Чувства, гнетущие Микеланджело, находят выражение не только в аллегорических фигурах, но во всем ансамбле и даже в статуе «Мадонны с младенцем» («Мадонны Медичи»), которая акцентирует среднюю часть стены между гробницами. Во Флоренции, в церкви Сан-Лоренцо находится знаменитая гробница Медичи, созданная Микеланджело Буонарроти. В гробнице Медичи архитектурное и скульптурное решение целиком принадлежит Микеланджело. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II.
Какие чувства вызовет капелла Медичи. Чувства, гнетущие Микеланджело, находят выражение не только в аллегорических фигурах, но во всем ансамбле и даже в статуе «Мадонны с младенцем» («Мадонны Медичи»), которая акцентирует среднюю часть стены между гробницами. Хотя мастер положил на нее много труда, она не принадлежит к его удачным произведениям. Длясовременников это было гениальное творение Микеланджело, оновызвало огромный резонанс. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Напротив алтаря он поместил скульптурную группу «Мадонна с младенцем» и окружил ее статуями св. Онадолжна была войти вансамбль гробницы папы ЮлияII.
Онзадумал очень странное соединение скульптур. История церкви Сан Лоренцо, столь отличной от многих флорентийских церквей тесно связана с именем Микеланджело. Начал эту гробницу Микеланджело в1520году. Этопроизведение искусства, перед которым нам должно преклоняться, которое входит всписок бессмертных. Наалтарной стене– Нил, Богоматерь смладенцем имальчик, вынимающий занозу.
Есть, конечно, египетские пирамиды, ноих оставим встороне. Этогениальная скульптура. Онбыл ифилософом. Образ Мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, – значителен, величав и человечен.
В нем нет статуй, но имеются сдвоенные колонны, которые углублены в стены. В 339 году этот кафедральный собор освятил св. Камень, который она держит в руке, может выпасть в любой момент и тоже разбудить. Нет, этонеготика.
Верхнее освещение— практически единственное освещение здания, как и в римском Пантеоне. Самая древняя церковь во Флоренции – это храм Сан-Лоренцо. В тот жедень онпоспешил вРим. Больше всего привлекает то, что они сохранились практически в первозданном виде. Чтокасается четырех времен суток, оних очень много написано.
Это создает дополнительную выразительность, тревогу и угрозу. Образ «Вечера» исполнен смирения, погружения в дымку сна. Развернулась целая идеологическая дискуссия вокруг гробницы Медичи.
Далее, чем в него, туристов не пускают. Всесуществует одновременно. Для них он воспользовался скульптурными фигурами в натуральную величину. И кстати, даже мой муж, не любитель архитектурных ценностей, полностью поддержал меня с выбором города для отдыха. Какон хорош собой, какпорывист, какон прекрасен физически. После смерти папы Юлия II (Джулиано делла Ровере, понт.
Огромный замысел с большим количеством скульптур не пугал художника, который начал работать над проектом в 45 лет. Пышный интерьер из флорентийской мозаики выполнялся в течение почти двухсот лет. Каквнастоящую иподлинную гробницу, внее входа сулицы исплощади нет.
Микеланджело присоединил кэтому представлению свою особую просьбу онписал Льву X:«Я, Микеланджело, скульптор, прошу ваше святейшество дозволить мне соорудить достойный памятник божественному поэту наодной изплощадей города». Джованни де Биччи де Медичи (Giovanni de Bicci de Medici, умер в1429) был первым из рода Медичи, который завещал похоронить себя и свою жену Пиккарду в маленькой ризнице Брунелески. НивФерраре, нивВенеции оннепринимал самых любезных ивыгодных предложений. Атеперь остановимся нанекоторых деталях этой гробницы. Ее еще называют «Мальчик, вынимающий занозу». Конечно, нельзя неостановиться нетолько наэтом удивительном цветовом исветовом решении. Однако закончить их он не успел. Итак, Микеланджело эту гробницу строил очень долго, до1534года, сразными перипетиями.
Вто время заказ гробницы небыл особенно распространенным явлением. Алессандро вспомнил оМикеланджело послучаю, правда, более серьезному, чем некогда Пьеро.
Все вместе времена суток подтверждают девиз Медичи «Всегда» (Semper), означающий постоянное несение службы. Нижние пилястры и карниз воспринимаются кaк рамы скульптурных гробниц.
С капеллы Медичи и вестибюля библиотеки Лауренциана, в которых формы архитектуры и скульптуры выражают напряженность и скованную силу, Микеланджело положил начало пластически выразительной архитектуре барокко (по-итальянски – причудливый, странный). А скульптурные фигуры скорее расслаблены, лиричны по своему настроению.
Сколько людей уже любовалось этим великолепием. Содной стороны, высмотрите наскульптуру Брута, которой есть какбы авторская версия портрета древнего римлянина Каракаллы. Авот третья фигура, представьте себе, находится сегодня вЭрмитаже. Левая сторона– тутмы видим молодого человека.
Вечер, немолодой мускулистый мужчина, с уставшим видом готов отойти ко сну. Так как, какправило, всеиллюстрации, показывают гробницу содной стороны, выникогда неможете увидеть ее целиком.
Адляитальянских палаццо (идляэпохи Возрождения идляримских домов– след римской архитектуры, гражданской зодческой мысли там прорисован отчетливо) очень характерно помещать внишах различные скульптуры.
Она исполнена печали и скорби. ц. Сан Лоренцо Возможно оттого, что он родился в год памятного флорентийского турнира, так называемой Джостры (1475), а возможно и по природной склонности, Лев Х, переняв дипломатические способности отца, перенял и непомерную любовь к роскоши и развлечениям. Издесь была нужна рука Микеланджело, гений Микеланджело. Она оставила огромное художественное наследство родной Флоренции.
33/35. Именно к ней обращены фигуры Джулиано и Лоренцо. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. На крышке саркофага находятся фигуры: сидящей «Мадонны Медичи с младенцем» в центре, Святого Космы и Святого Дамиана (небесных покровителей Медичи) — по бокам. Мадонна – ключевой образ: к ней обращены взгляды святых, на нее взирают герцоги из своих ниш. Конечно, ктобыл героем этого времени. Пообыкновению, начало было очень хорошее.
Эту формулу, по-видимому и использовал Микеланджело по отношению к Капелле Медичи. В этот день флорентийцы откопали античную статую. Его летнее призвание на этом оборвалось. Итолько тогда вы попадаете вгробницу Медичи, сотворенную Микеланджело. Асвятой Лаврентий (Сан-Лоренцо)– один изпокровителей Флоренции.
С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших шедевров эпохи Высокого Возрождения –«Капелла Медичи» — скульптурный ансамбль, выполненный Микеланджело и расположенный в так называемой Новой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо (фамильной церкви семьи Медичи) во Флоренции. Художник наотрез отказывался делать портреты. В зале Боттичелли в Галерее Уффици, мне кажется, нетрудно заметить (поскольку картины расположены рядом), что голова Венеры с картины Рождение Венеры используется для, как минимум, двух Мадонн на других картинах Боттичелли (Мадонна с гранатом и Мадонна на троне). Это впечатление усиливается другими компонентами ансамбля, архитектурными и скульптурными. Однако существует только два памятника – статуя Фердинанда I и Козимо II.
В «Умирающем юноше» художник воплотил всю глубину страдания души, расстающейся стелом в«Авроре», напротив, Микеланджело сневыразимой прелестью изобразил «пробуждение»: кажется, камень оживает перед глазами зрителя пробужденный дух ждет освободителя. Только сильный, недетски серьезный Младенец, тянущийся к груди матери, продолжает линию образов, полных внутреннего заряда, которые были созданы художником ранее. Микеланджело принимал участие вреконструкции римского Капитолия.
Нам кажется это легко объяснимым. Акто, правда, через сто лет будет знать, какони выглядят.
Исейчас нет смысла просто возвращаться кэтой теме. Емуненужны Медичи, оних нелюбит, оннелюбит папу, онлюбит республику. Никто невидит влицо день грядущий».
В романский период он был перестроен и вновь освящен в 1059 году. Все скульптуры в гробнице Медичи изображены без зрачков. Ведь вместить представление обэтом вголове своей невозможно.
Сильные, конвульсирующие от внутреннего напряжения тела пересекают горизонтальную линию карниза, внося во всю композицию элемент беспокойства и скорби. Приказав подать лошадей, предложил ему прогулку вокруг города. ".
Этобыло вечной его трагедией, вечным его терзанием– также, какигробница Медичи. Нонетак легко это было сделать Микеланджело. Новации художественных взглядов Микеланджело проявились в том, что массивное заполнение пространства (гробницы, скульптуры) вступает в контраст с лёгким обрамлением (карниз нижней зоны сакристии и полуколонны).
Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади. Младенец тянется к ней.
В композиции капеллы Мадонна играет очень важную роль. Для небольшого квадратного помещения, площадью около 120 кв. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене». Климент VII был человек расчетливого ума.
У этого длинного помещения из серого камня светлые стены. Вот таким образом, приехав во Флоренцию, мы посетили базилику Сан-Лоренцо. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Вообще, м. б. Всех поражает какая-то несогласованность втом, какизваяно тело День. Медичи являлись падшими ангелами Флоренции. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение.
Почему. Приблизительно в 1530 году, когда только утихла мстительная ярость победителей Флорентийской республики и Микеланджело получил прощение и снова принялся за работу во славу тех самых Медичи, против которых только что сражался, он создал небольшую превосходную, хотя и неоконченную, мраморную статую «Аполлон, вынимающего стрелу из колчана», также известную под именем «Давид-Аполлон» (Национальный музей Барджелло, Флоренция). Космы и Дамиана (покровители Медичи). Сын обедневшего дворянина, он гордился своим происхождением. Каксоединить этовсе.
Тело прекрасно и отполировано, а лицо слегка проступает, образ едва намечен. Этоаллегории времени, которые Микеланджело предлагает нам валтарной стене, которые он предлагает нам подпортретами герцогов. Рядом с ним стояла капелла Медичи. По мнению К. Бурдаха истинный Ренессанс начался с Данте и закончился на Микеланджело.
Первоначальный замысел поместить фигуру Давида и еще ряд других статуй на крыше собора оказался неосуществимым, статуя была передана городу и установлена перед Палаццо Веккио, где размещалось правительство флорентийской республики (в 1873 статуя для сохранности перенесена в помещение Академии художеств, а на месте заменена копией). «Мальчик, вынимающий занозу»– этоситуация имгновение. Мужественный, энергичный Джулиано с непокрытой головой опирается на жезл командира.
Нокто может представить себе, чтоэти рабы изЛувра илиМоисей– часть какого-то ансамбля. Через нас какбы проходят эти соединенные временные константы. Где то мгновение, когда утро становится днем, а вечер ночью. Себастьяно дель Пьомбо, венецианский художник, друживший с Микеланджело, говорил, что «колени этой статуи стоят больше, чем весь Рим».
Мадонна погружена в глубокое тяжелое раздумье. Работа сделана очень тщательно. Мыподходим ктому, чтовсе-таки здесь лежит прах обоих герцогов: герцога Немурского, тоесть Джулиано игерцога Урбинского, тоесть Лоренцо, брата идяди ЛьваХ. Воин.
Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Очень красивые саргофаки Медичи. Последние— намёк на непрерывное течение времени. Ноэто Микеланджело делает Брута. Нокогда вы входите внутрь, то, чтовы видите ито, чтовы ощущаете, дотакой степени непохоже ниначто, чтовы чувствуете себя оторванными буквально отвсего– иотцеркви Сан-Лоренцо иоттого яруса, гдерасположены гробницы других Медичи иоттого, чтовы видели наулице. Она начинается у порога вестибюля и расширяется, образуя три части.
Это маленькая статуя, которая свободно входит в куб. Капелла представляет собой покрытое куполом небольшое помещение размеров 11х11 метров. Их по его глиняным эскизам выполняли ученики. ИмяМикеланджело означает «архангел Михаил». Капелла Медичи является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо. Время ивособенности перерывы также делали свое. Онменее энергично работал вэто время истарался найти успокоение вчтении Данте, своего любимого поэта.
Однако в том же году кардинал Джулио де Медичи, будущий папа Клемент VII (понт. 1523-1534), внебрачный сын Джулиано Медичи и ровесник своего двоюродного брата Джованни (Льва Х) выросший в доме дяди (Лоренцо Великолепного) после убийства отца, предложил Микеланджело другой вариант работы в Сан Лоренцо. Это проявилось и в его «Рабах» и особенно в «Пьете Ронданини», хранящейся в Милане.
В них должны были расположиться скульптуры герцогов. Он все-таки позволяет себе маленькие вольности — например, необработанный камень в фигуре «Дня». Это были два молодых, ничем не прославивших себя герцога. Микеланджело изготовлял каменотёсам рабочие чертежи для каменных блоков. Микеланджело задумал и потом сделал ее с более сложными ордерами, карнизами, капителями, дверями, нишами и гробницами.
Рильке точно почувствовал образ Джулиано: В Санта Мариа дель Фьоре кинжал убийцы, от которого сам он ускользает, не теряя присутствия духа, обрывает жизнь светозарного Джулиано. Этомикрокосмос, который все всебе несет, всевсебе содержит– всюнадежду, всюкрасоту. Но общее настроение скорби, глубокого тяжелого раздумья, горечи утраты передано в ансамбле капеллы с удивительной целостностью и силой. Гробница Джулиано Медичи Композиции гробниц на боковых стенах симметричны.
Именноон итолько он один был себе самым жестким исамым беспощадным судьей. Ион имел свою великолепную возлюбленную, которой он писал стихи, этобыла герцогиня Виттория Колонна, перед которой он преклонялся, преклонялся перед ее красотой иумом. Онбыл прямым учеником Микеланджело, ккоторому его отдали вобучение. Ноя хочу сказать ободной изних, этофигура Дня.
Микеланджело окончил тoлькo двe из задуманных гробниц. На крышке саркофага Лоренцо скульптор поместил фигуры «Утра» и «Вечера». В первые годы понтификата Льва X он усердно трудился над гробницей. Петра Бернардо Ченчи (находится на прежнем месте в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва).
Работы были начаты в 1521 г., но смерть папы Льва X остановила работу. Когда вы смотрите наголову Дня, вамкажется, чтоона сделана художником начала XXвека. И оттого поза его неспокойна, голова стремительно повернута. «Ilpensieroso» («Мыслитель») называют его итальянцы.
Теперь одна изних находится вЛувре, другая— воФлоренции. После окончания работ над ризницей, Брунеллески приступил к общим работам над церковью. Разместить в таком небольшом помещении сооружение, рассчитанное на круговой обход, как он предполагал вначале (ориентируясь на композиционные идеи гробницы Юлия II) было невозможно и Микеланджело избрал традиционную композицию пристенных гробниц. О символических значениях аллегорий Утра, Дня, Вечера и Ночи сказано много.
Иименно эту гробницу, какнистранно, Микеланджело принялся делать согромным азартом, согромным интересом, нопокаким-то причинам ЮлийII отказался отэтого заказа. Одну стену занимает алтарь.
Что за птица на капелле Медичи. Лоренцо Великолепный – дипломат, философ, банкир, — подлинный властитель – и оттого голову его венчает римский шлем, рука опирается на ларец с золотом, но сам он погружен в глубокие невеселые раздумья. А что можно добавить о Медичи, покровителях «одинокого как палач» гения Микеланджело. Нет. Когда во Флоренции стало известно о Sacco di Roma (разгроме Рима), в городе вспыхнуло восстание и Медичи вновь, но ненадолго были изгнаны за пределы Флоренции. Этоуникальное творение человеческого гения.
Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене». Если Нил есть время бесконечное, безначальное, этотема течения времени, егоплодородия, егоплодотворности, то«Мальчик, вынимающий занозу»– этомгновение внутри этого времени. Жестоко, конечно, ночто поделаешь.
Этонеразличимое лицо. В момент создания скульптур для усыпальницы во Флоренции вспыхнула революция. Нучто можно поделать. Мастер даже успел зашлифовать их поверхность.
Онсказал: «Акто видел влицо день грядущий. Аваш проход создает ощущение времени– этоесть время.
Жалованье превысило в 3 раза сумму, которую просил Микеланджело. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния.
Франциск принял стигматы, родился, говорюя, сынвшестой день марта, ввоскресенье, ввосьмом часу ночи назвал он его Микеланджело: всамом деле, долго неразмышляя, аповнушению свыше, отец хотел этим показать, чтосущество это было небесным ибожественным Приего рождении Меркурий всопровождении Венеры были благосклонно приняты вобители Юпитера иэто служило знаком того, чтоискусством руки его италанта будут созданы творения чудесные ипоразительные». За время строительства капеллы с 1520 по 1534 с двумя большими перерывами над Италией вообще и над Флоренцией пронеслись такие грозы, что кажется удивительным, что капелла Медичи была почти достроена. Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу.
Он и ситуация и мгновение. Фигуры не хотят ни жить, ни чувствовать. Онзнает, чтоони будут через сто лет.
Пройдя через уютный дворик, через левый неф можно попасть в нее. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Такизобразить своего любимца, вольно илиневольно увидеть его финал ипоказать намего. Ведь ему представится возможность увидеть мировые произведения искусства. Этот проект относится к одним из важнейших в творческой жизни мастера.
Трудно представить, сколько сонетов, сколько высказываний было посвящено этому творению Микеланджело, какбурно реагировало время наэто произведение икакотвечал Микеланджело. Над ними внишах фигуры Лоренцо иДжулиано. Итак, увас появляется ощущение, чтовы стоите наплощади, перед зданиями.
Капелла представляет собой покрытое куполом небольшое помещение размеров 11х11 метров. «Исходя изтого, как оплачивают теперь твои работы, тыокажешься недолжником, акредитором». Перед этим творением Микеланджело невольно думаешь, что заключенный в нем смысл должен быть истинным смыслом всякого вообще искусства». «Утро» символизирует мучительное пробуждение, вся пластика этой фигуры полна предчувствий новых страданий.
Этоудивительная история такого глубокого понимания, такого уровня идостоинства отношений. Это будут два сильных молодых человека, преисполненных величавого спокойствия. Всевнимание врассказе сосредоточивается вокруг этих фигур. Она прекрасна и внутренне сосредоточенна.
Для большинства из них он выполнял различные заказы. Азатем, когда Микеланджело нестало именно Джорджо Вазари создал его надгробие. В 1418 году Медичи решили полностью его перестроить и поручили это Филиппу Брунеллески.
Если незнать, что«Снятие сокреста»– эторабота Микеланджело, можноли догадаться, чтоее сделал художник Возрождения. Оникакберега реки, мимо которых постоянно течет, меняясь, этарека времени. Выотчетливо понимаете, чтовы находитесь наплощади, авокруг вас расположены фасады домов. Именно отсюда можно пройти в капеллу принцев и Новую Сакристию. Гробница мастера – это размышление о мере изменчивости, длительности и краткости существования, запечатленное в слиянии архитектуры и скульптуры.
На почетные места должны встать усыпальницы папы Льва Х и его собственная. «Ночь» стопой упирается в сову, которая, если вспорхнет, то разбудит ее. Работа длилась с 1500 по 1504 год.
Сикста, покровителя рода Ровере расписаны Рафаэлем дворцовые комнаты (станцы) апартаментов папы в Ватикане, папой был избран Лев Х (понт. Сама часовня стала их мавзолеем. Недаром ивпоследствии великий художник ответил папе, упрекавшему его заредкое посещение двора, что «онпредпочитает работать усебя вмастерской для его святейшества, чем увеличивать число праздных болтунов при его особе». Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре. Новая сакристия была задумана как погребальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми.
Эти работы устанавливались уже после отъезда Микеланджело из города и потому такой поворот событий весьма вероятен. В церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) Новая Сакристия выглядит как свободный куб, который увенчан сводом. Отсюда пушками флорентийцы наносили урон врагам, неподпуская ихкгородской стене.
Место для прохода в капеллу Медичи приведет прямо в склеп. Работа над гробницей Юлия II растянулась на многие десятилетия, так как Микеланджело все время отвлекали другие заказы. Эти фигуры непопали нагробницу Юлия идолгое время небыли известны, так как оказались взамках Франции.
Инет внем низадора, ниазарта, апросто стареющий сенатор, безразличный ковсему, сопущенным уголком рта. Эту «каркасную» систему Микеланджело стремится вытянуть в высоту, для чего суживает кверху обрамление окон в люнетах верхнего яpycа и дает кессоны купола в перспективном сокращении. Всеравно работает, какработает Микеланджело. «День» хранит следы инструментов и художественно недооформлен. Давид стоит в спокойной позе, но в его фигуре ощущается внутреннее напряжение, а в лице – гнев и несгибаемая воля. Это была ирония судьбы, вкоторой таился, однако, глубокий смысл.
Находится она воФлоренции исвязана внутренним переходом сцерковью Сан-Лоренцо. Все у гения существует как в жизни – одновременно и многообразно. Онписал вразных принятых тем временем манерах, носамой любимой его формой был сонет.
Их мощные с идеальными пропорциями тела – овеществленная истома и скорбь. Внем быловсе.
Иона отвечала ему стихами. Динамика архитектурного языка проявилась и в том, что мастер не побоялся прорезать линии обрамления выступающими за их границы фрагментами статуй, словно раздвигая внутреннее пространство капеллы. Ачтоже означает та площадь, накоторой мы стоим ите фасады домов, которые нас окружают. Мы же хотим остановиться на скульптурах Лоренцо и Джулиано и затронуть проблему «идеального портрета». Он символизирует мир, который пришел после войны.
Чтоэто засоединение такое. Чтопредставляет собой эта гробница сегодня. Три фигуры в гробницах и три фигуры в композиции с Мадонной (малыш Иисус как бы слит еще с телом матери). Время свечностью.
К ней обращены сидящие в своих тесных нишах статуи Джулиано и Лоренцо Медичи. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем. Эторассуждение художника отом, чтоесть время игде его место внутри этого времени.
Но он помнил годы, проведенные в блистательном кругу Лоренцо Великолепного, чтил его память. Иименно Микеланджело выразил эту общую надежду, сотворив великую статую Давида, прекрасную схудожественной точки зрения и, вместе стем, отсылающую нас кадресу эпохи Возрождения. Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир. Микеланджело хорошо ответил вот таким образом поводу, наэто недоумение. Вся эпоха Раннего Возрождения словно пронизана сиянием этого белокурого юноши1.
День словно сбольшим трудом поворачивает кнам голову, поворачивает кнам свое лицо. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. В ней один из великих Медичи планировал захоронить тех из семьи, кто покинул мир в молодом возрасте (Джулиано Медичи, Лоренцо ди Пьетра). Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура – «не его специальность», – ему пришлось подчиниться. Фигура «Дня» заслуживает внимания, так как удивляет несогласованность ваяния прекрасного тела и с трудом поворачивающейся к зрителю головы.
Сначала появился вестибюль, затем зал для рукописей, где их можно было хранить и читать. Зашли в капеллу Медичи интерьер которой создавал Микеланджело. Микеланджело посчастливилось при жизни получить полное признание и титул «божественный». Иона называется «Мальчик, вынимающий занозу».
Себастьяно дель Пьомбо сообщал ему, что папа очень его хвалит илюбит, но, подобно своему двору, боится ибо «ондержит себя так, что всем решительно страшен». К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). В произведение искусства нужно внимательно всматриваться. Ниши их стиснули, что вызывает у зрителя чувство тревоги и беспокойства.
Ачтоже делать искусству, если есть художник, который всю жизнь сделал, даже набудущее. Там должны были быть захоронения шести герцогов. Да и композиционно он совершенен — посмотрите — основное число — три.
Воплощение замысла Микеланджело по созданию Капеллы Медичи должно было стать свидетельством не только могущества этого рода, но и «зеркалом всей Италии». Это аллегория жизни действенной. В церкви Сан Лоренцо погребены члены семьи Медичи.
Убирайтесь-ка вон отсюда". Капелла Медичи находится в Новой Сакристии церкви Сан-Лоренцо. Внутренне протестуя против гнетущего христианского пессимизма, создает картину "Леда, ласкаемая лебедем" (1529-1530), язычески смелое по духу произведение. В действительности, они принесли Флоренции огромную удачу.
Вот, наконец, онделает образ любимого Брута. Оттуда можно попасть в капеллу, оформленную Микеланджело.
Внем была абсолютная победа, так как он победил старого одряхлевшего Голиафа. Недоработаны фигуры «Утра» и «Вечера». Всесделано одинаково.
Номы опускаем сейчас все эти подробности, скажем только одно: этотворение Микеланджело занимает абсолютно особое место нетолько вего творчестве, но, какпоказало время, вистории искусства. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Оноуходит вмногоречие. Кажется, нетрудно заметить, что обнаженная фигура на картине Клевета (кстати, последняя в творчестве Боттичелли) напоминает несколько деформированный и постаревший образ Венеры из Рождения Венеры. Она предназначена только для посвященных.
А скульптор Микеланджело украсил её величайшими шедеврами мирового искусства. Выдающееся произведение Брунеллески так и не получило достойной оправы. А с его смертью иссякает и финансовый поток. У нее полукруглые крутые ступени и очень низкие перила.
Она, как и «День», не вполне закончена: у нее не доработан низ, а спина не отполирована. «Una cosa divina» (божественное произведение), - говорит Вазари обэтих статуях. Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир. Поражает ее живописное решение, аименно живописно-световое.
Титанизм героя, его совершенная красота одухотворена грозной силой духа, огненным, устрашающим темпераментом, который итальянцы определили понятием «террибилита». Римский Капитолий– этосоединение времен. Возле левой от входа стены расположена гробница Джулиано. Правда, он предложил Микеланджело создать фасад церкви Сан Лоренцо, незавершенный Брунеллески, дабы этот храм стал «зерцалом всей Италии» и Микеланджело с удовольствием согласился уехать в любимую им Флоренцию, где четыре года напряженно трудился пока, в 1520-м все по той же причине из-за отсутствия денег, работы над фасадом не были прекращены. Лев Х умер внезапно, даже не успев собороваться. Нет покоя «Ночи». Давайте просто посмотрим нато, чтосделал Микеланджело.
Фигуры расположены на покатых крышках так, словно готовы соскользнуть с них. Одна стена какбы алтарная, онадругая. Вестибюль высокий. Я была поражена красотой внутри церкви.
Ноон делал это ивот таким образом Брут вызывает внем особый восторг. Выможете его трактовать какугодно. Не этих конкретных людей изображал скульптор над их саркофагами. Надо его обходить слева направо. «Мадонна» выполняет очень важную композиционную роль во всей капелле: она объединяет статуи, к ней обращены фигуры Лоренцо и Джулиано.
В них не будет портретного сходства. Онубегал вРим изФлоренции, тамбыло огромное количество перипетий. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Нетсовершенно гладкой поверхности.
Аподними, напокатых крышках саркофагов обоих герцогов, – такаяже часть этого ансамбля. Это небыло бегством онимел предлог спешить вРим для новых переговоров огробнице Юлия. Возможно, такибыло, тоесть одной изпричин отказа папы ЮлияII отзаказа была именно эта. Нучто тут можно сделать.
Ничего. Какое оно мощное, прекрасное, ноэта фигура какбы отвернута отнас. Но Собор имел и реальный результат: делегация из Москвы, приглашенная Козимо Медичи, вывезла в Россию рецепт скандинавского напитка, который впоследствии после нескольких усовершенствований в очистке стал известен как «русская водка». Создание гробницы Медичи изначально было идеей Папы Льва Десятого (чье настоящее имя – Джованни Медичи). Иименно эту гробницу Микеланджело делал очень долго, посамым разным обстоятельствам ихбыло много.
Онреспубликанец. Новернемся, однако, ктому, чтовызывает унас недоумение, кэтому сочетанию, задуманному Микеланджело. Нетдругого такого человека, кроме Микеланджело, который заодну свою жизнь прошелбы весь путь художника, отXV доXXвека, который занялбы своим искусством все пространство пяти столетий. Братья – и оттого надгробия симметричны. Фотография подтверждает сказанное выше.
Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Несколько знакомых художников побывали по моей просьбе в Капелле и подтвердили сходство.
То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Склоненная голова «Мадонны Медичи», ее скорбный, направленный «в никуда» взор полон той же грусти, той же печали, что и вся Капелла Медичи. Фигура Джулиано— олицетворение силы, энергии, решимости. Сжатые, стиснутые нишами, фигуры вызывают впечатление напряженности и беспокойства.
Мой любимый скульптор – Микеланджело, мой любимый художник – Боттичелли. Внутренний же интерьер завораживает. Внутри гробницы Медичи нет ничего, чтосделано лучше илихуже.
Когда вы стоите внутри гробницы Медичи, товы понимаете, гдевы стоите. Выподходите ивидите: щека повисла, глаз– какбудтобы он после некоего паралича.
С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем. Онбесконечно корил себя. Когда художник отказался, папа подарил ему дом. Микеланджело едва лидумал тогда, что онвидел Флоренцию последний раз всвоей жизни. Апосмотрите напоздние вещи Микеланджело: на«Снятие сокреста» или«Оплакивание сНикодимом», гдеНикодим– этоего автопортрет.
Емуговорили: «Непохожи твой Джулиано итвой Лоренцо напрототип, напортрет». – «Прекрасно, – ответил Микеланджело, – акто через сто лет будет знать, какони выглядели. » Человек видит себя вобратной проекции. Идти своим путем.
Это, какправило, были скульптуры богов илискульптуры покровителей. Правда, оно так и не наступило до сих пор. Как считают некоторые исследователи, морфология шлема указывает на то, что герцог Медичи умер, будучи не в здравом уме.
Такие массивные колонны поражают своей легкостью и красотой. В Германии началась Реформация. Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены. Он сразу же принялся за нее, но закончил только в 1519 – 1520 годах во Флоренции.
Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Вспомним скульптуру Брута. Разгадка может быть одна их может быть множество.
Зодчий разместил в стенах ниши с пристенными, значительно увеличенными гробницами. «Страшный суд» Микеланджело писал, будучи свидетелем уже иного времени. Лицо Дня проработано эскизно. Имы включаемся вэтот поток времени.
Ее заполняют все гербы городов герцогства Тосканского и герб Медичи на потолке. Микеланджело создал в родном городе его малый вариант. С момента своего создания это произведение стало для флорентийцев символом гражданских свобод и демократии, напоминанием правителям, «сколь они должны быть мужественны и справедливы», как писал Вазари. Управой стены капеллы— Джулиано. Микеланджело был с теми, кто с оружием в руках сражался за свободу родного города.
Возвращение воФлоренцию для него стало невозможным. Даже вкинематографе. Поза, выражение лица «Утра» говорят о том, что в этом цветущем теле живёт уставшая, гибнущая душа. Он отступил от принятых ранее правил и обычаев. На самом деле Медичи похоронены в склепе. Этобуквально философия вкамне. Впечатление инертности усиливается сознательной незаконченностью проработки камня скульптуры: лицо, руки, ноги «Вечера» словно подёрнуты сумерками приближающегося угасания.
Отгробницы много осталось разных фрагментов: такназываемые «Пленники», которые находятся вЛувре и, конечно, замечательная скульптура Моисея вПетроверигской церкви вРиме. «Утро» медленно и неохотно просыпается, «День» бодрствует безрадостно и тревожно, «Вечер», цепенея, засыпает, «Ночь» погружена в тяжелый беспокойный сон. Хотя дляМикеланджело это был вообще его пожизненный крест, так как одной изработ, мучивших его всю жизнь, была гробница, которую предшественник ЛьваX, папа ЮлийII делла Ровере, емузаказал.
Прежде всего, гробница Медичи– этоархитектура. Базилика Сан-Лоренцо была официальной церковью семьи Медичи, которые жили во дворце наVia Larga (теперьvia Cavour). Авот если вы его обойдете ипосмотрите нанего сдругой стороны, неожиданно картина меняется. Этоудивительно.
Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. Храм внутри украшен работами Донателло. В1429 году уходит из жизни Джованни Медичи. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице. В 1520 году римский папа Лев Медичи нанимает архитектора Микеланджело Буонаротти для постройки Новой Ризницы (Сакристии).
«Ночь» и«День» уног его. За каждым саркофагом в стене ниша. Несколько позднее Микеланджело начал сооружение капеллы Медичи при церкви Сан Лоренцо.
Кто будет во Флоренции, не пропустите эту церковь. Денег не хватало и Лев Х осуществил несколько финансовых проектов, два из которых: официальная продажа церковных должностей («симония») и продажа «отпущений» («индульгенций»), окончательно истощили терпение большой части западных христиан. Этоабсолютно особая организация пространства исней очень трудно сопоставить что-либо.
Онабыла, каксчитал Микеланджело, достойна его иравнаему. Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи».
Вместе с фигурами молодых людей аллегории заключены в устойчивую треугольную композицию. Начинать все сначала. 1643 г. была уничтожена Сюбле де Нуайе за чрезмерную сладострастность.
Работа велась с перерывами в течение 14 лет. Другая фигура— скованный раб. Падение Флоренции он пережил чрезвычайно остро. Ноон отказался поразным причинам, абсолютно неизвестным. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534.
Онбыл ипоэтом, творцом псалмов. Символам бегущего времени мучительно неудобно. Эта мысль занимала тогда многие умы.
Франциска. Ребенок весь согнулся к больной ноге, такая необычная и неожиданная у него поза. Ни в облике, ни в лицах современники не усмотрели портретного сходства с недавно умершими родственниками папы Льва Х и Клемента VII. Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо.
Рафаэль проводил ее своей росписью «станц» Ватикана, гуманист, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне делал такие же выводы в своем трактате «Котреджиано» («Придворный»). В 1520 году Микеланджело получил заказ на постройку и украшение статуями капеллы – усыпальницы рода Медичи при церкви Сан Лоренцо от кардинала Джулио Медичи (впоследствии папа Климент VII). Он прожил долгую жизнь – почти девяносто лет и пережил тринадцать Пап. Вазари писал: «Всеблагой Правитель небес милосердно обратил свои взоры на землю, увидел тщетную нескончаемость стольких усилий, бесплодность пламеннейших попыток, людское самомнение, еще более далекое от истины, чем потемки от света и соизволил, спасая от подобных заблуждений, послать на землю гения».
Перед Микеланджело стояла задача создать изображение воскресшего Христа, перешедшего рубеж земных страданий, он воплотил идею в образе, лишенным драматизма и динамики, отказавшись от многих привычных средств, в нем нет и следа той богатой и напряженной внутренней жизни, которой наделены «Моисей» или пророков Сикстинской капеллы. Обе фигуры усталы и меланхоличны. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Капелла принцев стала усыпальницей для всех герцогов Медичи второй линии семьи, начиная с Козимо I. В ней напоказ выставлены богатство и власть Медичи.
В них похоронены пpaвнуки Козимо Старого. В 1520 году, по заказу папы, Льва Х и кардинала Джулиано Медичи, Микеланджело Буонаротти приступает к работе над созданием усыпальницы Медичи в соборе Сан-Лоренцо. Аон неможет работать иначе, чемможет работать Микеланджело. В 1520 г. кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII (с одобрения папы Льва X, второго сына Лоренцо Великолепного) поручил Микеланджело постройку капеллы и гробниц Медичи.
Ончувствуетего. Позже его сын, Козимо Старший, был похоронен в церкви. Лицо Мадонны склонено к ребенку. Микеланджело все должен был делать сам.
Вот перед вами лицо «Вечера» (капелла Медичи). Онделает купол надсобором святого Петра, онрасписывает потолок Сикстинской капеллы. Работа увлекла его. — яответил бы, незадумываясь: Умирающего юношу Микеланджело». Намеком на мимолетность их жизни были и аллегорические фигуры течения суток— Ночь, Утро, День и Вечер.
Ноработает назаказ, наМедичи, напапу. Микеланджело минуло сорок пять лет, когда начался новый акт его жизненной драмы. Посторонам его две прекрасные аллегорические фигуры: «Вечер» и«Утро» или «Аврора». Юноша умирает вполном расцвете сил икрасоты. «Моисей» идругие фигуры гробницы Юлия снова стали средоточием трудов Микеланджело. Он предложил создать в строящейся новой ризнице церкви ансамбль надгробий для недавно умерших членов семьи: Лоренцо, сына Пьетро Медичи (старшего брата Льва Х) и Джулиано, младшего из сыновей Лоренцо Великолепного, — ничем не знаменитых, кроме родовых имен: Лоренцо и Джулиано.
Мадонна – ключ ко всей капелле. Ивозникает образ порывистого рыцаря, святого Георгия Победоносца– Джулиано. Ваятель не побоялся пойти дальше своего времени, заставляя зрителя додумывать и трактовать скульптуры как угодно. в дальнейшем мы сделаем такую попытку — проследить стилистические изменения в творчестве Микеланджело на примере его «Пьет».
Именно пространства, сотворенного Микеланджело. При этой церкви архитектор Микеланджело выстроил капеллу Медичи. В конце концов Кардинал Джулио де Медичи, будущий папа римский КлементVII, задумал возвести мавзолей для некоторых членов своей семьи, Лоренцо Великолепного и его братьев, Лоренцо, герцога Урбино (1492-1519) и Джулиано, герцога Немура (1479-1516). Мальчик важен в общем замысле ибо он – мгновение внутри времени. Флоренция всамом деле открыла ворота Медичи ипапе.
Последнее соображение, быть может ибыло главной причиной бегства. Она означает мудрость и деловые качества. Визуально тяжелые изваяния кaк будто хотят выйти из своих apxитектурных «рам», c трудом удерживаясь нa покатых крышках саркофагов. Ночь – спит, опираясь склоненной головой на правую руку, под левой рукой у нее – маска, возле бедра – сова. Изаказал эту гробницу ему некто-нибудь, апапа ЛевX, который был избран в1520году.
Онпросто есть, непросто гений Микеланджело, весь феномен Микеланджело. «Гробница Медичи» Микеланджело Буонаротти Капелла Медичи — мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церквиСан-Лоренцо. Улевой стены Лоренцо Медичи— весь мысль, раздумье, спокойное, глубокое созерцание. Выпопадаете вабсолютно неожиданный длявас мир.
Амвросий, епископ Милана. Этопоразительно, какможно было это сделать. Тоже можно сказать олюбой скульптуре изгробницы Медичи. Так как уж если кто-то описан замечательно, тоэто вот эти вот четыре фигуры. В 1523 г. папский престол вновь вернулся к роду Медичи. Конечно идляего современников это тоже было несовсем обычное творение.
Вначале Микеланджело возвёл купол и изваял несколько статуй. Об этом говорит и полная страданий маска в ее руке. Утро, прекрасная женщина, с видимой неохотой пробуждается ото сна – настоящее пугает ее.
Микеланджело свои скульптуры лайковыми перчатками полировал, лайкой щенков. Он поставил там четыре гробницы, украшавшие стены, предназначенные для праха отцов двух пап: Лоренцо старшего и Джулиано, его брата, а также для Джулиано, брата Льва и для герцога Лоренцо, его племянника. Этоиссеченная им Мадонна смладенцем наруках, ккоторой мы еще вернемся. Образ Мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, — значителен, величав и человечен. Под статуей герцога расположены две аллегорические фигуры, символизирующие Утро и Вечер.
Новскоре умер Климент, единственный, кто мог защитить Микеланджело отмести Алессандро. Город стойко сражался за свою независимость в течение одиннадцати месяцев, но эпидемия, голод измена в рядах сторонников республики привели к тому, что в августе 1530 года Флоренция пала. 1513-1521), Джованни де Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного. Флоренция. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи.
Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи». Микеланджело изобразил Давида обнаженным юношей-гигантом, готовящимся к решительной схватке. Вообще, сЮлиемII связан заказ росписи потолка Сикстинской капеллы. Тамочень сложно устроен свет, точнее, тамнет света. В шлеме изображен Лоренцо, герцог Урбин Аллегорические фигуры нa гробнице пepвого называются «Вечер» и «Утро», втopого — «Ночь» и «День». Этоцелый ансамбль, монумент впантеоне великих людей вцеркви Санта-Кроче воФлоренции. Лютер выпустил «Тезисы», папа в ответ – буллу, приказывающую сжечь труды Лютера.
Папа и кардинал Медичи потеряли терпение и расторгли договор на постройку фасада церкви Сан Лоренцо в 1520 г. Микеланджеловские окна получили название "коленопреклоненных" ("ginnocchiati"), с консолями под подоконниками, увенчанные треугольным фронтоном, в заложенных камнем больших фасадных арках первого этажа вилл, впоследствии часто применялись архитекторами позднего Ренессанса и маньеризма. Первоначально планировалось сооружение четырех гробниц: Лоренцо Великолепного, его брата Джулиано, погибшего в результате заговора Пацци и его внука Лоренцо – герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского (брата Пьеро и Льва X).
Этотакже был год смерти Рафаэля, вообще очень знаменательный год витальянской культуре. Новая Сакристия в церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) должна составлять единый комплекс со Старой, которую построил Брунеллески. Папа, желая монополизировать гений Микеланджело, предлагал мастеру постричься в монахи в орден францисканцев (в 1524 г. ), обещал доходный бенефиций. Образ лишь намечен, лишь какбы проступает.
У противоположной стены стоит гробница Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. Глубоко удрученный гибелью свободы, страшными преследованиями, жестокостью победителей иневыразимыми бедствиями, постигшими цветущий город, свобода ибогатство которого погибли отныне навсегда, Микеланджело мрачно работал вризнице церкви над монументами Медичи. Кто, как неКозимо изнаменитый Лоренцо, создали богатство иславу этого города.