Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки. В 1616 году Хальс создает картину Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, где полностью порывает с принятыми тогда схемами подобных произведений. В середине 1630-х годов Хальс оставил жанровые сценки. Её написал в 1616 году Франс Хальс (Frans Hals) — выдающийся художник, яркий представитель голландской живописи 17 века, наряду с Рембрандтом и Веласкесом.
Молодой человек с черепом – типичная для молодого Хальса работа. Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. Золотой век портретной живописиПортреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма, - наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений.
Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса известного портретиста из Харлема". В 1620-х Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг. )». Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.
В двух знаменитых портретах (1664) Хальс изображает: в одном – регентов, в другом – регента госпиталя в Хаарлеме. Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.
Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. В старости Хальс перестал получать заказы и впал в нищету. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века.
Не желая покидать Харлем, Хальс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков. Франс Хальс (ок. 1580-1666) родился в Антверпене.
Франс Хальс был основоположник голландского реалистического портрета, чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени. В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы.
У молодых поручиков оказывались богатые родители и на портретах Хальса эти молодые люди гордо сидели рядом с полковниками». Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. У молодых поручиков оказывались богатые родители и на портретах Хальса эти молодые люди гордо сидели рядом с полковниками. Хальс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» все — около 1630). Франс Хальс (1582-1666) – один из величайших портретистов эпохи золотого века искусства Голландии.
Эмоциональная насыщенность поздних полотен Хальса приводила в изумление не одно поколение зрителей и художников. В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства). Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи.
Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г. Франс Хальс (нидерл. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом.
Но некоторые черты манеры Хальса остались неизменными. Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса. В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Хальс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Сам художник в это время забыт, забыт на два столетия, лишь в XIX веке импрессионисты обратятся к живописи Хальса, вернут славу великому художнику. Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.
Через пять лет, в 1616 году, Хальс создает великолепное монументальное полотно Групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия, который, по меткому выражению одного исследователя, можно уподобить пушечному салюту, открывающему победное шествие золотого века голландского искусства. До сих пор ходят легенды о пьянстве Хальса и дебошах, которые он устраивал. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св.
Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний период своей деятельности (1650–1660. Первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Вслед за матерью умер и второй сын Хальсов имени которого мы не знаем. Странствующий рыцарь в кальвинистской странеЖизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись.
Умер Хальс 29 августа 1666 года, а 1 сентября его похоронили – при очень небольшом стечении народа. Около 1622 года Хальс создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает супружескую пару во время прогулки в саду. Франс Хальс (нидерл. Но остались многочисленные ученики Хальса известные живописцы, такие как Дирк Хальс, Юдит Лейстец, Ян Минзе Моленар и Андриан ван ОстадеЧетыре его сына тоже стали художниками.
В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением. Творчество Хальса оказало влияние на его многочисленных учеников и прочих голландских мастеров XVII века, таких, как Адриан Браувер, Адриан, Исаак ван Остаде, Ян Стен, Исаак Исраэлс. Через пять лет, в 1616 году, Хальс создает великолепное монументальное полотно «Групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия», который, по меткому выражению одного исследователя, можно уподобить пушечному салюту, открывающему победное шествие «золотого века» голландского искусства. А в начале следующего года Хальс женился на Анетье Хармансдр и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца, Хармена.
Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Хальса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний период своей деятельности (1650–1660е годы) произведения, которые являются наивысшим достижением и достойным завершением его великолепного творческого пути. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе. Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».
Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Это дает основания предполагать, что к этому времени отношения Хальса и его покровителя испортились. В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеровлюбителей.
На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.
Он находится в частной коллекции. Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет.
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Это было героическое время создания независимого голландского государства. Однако Халс умел передать индивидуальность модели (улыбку, мимолетное, но характерное движение головы и рук), находя для этого каждый раз неповторимые художественные средства.
Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. халиса, букв. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры.
Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. 1650). Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Халс Франс.
Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. стр. ) – выразительный тому пример. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.
Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Художник прожил долгую жизнь и ему довелось стать свидетелем перерождения голландского общества исчезновения его демократического духа. Сардар). Это в основном изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Изменяется и колористический строй его живописи.
На рубеже 1630-40-х гг. Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. В Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, попечителей госпиталей, богаделен, врачей, чья профессия уважалась и ценилась. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, в котором угадываются жизненный опыт, самоуверенность, усталость ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. На губах играет легкая улыбка. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты.
Правая, освещенная светом играет румянцем. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен.
Пожилые дамы в черных платьях сидят вокруг черного же стола, на котором лежит единственный предмет – гроссбух приюта для престарелых. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц.
Но со всем этим не очень монтируется отнюдь не аристократическая физиономия бюргера исполненная скорее напыщенности, чем благородного достоинства. Изменяется колорит, построенный на оттенках черных и серых тонов. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Беспристрастный реализмХальса обвиняли в том, что его "Регенты приюта для престарелых" и парные к этому групповому портрету "Регентши" написаны будто бы в озлоблении. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон.
Доктор Клаус Гримм, обнаружив неоспоримое сходство манеры изображения головы и рук данного персонажа с опубликованными к тому времени картинами из Одессы, сделал химический анализ красочных пигментов. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. И здесь излюбленным приемом художника была улыбка. «Перед нами совсем иная индивидуальность, но снова во всей ее жизненной яркости и неповторимости, – отмечает Ю. И. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера.
В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. В ней он и умирает. «Малле Баббе», 1629).
Но это – если углубляться в искусствоведческие дебри. Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена.
желтого. общаются не только друг с другом, но и со зрителем и мы чувствуем себя участниками события. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи.
Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Лука» и «Св. Дальше нам остается лишь строить предположения. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею.
Нам остается лишь гадать об этом. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями.
Они сами умеют за себя постоять. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Дети вчерашних пивоваров и ткачей покупали дворцы и титулы.
Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. община сикхов в Индии. ренту-налог (харадж) непосредственно гос-ву.
Вначале Халс с юмором изображал притязания своих современников казаться похожими на аристократов («Портрет Виллема ван Хейтхейзена», ок. 1626г. ). Кузнецов. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения.
В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса.
По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам. Не стремясь нравиться заказчикам, художник теряет популярность.
Приехав в Харлем, учился (ок. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме. 18 вв. ) и в войне сикхов с афг.
Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые). 1630 г., Париж, Лувр). Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году.
Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы.
Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. 1640-х гг. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов.
Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Люди на картине – это просто бюргеры и одновременно – не просто бюргеры. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса).
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса). Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Он создавал портреты-типы, нечто среднее между портретом и жанровой композицией.
В Голландии работало множество живописцев. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Нищета брала за горло.
Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Герой «Мужского портрета» (до 1660г. ) откровенно выказывает свое пренебрежение по отношению к окружающим.
Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Его поза естественна и непринужденна. Пространство в портретах Халса словно выталкивает людей из картин. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св.
Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. завоевателями.
аппарата, армии и т. п. 2) Ре-лиг. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Художник отражает момент, живое мгновение жизни.
Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. У них было одиннадцать детей. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. 1630-х гг., Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
Была ли она ведьмой.
Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. В голландском обществе утверждаются новые вкусы.
Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Даже сам черный цвет насыщается богатством оттенков от угольного до жем-чужносерого, легкие, размашистые, небрежные мазки этих оттенков создают пластическую форму его картин («Регенты госпиталя св. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Круг сразу придает законченность портрету. В выборе сюжета он традиционен. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем.
века – казен. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
Композиция стала спокойной и строгой. Наряду с заказными портретами художник часто писал людей из низов общества. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Композиция стала спокойной и строгой. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели.
Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. В групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Работа Халса «Св. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо).
Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Цветовая гамма картин Халса всегда разнообразна и построена на оттенках близких тонов.
Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
Все в этой женщине просто и все прекрасно. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Кузнецов).
Она в строгом черном платье, которое украшают лишь белоснежные кружевной воротник и манжеты. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок.
Отсюда пошел термин «малые голландцы». Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной.
Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, обвинив его в том, что он совратил их дочь. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо).
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. У современников его искусство не получило особенно широкого признания. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам.
Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним.
Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. складывается зрелое живописное мастерство художника. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей).
Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». До Хальса групповые портреты писались так, как в советских школах раньше снимали фото класса – все вставали в стройные рядочки по типу Краснознаменного армейского хора и натужно улыбались в камеру. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок.
Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Которые прошли в прошлом сезоне, а самая крайняя встреча прошла уже на старте этого сезона. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). Большинство X. находилось в наследств. В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа.
Насчет самого застолья. Все члены X. обладали равными правами, дела X. решались на ее общем собрании. Вершиной творчества Халса стали два его поздних групповых портрета регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме (1664), создающих незабываемое впечатление разрушительной силы старости, безысходности и горького пессимизма. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки.
Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. С его именем связан расцвет национальной живописи.
Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. В 20-х гг. Первое предположение напрашивается само собой. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Луки» состоялось в очень короткие сроки. Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта. Но для нас большой разницы в этом нет.
также халисе. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Франс (ок. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей.
Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Была ли она ведьмой. Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками.
Можно предположить, что на картине запечатлено лишь самое начало «торжеств». Уоллес). Художник провел за мольбертом более полувека.
Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте.
Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Композиция стала спокойной и строгой. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. Линник).
Дальше нам остается лишь строить предположения. Тот же В. ван Хейтхейзен в более позднем портрете (ок. 1638г. ) раскачивается на стуле, утратив интерес к жизни и безучастно глядя на зрителя. халиса, халса (хинди хальса, от араб. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет.
Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. 19в. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки».
Картины почти не заказывают. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе.
Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. земли в ряде мусульм. гос-в (в Иране, Индии) см.
Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Зная, что Хальс был близок к стрелковым обществам города Харлема, а в 1624 году состоял мушкетером роты св. характер портретов Халса изменился. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят.
В 1765 X. создала в Пенджабе гос-во сикхов. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню.
В «Банкете офицеров роты Св. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю.
Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери). Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные.
Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Портреты 1650–60-х гг. Но бывали и исключения. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей.
Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. В сер. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Адриана», 1633 и др. ).
В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес).
Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты.
Георгия» (1616) ощутим дух героизма, боевого товарищества, нет главных и второстепенных персонажей. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. В начале 1600-х молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого мастера в последующих работах Халса не прослеживается.
Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Постепенное повышение к центру создает своего рода треугольник — самую устойчивую геометрическую фигуру.
Адриана. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Кузнецов).
Особенности искусства раннего Хальса — характер восприятия модели и специфические приемы портретной характеристики, — наиболее отчетливо обнаруживаются в так называемых жанровых портретах. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Вероятно их было гораздо больше. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Искусствоведы ценят эту картину за новаторство композиции. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству.
Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Елизаветы», 1641 портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645 и др. ).
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Не зря его через пару с лишним столетий так полюбили французские импрессионисты. В почти недвижных позах черствых, не знающих сострадания старух чувствуется хозяйская властность и вместе с тем во всех них – в еще бодрящихся, подтянутых и в тех, у кого уже иссохла плоть и как бы осталась одна только хрупкая и пугающая оболочка, – живут глубокая подавленность и оцепенение, словно регентши скованы одним гнетущим и страшным чувством – чувств бессилия и отчаяния перед лиц надвигающейся смерти.
Первое предположение напрашивается само собой. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. 1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит пугающе мрачным. Этим достигнуто создание законченного образа.
1620-х он был одним из самых почитаемых мастеров, к нему поступали многочисленные заказы. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Ге-оргия», 1616 «Групповой портрет стрелковой роты св. – настоящий, чистый, подлинный), – 1) В ср. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Вероятнее всего, это – офицер. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. в творчестве Халса происходит существенный перелом. 17 в. при гуру Говинд Сингхе оформилась как воен. -демократич.
Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается. 1630-х – нач. Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Прославился прежде всего как портретист.
В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. 1626 послужила одна из его дочерей. Нам остается лишь делать предположения. Позднее он испытал горькое разочарование в жизни, отмечая сходные переживания и у своих моделей. В очковом плане кажется, что они подобрались близко, но посмотрев на количество матчей, замечаем, что у соперников по 1-2 матчу пропущено и потенциально разрыв скорее всего возрастет.
Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Но для нас большой разницы в этом нет. Кузнецов. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. То есть запечатлевал мгновение, настроение, характеры.
Таким образом график за последние три матча – 2, 3 очка за игру при среднем одном за игру. Учился у К. ван Мандера. Адриана (1627 и 1633) и св. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Во всяком случае, городские власти Хаарлема были вынуждены издать в 1621 году специальное постановление, которое предписывало ограничить офицерский банкет сроком не «долее трех или, в крайнем случае, четырех дней». "Новые" голландцы считали, что все язвы общества – пьянство, нищету, сумасшествие – следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. В это время Халс работа-ет исключительно в жанре портрета и создает целую галерею типичных представителей голландского общества — от офицеров и богатых бюргеров до социальных низов («Юнкер Рамп и его возлюбленная», 1623 «Цыганка», 1628 «Мулат», 1629 и др. ).
орг-ция сикхов. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Преступление действительно было заказным. гораздо важнее рассмотреть последние очные встречи.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Халс поднял групповой портрет до уровня исторической картины. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Скорее всего, они преувеличивали.
Луки (Sint-Lucasgilde). Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Но, конечно, не столько в роли голландских «околоточных», сколько в статусном смысле — в роли почетной милиции, обязанности которой сводились больше к парадам, торжественным встречам, почетным караулам. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш».
Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Во время его рождения не было мира на его родине. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа.
3) X. часто называли также армию, созданную Ранджит Сингхом и само гос-во сикхов. Он написал его в счастливый период своей жизни, когда известность и большое количество заказов позволяли ему существовать безбедно. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. Праздник отличался размахом и длительностью. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Луки. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
В картине доминирует черный цвет. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках.
Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Живописный мазок в этих картинах начинает приобретать уже ту силу и подвижность, которые являются неповторимыми особенностями техники Хальса. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.
В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Не стоит отбрасывать это предположение. В кон. Ею «разорван» плоский холст. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот".
Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Тогда в X. уже не было равенства, выделилась феодализировавшаяся верхущка (см. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание.
В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Репутация Хальса тоже была небезупречной. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.
В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Он дерзко смотрит на зрителя, словно желая затеять с ним ссору. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели.
Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. А. С. 1621, Государственный музей, Амстердам). Скорее всего, художник обходился без них.
На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Нам остается лишь гадать об этом. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Были забыты идеалы нидерландской революции.
Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Изысканность колорита и общего Живописного решения как бы внутренне аристократизировала персонажи Хальса – приоткрывала в образе новые грани, которые духовно усложняли и обогащали его. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В.
Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Сова на плече Малле Баббе, содержательницы матросского притона, придает зловещий вид «харлемской ведьме» извергающей на зрителя поток брани. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись.
Он умеет приспособить манеру наложения красок к характеру предметов – от легкого постукивания торцом кисти в изображении кружев до смелых, широких мазков на воротниках, шарфах и драпировках (И. В. О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина "Банкет офицеров роты св. В конце 20-30-х гг. Портрет Малле Баббе (нач.
17 – нач. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Путешественник-француз, посетивший в 1681 году Амстердам, с удивлением заметил, что по числу подобных заведений этот город уступает разве только "всеевропейскому Вавилону" – Парижу. Еще при жизни Хальса, в 1640 году, в Голландии был издан указ, запрещающий женщинам "ношение платья, обнажающего тело". Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
В кон. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». С двух последних жутковатых групповых портретов изображающих регентов и регентш – попечителей приюта для престарелых (в одном из таких приютов Халс вскоре окончил свою жизнь), смотрят бессмысленные и недобрые лица.
Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня.
Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Линник). Текущая форма команды – лишь подтверждение средней формы по сезону: поражение, победа, два поражения, победа. Но в 1638 году он создал второй его портрет – с него на нас смотрит вальяжный Хетхейсен, откинувшийся на спинку кресла. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св.
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Картина поражает своей застывшей атмосферой. В портретной живописи Халса предстает образ Голландии героической эпохи, в которой после победы Нидерландской буржуазной революции (1566–1609) главными заказчиками картин стали не аристократы и церковь, а бюргеры (горожане), выходцы из низов, сумевшие добиться высокого положения в обществе и благосостояния собственными усилиями. А еще через год он женится.
Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Произведения Халса до тридцатилетнего возраста неизвестны. Его живопись поражает разнообразием приемов.
Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов.
владении крестьян, плативших феод. Кажется, что художник чувствует, как немного времени ему остается и стремится как можно быстрее передать зрителю то, что считает самым важным. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. Команды тогда финишировали, кстати, почти на тех же позициях, что и идут сейчас.
Праздник отличался размахом и длительностью. Луки. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты».
По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины.
Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Халс много работает в жанре группового портрета.
Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Но о нем лично известно немного.
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек.
Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Халс писал быстрыми мазками по непросохшему нижнему слою картины. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. В картине доминирует черный цвет.
Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Следующий групповой корпоративный портрет Хальса изображает уже не стрелков, а представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя святой Елизаветы.
Георгия». Но потом его начинают забывать. Адриана. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Умер художник в 1666 году.
Заломленная набекрень шляпа, первоначально дополнявшая костюм, служила достойным завершением внешнего облика героя, выставляющего напоказ свое пренебрежение к окружающему». Сразу, без поправок он словно лепил мазками фигуры и детали. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
В выборе сюжета он традиционен. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. X. сыграла большую роль в сикхов восстаниях (кон. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения.
Портретная галерея Халь-са 20-40-х годов разнообразна, но в то же время внутренне едина: это как бы некий собирательный образ голландца той эпохи. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство — более отточенным и совершенным. Перед нами схема парадного портрета — так писали испанских аристократов Веласкес, английских — Ван Дейк. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера.
Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков.
Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Эта тема была характерна для голландских караваджистов, но Халс дал ей свою интерпретацию. Они всегда обращены прямо к зрителю, стараются привлечь его внимание, улыбаются, глядя на нас, подмигивают, протягивают пивную кружку, устанавливая дружескую доверительную связь и словно призывая разделить их веселье. А. С. В. Ван Гог насчитал у него 27 оттенков черного цвета. Некоторые из них имеют аллегорический смысл изображая человеческие слабости и пороки, но независимо от этого отличаются полнокровной жизненностью («Цыганка», ок. 1630г.
Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Не сохранилось никаких предварительных набросков к его картинам. В жизненном укладе Голландии постепенно исчезали те основы, которые породили оптимистический настрой его творчества. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св.
любителей крепко выпить. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного.
Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. которая в планах имеет цель – попадание в тройку. За свои же 13 матчей команда позволила себе проиграть больше, чем в половине матчей, а именно в семи, при пяти победах и лишь одной ничьей. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Доходы с X. шли на содержание гос.
Они осадили Антверпен и горожане капитулировали.