Р. гуттузо «Рынок Вуччирия»В 70-е годы художник создаёт автобиографическую серию картин, в которой воплощает воспоминания детства, пейзажи родной Сицилии, свои размышления о современной жизни. Собирательный образ рабочего Рокко с юга Италии, переселившегося в город в поисках работы, стал знаменитым благодаря картинам Гуттузо «Рокко у патефона» и «Портрет Рокко с сыном». И вот что кажется глубоко символичным: на переднем плане картины Гуттузо изобразил самого себя в фигуре молодого крестьянина, с энергично поднятой рукой и волевым взглядом из картины – вперед».
(Национальная галерея современного искусства, Рим), композиция иусловность трактовки формы производят более строгое иконструктивное впечатление. Рисунок находится в частной коллекции в Нью-Йорке.
Зритель чувствует тяжесть оскорблений и глухих, ежедневных страданий. Желание внести «возможность суждения» вреальное впечатление обретает уГуттузо стилеобразующую, но не семантическую «кубистическую» доминанту во многих работах послевоенных лет– большинстве натюрмортов, жанровых композициях: «Швеи», «Стирка», «Туалет», «Дровосек», «Едоки арбузов», «Рабочий серных копей» (все 1946–1948, частное собрание). К 1951 году относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки изображающие типы итальянских крестьян. Через год оставил учёбу и переехал в Рим. В 1940 году Гуттузо вступил в Коммунистическую партию Италии (с 1956— в ЦК Компартии).
Динамические и структурные элементы, которые постепенно открывались в многочисленных «обнаженных», воплотились в этом рисунке с большой полнотой. Его взгляд – как выстрел, непослушные вихры волос и не лишенная аристократизма походка. Эти слова объясняют появление столь необычного для стилистики начала 60-х годов рисунка. В 1944 году Гуттузо написал первый, а позже и основной вариант картины Занятие пустующих земель. Условная геометрия кубизма доминирует в«Крестьянской Марсельезе» (1947, Музей искусств, Будапешт), наиболее близкой кПикассо.
Рисунок находится в частной коллекции в Мехико. Картины 50-х годов отражают мастерство художника в области композиции. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора». Он с удовольствием передает упругость ветвей, всю эту гибкую, ритмичную форму. Он пытается учиться на адвоката, но вскоре бросает учебу, юриспруденция его не увлекает. Интересно, что в таком весёлом и зажигательном танце, как буги-вуги, лица большинства танцующих не выражают радости, напротив, они грустят и скучают.
Затем, однако, композиция приобретает более исторически-конкретный характер. Считается, что Ренато Гуттузо родился 26 декабря 1911 года. Распятие, которое Гуттузо написал в 1941 году, проникнуто пафосом борьбы с фашизмом. С 1943 года Гуттузо участник движения Сопротивления в составе партизанской бригады Юга. В ряде работ он воплощает глубокие раздумья о месте и назначении художника (Посещение, 1971). «Следующим шагом была картина 1953–1954 годов Буги-вуги в Риме и Пляж (1955–1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, – пишет В. В.
Одновременно она подверглась жестокой критике со стороны органа фашистской партии «Реджиме фашиста», а также ватиканской «Оссерваторе романо». Входит (1938) в арт-объединение «Корренте» («Течение») издающее одноименный литературно-художественный журнал. Задаваясь вопросом, вчем секрет непреходящей художнической притягательности Пикассо, его вневременной актуальности, Гуттузо замечает: «Он не памятник, не символ славы, не музей», «он– единственный среди всех великих художников своего поколения, который не останавливался».
Не случайно именно такие «повествовательные» его работы позднее использовались как образец художниками-ремесленниками. Художник мало кому раскрывал свои секреты, то, как он искал компромисс между авангардизмом и так называемыми народными образами. Рисунки находятся в частных коллекциях в Риме и Милане. Почетный член АХ СССР (1962).
Рисунок находится в частной коллекции в Риме. Реалистическое, точное воспроизведение действительности мало интересовало Гуттузо. Во время второй мировой войны в 1943-45 участвовал в Движении Сопротивления. В годы Второй мировой войны Гуттузо создаёт одно из знаменитейших своих произведений – «Распятие» : «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи».
Тема ее – одиночество человека в буржуазном городе. Главной, программной для него идля европейского неореализма стала картина «Захват сицилийскими крестьянами пустующих земель» (1949, Академия искусств, Берлин). В 1943 Гуттузо включился в движение Сопротивления, вступив в одну из партизанских бригад.
В отличие от многих современных итальянских художников Гуттузо им увлекался мало. Построенная на принципе противопоставления динамики и статики, кажущаяся с первого взгляда непродуманной, композиция картины «Пляж» обладает целостностью и стройностью. Изображения обнаженных фигур, находящихся в движении или покое. — очень распространенный сюжет в творчестве Гуттузо еще со времен подготовительных эскизов к «Бегству с Этны». Группа людей, намеченная вэскизе, разрастается до огромной толпы.
Гуттузо говорит о них языком резким, страстным, суровым и нежным, лишенным всякой сентиментальности, — писал в начале 60-х годов итальянский критик А. Тромбадори. Его композиции перегружены сплетающимися телами. И только человек на первом плане вырван из общего движения изолирован от него. Они иллюстрируют разные периоды жизни художника. «Следующим шагом была картина 1953–1954 годов "Бугивуги в Риме" и "Пляж" (1955–1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, – пишет В. В.
В конце 40-60-х гг. Картина «Бегство с Этны» была впервые показана в 1940 году на выставке «Премио Бергамо» известной антифашистской направленностью и получила там третью премию. Таким образом, художественная плоскость превращается в художественное пространство. Вграфической серии «Гимнастика» на одном из рисунков девушка всложнейшем акробатическом движении запечатлена на фоне «Акробата» Пикассо 1930г. ина другом листе маленький набросок: Гуттузо проверяет, возможно ли вреальности так «перекрутить» тело.
