Самыми известными работами Бальдунга-Грина являются алтарь в соборе города Фрайбург-им-Брайсгау (Германия), для этого собора художник также сделал витражное окно на хорах.
Писатель стал зарабатывать большие деньги. Ещё один персонаж повести – Артур Грей. Отец дал сыну немного денег, а также адрес друга. В 1907 году в газете «Сегодня» появилось его первое стихотворение «Элегия» («Когда волнуется краснеющая Дума», на мотив лермонтовского стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»). В 1994 году эмигрировал в Америку, где в 1997 году открыл видео-фото студию «AGStudio Co» и продюсерский Центр «На Высокой Ноте»— «High Note Production», в рамках которого проводил Русско-Американский фестиваль искусств в Чикаго, организавал гастроли в Америке блюзмэна Юрия Наумова, Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Юрия Шевчука и «ДДТ», группы «Аукцыон», Павла Кашина, Насти Полевой и Егора Белкина. «В большинстве своём произведения А. Грина— это поэтически и психологически утончённые сказки, новеллы и этюды, в которых рассказывается о радости сбывающихся фантазий, о праве человека на большее, чем простое проживание на земле и о том, что земля и море полны чудес— чудес любви, мысли и природы, — отрадных встреч, подвигов и легенд В романтике гриновского типа покоя нет, уюта нет, она происходит от нестерпимой жажды увидеть мир совершеннее, возвышеннее и потому душа художника столь болезненно реагирует на всё мрачное, скорбное, приниженное, обижающее гуманность»98. Нравы воинской службы существенно усилили революционные настроения Грина21.
Грина арестовали в четвёртый раз и чуть не расстреляли43. Очень много и с удовольствием читал. В 1902 году он подался в солдаты.
В лодке оказалась девушка. Это романтическая повесть о девушке Ассоль. В 16 лет Александр Грин окончил четырёхклассное училище и уехал в Одессу. Саша был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку. Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956), Нина Николаевна приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как сарай и курятник77.
Его произведения издавались миллионными тиражами. Отец дал сыну 25 рублей на дорогу и адрес своего одесского знакомого. Но моряка из А. Грина не получилось. Александр Степанович Гриневский (Грин — его литературный псевдоним) родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии.
В 1889 году девятилетнего Сашу отдали в подготовительный класс местного реального училища. Она представилась как Фрези Грант. Он был влюблен в Грецию изучал греческий язык, танцы, даже учил нас азам сертаки. Музеи Александра Грина есть в Старом Крыму, в Феодосии, в Кирове и в Слободском. А для полноты счастья в положенный срок родилось и общее чадо. У него были алые паруса. Уже через несколько месяцев брак был признан ошибкой и супруги расстались45.
Он стал его обучать. Это утверждение повторяет Л. И. Борисов, автор художественной биографии «Волшебник из Гель-Гью». Впервые его произведения были изданы в виде трёхтомника в 1913 году. А потом вернулся в порт: время поджимало. В них окончательно формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа «Гринландия»34.
«Автор больше чем верит в могущество добрых начал жизни— он его знает»82. Лонгрен был рядом, но даже не предпринял попытки спасти его. Отец заменил ей и мать и подруг. Подрабатывал переплётом книг, перепиской документов.
В 1930 году Грин переезжает в Крым. Он был представителем знатного рода. В 1903 году Грин был в очередной раз арестован в Севастополе за «речи противоправительственного содержания» и распространение революционных идей, «которые вели к подрыванию основ самодержавия и ниспровержению основ существующего строя»25. Вскоре о А. Грине сформировалось мнение, что он мастер сюжета. Вся статья Важдаева— это открытый и недвусмысленный призыв к борьбе с космополитизмом, который воплощал собой, по утверждению Важдаева, А. С. Грин: «В этой связи нелишне приглядеться к своеобразному культу Александра Грина, третьестепенного писателя, автора фантастических романов и новелл, писателя, которого в течение многих лет упорно воспевала эстетическая критика».
И тогда женщина обратилась к трактирщику за помощью. Утром следующего дня в Каперну прибыл потрясающий белый корабль. Стал более профессиональным стиль, в котором писал Александр Грин. Познавательная часть, материальная спецификация описания такому видению противопоказаны», — пишет он в книге «Романтический мир Александра Грина»125.
Через три года они стали мужем и женой и провели вместе одиннадцать счастливых лет. Говорили, что эта девушка является тем, кто потерпел кораблекрушение и помогает. Жена А. Грина почти 10 лет провела в сталинских лагерях. Не живопись, не скульптуру и не видеоарт, а перформанс. Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «а хлебе и воде».
С большим трудом в 1929 году удалось издать и последние романы Грина: «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда». Похоронен в Старом Крыму. В 15 лет Саша остался без матери, умершей от туберкулёза. И как можно скорее»89.
Такая акция еще молодых художников была очень настороженно встречена старшим поколением: «Союз художников хотите расколоть», поговаривай они. Печатать больше не будут». Ночью капитан устроил на судне веселье с женщинами. В 1906 году написал свой первый рассказ Александр Грин. В этом отношении конкурировать с ним никто из нас не мог. Два года автор пытался опубликовать роман в советских издательствах и лишь в конце 1928 года книга увидела свет в издательстве «Земля и фабрика»58.
Услышав крики одной из них, Томас вмешался и вступил в драку. По ходатайству отца Александр в 1892 году был принят в другое училище имевшее в Вятке дурную репутацию16. Там она провела последние десять лет своей жизни, с пенсией 21 рубль (авторские права больше не действовали)78. В 1914 году Грин стал сотрудником популярного журнала «Новый сатирикон» издал в качестве приложения к журналу свой сборник «Происшествие на улице Пса». Руна просит Бога укрепить её веру и в ответ видит, как на картине появляется Друд и присоединяется к Христу и Мадонне102.
«Грин в своих фантастических новеллах создает такую игру художественных форм, где содержание передаётся также и движением словесных частей, свойствами затруднённого стиля». Осенью 1926 года Грин закончил главный свой шедевр— роман «Бегущая по волнам», над которым работал полтора года. Выполняя установки новой программы ВКП (б) по ужесточению идеологического курса страны и за утверждение нового «советского патриотизма», советский писатель В. М. Важдаев в статье «Проповедник космополитизма» в журнале «Новый мир» (1950) обратился к творчеству Александра Грина. По мнению Шагинян, «несчастье и беда Грина в том, что он развил и воплотил свою тему не на материале живой действительности, — тогда перед нами была бы подлинная романтика социализма, — а на материале условного мира сказки, целиком включённого в ассоциативную систему капиталистических отношений»115.
Лондону и Э. Гофману. Первое слово, которое первенец Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море». Ни одной копейки принципиально. » Ещё одну просьбу о помощи Грин направил Горькому неизвестно, дошла ли она по назначению, но ответа тоже не было. Это произведение он посвятил своей супруге Нине Мироновой, с ней познакомился в 1918 году.
В 1897 году Грин отправился назад в Вятку, провёл там год и снова уехал на поиски счастья, — на этот раз в Баку. Работал Грин в этот период чрезвычайно продуктивно. Грина тянуло на волю и его романтическое воображение пленила сама жизнь «нелегального», полная тайн и опасностей. Он отправился в город. По мнению А. Н. Варламова, факты говорят о том, что Грин «не принял советскую жизнь ещё яростнее, чем жизнь дореволюционную: он не выступал на собраниях, не присоединялся ни к каким литературным группировкам, не подписывал коллективных писем, платформ и обращений в ЦК партии, рукописи свои и письма писал по дореволюционной орфографии, а дни считал по старому календарю этот фантазёр и выдумщик— говоря словами писателя из недалёкого будущего— жил не по лжи»44. В 20 лет Артур стал капитаном и приобрёл собственный галион.
С 1908 года начали публиковаться сборники его рассказов. Влияние отца можно проследить в ранней работе художника Мадонна. Когда-то уже почти забытый детский писатель Лев Кассиль написал трогательную повесть о трагической судьбе талантливого мальчика, учившегося в этой школе. По её мнению, гриновская манера письма близка стилистике романа В. В. Набокова «Приглашение на казнь». Однажды судьба занесла его корабль в Каперну, где жила Ассоль.
И первая серьезная самостоятельная монументальная работа после института – роспись во Дворце культуры поселка Теплоозерск, Хабаровского края «Праздничная феерия» – фантазия по мотивам произведений А. Грина. В Феодосии Грин написал роман «Золотая цепь» (1925, опубликован в журнале «Новый мир»), задуманный как «воспоминания о мечте мальчика ищущего чудес и находящего их»57. В ссылке Грин написал «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Теллури». У него было твёрдое намерение стать моряком. Прослужил полгода, 3 месяца из которых провёл в карцере.
Его произведения не принимали всерьёз. Он превосходно знал быт и психологию матросской массы и умел говорить с ней её языком. Следующим этапом после школы для большинства становился институт. Так завершилась его африканская эпопея. Романтический дух произведений Клейменова вовлекает в его внутренний мир. Так как Грин никогда не был отстранённым от жизни беллетристом, «его мир— мир воинствующего добра, добра и гармонии. До революции одни обвиняли его в подражании Э. По, Дж.
Но позже мои друзья, учившиеся там же, пояснили, что герой повести был равным среди них, в то время они все были гениальны. Общепризнано, что Грин— романтик, «рыцарь мечты»80. Затем художественная московская школа при институте им. Мери была верной женой и порядочной женщиной, она не могла пойти на такое. Такой эффект лишь усиливал впечатление причастности обеих стихий Высшему Промыслу.
В январе 1904 года министр внутренних дел В. К. Плеве, незадолго до эсеровского покушения на него, получил от военного министра А. Н. Куропаткина донесение о том, что в Севастополе задержан «весьма важный деятель из гражданских лиц, назвавший себя сперва Григорьевым, а затем Гриневским»27. По мнению Зелинского, А. Грин не просто мечтатель, а «воинственный мечтатель». Они говорили, что произведения А. Грина пропитаны жаждой сильных ощущений и верой в жизнь.
Рутинный труд матроса очень быстро ему надоел. В более ранней автобиографии, написанной в 1913 году, Грин заявлял: «В детстве я усердно писал плохие стихи». После смерти Сталина (1953) запрет на некоторых писателей был снят. Первая попытка издать в советское время (начало 1960-х) поэтический сборник Грина окончилась неудачей. «Долговязый» оказался неоценимым подпольным работником.
Творчество захватило его и этот год стал переломным в его жизни. Молодой человек подумал, что между всеми этими событиями есть связь.
В возрасте 51 года Грин умирает от рака желудка. Он голодал и бродяжничал. Так и умерла тридцати семи лет Вдовец, Стефан Гриневский, остался с четырьмя полусиротами на руках: у 13-летнего Саши (самого старшего) тогда были брат и две сестры. В «Блистающем мире» аналогичный призыв: «Введите в свою жизнь тот мир, блёстки которого уже даны вам щедрой, тайной рукой». В итоге произведение было изъято из типографии и уничтожено. Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства».
Группы распадались, объединялись. После Великой отечественной войны его и вовсе назвали «проповедником космополитизма», третьесортным писателем, не являющимся крупным явлением литературы, его произведения были запрещены.
В воспоминаниях Нины Николаевны этот период охарактеризован одной фразой: «Тогда он стал умирать»68. Первое время шестнадцатилетний подросток бродяжничал в поисках работы и голодал. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, куда он и прибыл в 1868 году10.
Тот устроил его на пароход. После окончания войны она вернулась в СССР, где была обвинена в измене Родине. Почему экипаж его покинул – осталось загадкой. Там соученики впервые дали ему прозвище «Грин». А в городе Вятке прошли годы детства и юности будущего писателя.
Грей увидел её и понял, что она не такая, как все, а, как и он сам, немного не от мира сего. Супруге бывшего моряка пришлось отправиться в город, чтобы заложить кольцо. Первым произведением, которое дошло до читателя, было «В Италию». Там в лавке капитан приобрёл в шёлк алого цвета. Рейс в Александрию оказался единственным заграничным в его жизни.
Вадим Ковский считает, что «проза Грина нередко провоцирует поверхностный энтузиазм () Однако чаще всего Грин попросту обводит нас вокруг пальца, скрывая под маской авантюрно-приключенческого жанра и безошибочностью эмоционального удара высокую художественную мысль, сложную концепцию личности, разветвлённую систему связей с окружающей действительностью»124. Он был воинствующим реакционером и космополитом». Вернулся домой, сразу заинтересовал нас, показав слайды росписи. Однако у Грина нет силы мысли, нет и реалистических черт этих писателей. В это время он работает над романом «Недотрога», который не успеет закончить.
Александр Степанович написал несколько рассказов, находясь в ссылке. Рос в благополучной внимательной семье, ходил в изостудию Дворца пионеров. В 1978 году советские астрономы открыли планету, которой дали имя «Гриневия». В один прекрасный день он сбежал из дома и поступил на шхуну матросом. Лишь вмешательство поэта Леонида Мартынова поколебало устоявшееся мнение: «Стихи Грина необходимо публиковать.
Когда Ассоль родилась, он был в плаваньи. В частности, критик-меньшевик Н. В. Вольский осуждал Грина за чрезмерный показ насилия107. После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё— комнату в «Доме искусств» на Невском проспекте, 15, где Грин жил рядом с Н. С. Гумилёвым, В. А. Рождественским, О. Э. Мандельштамом, В. Кавериным. Мальчик жил в одиночестве, увлечённо читая книги и сочиняя стихи. Он принимает участие в первой групповой выставке пятнадцати «Мир, в котором мы живем».
Александр увлёкся революционными идеями. Рождественский48. Это роман, который Александр Грин написал опять же о море. Сейчас стабильно существуют два объединения – «Артыш» и «Чингисхан».
Его стали ненавидеть. В «Алых парусах» автор, устами Грея, призывает «творить чудо» для другого человека «Новая душа будет у него и новая у тебя». На родине с помощью друга взял себе новое имя и, став Магильновым, вернулся в Петербург. Для матросов он был ведь совсем свой человек, а это исключительно важно. Он искренне отдавался борьбе с существующим строем.
Юноша был вынужден обратиться за помощью к другу отца. Через несколько месяцев отец вновь вступил в брак со вдовой Лидией Авенировной Борецкой. Отец дал ему 25 рублей денег и адрес своего одесского друга. Он решил стать пассажиром судна, название которого слышал за игрой в карты. Последней книгой, над которой писатель работал, была его «Автобиографическая повесть», где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.
Ни Сахары, ни львов Александр в Египте не увидел. Работал Грин в этот период чрезвычайно продуктивно.
В трактире он узнал о том, что девушка ждёт корабль с алыми парусами. Гофману, Джеку Лондону, Хаггарду.
С девочкой никто не хотел дружить. Александр Грин рассказы публиковал по 25 штук в год. Впрочем, один раз Грину удалось побывать и за границей, в египетской Александрии19. Тематика его произведений расширяется, стиль становится всё более профессиональным— достаточно сравнить весёлый рассказ «Капитан Дюк» и утончённую, психологически точную новеллу «Возвращённый ад» (1915)40. А также установлен его бронзовый бюст.
Через год начался новый период в творчестве писателя. Со временем отец будущего писателя женился вторично и мачеха привела в дом своего сына. Ему пришлось отказаться от работы в море.
Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Это позволило советской критике сделать вывод о революционной настроенности поэта. Ещё раз к аллюзиям Эдгара По у Грина Аркадий Горнфельд вернулся в 1917 году в рецензии на рассказ «Искатель приключений». В 1873 году женился на 16-летней русской медсестре Анне Степановне Лепковой (1857—1895)11. Лонгрен объяснил свой поступок тем, что винит Меннерса в смерти жены. Попав на корабль, юноша обнаруживает там портрет красивой девушки.
Тот накормил юношу и помог устроиться на работу на пароход «Платон», который курсировал от Одессы к Батуми и обратно. Спустя шесть месяцев (из которых три с половиной провёл в карцере) он дезертировал, был пойман в Камышине, снова бежал. В заключении пробыл больше года, за это время он еще раз пытался сбежать. Однажды, во время шторма, трактирщика Меннерса унесло на лодке в море. В их числе она указывает Владимира Набокова.
Позднее религиозные взгляды Грина стали меняться. В конце концов, ему всё же пришлось обратиться к тому самому другу отца. Увитые зеленью кофейни на террасах и комиссионные магазины с экзотическими товарами теснили друг друга. Л. Н. Войтоловский поддержал Горнфельда, говоря о рассказе «Остров Рено»: «Может быть, этот воздух не совсем тропический, но это новый особый воздух, которым дышит вся современность— тревожная, душная, напряжённая и бессильная Романтика романтике рознь.
Была страшная непогода, Мери простудилась, заболела и вскоре умерла. Изначально свои произведения лишь в журналах и газетах публиковал Александр Грин. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение— феерию «Алые паруса» (опубликована в 1923 году). Девушка посоветовала ему держать курс на юг, где его подберёт судно. В своем перформансе девушки исследовали асинхронные коллективные движения, да так успешно, что Фэй продолжила дальнейшую работу самостоятельно в Лондоне уже осенью 2013-го. В годы революции Грин отдал дань гражданской поэзии: «Колокола», «Спор», «Петроград осенью 1917 года»комм. Юноша мечтал о море и приключениях. Для Whitechapel Gallery Фэй Грин создала новый перформанс под названием «NOT TO DISCOU YOU», за который позже и получила главный приз Converse/Dazed Emerging Artist Award.
Судьба Евгения Клейменова складывалась последовательно. Скрыться ему помогли эсеры, с которыми он к тому завёл дружбу. Нэд разорился и продал судно нынешнему хозяину. Всё произошло так, как и предсказывал Эгль. Как пишет Н. Орищук, пригодился факт писания Грином сатирических стихотворений. БЕЛЛИНИ, ДЖЕНТИЛЕ (Bellini, Gentile) (родился около 1429, Венеция — умер 23. 02. 1507, Венеция) итальянский художник, член семьи венецианских живописцев эпохи Возрождения известен своими портретами и многофигурными картинами, передающими жизнь Венеции. Оно разъединяло и соединяло земли, страны, людей. Предпринял попытку побега, за что был помещен в тюрьму с особым режимом.
После этого он ездил по стране и пробовал себя в разных профессиях. Моряка из Грина не вышло, — он испытывал отвращение к прозаическому матросскому труду. Грина тянуло на волю и его романтическое воображение пленила сама жизнь «нелегального», полная тайн и опасностей. Из-за ограничения властью публикаций его семья голодает, супруги начинают болеть.
После окончания войны книги А. Грина были признаны чуждыми пролетариату и запрещены. Он зарабатывал тем, что изготавливал и продавал модели кораблей. Сурикова.
Однажды Грину даже довелось побывать в Александрии, столице Египта. Лонгрен остался один с маленькой дочкой на руках. Вскоре он разругался с капитаном и оставил корабль. На сходство рассказа Грина «Фанданго» и некоторых эпизодов романа Булгакова обращала внимание также литературовед Мариетта Чудакова127.
В документах полиции характеризуется как «натура замкнутая, озлобленная, способная на всё, даже рискуя жизнью»26. У Александра не сложились отношения с мачехой и он стал жить отдельно от новой семьи. Иным был подход Корнелия Зелинского.
Юношу посадили в шлюпку и спустили в открытое море. А портрет этот написан с его дочери Биче. Сначала он увидел сошедшую с парохода девушку, которая действовала на окружающих завораживающе. При этом слышал её только он один.
За участие в Январском восстании 1863 года был в 20-летнем возрасте бессрочно сослан в Колывань Томской губернии. В 1903 году в Севастополе Александр попал под арест за свою пропагандистскую деятельность. С большим трудом она добилась того, чтобы его вернули ей. Но уже в стихах 1908—1909 года в его творчестве отчётливо проявились романтические мотивы: «Молодая смерть», «Бродяга», «Мотыка»89.
Риторика Важдаева была слово в слово повторена в статье А. Тарасенкова «О национальных традициях и буржуазном космополитизме» в журнале «Знамя», вышедшей одновременно со статьёй Важдаева120. В нём рассказывалось о бесчинствах, которые творятся в армии. После этого спрыгнула на воду и пошла по волнам. После выздоровления Александру выделяют комнату в Петербурге и в его жизни наступает тихий период, в течение которого из-под его пера выходят знаменитые «Алые паруса». В 1923 году написал Александр Степанович Грин «Алые паруса».
Спустя 4 месяца (май 1895 года) отец женился на вдове Лидии Авенировне Борецкой17. С молодым человеком Томасом происходили странные вещи. Значит, в его условных сюжетах заключено нечто вечное»126.
Роды были тяжёлыми и Мери (супруге Лонгрена) пришлось потратить на лечение все деньги. Жители Каперны были шокированы. Максим Горький называл его полезным сказочником. После революции «Новый сатирикон» закрыли, а Грина арестовали за заметки, выражавшие неприятие новой власти. Батерфляй», «Дама без камелий», а также в постановочной группе «Краснов-дизайн» в качестве декоратора.
Музей будет только тогда, когда она умрёт»78. Книги с его повестями, романами и рассказами стали печататься несколько позже. Жизненная палитра Грина изобиловала мрачными красками.
Весной 1918 года журнал вместе со всеми другими оппозиционными изданиями был запрещён. Васюченко утверждает также, что Грину удалось предвосхитить творческие искания Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». В Собрании сочинений Грина 1991 года в составе третьего тома было напечатано 27 стихотворений поэта93. Критики отмечают, что Грин невероятно «кинематографичен»84. В Санкт-Петебрурге ежегодно проходит праздник для выпускников под названием «Алые паруса». А. Грин дезертировал из армии. Имя Александра Грина носят музеи, улицы, фестивали и так далее.
Александр Грин литературными критиками всегда воспринимался по-разному. Впоследствии атмосферу провинциальной Вятки Грин охарактеризовал как «болото предрассудков, лжи, ханжества и фальши». Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». И декадентов называют романтиками У Грина романтизм другого сорта.
За попытку побега он был переведён в тюрьму строгого режима, где провёл больше года. 1. Джентиле учил его отец Якопо, основоположник венецианской школы Ренессанса. Она попросила у него взаймы.
Капитан был взбешён таким поступком пассажира. Когда мальчику исполнилось 15 лет его мать скончалась от туберкулёза. На другой день он проводил время за игрой в карты и отчётливо услышал женский голос, который произнёс: «Бегущая по волнам».
Грей забрал Ассоль на корабль и увёз с собой. Летом вернулся к отцу, затем снова ушёл в странствия. В 1914 году Грин стал сотрудником популярного журнала «Новый сатирикон» издал в качестве приложения к журналу свой сборник «Происшествие на улице Пса». В честь писателя в 2012 году был назван пассажирский теплоход.
В 1907 году писатель стал пользоваться псевдонимом Грин. Капитан высоко оценил любовь к морю, а также упорство и ум юного матроса. Некоторое время «шестнадцатилетний безусый тщедушный узкоплечий отрок в соломенной шляпе» (так иронически описал себя тогдашнего Грин в «Автобиографии») бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал. За две недели Грин исчерпал весь свой богатый запас сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Афанасьева и принялся импровизировать, сочинять сказки сам, воодушевляясь восхищением своей «постоянной аудитории». А он сказал, что поможет, если она не будет недотрогой.
Критик В. А. Ревич (1929—1997) в посмертно изданном очерке «Нереальная реальность» заявил, что обвинявшие Грина в «бегстве от действительности» были во многом правы— демонстративное игнорирование окружающих имперских или советских реалий было намеренным вызовом порокам этой действительности. После Октябрьской революции в журнале «Новый сатирикон» и в небольшой малотиражной газете «Чёртова перечница» один за другим появляются заметки и фельетоны Грина, осуждающие жестокость и бесчинства.
На просьбу о пенсии от Союза писателей ответа не было. Мы зачитывались тогда, восхищались уникальным талантом. «Мастерство художника неразрывно граничит с его мировоззрением, определяется им новаторство возможно лишь там, где наличествует смелая революционная мысль, глубокая идейность и преданность художника своей родине и народу». Следующий рассказ А. Грина, «Слон и Моська», постигла та же участь. Так или иначе, несколько сатирических стихотворений Грина были опубликованы в 1969 году в большой серии «Библиотека поэта» в составе издания «Стихотворная сатира первой русской революции (1905—1907)»75.
В марте 1902 года Грин прервал череду странствий и стал (то ли под давлением отца, то ли устав от голодных мытарств) солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. К 120-летию со дня рождения писателя была учреждена литературная премия. Если вдруг нет, то теперь для этого есть «запрещенный танец» Фэй Грин. Жили они вдвоем в бревенчатой хижине под старым кедром.
Существуя одновременно в реальном мире и в мире мечты, Грин ощущал себя «переводчиком между этими двумя мирами»83. Её отец – бывший моряк Лонгрен.
Как и Горнфельд, он сопоставляет творческий метод Грина и Эдгара По. Капитан рассказывает ему, что судно построил некий Нэд Сениэль. В конце концов, И. В. Сергиевский всё же приходит к выводу о преодолении Александром Грином «авантюрного канона литературы буржуазного декаданса»117.
Книги его стали более глубокими, расширилась тематика. По возвращении Грин устало сказал Нине: «Амба нам. Внизу шумел порт, напичканный мачтами настоящих кораблей. Я его помнил по изостудии, Володя Батищев – по институту.
Также именем А. Грина названы фестивали, конференции и чтения. Критик и писательница Ирина Васюченко в монографии «Жизнь и творчество Александра Грина» пишет, что Грин имел не только многочисленных предшественников, но также и наследников. Биограф Грина делает следующий вывод: Грин «в молодости писал стихи, в которых влияние символизма ощущается сильнее, чем в его прозе». В 1990 году окончил институт Театра, Музыки и Кинематографии им Н. К. Черкасова в Ленинграде и вернулся в Москву, где сотрудничал с режиссёром Романом Виктюком и сценографом Борисом Красновым, снимался в кино, работал в театре Романа Виктюка ассистентом режиссёра в работе над спектаклями: «Служанки», «М.
Тематика его произведений расширяется, стиль становится всё более профессиональным – достаточно сравнить весёлый рассказ «Капитан Дюк» и утончённую, психологически точную новеллу «Возвращённый ад» (1915). Апофеоз Важдаева выразился в следующем утверждении: «А. Днём позже он увидел в порту судно с названием «Бегущая по волнам». В конце концов, он обратился к другу отца, который накормил его и устроил матросом на пароход «Платон», курсировавший по маршруту Одесса— Батум— Одесса. Анализируя творчество Грина в сопоставлении с творчеством в чём-то сходных с Грином М. Булгакова, А. Платонова, К. Паустовского, Амлинский делает следующий вывод: «Неудача Грина заключается в необычайной сгущённости романтизма, которая дала обратный эффект, особенно в ранних рассказах»123. Грин никогда не был безобидным мечтателем. Евгений быстро влился в среду художников.
Но нигде не задерживался надолго. «В течение нескольких лет он пытался войти в жизнь, как в штормовое море и каждый раз его избитого о камни, выбрасывало на берег— в ненавистную, обывательскую Вятку унылый, чопорный, глухой город»20. И за всей этой суетой величаво дышало море. И работать писатель начал более продуктивно. После Одессы он вернулся на родину, в Вятку — опять к случайным заработкам. На судне Томас повстречал Дези, которая вскоре стала его женой. Его первый рассказ называется «Заслуга рядового Пантелеева».
После этого был сослан в Тобольскую губернию, оттуда Александр тут же сбежал на Вятку. Оказавшись на корабле, о котором говорила Фрези, Томас услышал легенду. Вера поехала с ним им разрешили официально обвенчаться33.
В 20-40 годы А. Грина считали не соответствующим советской идеологии. Он говорил: «В моей голове никак не укладывается мысль, что насилие можно уничтожить насилием». Но жизнь упорно скупилась на место и занятие для горемыки. В Кирове существуют гимназия и набережная имени Александра Грина. «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал Вс. Его сокурсник Андреас с Кипра много рассказывал об этом чудесном острове.
Ранней весной ему повезло: взяли матросом на корабль «Цесаревич», принадлежащий Русскому обществу пароходства и торговли. Кругом дремучая чащоба, непроходимый снег, волчий вой, ветер гудит в трубе печурки. Союз не должен помогать таким писателям. И воплотилось это в росписи в далеком восточном поселке. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался — без радости, надежды и мечты.
Только после смерти было принято решение издать сборник произведений писателя: в 1934 году выпускают «Фантастические новеллы». Вскоре последовали и другие произведения романтического направления: «Дьявол оранжевых вод», «Зурбаганский стрелок» (1913). А. Грин стал писателем.
«На рассказах Грина можно проследить любопытное и постепенное превращение его стиля, в связи с эволюцией от реалиста к фантасту, от Куприна к Эдгару По»116. «В сегодняшнем литературном процессе он заметен менее чем кто-нибудь из Мастеров его масштаба, в сегодняшней критике () имя его упоминается вскользь». Литературовед и поэт-эмигрант Вадим Крейд в конце XX столетия так отозвался в нью-йоркском «Новом журнале» о последнем стихотворении: «Петроград осенью 1917 года А. Грина— стихи газетные имеющие в себе что-то от репортажа, но этим-то и ценные ибо они историчны в прямом смысле слова. Более того, сталинский публицист усматривал в создании «Гринландии» некую политическую подоплёку.