В 1613 Рибера уехал в Италию и с 1616 до самой смерти в июле 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. С конца 1620-х годов Хусепе де Рибера посвятил себя исключительно живописи. В 13-14-летнем возрасте Рибера 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти в июле 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Благодаря своей исключительной способности выразить реальность Рибера стал и замечательным портретистом («Портрет иезуита», 1638, музей Польди-Пеццоли, Милан), а иногда и неумолимым живописцем человеческих уродств («Хромоножка»).
Лит. : Знамеровская Т. П., Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства, Л., 1955 Du Gu Trapier E., Ribera, N. Y., 1952: Brown J., Jusepe de Ribera: prints and drawings, Princeton, 1973. Узнав об удивительной внешности Магдалены Вентуры, вице-король поселил ее вместе с мужем в своем дворце в Неаполе, чтобы Рибера, придворный художник, смог написать ее портрет, увековечив это «чудо природы». К Хосе де Рибере пришла известность. До конца жизни художественный дар Риберы цвел яркими содержательными шедеврами, раскрывая новые бутоны – грани богатой, народной души самобытного мастера кисти.
Рибера — (Ribera) Хусепе (1591-1652) — испанский живописец и гравер. Реалистическое новаторское искусство Риберы проникнуто демократическимдухом, знанием народной жизни («Хромоножка», 1642. Хосе де Рибера (1591-1652) большую часть своей жизни провёл в Италии, куда перебрался в 1613 г. с целью изучения итальянской живописи. Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо. Драматические сюжеты Рибера изображает без внешних эффектов и образы обретают истинную значимость благодаря их глубокому внутреннему содержанию.
Основу наиболее выдающихся творений Хосе де Риберы составляет глубина человеческого переживания. В 1629 г. новый вице-король герцог де Алькала вернул Хосепе де Рибере привилегированное положение придворного живописца. Хосе де Рибера, Хусепе де Рибера (1591—1652) — испанский живописец, рисовальщик и гравер известный представитель барокко в живописи.
Описание: Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и подобно работам его наставника Рибальты выполнены под сильным влиянием Караваджо. Фоном для персонажа полотна Рибера изобразил пейзаж: низкий горизонт заросших дикими травами холмов и затянутое белыми облаками небо. Испанский живописец, рисовальщик и гравер известный представитель барокко в живописи Хусепе де Рибера родился 12 января 1591. С конца 1620-х годов Рибера посвятил себя исключительно живописи.
С конца 1620-х годов Рибера посвятил себя исключительно живописи. Как и в случае с Караваджо стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. Эта история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риберу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра — полотна «Женская дуэль», которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо. В жизни Риберы эта романтическая история осталась бы печальным эпизодом, если бы не одно обстоятельство: моделью для прославленных и самых прелестных женских образов художника послужила одна из его дочерей и традиция прочно связала ее с той, которую соблазнил Хуан Австрийский. Как истинный сын эпохи барокко, да еще испанец, Рибера предпочитает изображать сцены мученичеств: в них ярче предстает нравственная сила героев.
Рибера – итальянский художник родом из Испании, творивший в реалистическом жанре графику и живопись. Для творчества Хосепе де Риберы 1620—30 г. г.
Павел Пустынник», «Св. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца — он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Библия рассказывает о ветхозаветном патриархе Иакове, который по дороге в Месопотамию уснул в пустыне и видел вещий сон. Примкнул к Караваджизму. Это слово восходит к tripe, что в переводе означает «требуха». Он как бы помогает своим палачам в их гнусном деле – об этом говорят его раскинутые в стороны руки.
Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. Проникновенная лиричность отличает его женские образы («Св. Инесса», 1641 «Обручение св.
Точно переданное живописцем физическое уродство уходит в сознании зрителя на второй план. Композиция на полотне превосходно сбалансирована. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы («Демокрит», 1630, Прадо, Мадрид).
Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты. С сер. Среди разноплановых религиозных картин появляются полотна на мифологические сюжеты («Аполлон и Марсий», «Венера и Адонис», 1637, галерея Боргезе, Рим), полные теплой колористической чувственности. живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, краски богаче в оттенках. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. Напитав маслом поверхность (минут 15), его необходимо почти насухо убрать иначе избытки масла могут впоследствии привести к пожелтению живописи.
Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии «Философы древности». Рибера (Ribera) (прозвище — Спаньолетто Spagnoletto) Хусепе де испанский художник и гравёр. Мальчик-калека изображён почти как на парадном портрете, но в этом нет ни капли иронии. Рибера.
Сегодня начал лессировать. К образам отшельников близка по духу серия картин Риберы с условным названием «Нищие философы» (1630—40-е гг. ). В ранних произведениях Рибера Хусепе де (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени для творчества Рибера Хусепе де 1620—30-х гг. Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя. де Рибера.
Сохранилось также несколько портретов художника. С середины 1630-х гг. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа.
Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит – загорелые лица, грубая, обветренная кожа такие же «простонародные» святые. религ. Высшим достижением творческого гения Риберы стала картина «Св.
III Интеллект, авторитет и умLtquestion«Государь», «Флоренция тарихы» ебектерн авторыV. художник и гравёр. жил в Риме при церкви Санта-Мария дель Пополо, в 1616г. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Ри-бальты (1565 – 1628), а затем в Риме.
1630-хгг. художник как художник оставался невостребованным, но много работал в области офорта. Рибера писал в основном мучеников и святых.
Изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Ирина», 1628). Из произведений Р. наибольшей известностью пользуются: "Сон Иакова", "Мучение Св.
строй становится более уравновешенным, палитра– более светлой и светоносной, мастер работает открытым свободным мазком. Картинная галерея. Это ввиду того, что в зале было темно и горел еще электрический свет. Лессировал марсами и немного охрой светлой. 1642г. караваджизма. Голова высохла полностью.
светлой «венецианской» палитре, композиции приобретают большую монументальность, появляются картины на мифологические и исторические сюжеты. С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы «Хромоножка» изображающую нищего подростка. В 1630 г. Р. был избран в члены римской академии св. Мартин на коне» (утрачена). переехал в Неаполь, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. Х.
Душевное состояние Ревекки стало для художника главным содержанием картины. Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Карраччи живопись Р. меняется– композиц.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо здесь заметен вкус Риберы к тенебризму и неистовому освещению («Мученичество апостола Андрея», «Св. Дрезден. «Видение св.
Севастиан" ( 330), тот же святой ( 331), "Св. Их опаленные солнцем лица то выразительны в своей суровой простоте, то погружены в глубокие мысли, то умудрены тяжким жизненным опытом. В этот период создаются религиозные («Поклонение пастухов», 1638, Музей изящных искусств, Гренобль «Святая Инесса», 1641, Дрезденская КГ), мифологические («Титий», 1632, Прадо, Мадрид) и жанровые («Хромоножка», 1642, Лувр, Париж) картины. 1630-х гг. Так, художник неоднократно изображал погруженного в размышления св. Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики.
Ссер. Это естественно для живописца, жившего в Италии. По легенде, учился у Ф. Рибальты в Валенсии, однако этот факт документально не подтверждён. 1645, Мадрид, Прадо). Этот опыт отразился в его ранних графических работах.
Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. При этом меняется и его манера живописи: исчезают резкие цветовые контрасты, светотень становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, краски, положенные мелкими мазками, как будто мерцают под воздействием света («Непорочное зачатие»). Париж. Х. Р., сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.
Рибера. Х. Рибера (Ribera) (прозвище — Спаньолетто Spagnoletto) Хусепе де испанский художник и гравёр. Для монастыря Сан-Мартино художник создает цикл монументальных полотен — «12 пророков», в которых он дает не сверхчеловеческие идеальные образы, а изображает конкретных, выразительных своей одухотворенностью живых людей.
Учился живописи у Ф. Рибальты. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). Местные жители неторопливо прогуливаются по старым извилистым улочкам, общаются в кафе за чашечкой кофе или отдыхают в тени раскидистых деревьев. Лаврентия", "Св. Она изображена в тёмной пещере с обращенным к Богу взором.
Апостол Андрей изображен в молчаливом споре со священником. Примкнул к Караваджизму. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.
Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах. Художнику принадлежат и прекрасные полотна на мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестна святая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волос написана так, что ощущаешь их мягкость. ) Рибера искал свои модели в толпе на площадях Неаполя. Луки. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах. Кажется, что само полотно излучает сияние.