Рисунок «Апельсиновое дерево» любопытен тем, что предвосхищает более поздние работы (периода 1956—1958 годов): перо художника точно следует всем изгибам ветвей дерева изощренному узору листьев кроны. Рисунок находится в частной коллекции во Франции. и все-таки этого мало хотя и достаточно. Гуттузо вступил в ряды Сопротивления.
Это была его первая встреча схудожником, диалог скоторым продолжался чуть ли не всю жизнь. В 1939 примкнул к антифашистским деятелям итальянской культуры, объединившимся вокруг журнала Corrente (Милан). В 1931 переехал в Рим, затем в Милан. Его живописный рассказ несколько фрагментарен. После жестокой расправы гитлеровцев над заложниками Гуттузо выполнил серию рисунков «Gott mit uns. » («С нами Бог. ») (1944).
Вместе со своими друзьями, сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года), Гуттузо на страницах прогрессивной литературнохудожественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску. На самом деле он родился 2 января 1912 (26 декабря 1911 года), просто его родители не хотели его регистрировать в Багерии, пригороде Палермо из-за того, что у них были плохие отношения с местными властями, а подождали, пока новорожденный окрепнет и зарегистрировали его в муниципалитете Палермо. Гуттузо вскоре отказался от умозрительных кубистических построений ибо они оказались, по меткому замечанию Берджера, «не сложными, но слишком простыми для него».
Р. Гуттузо «Крыши Палермо»В 1930 г. начал обучение на факультет права в университете Палермо, но через год оставил учёбу, переехал в Рим и устроился реставратором в галерее Боргезе. С 1943 г. Гуттузо участвует в движении Сопротивления в составе партизанской бригады Юга. Первая персональная выставка Гуттузо состоялась в Лондоне в 1950 г. В 1951 г. он стал лауреатом премии Всемирного совета мира за серию рисунков «С нами Бог. », посвящённую гибели 320 заложников в Фоссе Адреатине в 1944 г. Эта серия была издана отдельной книгой в 1945 г., которая является обличительным документом против нацизма. В 1962 г. Гуттузо получил звание Почетного члена Академии художеств СССР. Картина перекликается с «Герникой»— в центре композиции фигура лошади— прямая цитата шедевра Пикассо1. Рисунок находится в галерее Дель Миллионе в Милане.
Многолетняя разработка этого сюжета завершается огромным полотном «Пляж». Тема эта получила дальнейшее развитие уже в неореалистический период творчества Гуттузо. Он хотел стать юристом, но ситуация в стране повернулась неожиданным образом. На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо».
Эти рисунки также относятся к группе «кубистических» конца 40-х годов. Он искал энергичных формальных решений и в их поисках усердно копировал картины Сезанна. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора». Рисунок «Женщина под душем» относится к числу наиболее известных графических работ этого периода.
Пожилой человек слева – художник Джорджо де Кирико, хороший друг Гуттузо. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки». Серия (живопись и графика) уже в 1967 году была показана в Антверпене, затем в Праге. Его отец был мелким чиновником, кем-то вроде землемера, но увлекался акварелью. Здесь штрих, отрываясь от пластической формы, приобретает самостоятельное значение.
В каждом из периодов есть ключевые произведения. Гуттузо видит уличную толпу не как сторонний наблюдатель, а как человек идущий рядом с этими прохожими, не замечающими друг друга. Он смотрит изучает, продолжает работать. Это, на мой взгляд, основная причина, которая побудила Гуттузо к созданию «Gott mit uns. Что касается меня, то я видел в реализме возможность решить проблемы, стоявшие перед "Новым фронтом искусств", в ясном, конкретном, понятном всем художественном языке. Это увлечение перешло и к Ренато.
1912) итальянский художник и график, общественный деятель, борец за мир. В конце 40-х годов Гуттузо провел довольно много времени на родине, в Сицилии. Соединяя элементы критической статьи интервью идневниковой записи, Гуттузо-писатель создает своеобразную энциклопедию, по полноте напоминающую «Жизнеописания» Джорджо Вазари, но субъективную, окрашенную рефлексиями иэмоциями. Чем заполнить эту огромную ночь.
Его герои изменялись вместе с ним. В 1940 году Гуттузо вступил в Коммунистическую партию Италии (с 1956 – в ЦК Компартии). Входит (1938) в арт-объединение «Корренте» («Течение») издающее одноименный литературно-художественный журнал. Именно Рокко стал прототипом рабочего, который так полюбился людям.
Динамика действия подчеркнута сильной деформацией. Очень часто предметы натюрмортов у Гуттузо символичны. В 1930 году поступил на факультет права в университете Палермо.
Именно в нем воплотилась с особой полнотой пластическая идея развития формы в пространстве, которая всегда привлекала художника. Он очень много внимания уделяет социальной тематике. И только человек на первом плане вырван из общего движения изолирован от него.
» («С нами бог. Через некоторое время течение распалось, а Гуттузо возглавил кружок художников, работавших в стиле неореализма. Духовное притяжение, страстное желание приблизиться кзагадке без разгадки, клогически необъяснимой тайне гениальности, – вот причина того, почему Гуттузо закреплял на бумаге любую мелочь, связанную савтором «Герники» иповедал нам (и себе) оего «жестах, шагах, отом, как они передвигали полотна, поворачивали их, подносили ксвету, обеглых словах ирепликах, зажженных сигаретах, отом, как Жаклин несколько раз нас фотографировала онебе Мужена, менявшем свой цвет всторону Напуля, Канна, картинах, которые Пикассо хотел показать всолнечном прямоугольнике, чтобы свет падал на них, чтоб потом вновь посмотреть на них при другом освещении отом, как мы переставляли всю эту массу картин внапрасных поисках свободного места устен». Даже в самых отвлеченных композициях Гуттузо стремился к типизации образов.
Он был создан в 1946 году, а уже в 1949 году начался его кризис и он распался. Таким образом, очевидна антинацистская направленность произведения.
Формы едва намечены, композиция предельно фрагментирована, отдельные сюжетно-пластические центры почти не связаны между собой. Художник уделяет особое внимание линиям, организующим объём, подчиняющим цвет. Мальцева. Его статья о Пикассо (1933) в газете «Ора» повлекла за собой обвинение со стороны цензуры в нарушении общественной безопасности.
На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит успех — на две его картины обратила внимание критика. Но речь шла отом едином понимании живописи, которое объединяло его ис мясником Рембрандтом ипараноиком Ван Гогом ис Эль Греко maricon (угрюмым) ииспившим горькую чашу Микеланджело ис любым молодым человеком, по велению сердца готовящимся начать свой путь вживописи, – объединяло общим братством за одним итем же круглым столом». К 1951 года относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки изображающие типы итальянских крестьян. Новые динамические качества рисунка, однако, очевидны, если сравнить его с более ранним однотипным рисунком из венской «Альбертины». Юноши и девушки, танцующие буги-вуги в Риме, –обыкновенные люди. Рисунок находится в частной коллекции в Риме.
Самым ярким примером здесь может служить серия рисунков Человек, читающий газету (у Гуттузо есть и подобная серия живописных картин). – Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой ("Корзина с каштанами", 1968 "Желтый подсолнух", 1971)». Еще в 1957 году Гуттузо писал в своем дневнике: «Утренние газеты пишут о резне в Алжире.
В 1943-1945 годах Гуттузо стал активным участником движения Сопротивления. Гуттузо к этой теме обращался и раньше (достаточно вспомнить его картину 1939 года «Расстрел», посвященную Ф. Г. Лорке). Необходимо было, набравшись смелости, вырваться из атмосферы «тихой беседы», перейти виное измерение, обрести способность громко истрастно заявить отом, что волнует его ине только его. Национальная галерея современного искусства (Рим)Это первая большая многофигурная композиция Гуттузо. «Герника» Пикассо открыла ему глаза на то, каким мощным может быть искусство, обращенное к современности, к мировым катаклизмам, человеческим трагедиям. Гуттузо изобразил на своей картине родину, Сицилию, страшное землетрясение извержение вулкана Этна.
– Особенность этого периода заключается в следующем человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми ("Толпа", 1957 "Политическая дискуссия", 1959–1960 "Митинг", 1962 и т. д. ), либо, значительно чаще, – с самим собой, своими мыслями и переживаниями ("Утро в студии", 1961 "Человек с газетой", 1960 портреты Каталано, "Дует смертоносная бора", 1961 "Курильщик", 1959). Рисунки находятся в частных коллекциях и в собственности художника. В сравнении смонохромной «Герникой» «Бегство сЭтны» кажется слишком ярким, даже пестрым. Идо тех пор, пока человек не капитулирует, останется возможность суждения, метафоры».
На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии». Рисунок находится в частной коллекции в Милане. В этот период он также рисовал портреты, подражая Грациеле. Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим.
а о характеристиках действующих лиц. Так, палачу изображенному на первом плане, приданы очевидные очертания Гитлера.
Впервом, черно-белом варианте это «Арлекин», одна из «Авиньонских девиц», «Плачущая женщина», «Жаклин Рок» и«Мушкетер»– из живописи, здесь же скульптура «Человек сягненком» ибык из серии офортов «Минотавромахия». Постепенно он все с большим и большим интересом начинает работать над картинами, которые воспроизводят тот или иной эпизод истории поколения Гуттузо. Оба рисунка находятся в частных коллекциях в Риме. В одном из эскизов Гуттузо изобразил в виде главного палача Гитлера. Гуттузо Ренато (1912-1987) – итальянский художник и график.
У меня на стене висит репродукция «Алжирская женщина». Не раз обращался Гуттузо ик изображению самого Пикассо. Его рисунки в это время тоже были полны антифашистских настроений. И постепенно каждый день я стал заполнять его фигурами. Сразу после того, как о трагедии стало известно, родилась серия экспрессивных работ «С Нами Бог» (1943). Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В. В.
Вместе с тем в нем заметно и влияние Пикассо, особенно его «Тавромахии» (изображение быка в правом углу, лошади на первом плане и т. д. ). Именно в это время им были созданы известные графические и живописные серии «Прачки», «Швеи», «Шахтеры» и т. д. Рисунок «Три фигуры» относится к группе работ о портовых рабочих. Плавающая перспектива позволяет художнику, как при съемках движущейся камерой, приближать и отдалять фигуры, менять угол зрения, укрупнять детали, вводить в фокус заголовки газет, журналов, листовок (Дискуссия, 1959—1960, Лондон, галерея Тейт Толпа, 1960, Санкт-Петербург, Гос. Эти листы относятся к большой серии графических работ, посвященных войне в Алжире.
Сюжет привлек художника жизненностью, непривычной радостной энергией. » — писал в 1944 году критик-коммунист А. Тромбадори. В работах конца 60-70-х гг.
Вскоре юный Гуттузо переехал в Рим – столицу итальянского искусства. Он не может этого сделать, каковы бы ни были причины, определяющие его regards (взгляды). «Следующим шагом была картина 1953-1954 годов «Буги-вуги в Риме» и «Пляж» (1955-1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, — пишет В. В. Так сказалось его стремление к новаторству. Таким Пикассо видели немногие.
Окончательный вариант (147, 2256, 5, Национальная галерея современного искусства, Рим) стал первой витальянском искусстве большой «исторической» картиной на современную тему. Рождается впечатление горячего, взволнованного репортажа сместа событий, ведущегося автором, еще не способным, да ине желающим сохранять дистанцию, необходимую для гармонизации холста идля объективной оценки происходящего. Пикассо «рассматривает работу так, словно вокруг нет ни души», размышляет вслух: «Это дышит обнаженная женщина на картине или же сама живопись.
(хм. Показанная на Международной художественной выставке в Венеции в 1952 году картина «Битва на мосту Адмирала» была открытием для итальянской публики. И вновь, размышляя оПикассо: «Человек ипредметы– единственная его тема. Люди в панике мешают друг другу.
Через два года после окончания войны Гуттузо объединил художников-антифашистов различных направлений в единое течение под лозунгом «Новый фронт искусств» в надежде на создание нового итальянского искусства. «Это время войны и уничтожений: Абиссиния, газ, виселицы, Испания Я хотел бы написать эту казнь Христа, как сегодняшнюю сцену», — писал Гуттузо в дневнике в октябре 1940 года. Это неудивительно, ведь кафе «Греко» – это известно место, где собирались сливки итальянского общества. Рисунки находятся в частной коллекции в Риме. Его деятельность– не повторение найденного, апостоянное стремление кпониманию, постоянная напряженность взаимоотношений между тем, что кажется итем, что есть вдействительности», каждый раз проявляющееся «во все более интегральном аспекте». Рисунок находится в частной коллекции в Милане.
Таковы его работы «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии» (1948, Академия художеств, Берлин) и «Битва у моста Аммиральо» (1951–1952, библиотека Фельтринелли, Милан). Этот прием акцентировки разных точек схода и нарушения традиционного «единства места» в живописи и позже не раз привлекал художника. В картине «Новости», пишет Г. С., тушь, темпера, 1944-45). В это время он пишет серию картин Gott mit Uns (с нами Бог) – девиз, выбитый на пряжках ремней немецких солдат, в которых в полной мере проявился его полемический задор.
Главным в «Gott mit uns. Пикассо посвящена икомпозиция из цикла «Визиты» (1970, Музей Гуттузо). Автобиографический цикл (1966) посвящен людям и пейзажам Сицилии — местам, где прошли детство и юность художника. Так родилась огромная (почти сорок картин) серия «Автобиографических образов». Продвигаясь от набросков ипервоначальных беглых эскизов кзавершенному полотну, Гуттузо все больше осознавал, что язык поразившей его «Герники», построенный на метафорах, символах, знаках, вступает внарастающее противоречие сжеланием более отчетливо оформить, воплотить то, что его непосредственно волнует ичто живая материя человеческого образа не вполне совмещается сэкспрессивной деформированной пластикой. «Я думаю, что здесь моя задача была не в том, чтобы сделать карикатуру.
Гуттузо, по его словам изображает действительность в разных ее проявлениях, непосредственно и открыто. Атмосфера, вкоторую погружалось искусство 1930-хгг., порождала настроение экзистенциального пессимизма, доходящего до отчаяния, которое чуть позднее сформулировал Карло Леви встатье «Тревоги живописи» (1942): «Вынужденные жить, принять эту жизнь вмире, чужом нам и, таким образом, чуждые сами себе, мы одиноки ине знаем других страстей, кроме страха страха перед миром, страха перед свободой, перед человеком». Некоторые исследователи (Де Микели, например) считают, что он заимствован художником у Пикассо. Рисунок находится в частной коллекции в Милане.
Мы видим на картине Джорджа де Кирико, знаменитого художника и хорошего друга живописца. Вместе со своими друзьями сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года) Гуттузо на страницах прогрессивной литературно-художественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску. Композиции Гуттузо начинали приобретать просто мистическое звучание.
ГУТТУЗО, Ренато (Guttuso, Renato, 1912, Багерия, близ Палермо — 1987, Рим). Собственность художника.
Картина Гуттузо «Расстрел Белояниса» (1953) изображающая героическую смерть одного из революционных вождей греческого народа, производит сильное впечатление своей суровой простотой. Но было неясно– какой должна быть сама живопись, чтобы выразить совсем другой по масштабу событийный ряд ипробиться кявившемуся ему образу-предчувствию. «Для Пикассо показывать картины своим близким– все равно, что самому себе. — Особенность этого периода заключается в следующем человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми («Толпа», 1957 «Политическая дискуссия», 1959-1960 «Митинг», 1962 и т. д. ), либо, значительно чаще, — с самим собой, своими мыслями и переживаниями («Утро в студии», 1961 «Человек с газетой», 1960 портреты Каталано, «Дует смертоносная бора», 1961 «Курильщик», 1959).
Результатом была одна из лучших его живописных работ — «Политическая дискуссия», которая экспонировалась на венецианском Биеннале в 1960 году, а сейчас находится в лондонской Тэйт галерее. С 1943 года Гуттузо участник движения Сопротивления в составе партизанской бригады Юга. Горяинов.
Тема «Люди на улице» проходит в творчестве Гуттузо одновременно с предыдущей. Итальянский художник, представитель неореализма в изобразительном искусстве. Глава неореализма в итальянском изобразительном искусстве. На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Альбом назывался «Gott mit uns.
В переплетении ветвей, в беспокойной подвижности листьев, в четкой ритмике плиток крыши, в медленных изгибах тяжелых объемов домов находит художник композиционную структуру своих рисунков. Одинокий, чуждый окружающему его миру, он держит на руках спящего сына. 152222 см. Лицо оживляется только легким движением рассеянного света. Вот таким образом я остался верен реализму».
Первый рисунок находится в частной коллекции в Милане, второй — собственность художника. Вконце текста звучал вопрос-надежда: «Но, может быть, уже появился тот, кто вкартинах объявит орождении живописи без страха. ». Воспроизведенные работы характерны для художественной манеры Гуттузо этого периода.
Отец Джоакино Гуттузо Фазуло был землемером. Горяинов. После войны Гуттузо некоторое время увлекался кубизмом. Важное место в творчестве Гуттузо занимают национальные пейзажи исполненные строгого величия (Пейзаж в Калабрии, 1953) и натюрморты, простые по мотивам, проникнутые ощущением связи вещей с трудом человека (Корзина, клещи и молоток, 1961, собственность автора). Рисунок (как и остальные на эту тему) свидетельствует о значительном изменении в художественном языке Гуттузо, наметившемся к концу 50-х годов. Представление Буффало Билла «Дикий Запад», в котором участвовали этнические индейцы, объездило всю Америку и Европу и имело громадный успех.
В этот период он уже посещал судию местного художника-футуриста. Динамика контурной линии выражена меньше обычного. Но однажды водной из картин «Автобиографической серии»– «Триумф войны» (1966, частное собрание) вдруг вновь вспыхнет яркий образ, связанный с«Герникой»– ощерившаяся, сторчащим из пасти острием, лошадь. Левые идеи тогда были очень популярны в Италии. — Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии «Человек в толпе» «Уличный переход». Картина «Бегство с Этны» была задумана Гуттузо в 1937 году, когда он вернулся в Сицилию из Милана.
Гуттузо очень любил динамику и считал ее главным качеством материи. Цветовые пятна, оторванные от пластической формы, звучат мощными аккордами. Коллаж в творческой практике Гуттузо появился в конце 50-х годов. Ипоясняет: «Яхочу сказать, что на протяжении творческого пути художники (Брак, Кандинский, Мондриан, Руо, Шагал идр. – Н. Л. ), чье творчество завершилось восновном кконцу 20-хгодов, рафинировали, углубляли, разрабатывали варианты самих себя. По сюжетам эти картины очень разнообразны: тут и конкретные исторические события (такие, например, как расстрел заложников в Фоссе Ардеатине) и свободные художественные ассоциации (воспоминание о детских годах в Сицилии) и пейзажи.
Линия только намечает реальную смятость бумаги. – но мало). Там же известная актриса Анна Маньяни, звезда французской поэзии Андре Жид. Как иполагается художнику. Фоном композиции была легко читаемая панорама Рима. Его статья о Пикассо (1933) в газете «Ора» повлекла за собой обвинение со стороны цензуры в нарушении общественной безопасности. Картина «Распятие» экспонировалась на выставке «Премио Бергамо» (1942) и вызвала недовольство Ватикана.
Мотив животных характерен для графики Гуттузо на рубеже 40—50-х годов. Вцветном варианте появляются герои «голубого» периода (мужчина иженщина из картины «Жизнь»), бык, лампочка под потолком, влетающий античный профиль сгорящим факелом вруке– из «Герники». Горяинов. галерея современного искусства). С 1943 года Гуттузо участник движения Сопротивления в составе партизанской бригады Юга. Так, огромное впечатление на него произвел расстрел мирных жителей Фоссо-Адреатино.
«в духе Пикассо». ). Вкартине «Молодой Пикассо вБарселоне» (1959, частное собрание) выражение лица одного из спорщиков, упрямое, даже неистовое, очень похоже на известный «Автопортрет» барселонского периода (1900, частное собрание). «Чтобы реализовать это свое отношение кмиропорядку, Пикассо никогда не испытывал необходимости ни вчем другом, кроме вещей зримых– предметов, природы, животных, людей. Отделившаяся от своего изначального контекста, она вплетена Гуттузо вживописную ткань другого мастера ХХвека– экспрессиониста Франца Марка, его пророческую «Судьбу животных», впервые в1913году предсказавшую будущие мировые катастрофы. Тема ее — одиночество человека в буржуазном городе. Он отражает разобщённость людей в буржуазном мире, нищету и бесправие народных масс их борьбу за социальное обновление (Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии, 1948-50, Германская АХ, Берлин), обращается к героическому революционному прошлому итальянского народа (Битва у моста Аммиральо, 1951-52, собрание Фельтринелли, Милан). (1944).
Фигуры теснятся, мешают друг другу. Сицилийские пейзажи, люди надолго стали темой его работ. Явсегда думал одыхании живописи». Вот таким образом линия делается более гибкой, лепящей форму почти скульптурную. В 1946 году, с созданием «художественной группы Нуово фронте делле арти», начинается раскол в итальянском искусстве.
Гуттузо Ренато (Guttuso) (р. » (из дневника Гуттузо). Р. Гуттузо «Пир: Пикассо и его персонажи» (1973). Горяинов. Особое место занимают два больших рисунка (152222, частное собрание), выполненные на бумаге, наклеенной на холст, под названием «Пир» (по сути, поминки).
Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека. Рисунки находятся в частной коллекции в Варезе. Учился в АХ в Риме. Оба рисунка находятся в частных коллекциях в Риме.
Он был создан в 1946 году, а уже в 1949 году начался его кризис и он распался. Натюрморт «Предметы на столе» — своеобразный протест против «цивилизации потребления» с ее заранее запрограммированными вкусами, эстетическими взглядами, с ее все разрушающей мертвой рекламой. Р. Гуттузо «Бегство с Этны» (1939).
Гуттузо принимает участие в создании антифашистского художественного журнала «Корренте», его рисунки публикуют прогрессивные журналы того времени. Картина предлагает зрителю понаблюдать за его постоянными посетителями. «Он (Пикассо) – единственный среди всех великих художников своего поколения, который не останавливался». Не останавливался в своём творчестве и сам Гуттузо.
Он соединяет в своём творчестве художественные и политические идеи, понимая, что в современном ему мире творчество не может быть салонным. Пикассо– совсем другое. Он также активно сотрудничает с газетами, в основном левого толка. Вот так мы ипродолжаем разговаривать». Сюжет распятия он проецировал на современные события, связанные с утверждением фашистского диктата в Европе. «Распятие» также перекликается с «Герникой» П. Пикассо (снова белая лошадь. ) и становится гимном погибшим антифашистам. Сюжеты картин художника всегда злободневны, жизненны.
Бумага на холсте, акрил. Однако его «обнаженные» этого периода имеют существенное отличие от предыдущих. В настоящее время отдельные рисунки сохранились в частных коллекциях в Италии. В 1960 году альбом был переиздан издательством «Саджатори». Рисунок находится в частной коллекции в Парме. На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии». Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека.
»). Кафе Греко – старейшее кафе в Риме, оно было построено в 1760 году. Более того, первая большая живописная композиция «Толпа» была показана на той же венецианской выставке, что и «Политическая дискуссия». Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим.
В рисунке особенно отчетливо выступает поэтическая сторона дарования Гуттузо. Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим. «Это был, – вспоминает Гуттузо, – счастливый, беспечный вечер. Центральные персонажи картины – вездесущие японские туристы с фотоаппаратами наперевес. Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В. В.
Натюрморт, таким образом, перерастает в сюжетную картину. В картине «Новости», пишет Г. С. В этих картинах само животное играет весьма незначительную роль. Особенно хорош портрет отца художника Джоакино Гуттузо Фазуло, написанный в 1930 году. Гуттузо ни разу не изменил своей личной «идеологической кампании», кульминацией которой стало полотно открыто антифашистской направленности «Похороны Тольятти».
Когда Гуттузо исполнилось тринадцать лет, он стал подписывать и датировать свои работы. Остальные — собственность художника. – все это непонимание природы гения и по непониманию наивному – оскорбление его) (Девушка на рынке или Бокс удачнее по философии – бокс дескать тупо обнажает насилие или любовь дескать светла) и в тоже время – достаточно свободы – они радуют на фоне меркантильной массовой торговли гламурным или вылизанным искусством на планете.
Но он не хотел, чтобы его творчество стало частью традиционной живописи. Тема «Люди на улице» стала одной из наиболее выразительных и драматичных в творчестве Гуттузо. В 1942 году картина была показана на выставке «Премио Бергамо» и получила вторую премию. Что означает вообще препарирование предмета, все эти «поиски сущности». Картина Гуттузо «Расстрел Белояниса» (1953) изображающая героическую смерть одного из революционных вождей греческого народа, производит сильное впечатление своей суровой простотой.
Эти черты уже налицо в его картине «Батраки». Рисунок, созданный Гуттузо осенью 1964 года, в известном смысле заключает большой период (с начала 60-х годов) поисков новых выразительных средств в изображении человеческой фигуры.
Самыми экспрессивными работами этого времени можно считать его листы Gott mit uns. художник откликается на острые актуальные политические события, обличает реакционную политику мирового империализма (Смерть П. Тольятти, 1965 посвящённая фашистскому перевороту в Чили композиция Новости, 1971). Он часто выступает с речами, статьями в газете «Унита» и прогрессивных журналах.
Он едет в Париж, где рисует молодых людей – участников первых маршей протеста, переросших впоследствии в так называемый движение под названием «Французский май».
Европейское искусство сего множеством авангардных течений делало такую идею осуществимой. Горяинов). Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений XIX-XX вв. Линия у него никогда не бывает статичной.
В знаменитом «Распятии» 1941г. Первые уроки рисования Ренато получил у сельского мастера, занимавшегося росписью повозок. В нем в символической форме выражался протест против насилия и войны. Это большой по размеру тонированный рисунок, напоминающий по обобщенности образа плакат. После войны он подражает стилистике раннего Пикассо, с которым познакомился в 1945 году и дружил до конца жизни великого испанца, манере его знаменитого «голубого периода».
К людям присоединяются обезумевшие животные. Картина «Распятие» экспонировалась на выставке «Премио Бергамо» (1942) и вызвала недовольство Ватикана. Горяинов. – Особенность этого периода заключается в следующем человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми (Толпа, 1957 Политическая дискуссия, 1959–1960 Митинг, 1962 и т. д. ), либо, значительно чаще, – с самим собой, своими мыслями и переживаниями (Утро в студии, 1961 Человек с газетой, 1960 портреты Каталано, Дует смертоносная бора, 1961 Курильщик, 1959). «Несколько месяцев у меня перед глазами была плохая, слишком темная, репродукция картины Давида «Мертвый Марат». Своеобразие их заключается в том, что художник чувствует себя свидетелем обвинения и стремится с достоверной точностью передать страшные минуты гибели мирных людей.
Картина «Распятие» была написана в 1941 году. Через год оставил учёбу и переехал в Рим. Вскоре во всех произведениях Гуттузо начала проявляться тяга к экспрессионизму. Возможно потому, что с её помощью он мог быстро реагировать на политические события.
Его собственное искусство до этого оставалось камерным, тяготея скорее к«герметизму», чем коткрытости миру. Учась в лицее, посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо.
Или черепа. Свидетельства тому – организованные им содружества художников, аншлаги на выставках, бешеный успех его картин во всех художественных галереях мира. Художник ищет иных решений. Родился в пригороде Палермо Багерии. Он был красив, силен и вспыльчив. В Риме Гуттузо сближается с деятелями искусства, оппозиционными режиму Муссолини.
Только несколько композиций было построено на его использовании. Холст, масло. И сегодняшний Алжир У меня появилось необычайно сильное желание переписать или в живописи прокомментировать картину Делакруа Это меланхоличное счастье, этот взгляд «со стороны» почти оскорбляет меня». Конечно их разделяет три десятилетия, что вкакой-то мере объясняет особую почтительность интонации– скрытый знак уважения ктому, кто уже стал «историей».
В его крупномасштабных полотнах, возобновляющих традицию многофигурной исторической картины, динамичность сцен массового действия сочетается с выразительностью индивидуальных характеристик отдельных персонажей (Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии, 1948, Берлин, Академия художеств Битва у моста Аммиральо, 1951—1952, Милан, библиотека Фельтринелли). Именно тогда были созданы художником первые «завербованные» произведения такого плана. Тема ее – одиночество человека в буржуазном городе. Приведенный рисунок — один из первых подготовительных эскизов. Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе. Поздние знаменитые полотна «Бегство от Этны», написанного в 1937 году и «Вуччиррия» изображающая рынок в Палермо, художник рисует в чисто условной манере, резко диссонирующей с социальным, вызывающе политическим содержанием его картин на темы сельской и крестьянской жизни.
Рисунок находится в частной коллекции в Милане. В 1946 году, с созданием «художественной группы "Нуово фронте делле арти"», начинается раскол в итальянском искусстве. Холст, масло. Рисунки находятся в частных коллекциях в Милане и Риме. В 1930 году поступил на факультет права в университете Палермо. Картина «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии» была показана в 1950 году, а «Битва у моста Аммиральо» — в 1952 году на Международной выставке в Венеции.
В последующих циклах 1970-х Посещения и Аллегории картины современной действительности наполняются цитатами из классического искусства (Посвящается мастеру Авиньонской Пьеты, Грюневальду и Пикассо, 1973, Милан, галерея Тонинелли Кафе Греко, 1976, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). Натюрморт всегда занимал и занимает важное место в творчестве Гуттузо. Великий труженик, общественный деятель, борец за мир РенаТо Гуттузо был здесь одним из первых. (критического реализма, экспрессионизма и др. ), Гуттузо стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы времени. Возвращение к этому сюжету (после рисунков начала 50-х годов) симптоматично.
Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе. Национальная галерея современного искусства (Рим)Сам художник так рассказывал об идее этой картины: «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену. Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека. «В 1938 г. в Италию нелегальным путем попала открытка с изображением «Герники». Вместе со своими друзьями, сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года), Гуттузо на страницах прогрессивной литературно-художественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску.
Работал реставратором в галерее Боргезе. Тема политической дискуссии занимала Гуттузо почти четыре года — между 1956 и 1960 годами. Содной стороны, «герметизм» Моранди сего «путешествиями по комнате» впоисках красоты, таящейся всамых простых предметах, сдругой– обращение ксовременности, кее трагическим имрачным сторонам– художники римской школы опирались прежде всего на опыт немецкого экспрессионизма. В годы Второй мировой войны Гуттузо создаёт одно из знаменитейших своих произведений— «Распятие»: «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». В конце 30-х – начале 40-х гг.
копия снего. Изображая интерьер своей мастерской в Велате (бли» Милана), где он работает летом, Гуттузо стремится в обыденных предметах, в их нарочито беспорядочной компоновке передать присутствие человека, а их значимость выразить через связь с трудом. (С нами Бог. ). Ренато предлагает нам понаблюдать за посетителями известного заведения – кафе «Греко» в Риме, в котором он сам был частым гостем. В 1968 году Гуттузо пишет картины, отражающие тогдашнюю ситуацию во Франции и в Европе.
Таков Гуттузо». Так появилась большая группа работ (в основном графических), объединенных сюжетом «Женщина у телефона» (в это время в Италии разразился скандал, связанный с образованием в Милане полуподпольных публичных домов, откуда женщин вызывали по телефону). переживал период творческого расцвета.
Он пишет ряд сугубо автобиографических полотен, среди которых один из его шедевров «Грустная ведьма», написанный в 1982 году. 198, 5198, 5 см. Картина перекликается с «Герникой»— в центре композиции фигура лошади— прямая цитата шедевра Пикассо.
Рядом с ним – великая итальянская актриса Анна Маньяни. Рисунок находится в частной коллекции в Милане. Началась Вторая Мировая война. В послевоенный период лидер реалистического крыла объединения Новый фронт искусства (1946-48).
«Кубизм Пикассо, – замечает Гуттузо, – не был анатомией вещей (как ошибочно полагали критики) «Разлагать предмет»– бессмысленная затея. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора». Это «введение все новых изобразительных идей не для себя, но для других», то есть его поиски «были качественным ростом общего опыта современного искусства». Он видит его не столько границей соответствующей зоны, сколько выразителем движения. Вдвадцатом– Матисс иБрак, Леже иДжакометти, Поллок иДюбюффе. С 1969 года вместе со своей подругой Мартой Марцотто – роскошной графиней, когда-то великосветской дамой, а ныне моделью, он постоянно живет в Риме, на легендарной «виа Маргутта», улице художников. В это время были созданы такие большие его полотна, как Мафия, Человек, который ест арбуз.
Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В. В. Кубизм привлекает иГуттузо ине кубизм «вообще», авинтерпретации его основателя– Пикассо. В «Посвящения Пикассо», выполнявшиеся после его смерти в1973г., входят живописные играфические работы: «Плач по Пикассо», «Распятие иПьета, посвященные Авиньонскому Мастеру Пьеты, Грюневальду иПикассо», «Поминки», «Беседы схудожниками», «Танец», «Его натюрморт», «Рука Пикассо», «Лампа над Carnage», «Расстрел вКорее1» идругие.
А после войны – лидером реалистического крыла объединения Новый фронт искусства. Мотив «Распятия» был очень распространенным в творчестве молодых художников-антифашистов (например, аналогичные работы Сассу и Манцу). (Какова сущность бутылки. Имя можно заменить– это вравной степень относится кобоим. Рисунок «Обнаженная» 1959 года находится в коллекции венского музея «Аль-бертина». Этот пейзаж необычен для Гуттузо.
По своему характеру он несколько отличается от обычной экспрессивно насыщенной манеры. Рисунок находится в частной коллекции в Риме. Рим был освобожден от нацистов 4 июня 1944 года. Одни художники (Группа восьми) обратились к формалистическим абстрактным опытам, другие, как Гуттузо и я, – к реализму.
Картина «Распятие» экспонировалась на выставке «Премио Бергамо» (1942) и вызвала недовольство Ватикана. И только человек на первом плане вырван из общего движения изолирован от него. Отличным примером тут может служить созданная в 1953 году Девушка, поющая Интернационал. 147, 2256, 5 см. Мальцева. – Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой (Корзина с каштанами, 1968 Желтый подсолнух, 1971)». В 50-е для Гуттузо постоянно позирует юный итальянец Рокко Католано.
Художник как бы отступает от своей уверенной, энергично активной манеры освоения мира. «Может показаться странным, что я говорю таким образом оПикассо, чей гений многим казался дьявольским, охудожнике, который безжалостно смешал формы, разрушая их, выворачивая наизнанку, ставя их сног на голову. И дальнейшая эволюция Гуттузо показывает, что вначатом в«Этне» диалоге сПикассо его не все удовлетворяло. Человек в чёрных очках на переднем плане – Гийом Аполлинер. Одни художники ("Группа восьми") обратились к формалистическим абстрактным опытам, другие, как Гуттузо и я, – к реализму.
Рисунки алжирской серии служат как бы реакцией на картину французского живописца. Гуттузо был неравнодушен к графике и относился к ней со всей серьезностью. Переехав в1935г.
Это были, главным образом пейзажи его родной Сицилии. Вобоих изображен Пикассо (во главе стола) вокружении различных персонажей– тех, кто играл роль вего реальной жизни (это Гертруда Стайн иАполлинер, Фернанда Оливье иЖаклин Рок) итех, кто был героями его произведений.
В 1946 Гуттузо стал инициатором Нового фронта искусств, объединившего художников-антифашистов разных творческих направлений, а после его распада возглавил группировку неореалистов. Стиль зрелого Гуттузо сложился в результате ассимиляции опыта экспрессионизма, кубизма, внимательного изучения творчества Пикассо и мастеров XIX в. (Делакруа, Жерико, Гойи, Домье, Курбе). В первом Гуттузо основное внимание обращает на изображение животных, сказочных персонажей, таких как Дед Мороз и Снегурочка, символизирующих необузданные силы зла, враждебные человеку. Таков Гуттузо». Все большие произведения художника сопровождались сериями графических рисунков.
В 1960 году Гуттузо работал над большой живописной композицией «Утро в мастерской». Вот таким образом я остался верен реализму». Подвижность газетного листа в руках человека заострена, усилена.
Рисунок находится в частной коллекции в Парме. — Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой («Корзина с каштанами», 1968 «Желтый подсолнух», 1971)». Горяинов). Чуткий зритель «услышит» в этой картине крики, стоны и плач. Но «Герника» Пикассо построена на символах и метафорах, а Гуттузо показывает реальность вполне конкретных образов. В годы Второй мировой войны Гуттузо создаёт одно из самых знаменитых своих произведений – «Распятие». В годы Второй мировой войны Гуттузо создаёт одно из знаменитейших своих произведений— «Распятие»: «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи».
Он воспроизводит группу, которая с некоторыми вариациями попала в картину (правая ее часть). Гуттузо писал крупномасштабные полотна исторического жанра. Работая над программной картиной «Дискуссия» (1959–1960, Галерея Тэйт, Лондон) он пишет несколько композиций сфигурами молодых людей, очем-то спорящих втемной накуренной комнате. Горяинов). Особый интерес представляет первая разработка самой сильной картины серии «Триумф войны», в частности ее центрального композиционного ядра — фигуры мальчика с поднятыми руками.
В «Кафе Греко» в Риме, в окрестностях прекрасной «вилла ди Вилате» или среди скамеечек его любимого рынка Вуччиррия в Палермо, женщины не отрывали от него глаз, даже мужчины попадались на удочку патриархального обаяния. Простая, даже наивная композиция рассказа определяет, при всей пластической изощренности иконографический характер «Пира». Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе. Одновременно с картинами художник создал более ста рисунков и акварелей на ту же тему. Картина перекликается с «Герникой» – в центре композиции фигура лошади – прямая цитата шедевра Пикассо.
Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». Мальцева. Р. Гуттузо «Распятие» (1941). Золотая медаль Мира Всемирного Совета Мира (1950). Рисунок находится в частной коллекции в Риме.
Для Гуттузо (и Манцу), приехавших специально для этой встречи, Пикассо, потерявший друзей молодости избегавший случайного общения ивто же время грустно признававшийся, что ему годами не удается поговорить схудожниками, срадостью делает исключение– он знаком сих искусством. По своему характеру, несмотря на большую деформацию, рисунок предвосхищает более поздние, «неореалистические» работы.