Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г. Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА:) (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства. Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса. Халс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье.
В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство. В Харлеме существует Музей Ф. Халса. Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы.
Франс Халс (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства. Первый портрет Халс создал в 1611 г., но известность пришла к нему после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.
В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Не сохранилось никаких предварительных набросков к его картинам. Георгия» (1616, там же).
А. и И. Остаде, Я. Стен и др. 1630-хгг. Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. 1640-х гг. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. Георгия», 1627, см.
Тогда в X. уже не было равенства, выделилась феодализировавшаяся верхущка (см. 1626 г. Государственный музей. Герой «Мужского портрета» (до 1660г. ) откровенно выказывает своё пренебрежение по отношению к окружающим.
Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Скорее всего, художник обходился без них. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера.
«Малле Баббе». Цветовая гамма картин Халса всегда разнообразна и построена на оттенках близких тонов. 1628, обе– Лувр, Париж «Малле-Баббе», Гос. Изменяется колорит, построенный на оттенках чёрных и серых тонов. 1645, Нац. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист.
Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Халс поднял групповой портрет до уровня исторической картины. Творчество Х. оказаловлияние на голл. А. и И. Остаде, Я. Стен и др. 1610-х– 1630-хгг.
В кон. Сразу, без поправок он словно лепил мазками фигуры и детали. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Георгия39, 1616, см.
Среди учеников Х. – П. Кодде, Я. Моленар, Ю. Лейстер. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. В кон.
Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Сова на плече Малле Баббе, содержательницы матросского притона, придаёт зловещий вид «харлемской ведьме» извергающей на зрителя поток брани. В групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св. X. сыграла большую роль в сикхов восстаниях (кон.
Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. «Малле Баббе», 1629). Однако Халс умел передать индивидуальность модели (улыбку, мимолётное, но характерное движение головы и рук), находя для этого каждый раз неповторимые художественные средства. Некоторые из них имеют аллегорический смысл изображая человеческие слабости и пороки, но независимо от этого отличаются полнокровной жизненностью («Цыганка», ок. 1630г.
1623–25, Музей зап. Георгия39, 1627, см. Портреты 1650—60-х гг. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. илл.
Прославился прежде всего как портретист. Париж Ф. Халс. Луки (1610) и камеры риторов (1616–25). в творчестве Халса происходит существенный перелом.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Круг сразу придает законченность портрету. Он создавал портреты-типы, нечто среднее между портретом и жанровой композицией. также халисе. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу.
(«Регенты госпиталя св. ван Хейтхейзен39, около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа (39Малле Баббе39, Картинная галерея, Берлин-Далем 39Цыганка39, Лувр, Париж 39Мулат39, Музей изобразительных искусств, Лейпциг все – около 1630). Этим достигнуто создание законченного образа. Ранней манере Х. (39Банкет офицеров стрелковой роты св. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Вначале Халс с юмором изображал притязания своих современников казаться похожими на аристократов («Портрет Виллема ван Хейтхейзена», ок. 1626г. ). В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш».
Он дерзко смотрит на зрителя, словно желая затеять с ним ссору. Приехав в Харлем, учился (ок. завоевателями.
Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. ХАЛС, Хальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен– август 1666, Харлем), голл. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. и флам.
Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. В. Ван Гог насчитал у него 27 оттенков чёрного цвета.
В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Луки (Sint-Lucasgilde).
Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Луки. Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св.
19в. Не стремясь нравиться заказчикам, художник теряет популярность. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. Наряду с заказными портретами художник часто писал людей из низов общества.
Испытал влияние утрехтского караваджизма, а также П. П. галерея, Прага). Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме).
В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. В сер. Рене Декарт – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике. Следует отметить, что люди на портретах Халса привлекают своей жизненной силой, весёлым нравом, раскрепощённостью, добродушием. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Были забыты идеалы нидерландской революции. Были забыты идеалы нидерландской революции. и вост.
1650). В портретах 1620—30-х гг. Доходы с X. шли на содержание гос. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Георгия» (1616) ощутим дух героизма, боевого товарищества, нет главных и второстепенных персонажей. В 1620-х гг.
Он дерзко смотрит на зрителя, словно желая затеять с ним ссору. 3) X. часто называли также армию, созданную Ранджит Сингхом и само гос-во сикхов. 1620-х он был одним из самых почитаемых мастеров, к нему поступали многочисленные заказы. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. А. и И., Я. и др. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача.
Произведения Халса до тридцатилетнего возраста неизвестны. ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630). По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св.
