то душевную незащищенность. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка.
Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена.
Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». В выборе сюжета он традиционен. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс.
В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Скорее всего, они преувеличивали.
Каждая фигура свободно размещена в пространстве. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Линник).
1626 послужила одна из его дочерей. Симфония черных тонов с неожиданно и смело звучащими красновато-розовыми пятнами создает в картине трагическую атмосферу. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Живописная манера Хальса стала еще более лаконичной и вместе с тем достигла высшей силы экспрессии. Картины почти не заказывают. Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Линник).
Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622). В 1644 Халс стал президентом Гильдии св.
Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св.
Художник добился здесь поразительных контрастов – горячие желтые, золотистые и красные элементы вышивки выпукло выступают на фоне темной ткани камзола. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе.
Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична.
Дальше нам остается лишь строить предположения. Халс много работает в жанре группового портрета.
Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Художник провел за мольбертом более полувека.
Нищета брала за горло. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. Не стоит отбрасывать это предположение.
Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо.
Халс Франс. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе.
Правая, освещенная светом играет румянцем. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Точно и умело рассчитаны все движения кисти.
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. В картине доминирует черный цвет.
Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем.
Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Здесь родился младший брат Франса по имени Дирк. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности.
А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Композиция стала спокойной и строгой.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию.
Смело ломая привычное представление о портрете как о точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. стр. ) – выразительный тому пример. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет.
Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. желтого. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». С его именем связан расцвет национальной живописи. Среди "неофитов" был и сам Хальс.
Нам остается лишь гадать об этом. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года»Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Халса в Харлеме. Пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами. Ван Гог однажды заметил, что у Халса «27 оттенков черного»Халс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов имевшей хождение в 1970-1990 годах. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. А еще через год он женится. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок.
Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Адриана. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св.
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо).
Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов.
В 20-х гг. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Вероятно их было гораздо больше. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Отдавая дань спиртному, он не упускал из виду ни одной хорошенькой служанки. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично.
Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок.
Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Но потом его начинают забывать. Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Портреты Хальса рождают ощущение взаимной связи людей, которые ценят единение и знают его силу.
Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса.
К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Лука» и «Св. Никто не знает, сколько произведений Хальса было утрачено за три с лишним столетия, прошедших с его смерти. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Но в 1638 году он создал второй его портрет – с него на нас смотрит вальяжный Хетхейсен, откинувшийся на спинку кресла.
Его поза естественна и непринужденна. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Но о нем лично известно немного. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с перерождающейся буржуазной верхушкой голландского общества. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет.
Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Портрет Малле Баббе (нач.
Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Такими, гордыми своей независимостью, жизнерадостными и деятельными горожанами, в которых еще свежо воспоминание о совместной борьбе и предстают они на портретах офицеров стрелковой роты св. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Круг сразу придает законченность портрету.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо.
Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача.
На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Учителем живописи Хальса был художник по имени Карел ван Мандер. В голландском обществе утверждаются новые вкусы.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Он находится в частной коллекции. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В.
Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Праздник отличался размахом и длительностью.
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. 1650). Обычно Хальс изображал модель так, что зритель оказывался с ней с глазу на глаз, в общении близком и непосредственном. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ.
Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса.