Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника.
Владимир и его дружина победили в этом бою. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра и слава его затмила славу Лосенко.
Благодаря своей творческой деятельности и незаурядному дару композиционного построения изображаемых исторических персонажей Угрюмов стал пользоваться широкой известностью в петербургских кругах и благоволением императрицы Екатерины II, а затем и императоров Павла I и Александра I по их заказам художник исполнял многосложные картины для важнейших строившихся в те времена в СанктПетербурге и Российской империи зданий: для Михайловского замка, собора АлександроНевской лавры, Казанского собора, собора в Одессе и других сооружений. Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории.
Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным». Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: "Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года" и "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (1797-99). Затем они были вновь доставлены в Академию. Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. – спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств. Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию.
Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Кипренский, В. К. Но пробыл в этой должности он недолго и вскоре умер. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем».
Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого. В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 – должность профессора. А после создания картины «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» современники единодушно признали его достойным наследником великого Лосенко и первейшим среди русских исторических художников живописцем. Ученикам он помогал не только советами, не только выправлял в классе их рисунки, но сам вместе с ними занимался рисованием, обучая их на примере своей собственной работы. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика.
Левицкого. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Среди его учеников – А. Е. Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой.
Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г. Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету. Работал в жанре монументальной исторической картины, отличающейся патриотическим пафосом и приподнятостью (Избрание Михаила Федоровича на царство Взятие Казани, обе – 1800, ГРМ). Работы юного талантливого художника продаются на аукционах, которые организовывались Академией художеств.
Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». На него выпустили разъяренного быка. В 1820 году Угрюмов стал ректором класса исторической живописи. Какое достоинство в Победителе Казани. С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова.
Следование античным традициям – одно из основных требований классицизма – соблюдено художником в полной мере. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. Слава Угрюмова возрастала. Он приказывает царю встать с колен.
Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. Его профессорами были исторические художники Г. И. Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор.
Но русский схватил печенега, удушил его могучими руками и мертвого бросил «о землю». Поза полководца, выражение его лица полны решимости. В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Он полон призыва и отваги. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества.
В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом. Акимов. Соколов и И. А. Похоронен Угрюмов на Смоленском кладбище.
Козлов, П. И. Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов. В этом своеобразие его исторической роли и в этом ее значение. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен.
Его престарелый отец пережил сына на полтора года. Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство». В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Соколова, Г. И. Действие развертывается в одной плоскости и лишь группа встречающего духовенства помещена в глубине картины.
Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны.
Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь.
В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество. «Отступление Сигизмунда дало досуг заняться избранием царя всею землею. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. Да и потому еще нельзя: Московское государство от польских и литовских людей и непостоянством русских людей разорилось до конца, прежние сокровища царские из давних лет собранные, литовские люди вывезли дворцовые села, черные волости, пригородки и посады розданы дворянам и детям боярским и всяким служилым людям и запустошены, а служилые люди бедны и кому повелит бог быть царем, то чем ему служилых людей жаловать, свои государевы обиходы полнить и против своих недругов стоять.
Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). Одна из них прижимает к себе ребенка.
Юноша схватил его за бок и вырвал кусок кожи с мясом. При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами. Именно в угрюмовском, вольном и творческом, духе будут рисовать в Академии Кипренский и Брюллов. Опустившись на колени, он взывает к милости победителя. В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99).
Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург). Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99).
В портрете А. И. По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты.
По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
Выполнил ряд икон для Казанского собора. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка.
Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ). Мастер портрета и рисунка. И в обучении будущих художников он прививал живой и гибкий рисунок вместо сухой разделки формы, направлял их на изучение натуры, а не копирование образцов.
Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. Был принят в 1770г. К национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине – "Испытание силы Яна Усмаря" (1796-97).
Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее. Самые знаменитые его картины: «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» и «Взятие Казани войсками Ивана Грозного», написанные для Михайловского замка по заказу императора ПавлаI и картина «Торжественный въезд Святого Александра Невского во Псков» – это полотно ему заказала императрица ЕкатеринаII – находящаяся в Александро-Невской лавре. Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора. Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой.
На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены. Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. С 1785 по 1790 г. – пенсионер Академии художеств в Италии.
Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству. Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга.
За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796) художник получает звание академика. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю. Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне.
Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Угрюмов вместе с несколькими профессорами выехал с ценностями Академии в Петрозаводск, куда решено было отправить и воспитанников Академии. Угрюмов Григорий Иванович был одним из первых российских художников исторического жанра.
Раздались голоса недовольных: Кто принес такую грамоту, кто, откуда.
Его поощряли монархи – ЕкатеринаII, ПавелI и АлександрI. Картина построена по правилам академической классической композиции. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. В 1797 г. получил звание академика за картину Испытание силы Якова Усмаря (ГРМ).
После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем. Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат. Родился в Москве. Кожемяку и его отца Владимир сделал знатными людьми. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Таким образом, Ян Усмарь, спасая русскую землю, доказал, что не перевелись еще богатыри на Руси. Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. По возвращении в Петербург (1790) Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: Торжественный въезд Александра Невского в город Псков (1793), Взятие Казани войсками Ивана Грозного (1797—1799), Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800). Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен. Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е.
За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы». Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника.
Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь).
Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург) изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань.
Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее. Так, добиваясь убедительности образа главного персонажа и зримого воплощения великолепия подвига, художник искал прототип и штудировал с натуры сложную позу и мускулистое тело своего героя.
Действие разворачивается на фоне церковного интерьера. Егоров, ОА. В 1794 году Угрюмов написал картину «Испытание силы Яна Усмаря» и был признан за нее академиком. Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач.
Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. О природном царе Михаиле Федоровиче, – отвечал атаман. Ян Усмарь, атлетически сложенный, как античный герои, представлен не в одежде ремесленника, а полуобнаженным, с драпировкой у пояса.
Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей. Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга.
Ровное, уверенное продвижение по службе. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени. Акимова, П. И. Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками.
Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает». Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице. Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского.
Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги.
Он писал иконы для Казанского собора и для собора в Одессе. Единство устремлений связывает обе фигуры. Главным наставником его был Д. Левицкий. В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии.
войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
«Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками. С. М. Соловьев. Владимир приказал испытать юношу.
В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – «Испытание силы Яна Усмаря» (17961797) или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». Устрашенные кочевники бежали. Писал также Г. И.
Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского и порешили литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и некоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать и Маринки и сына ее на государство не хотеть, так как польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом. