Вольтер в кресле Гудон, Жан Антуан Франция. Портрет Вольтера в тоге Гудон, Жан Антуан Франция. Как ни странно, но после всей этой истории Вольтер все же согласился позировать Гудону.
Гудон понимал, что такие оценки портрета Вольтера несправедливы.
Именно эта коротенькая надпись определяла ту огромную сумму, за которую оригинальная работа французского мастера могла быть продана на аукционе. Во Французской академии в Риме (1764-68) Гудон исполнял копии с антиков изучал работы Дж. Вашингтона – вот лучшие работы великого скульптора. Жан Антуан Гудон (1741-1828) — знаменитый французский скульптор. Лафайета (1785, 1787, 1790), гр. «Комеди Франсез», Париж. К тому же он разработал один простой, но создающий поразительный эффект прием.
Усталый и больной старик тяготится ими. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники.
Начиная с этого времени скульптор учавовал почти во всех подобных выставках вплоть до 1814 г. Первым значительным произведением Гудона по возвращении во Францию был портретный бюст философа Д Дидро (1771 г. ), открывший целую галерею образов -- как современников, так и великих людей прошлого: Мольера (1778 г. ), Ж. Ж. Руссо (вариации в 1778--1779 гг. ), О. Г. Мирабо (1791 г. ) и др. мундире и Жозефины де Богарне (оба– мрамор, 1808, дворец в Версале). б-ка, Веймар), Мольера (гипс, Б-ка Принстонского ун-та, Нью-Йорк и мрамор, «Комеди Франсез», Париж оба 1778), Ж. ле Лафонтена (ок. Однако он продолжает работать, хотя и в гораздо меньших объемах исполняя портреты членов императорской семьи, маршалов и генералов.
Сведений о работах после 1814 года не сохранилось. Ныне она находится в Эрмитаже. Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Это черта, общая всем лицам XVIII века.
Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца. Вокруг шеи свободно повязан широкий шарф. Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. Первым значительным произведением Гудона, по возвращении во Францию, был портретный бюст Дидро. Он привлек к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. Для первого, Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г. ).
Она углублена и темная тень впадины усиливает по контрасту свечение блика. Екатерина II, состоявшая в пере писке с философом, заказала Гудону статую Вольтера. В 1806 в парижском Салоне Г. экспонировал портрет имп.
Вашингтона. В том же году он получил серебряную медаль за успехи в выполнении этюдов, а пять лет спустя за барельеф «Царица Савская подносит дары Соломону» (1761 г. ) удостоился первой премии -- золотой медали с правом обучения во Французской академии в Риме -- и вернулся в свою родную «Школу для избранных» теперь уже в качестве ученика. Руссо (1778), Вольтера (1778), Ж. Л. ДАламбера (1778, 1779, 1802), Ж. де Бюффона (1781–83), маркиза М. Ж. Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство.
людей. все – в нескольких вариантах и в различных материалах), портретах («Римский юноша», мрамор, 1775, собр. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Учился там же (1756-61) у Р. М. Слодца, Ж. Б. Лемуана, Ж. Б. Пигаля, в 1761 году получил Римское право до 1764 совершенствовался в Школе для избранных учеников при академии. Женевьевы относятся к этой эпохе.
Статуя Вольтера вызвала множество восторженных откликов. отстранённостью. Взгляд пронзительный, рот слегка приоткрыт, как будто в разговоре. Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую.
В 1823 г. умерла госпожа Гудон, а 15 июля 1828 г. отошел в мир иной и сам скульптор.
Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью. По всей видимости, Гудон был слишком занят, чтобы уделять внимание преподаванию. Вольтер Гудона, несмотря на болезненную худобу и старческую слабость (скульптор впервые увидел писателя незадолго до его смерти), является воплощением силы духа, торжествующей над физической немощью. 1786) и большую статую (в рост, в воен. Вольтер улыбается самому себе. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи. Особую страницу творчества Г. представляют исполненные обаяния и непосредственности изображения детей (трёх его дочерей «Маленькая Лиза», мрамор, 1775, Эрмитаж детей арх.
Жан-Антуан Гудон – французский скульптор. Но вскоре в связи с французской революцией статую отправляют в Эрмитаж. Выступ снизу ограничен полукружием радужной оболочки.
Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Вслед за отцом, переведенным в парижский дом графа Деламотта, семья переезжает в столицу, а в 1749 г. этот дом сдается в аренду французской короне под «Школу для избранных учеников». Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона. В 1771 и 1773 работал в Готе, при дворе герцога Саксен-Готского.
Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. Можно говорить сколько угодно, что сходство имеет мало значения для тех, кто никогда не видел оригинала, но и те, кто по сочинениям Вольтера уловят его дух, узнают его в вашем произведении», — писал Гюбер. Эннери и барельеф для церкви св. Глаза несколько враскос, будто подстерегают противника.
Даламбера, Жана Жака Руссо (был выполнен с посмертной маски) и самый известный из них – портрет Вольтера. Учителями Гудона были Мишель Слодтц, Жан-Батист Лемуан и Жан-Батист Пигаль. 30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался. Скульптор изобразил Вольтера в одеждах, похожих на античные, придав ему сходство с древним философом, словно напоминая таким образом о преемственности философских идей.
Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Им создана уникальная портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи. В результате светотень приобретает большую подвижность.
С середины 1790-х гг. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. Г. преподавал в Школе живописи, скульптуры и архитектуры (1805–1823).
Такой скульптурой оказалась «Диана» исполненная лаконично и просто, в классическом духе образ идеализирован, но подкупает ясностью и серьезностью замысла. Статуя, шокировавшая государственных чиновников имела такой успех у публики, так была воспета поэтами и расхвалена критиками, как ни одно другое произведение Гудона. Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. 30 мая 1778 года его не стало.
Жан Антуан родился в Версале 20 марта 1741 г. в семье, далекой от искусства. В ранних работах – статуях Иоанна Крестителя (гипс, Галерея и музей Боргезе, Рим) и святого Бруно (мрамор, церковь Санта-Мария-дель-и-Анджели, Рим обе 1766-67) – спокойная поза, простота и ясность композиции, строгий ритм объёмов и линий подчёркивают впечатление глубокой духовной сосредоточенности этих образов. материалах), портретах («Римский юноша», мрамор, 1775, собр. музеи), Ж. Ж. Значит. Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез». Выставленный в здании Королевской библиотеки бюст вызвал восторг критиков и Гримм писал по его поводу: Его взгляд (господин Гудон, вероятно, единственный скульптор, умеющий передавать глаза) пронизывает душу. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника.
Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Но убедительность образа— в его одухотворенности. После торжеств в театр.
хирурга Сегюира обучался анатомии. В портрете Гудон снял напряжение раздумий и горечь жизненных разочарований, но оставил открытой и постигаемой духовную энергию и ум этого загадочного, многогранного деятеля культуры Просвещения. Вашингтона (около 1786) и большую статую (в рост, в военном мундире, 1788 установлена в 1796, Капитолий, Ричмонд). Каждая вещь, вышедшая из его рук, заставляет забывать о ремесленной стороне искусства. Л. Бернини, Микеланджело и др.
Иоанн Креститель. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. Взгляд пронзительный, рот слегка приоткрыт, как будто в разговоре.
Они прежде всего критики: они проверяют все священные дотоле принципы, взгляд их испытующий. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Более человечны бюсты Наполеона I в военном мундире и Жозефины де Богарне (оба – мрамор, 1808, дворец в Версале). А. Т. Дидро сообщает о замечательном скульпторе Екатерине II. Художник облачил мудреца в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело.
Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. Но убедительность образа — в его одухотворенности. Поверх волос, которых в действительности уже не было на лысой голове Вольтера, носившего обычно парик, над высоким лбом одета лента, какие носили философы древности. Слодца, Ж. Б.
вариантов «антикизирующих» бюстов Дж. Вашингтона (ок. Голицыных. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Скульптуру спас граф Шувалов. По заказу Екатерины II Гудон исполнил повторение своей знаменитой статуи «Вольтер, сидящий в кресле» (1778, «Комеди Франсез» 1781, Эрмитаж обе – мрамор). В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты.
Во взгляде много тонкой проницательности. В ранних работах– статуях Иоанна Крестителя (гипс, Галерея и музей Боргезе, Рим) и св. На этой основе Гудон создал ряд портретных бюстов (ссылка, ссылка). Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится.
Гудон преподавал в Школе живописи, скульптуры и архитектуры (1805-1823). Картина старости дана с беспощадной правдой. Но убедительность образа— в его одухотворённости.
Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве. Гудон перешагнул через границу технических трудностей. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика. По возвращении в Париж этот бюст был использован скульптором как эскиз. Но это длилось лишь несколько мгновений. Кажется, что движение не прервано.
Вкачестве подготовит. Броньяра, 1777) и близких (портрет жены, гипс, 1787, Лувр). Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство.
При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. П. Гуггенхейма, Нью-Йорк) и др. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Однако скульптор все же предпочел не выставлять ее в Салоне и желающие могли любоваться чистым классическим изяществом «Дианы» в мастерской художника. Пройдя подобный путь, Гудон как один из лучших учеников получил право на обучение в Академии в Риме.
Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала. Гудон как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим.
мундире, 1788 установлена в 1796, Капитолий, Ричмонд). Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела.
Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. Сначала Екатерина II приказала поместить ее в зале Антиков в Царском Селе. «Диана», которую Гудон изобразил обнаженной, хотя и не была выставлена в Салоне, но имела шумный успех у публики. Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году.
Л. Бернини, Микеланджело и др. Известно, что он постоянно искал заказы на крупномасштабные произведения и на протяжении всей жизни, говоря о своих художественных достижениях, обычно выделял именно статуи, такие, как «Святой Бруно», «Экорше» или «Диана» (1776 г. ). посланника во Франции) на исполнение статуи Дж. Прибывшая в Россию скульптура Вольтера переживёт минуты славы и опалы, когда в николаевскую эпоху слово «вольтерьянство» будет приравнено к революции. Упорный труд по овладению приемами мастерства дал свои плоды. В облике писателя воплощены человеческие черты, наиболее ценимые эпохой Просвещения: мощь интеллекта, проницательность ироничность.
Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». Бруно (мрамор, ц. Санта-Мария-дельи-Анджели, Рим обе 1766–67)– спокойная поза, простота и ясность композиции, строгий ритм объёмов и линий подчёркивают впечатление глубокой духовной сосредоточенности этих образов. Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой.
Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне. Лицо портретируемого излучает огромную жизненную силу и высокую духовность. Схоластики (переделанная в Философию) бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина и многих других. Наполеон, покровительствовавший Гудону, заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Гудона был бюст императора Александра I, явившийся в парижском салоне 1814 г. До 1823 г. Гудон оставался в должности профессора королевской академии.
Мощная энергия духа, артистичность воплощены Г. в портретах К. В. К счастью, это не было насилием над характером дарования скульптора.
надгробия князей А. Д. Оно сейчас продолжится, напряжение разрешится действием, губы разомкнутся и мысль облечется в слова. Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи. все– в нескольких вариантах и в разл. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Мальчик жадно впитывал саму атмосферу творчества, царящую в школе, приходил в мастерские и, выпросив глину, увлеченно лепил, подражая старшим. Ощущение величия усиливает спокойный ритм плоскостей и крупных складок плаща, свободно лежащих вокруг тела.
Они словно пронзали окружающее. Гудон выполняет скульптуры на мифологические темы. Произведения мастера поражают исходящим от них ощущением жизни. ГУДОН (Houdon) Жан Антуан (25. 3. 1741, Версаль– 15. 7. 1828, Париж), франц. В 1771 и 1773 работал в Готе, при дворе герцога Саксен-Готского.
Глюка (гипс, 1775, Нац. Это статуя Весталки, Экорше – анатомическая штудия, скульптуры для украшения церквей Св. Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен. В 1781 году работа была закончена. академии в Риме (1764–68) Г. исполнял копии с антиков изучал работы Дж.
Значительное количество заказов Гудон получал из России: бюст императрицы Екатерины II (мрамор, 1773, Эрмитаж, Санкт-Петербург), классицистические надгробия князей А. Д. и М. М. Голицыных (мрамор, 1773-74, Донской монастырь, Москва). под руководством хирурга Сегюира обучался анатомии. В ноябре 1768 г. Жан Антуан вернулся в Париж. Жан Антуан Гудон. Королевской академии живописи и ваяния (1777). Голицыных (мрамор, 1773–74, Донской мон., Москва).
В короткий срок он создает бюст Вольтера и дарит его театру Комеди Франсез. Кажется, что движение не прервано. Однажды библиотеку посетил НиколайI, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Более человечны бюсты НаполеонаI в воен.
30 мая 1778 года Вольтера не стало. Широкие складки, скрывая старческую немощь тела, придают фигуре величественность. Среди них заслуженно выделяется изображение сидящего Вольтера (1781 г. ).
Картина старости дана с беспощадной правдой. Позднее, в 1781 году мастер создал две почти одинаковые мраморные статуи Вольтера, сидящего в кресле. Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы.
Голова немного повёрнута вправо и туда же направлен взгляд. Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры. Однако из его мастерской не вышло ни одного хоть мало-мальски значительного скульптора. Из многих статуй и бюстов Вольтера работы Гудона особенно примечательна изображающая его сидящим. В парижском салоне 1777 г. число произведений Гудона равнялось половине всех вообще выставленных скульптур и с этого времени определилась его роль как предводителя французской скульптурной школы.
Оставленная маленькая «подвеска» белого мрамора порождала иллюзию светового блика, доводя впечатление объемности до совершенства. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – "Вольтер в кресле" Жана Антуана Гудона. и А. Д.
Гудон в первую очередь — портретист. Но все эти действия лишь облегчали труд скульптора, но никак не являлись решающими. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию. 1781, 1783), актёра Ж. Модюи (мрамор, 1784, «Комеди Франсез»).
Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства. Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез». В 1764 г. Гудон уезжает в Рим.
Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. Именно портреты известных деятелей разных стран, которые он передавал не только с большой живостью и точностью, но и с глубоким пониманием личности человека, прославили его на весь мир и обеспечили крупными заказами от знатных особ.
Французская революция 1789--1794 гг. Вольтер и вольтерьянство оказались в опале. Вольтер весь преобразился. Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена.
Однако она попалась на глаза императору Николаю I и ее чуть не уничтожили. Вокруг шеи свободно повязан широкий шарф. Получив заказ (через посредничество Т. Джефферсона, амер. Сведений о работах после 1814 не сохранилось.
Пигаля, в 1761 получил Рим. Влияние античной скульптуры ощутимо в скульптурах «Весталка» (ок. По мнению Гюбера, этот портрет не только всецело осуществляет его идеи, но значительно их превосходит. Гудон в очень короткий срок, работая по снятой им маске, выполнил статую Вольтера.
Из царскосельского павильона, где ей было отведено почетное место, ее перевезли в Эрмитаж и поставили среди книжных шкафов, подальше от глаз. К числу уникальных портретов деятелей французского театра, созданных Гудоном, принадлежит посмертный бюст Мольера исполненный по заказу «Комеди Франсез». Вольтер позировал Гудону незадолго до смерти усталость, старческая немощь сквозят в очертаниях сгорбившейся фигуры, в худобе осунувшегося лица. Выставленный в здании Королевской библиотеки бюст вызвал восторг критиков и Гримм писал по его поводу: Его взгляд (господин Гудон, вероятно, единственный скульптор, умеющий передавать глаза) пронизывает душу». По возвращении в Париж, вступил в брак с Сесилью Ланглуа.
его искусство резко пошло на спад. Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Согласно распространенной по всей Европе академической системе обучения он обязан был делать копии скульптур на темы классической мифологии и его первой работой в этом направлении была небольшая по размерам «Весталка» (1767-- 1768 гг. ) -- довольно свободно трактованное повторение античной статуи. Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину. В результате глаза выглядели живыми, прозрачными и чуть влажными.
Вольтер. Кажется, мысль его охватила всю бренность и тщетность человеческих страданий и усилий, но что можно назвать более оптимистической повестью, как не вольтеровского «Кандида». Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию. Награждён орденом Почётного легиона (1803). За мраморную статую «Морфей» в 1777 году он был избран академиком «Тело Морфея, — пишет Г. Арнасон, — это тело хорошо тренированного атлета, классическое, в духе Праксителя.
Жан-Антуан Гудон родился 20 марта 1741 года в Версале (Франция). По заказу ЕкатериныII Г. исполнил повторение своей знаменитой статуи «Вольтер, сидящий в кресле» (1778, «Комеди Франсез» 1781, Эрмитаж обе– мрамор). Особенно удавались Г. изображения творч. Во второй половине XIX в. статуя триумфально вернётся в Эрмитаж, что бы уже постоянно находиться в экспозиции музея. Однако в этом лице так напряженно живет неугасающий насмешливый ум великого философа, что в целом произведение превращается в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом. Но подлинным продолжением серии следует считать портреты уже упомянутого Дени Дидро, Ж. -А.
Вашингтона, художник совершил поездку в Америку (1785), где исполнил ряд набросков и рисунков с натуры, снял гипсовую маску с лица. четвертый ребенок, завоевал славу художника. Гудоновские портреты королевского семейства, надгробный памятник гр. П. Гуггенхейма, Нью-Йорк) и др.
Вернувшись во Францию, Г. создал неск. После этой работы художнику поступили заказы со стороны герцога Саксен-Готского. Строганов.
Во Франц. работы исполнил скульптуру «Экорше» (гипс, 1766–67 бронза, 1792)– популярное до сих пор пособиедля изучения анатомии человека. Вернувшись во Францию, Гудон создал несколько вариантов «антикизирующих» бюстов Дж. В опалу попадает и статуя Гудона. Честолюбию ЕкатериныII льстит надежда добиться славы гуманной властительницы.
1769, 1777), «Диана-охотница» (1774 и др. Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания.
Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа— удивительных по своей моделировке. В 1806 году в парижском Салоне Гудон экспонировал портрет императора Наполеона I (в виде античной гермы, Музей изящных искусств, Дижон), отличающийся официальной отстранённостью. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. 1781 г. ), поражающие точной передачей характерных черт.
Учился там же (1756–61) у Р. М. «Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. Умер Жан-Антуан Гудон 15 июля 1828 года в Париже. Лемуана, Ж. Б. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. Вашингтона, художник совершил поездку в Америку (1785), где исполнил ряд набросков и рисунков с натуры, снял гипсовую маску с лица. Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста.
И это не удивительно. Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П. С. Это воплощенная насмешка. Эта перемена совпала с его возвращением из Америки.
Сеансы проходят вяло. Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Следующая точка зрения— самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд.
Вот таким образом, когда в 1785 г. Гудон получил заказ на исполнение мраморной статуи генерала Дж. Во время триумфального представления вольтеровской «Ирены» в присутствии автора и ликующей публики актеры украсили этот бюст венком. Ощущение величия усиливает спокойный ритм плоскостей и крупных складок плаща, свободно лежащих вокруг тела.
«Экорше»— гордость ваятеля. Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера. Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи. Гудона не вполне устраивал бюст философа, ранее созданный им самим. Лучшие стороны таланта Гудона раскрылись во всем богатстве в этой статуе сидящего Вольтера.
В ЕвропеXVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха. Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта. и М. М. Здесь скульптор имеет широкую клиентуру среди просвещенной части русской аристократии. Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба.
пр. В этом ему содействуют помощники и ученики, так как ему как академику полагалось иметь студентов. Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287).
Теперь он имеет возможность отливать в бронзе почти каждую свою работу. Она и послужила моделью для большой мраморной статуи, которая будет преподнесена мадам Дени в 1781 г. театру «Комеди Франсез». В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку.
Одна из них была установлена в фойе Комеди Франсез, другая же, заказанная Екатериной II, в 1784 году была доставлена в Россию. Бронзовая же копия с мраморного оригинала – работа второй половины XIX века. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими.
Все остальные расположены вокруг зрачка их глубина различна. Жан Антуан Гудон (1741- 1828) – известный скульптор классицизма. Однако гудоновская «Диана» имела две отличительные особенности -- быстрое движение и полную наготу. Один из лучших портретистов 18 века, Гудон создал обширную галерею современников: портреты-бюсты Д. Дидро (1771, 1773, 1775 Лувр, Париж и другие музеи), Ж. Ж. Руссо (1778), Вольтера (1778), Ж. Л. ДАламбера (1778, 1779, 1802), Ж. де Бюффона (1781-83), маркиза М. Ж. Лафайета (1785, 1787, 1790), графа Калиостро (1786), О. Мирабо (1791, 1800), П. Лапласа (1803) в некоторых портретах аристократов и членов королевской семьи заметны отзвуки искусства рококо. Гудон передал состояние «рассеянной задумчивости», внутренняя колкость, саркастическая усмешка старца смягчены какой-то печальной тихостью (вскоре после сеансов позирования Вольтер умер).
Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперёд, положив руки на подлокотники. Менялись глаза. 1779-1781 гг. Влияние античной скульптуры ощутимо в скульптурах «Весталка» (около 1767-68 и др. ), «Морфей» (около 1769, 1777), «Диана-охотница» (1774 и др.
Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Повязка на лбу уподоблена античной. скульптор, чл. Кажется, что движение не прервано.
Над образом Вольтера скульптор работал многие годы и создал целый ряд портретов. Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. Современный французский костюм заменен античным одеянием, что подчеркивает общечеловеческое и «вневременное» значение его личности. до 1764 совершенствовался в Школе для избранных учеников при академии.
НаполеонаI (в виде античной гермы, Музей изящных искусств, Дижон), отличающийся офиц. ГУДОН (Houdon) Жан Антуан (25. 3. 1741, Версаль – 15. 7. 1828, Париж), французский скульптор, член Королевской академии живописи и ваяния (1777). Вольтер восседал в окружении античных философов. Огюст Роден восклицал: «Какая удивительная вещь.
На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала. В качестве подготовительной работы исполнил скульптуру «Экорше» (гипс, 1766-67 бронза, 1792) – популярное до сих пор пособие для изучения анатомии человека. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Казалось, они видят то, что скрыто от других. Его работы давно проникли в Россию.
1767–68 идр. ), «Морфей» (ок. Особенно удавались Гудону изображения творческих людей. Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр. количество заказов Г. получал из России: бюст имп.
Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Размеры статуи значительны. Вашингтона, он отправился за океан, чтобы работать над портретным бюстом в непосредственной близости от модели. — была установлена на сцене «Комеди Франсез» во время триумфа, устроенного Вольтеру общественностью: бюст был увенчан лавровым венком. Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед.
Гудон отказался от слепого следования натуре. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. Для создания скульптуры известнейшего философа-просветителя Гудон использовал снятую им маску. Бруно и Св. Калиостро (1786), О. Мирабо (1791, 1800), П. Лапласа (1803) в некоторых портретах аристократов и членов королевской семьи заметны отзвуки иск-ва рококо. Уже в первых работах Гудон заявляет о себе как мастер, причем мастер монументальных форм. Получив заказ (через посредничество Т. Джефферсона, американского посланника во Франции) на исполнение статуи Дж. Мощная энергия духа, артистичность воплощены Гудоном в портретах К. В. Глюка (гипс, 1775, Национальная библиотека, Веймар), Мольера (гипс, Библиотека Принстонского университета, Нью-Йорк и мрамор, «Комеди Франсез», Париж оба 1778), Ж. ле Лафонтена (около 1781, 1783), актёра Ж. Модюи (мрамор, 1784, «Комеди Франсез»).
Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы. Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу. Не менее удался ему и портрет Вольтера. Мирабо. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Он плачет издевается, смотрит на мир трагически и задыхается от смеха. И в то же время в повороте тела, в движении рук чувствуется напряжение, упругость.
Царица заказывает Гудону свой портрет (выполнен в 1773 г. ), а затем и другие работы. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. В конце жизни он говорит о нём как об одном из лучших своих произведений. Особую страницу творчества Гудона представляют исполненные обаяния и непосредственности изображения детей (трёх его дочерей «Маленькая Лиза», мрамор, 1775, Эрмитаж детей архитектора А. Т. Броньяра, 1777) и близких (портрет жены, гипс, 1787, Лувр). под рук.
Награждён орденом Почётного легиона (1803). О последней следует сказать особо. «Экорше»— гордость ваятеля. «Во взоре он разгадывал душу», -- сказал о Гудоне другой великий французский скульптор -- Роден.
Более того, ею при обучении пользовались даже медики. Франклин, 1778, Метрополитен-музей, Нью-Йорк Дж. П.
Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек. Смотрите, вот Руссо против Вольтера. Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму.
ЕкатериныII (мрамор, 1773, Эрмитаж, С. -Петербург), классицистич.