Варфоломея", "Пресвятая Троица" (в мадридском музее), "Поклонение Пастырей" (в Луврском музее, в Париже), "Мучение св. Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. По преданию, он отличался в высшей степени мрачным, завистливым и мстительным характером. Святая Мария Магдалина – великий пример раскаявшейся грешницы. Опять взял и налил на работу масла и ладонью втирал его в работу и отставил ее сушить.
Прокопий богемский" ( 334). Этот опыт отразился в его ранних графических работах.
Изображение пронизано потоком света. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы («Демокрит», 1630, Прадо, Мадрид). Ок. В ранних произведениях Р. (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени для творчества Р. 1620—30-х гг. Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. Противопоставление темной пещере – ширь светлого бело-голубого неба за её пределами. Считается, что моделью художнику послужила его дочь.
Примкнул к караваджизму. 1641.
РИБЕРА, ХОСЕ (Ribera, Jos) (1591–1652) или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец) испанский художник, рисовальщик и гравер. Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. В ранних произведениях Р. (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени для творчества Р. 1620—30-х гг. (Ред. содержания, для которых характерны острый натурализм (часто использовал простонародные модели), драматизм образов, резкие светотеневые контрасты, точный рисунок, насыщенная яркая палитра («Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы», 1626, Эрмитаж, С. -Петербург «Демокрит», 1630, «Св. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Рибальты (1565—1628), а затем в Риме.
де Рибера. род. Рибера (Хосе de Ribera, 1588—1656), прозванный в Италии Спаньолетто — испанский художник и гравер. Бруно».
Таково полотно «Святая Инесса» (1641 г. ) изображающее юную девушку – христианку, которую за то, что она не желала поклоняться языческим богам, выставили обнажённой перед толпой.
в Хативе (ныне Сан-Фелипе), в Валенсийском королевстве, сперва учился у Фр. 1642. Иероним»). уехал в Парму, где написал картину «Св. Лувр.
Мария Египетская" (в дрезденской галерее), "Снятие с Креста" и "Смерть Сенеки" (в мюнхенской пинакотеке). 3. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Иероним в сирийской пустыне" ( 332) и "Св.
Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Апостол Андрей был распят на двух столбах, соединенных в форме буквы «Х». Бруно»). Иеронима, богослова IV в., много лет прожившего отшельником, с безжалостным натурализмом показывая его изнуренное постами старческое тело («Св. Варфоломей, один из апостолов, был подвергнут истязаниям за проповедь христианства. Музей и Национальная галерея Каподимонте.
Рибера (Ribera) (прозвище — Спаньолетто. Большинство из них — одетые в лохмотья старики с потемневшими лицами («Архимед»). – Пожелтение может происходить от большого количества масла. Себастьян и св. Мария Египетская» обе – 1651 «Св. Один из самых романтических образов этого времени – кающаяся Мария Магдалина.
Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Возвышенной человечности полны евангельские и библейские композиции («Непорочное зачатие», 1635 «Троица», 1635—37 «Поклонение пастухов»). (прозвище — Спаньолетто Spagnoletto) Хусепе де испанский художник и гравёр. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке.
«Хромоножка». Для творчества Риберы 1620—30 гг. Офорты Риберы («Св.
РИБЕРА (Ribera) (прозвище Спаньолетто, Spagnoletto) Хусепе де (крещён 17. 2. 1591, Хатива, Валенсия– 3. 9. 1652, Неаполь) исп. Его твердое решение принять страдание подчеркивается не выражением лица, но сильным напряжением мышц истощенного тела. Иероним», 1652). С середины 1630-х гг.
Тело его как будто выхвачено мощным пучком света, в то время как остальные действующие лица этой сцены почти полностью скрыты мраком (приём тенебризм) – этим художник как бы подчеркивает непреклонную волю святого. Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Благодаря этим наблюдениям он мог передать тончайшие детали строения человеческого тела, мельчайшую морщинку, мягкость женской и детской кожи, а также сложность любой драпировки. Используя замысел одной из гравюр Дюрера, Рибера создает выразительную и глубоко человечную композицию «Святая Троица». Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.
Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. герцога Тосканского и др., создавал живописные полотна и офорты преим. Лувр. Теперь я опять все смыл и решил, что как будет светлый день, тогда надо лессировать.
Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт. Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Одной из самых удивительных работ последнего периода творчества Риберы стала картина «Хромоножка» (1б42 г. ). Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, переходит к более уравновешенным решениям (отчасти под влиянием приехавшей в Неаполь художницы А. Джентилески и местных мастеров классицистического направления, возглавляемых М. Станционе).
«Святая Инесса». Екатерины», 1648). Иероним и ангел»). Рибера считается последователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, представителя реалистического направления в европейской живописи XVII в. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Рибальты (1565—1628), а затем в Риме.
С середины 1630-х гг. Заполучить огонь Прометею помогла Афина. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор. Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения – прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него снова отрастала (ведь он был бессмертным).
Подчеркнуто выпуклая, осязаемая передача объемов была доведена художником до предела при помощи контрастной светотени. Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. С середины 1630-х гг.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Себастьян и Ирина»). Принцип автор-датаVI. В ранних произведениях Р. (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени. Но Рибера преображает хрупкую каллиграфию Караваджо — его композиции приобретают необыкновенную монументальность и материальность в трактовке волос, складок одежды, даже бородавок.
«Хромоножка». Но всегда и во всем он оставался испанцем. Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. вице-королей, вел. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы («Демокрит», 1630, Прадо, Мадрид). Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника.
для творчества Р. 1620-30-х гг. В конце жизни Рибера возвращается к «тёмной» караваджистской манере и пишет в основном отшельников, добровольно покинувших мир («Св. Серо-серебристое, мерцающее оттенками платье оттенено огромным, охватывающим фигуру шелковым покрывалом великолепного красного тона со световыми бликами. Р. известен также как гравер исполнивший 26 листов из которых лучшими считаются: "Бахус с двумя сатирами" и портрет Дона-Хуана Австрийского. 4.
де Рибальты, а потом переехал в Рим, где развился под влиянием Микеланджело да Караваджо. Предположительно в 1611г. Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы. С середины 1630-х гг. Так называемый «крест св. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира.
Работал по заказам исп. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». под влиянием венецианской и флам.
Онуфрий», 1637, Ленинград, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. Здесь им была написана только одна картина в более спокойном стиле — известное "Снятие с креста" (в церкви С. Мартино, в Неаполе). Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Андрей», 1630–32, обе– Прадо, Мадрид). Рибера решил его по-своему, смело и просто.
Неаполь Х. де Рибера. В картинах на библейские и евангельские сюжеты художнику удалось отразить глубокие человеческие чувства и переживания («Исаак, благословляющий Иакова», «Оплакивание Христа», «Мистическое обручение св.
После смены власти, в 1620—29 гг. К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Ленинград, Эрмитаж). Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Иероним», «Пьяный Силен») поражают правдивостью изображенных в них сцен и реальностью воплощенных образов.
Под влиянием Р. развились Лука Джордано, Фальконе и Сальватор Роза. Район Рибейра прежде всего привлекает внимание своей необычной архитектурой. Иероним, внимающий звуку небесной трубы" ( 333), "Св. Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. Екатерины»). характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы («Демокрит», 1630, Прадо, Мадрид).
Примкнул к караваджизму. Рибера изображает, как палачи вздергивают Варфоломея на дыбу, чтобы содрать с него заживо кожу. В 1615г. Коренных жителей района Рибейра часто называют «трипейрос». В Императорском Эрмитаже находятся 5 несомненных картин Р. : "Св. Париж В ранних произведениях Риберы (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени, диагональные ракурсы интерес к передаче фактуры тканей и человеческой кожи.
Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. живописи того времени, а также болонского академизма бр. Spagnoletto) Хусепе де испанский художник и гравёр. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты.
Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. 1643г. Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. Ему прекрасно удавалось передать тончайшие нюансы строения человеческого тела, каждую мельчайшую морщинку, мягкость женской и детской кожи и архитектонику драпировок. Хусепе Рибера, сын испанского офицера, родился 17 февраля 1591 г. в городе Хатива (Валенсия).
К этому периоду относятся также полуфигурные изображения философов и святых, трактованных как народные типы («Архимед», 1630 «Св. Прометей – один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов. В 13-14-летнем возрасте Рибера уехал в Италию.
Эти муки длились очень долго, в течение всего героического века, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. А. А. С—в. Композиция «Мученичество св. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля».
Для творчества Риберы 1620—30-х гг. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Ему понравилось настолько, что он приказал брату — кардиналу-инфанту, уступить очередь позирования.
(ribera) Хусепе де (1591, Хатива, Валенсия– 1652, Неаполь) испанский художник представитель караваджизма.