После смерти отца в 1716 году, семья художника оказалась в бедственном материальном положении, выйти из которого им помог дворянин Джованни Бенедетто Джованелли, тем, что заказывал Гуарди картины. Гуарди всегда нуждался в средствах.
Его покупателями, как и у Каналетто, стали главным образом английские коллекционеры. Мазок его точен и прозрачен в передаче тональных градаций цвета. Серия «празднеств», сюжет которых заимствован из эстампов Брюстолона (1766), датируется около 1770 (Париж, Лувр, Брюссель, Кор. Б. Тьеполо.
гал. ) «цвет здесь играет уже новую роль, смягчая освещение» (Паллуккини). А. С. Пушкина). Брустолона, в свою очередь исполнившего их с произведений Каналетто.
Свободная «импрессионистская» фактура, вибрирующая атмосфера, объединяющая фигуры с пейзажем, яркие вспышки красных красок – все это бесспорно напоминает знаменитые ведуты Франческо. Уффици) материя словно разлагается от пронзительной и поэтической ностальгии.
Таким образом. Гварди написал эти полотна по гравюрам Дж. Б. Не менее поэтичны поздние каприччи Гварди. Санкт-Петербург, Гос. Неизвестно исполнена ли эта работа одним Франческо или обоими братьями Гварди, но созданные на створках органа «чудесные видения» — свидетельства высочайшего мастерства. Талант Франческо Гварди в наибольшей степени раскрылся в произведениях 1770—1790-х годов.
Между 1730 и 1745, по заказу маршала Шулембурга, он исполняет множество копии с картин знаменитых художников (Веронезе, Риччи, Солимены, Л. М. Ванлоо), среди которых были «Тайная вечеря» (С. Особое место в творчестве Гварди занимают его поздние работы 1780—1790-х годов «Вид лагуны» (Серая лагуна, Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Академия Каррара), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Умер Гварди в Венеции 1 января 1793.
На полотнах документально запечатлены различные события — прием дожем послов, отплытие и возвращение дожа на «Бученторе» из церкви Сан Николо на острове Лидо, торжественная процессия Corpus domini на площади Сан Марко, коронация дожа на Лестнице Гигантов Дворца дожей, его пребывание в красивейшей церкви Венеции Санта Мария делла Салюте. Но в вихревом движении света и цвета очень тонко выражен язык жестов и чувств героев. Иосифа» (подписная, Берлин, музей Боде), алтарные картины «Мадонна со святыми» (в ц. в Виго дАнаунья, вдохновленная Солименой: в ц. в Бельведере ди Аквилеи, вдохновленная С. Риччи, в ц. в Черете Бассо исполненная под влиянием Пазиано). «Нептун», «Марс», Венеция, собрание Чини), станковые произведения («Тюркери»), Дугано, собрание Тиссен-Борнемиса) и циклы иллюстрирующие «Освобожденныи Иерусалим» (Лондон.
Эти картины представляют собой «виды», в которых точно отражены реальные исторические события (праздники в честь дожа девиза IV Мочениго в 1763). Сочетание воображаемого и реального придает очарование и волшебство маленьким каприччи Гварди исполненным в теплой коричнево-золотистой гамме с тонким чувством декоративности и живописности. Рядом с фигурами горожан — Пульчинеллы, участвующие во всем происходящем.
М. Ванлоо, Ганновер, собрание Шулембурга), «Александр Македонский у тела убитого персидского царя Дария» (Дангетти, Москва, Музей изобразительных искусств им. декоративные панно «Аврора«. музей изящных искусств, Гренобль, Музей изящных искусств). 1782, Мюнхен, Старая пинакотека).
Эти черты характерны уже для ранних произведений, таких, как «Вера» и «Надежда» (1747, Сарасота, музей Ринглинг), в которых фигуры словно трепещут перед необъятным и ярко освещенным пейзажем, а также для более позднего «Чуда св. Риччи, Сааль, музей), портреты Филиппа V. Елизаветы Фарнезе, Фердинанда Испанского (Л.
Во второй серии, написанной в честь папы Пия VI, фантастическая перспектива интерьеров создает впечатление захватывающей пустоты, а силуэты фигур окрашиваются в сумеречные тона («Месса в ц. Сан-Джованни э Паоло» (Кливленд, музей). Не только в Венеции, но и по всей Европе Гварди прославился именно как ведутист. В «Каприччо на лагуне» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), широко развернутом под дождливым небом, кисть художника как бы задерживается на заплатанных парусах и потрескавшихся стенах, соединяя реальность и фантазию. Интерес к ним возник в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи.
Гварди часто изображает бушующее водное пространство.
Эти официальные «виды» чередуются в творчестве Гварди со знаменитыми «Каприччи», которые своим освещением и непринужденностью сильно отличаются от манеры Риччи. В ранних работах он испытывает влияние Марко Риччи («Пейзажфантазия», до 1750. Он был членом Академии с момента ее основания (1756), возможно, по рекомендации своего шурина Дж. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско. В 1782 в двух сериях работ Гварди вновь проявил себя как официальный художник.
В маленьком полотне Рио деи Мендиканти запечатлен тихий уголок города, носящий название «набережная нищих». Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо — характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию «пейзажа-настроения». доминиканца» (ок.
Эрмитаж), а позже – Каналетто. В «Каприччи» (Флоренция. Первая исполненная по случаю пребывания в Венеции великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, выдержана в гамме зеленых и каштановых тонов, оживленных рассеянным светом и вибрирующими (формами («Гала-концерт», Мюнхен, Старая пинакотека). Здесь возникает проблема, которая породила множество споров: кому из двух братьев Гварди следует приписать авторство «Исцеления Товита» в ц. Анджело Раффаэле в Венеции. частное собрание), сцены из римской истории (Осло, вилла Богстад) или «Историю Иосифа» (Милан, частное собрание). Выбор за Вами, подчиняться ли местным законам, касающимся материалов для взрослых. Живописная манера зрелого Гварди отличается виртуозной свободой.
Джанантонио были приписаны композиция «Смерть св. В Виде лагуны (Серая лагуна) огромное водное зеркало, светлое небо и розовеющие в солнечных лучах городские постройки у горизонта вызывают чувство необычайного простора.
Однако, хотя и используя схемы Каналетто, он придает своим венецианским видам абсолютно иное настроение («Пьяцца СанМарко», Лондон, Нац.