Георгия39, 1639 все – Музей Ф. Халса, Харлем). «Групповой портрет стрелковой роты св. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Ссер. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем). Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. складывается зрелое живописное мастерство художника. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В 1620-х гг. Сова на плече Малле Баббе, содержательницы матросского притона, придает зловещий вид «харлемской ведьме» извергающей на зрителя поток брани.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет.
1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. 1630). Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли.
Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Георгия» (1616) ощутим дух героизма, боевого товарищества, нет главных и второстепенных персонажей. 1640-х гг. Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину.
В портретах 1620-30-х гг. На рубеже 1630-40-х гг. Пространство в портретах Халса словно выталкивает людей из картин.
создаёт портреты представителей голл. Елизаветы в Харлеме», обе 1664, Музей Ф. Халса). композиции: «Евангелист Лука», «Евангелист Матфей» (оба ок. Скорее всего, художник обходился без них. Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности.
«Групповой портрет стрелковой роты св. В этот периодХ. 1630-х – нач. (hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен– 1666, Харлем), голландский художник. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту.
Елизаветы», 1641 портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645 и др. ). Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Георгия», 1627, см. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум).
В портретной живописи Халса предстает образ Голландии героической эпохи, в которой после победы Нидерландской буржуазной революции (1566–1609) главными заказчиками картин стали не аристократы и церковь, а бюргеры (горожане), выходцы из низов, сумевшие добиться высокого положения в обществе и благосостояния собственными усилиями. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. В 1765 X. создала в Пенджабе гос-во сикхов. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Ею «разорван» плоский холст.
Учился у К. ван (1600—03). Чл. Поздние произведения Х. сложны по характеристике, пессимистичны по духу, почти монохромны по колориту исполнены в очень свободной манере («Мужской портрет», ок. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Портреты 1650–60-х гг.
49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. «Групповой портрет стрелковой роты св. и композиц. 1627, см. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Эта тема была характерна для голландских караваджистов, но Халс дал ей свою интерпретацию.
Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. аппарата, армии и т. п. 2) Ре-лиг. Герой «Мужского портрета» (до 1660г. ) откровенно выказывает свое пренебрежение по отношению к окружающим. Однако в этом не лучшем произведении Халса есть что-то поверхностное, не свойственная ему многословность. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию.
– настоящий, чистый, подлинный), – 1) В ср. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Праздник отличался размахом и длительностью. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым».
Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. владении крестьян, плативших феод.
Крус39, около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма (39Регенты приюта для престарелых39, 39Регентши приюта для престарелых39, обе – 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Эта тема была характерна для голландских караваджистов, но Халс дал ей свою интерпретацию. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. А. и И. ван Остаде, Я. Стена. В групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. С двух последних жутковатых групповых портретов изображающих регентов и регентш – попечителей приюта для престарелых (в одном из таких приютов Халс вскоре окончил свою жизнь), смотрят бессмысленные и недобрые лица.
В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Картины почти не заказывают. Пространство в портретах Халса словно выталкивает людей из картин. Георгия».
Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. В. Ван Гог насчитал у него 27 оттенков черного цвета. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Георгия».
(«Регенты госпиталя св. Георгия», 1616, см. Но потом его начинают забывать. Адриана (1627 и 1633) и св. Он создавал портреты-типы, нечто среднее между портретом и жанровой композицией.
В 1620-х гг. Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. (39Регенты госпиталя св. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения.
Его поза естественна и непринужденна. художник. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Они сами умеют за себя постоять. Они сами умеют за себя постоять.
Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Во время его рождения не было мира на его родине. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1.
«Малле Баббе», 1629). Известность Х. принесла картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. С его именем связан расцвет национальной живописи. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. В портретах 1620—30-х гг.
В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Не стремясь нравиться заказчикам, художник теряет популярность. 1630-х – нач.
характер портретов Халса изменился. Адриана», 1633 и др. ). Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Уоллес). Ок.
«Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Мастер с 1610.
гильдии Св. 17 в. при гуру Говинд Сингхе оформилась как воен. -демократич. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. 1600–1603).
Мастер с 1610. Художник героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство. Ге-оргия», 1616 «Групповой портрет стрелковой роты св. 19в. 1624–26 «Цыганка», ок.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, в котором угадываются жизненный опыт, самоуверенность, усталость ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Не сохранилось никаких предварительных набросков к его картинам.
Георгия», 1616, см. 1630, Рейксмюсеум два «Портрета В. ван Хейтхейзена», ок. Сын ткача. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Учился у К. ван Мандера (1600—03). Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок.
Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. илл. Правая, освещенная светом играет румянцем.
Вначале Халс с юмором изображал притязания своих современников казаться похожими на аристократов («Портрет Виллема ван Хейтхейзена», ок. 1626г. ). Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. рисунков к своим портретам: осн.
Несмотря на прижизненную популярность (особенно в 1630-егг. ), умер в бедности. Учился у К. ван Мандера. 17 – нач. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. халиса, халса (хинди хальса, от араб. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо.
Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Халс много работает в жанре группового портрета. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. С двух последних жутковатых групповых портретов изображающих регентов и регентш – попечителей приюта для престарелых (в одном из таких приютов Халс вскоре окончил свою жизнь), смотрят бессмысленные и недобрые лица.
наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Х. работает исключительно по заказу харлемских бюргеров. Он может быть самодовольным, самоуверенным и ограниченным, но ему почти неизменно присущи энергия, крепкая жизненная хватка, удаль и жизнелюбие. Дети вчерашних пивоваров и ткачей покупали дворцы и титулы.
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Прославился прежде всего как портретист. Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена. Мастер с 1610.
Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Не делал предварит. В 1620-х гг. В 20-х гг. мастера. Георгия», 1616, см. Мастер с 1610.
Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Однако Халс умел передать индивидуальность модели (улыбку, мимолетное, но характерное движение головы и рук), находя для этого каждый раз неповторимые художественные средства. «Цыганка». писал религ.
Жанровые портреты стандартны по композиции– приближенные к первому плану погрудные изображения моделей апеллируют непосредственно к зрителю, но отличаются разнообразием тем и связанных с фольклорными традициями образов (дети, музыканты, завсегдатаи кабачков и т. д. ), характеризующихся различием темпераментов, остротой мгновенных реакций, активными мимикой и жестами («Весёлое общество», 1616 «Юнкер Рамп и его возлюбленная», 1623 обе– Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Лютнист», ок. Такими, гордыми своей независимостью, жизнерадостными и деятельными горожанами, в которых еще свежо воспоминание о совместной борьбе и предстают они на портретах офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем).
ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630). «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Все члены X. обладали равными правами, дела X. решались на ее общем собрании. Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Георгия», 1627 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
В портретах 1620—30-х гг. Изменяется колорит, построенный на оттенках черных и серых тонов. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. В кон. Адриана», ок.
Для работ 2-й пол. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица.
1629 г. Государственные музеи. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Изображал ли художник низы общества, нищих рыбаков, озорных мальчишек, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты преуспевающей буржуазии, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций.
ренту-налог (харадж) непосредственно гос-ву. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г.
Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Свободная, эскизная манера письма, необычная для его времени, артистизм и разнообразие приёмов Халса предвосхищают искусство второй пол. Наряду с заказными портретами художник часто писал людей из низов общества. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Особенно это утверждение относится к данному портрету. характеристика образов– многоплановой от многоцветных красочных сочетаний Х. переходит преим. Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму.
Дети вчерашних пивоваров и ткачей покупали дворцы и титулы. Франс (ок. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. 39Групповой портрет стрелковой роты св. Сардар). земли в ряде мусульм. Цветовая гамма картин Халса всегда разнообразна и построена на оттенках близких тонов.
ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630). Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея).
илл. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. В 1610г. Нидерланды все– Музей Ф. Халса «Групповой портрет роты капитана Р. Реала», 1637, Рейксмюсеум, Амстердам).
Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Рубенса. В конце 20-30-х гг. Но о нем лично известно немного.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. 1616 г. Музей Ф. Халса. Адриана39, около 1623-27 39Банкет офицеров стрелковой роты св. Ок. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр.
илл. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Х. умер в харлемской богадельне. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками. А еще через год он женится.
1635, частное собрание). наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции (39Евангелист Лука39, 39Евангелист Матфей39, около 1623-25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В голландском обществе утверждаются новые вкусы. община сикхов в Индии.
1642–50, Эрмитаж, С. -Петербург) и Я. С. ван Веструма (ок. Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу.
Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Большинство X. находилось в наследств. Халс. 1625, Старая пинакотека, Мюнхен ок. произведение Х. раннего периода– «Портрет католического священника Я. Заффиуса» (1611, Музей Ф. Халса, Харлем) находится ещё в зависимости от статичных портретов 16в.
Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». Адриана39, 1633 39Офицеры стрелковой роты св. на А. Брауэра, бр. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. приёмом Х. была техника свободного, темпераментного мазка жидкой краской. Учился у К. ван Мандера (1600-03). иск-ва, Одесса).
Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Вадуц Халс поднял групповой портрет до уровня исторической картины. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Герои этого и других групповых портретов полны бодрости и энергии, ведут себя раскованно и свободно, в отличие от аристократов, скованных этикетом. Ф. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Его живопись поражает разнообразием приемов. илл. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г.
В ней он и умирает. общества («Улыбающийся кавалер», 1624, собрание Уоллес, Лондон «Весёлый собутыльник», ок. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. 1630-хгг. ).
Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Тот же В. ван Хейтхейзен в более позднем портрете (ок. 1638г. ) раскачивается на стуле, утратив интерес к жизни и безучастно глядя на зрителя. Изменяется и колористический строй его живописи. («Регенты госпиталя св. Сразу, без поправок он словно лепил мазками фигуры и детали. Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен.
В 1662 г. городские власти назначили ему ежегодное пожизненное вспомоществование, а вскоре поместили в харлемскую богадельню. Франс Хальс умер 26 августа 1666За свою жизнь Франс Халс написал около 300 картин. В Голландии работало множество живописцев. Среди многочисленных учеников Х. и голландских мастеров 17 в. испытавших его влияние, — А., бр. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. В это время Халс работа-ет исключительно в жанре портрета и создает целую галерею типичных представителей голландского общества — от офицеров и богатых бюргеров до социальных низов («Юнкер Рамп и его возлюбленная», 1623 «Цыганка», 1628 «Мулат», 1629 и др. ).
Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Х. – преим. Живописная манера Халса меняется, развивается в сторону тональной гармонии изысканного сочетания черного с серебристо-серым сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого.
Единственное датиров. Некоторые из них имеют аллегорический смысл изображая человеческие слабости и пороки, но независимо от этого отличаются полнокровной жизненностью («Цыганка», ок. 1630г. портретную и жанровую живопись 17в., в т. ч.
орг-ция сикхов. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы.
В 1620-хгг. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. Халс писал быстрыми мазками по непросохшему нижнему слою картины.
Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. музеи, Берлин, 1633–35 «Мальчик-рыбак», Королевский музей изящных искусств, Антверпен, ок. Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем).
В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Георгия», 1627, см. Х. создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. 18 вв. ) и в войне сикхов с афг. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
В сер. С 1585 жил вХарлемепосетил Антверпен (1616) и Амстердам (сер. Харлем Ф. Халс. Он находится в частной коллекции. Вершиной творчества Халса стали два его поздних групповых портрета регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме (1664), создающих незабываемое впечатление разрушительной силы старости, безысходности и горького пессимизма.
Елизаветы в Харлеме», «Регентши богадельни св. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. характер портретов Халса изменился. живописи, значительно расширивший шкалу изображения человеческих чувств. века – казен. 1620-х он был одним из самых почитаемых мастеров, к нему поступали многочисленные заказы.
С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Тот же В. ван Хейтхейзен в более позднем портрете (ок. 1638г. ) раскачивается на стуле, утратив интерес к жизни и безучастно глядя на зрителя. Учился в Харлемской академии у художника и теоретика искусства К. ван Мандера (1600—03). Оно им схвачено и перенесено на полотно.
вступил в гильдию Св. А. и И., Я. и др. Учился у К. ван Мандера (ок. Халс писал быстрыми мазками по непросохшему нижнему слою картины.
гос-в (в Иране, Индии) см. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Позы и жесты моделей становятся более сдержанными и лаконичными, психологич. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков.
Берлин Ф. Халс. 1660, КГ, Кассель «Регенты богадельни св. 1621, Государственный музей, Амстердам). Его живопись поражает разнообразием приёмов. халиса, букв. 1630 г. Лувр.
В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Учился у К. ван (1600—03). наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса).
портретист, реформатор портретного иск-ва в европ. На губах играет легкая улыбка. связь моделей и впечатление естественности ситуации («Банкет офицеров стрелковой роты св. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. к ст. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса.
Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. В портретной живописи Халса предстаёт образ Голландии героической эпохи, в которой после победы Нидерландской буржуазной революции (1566–1609) главными заказчиками картин стали не аристократы и церковь, а бюргеры (горожане), выходцы из низов, сумевшие добиться высокого положения в обществе и благосостояния собственными усилиями.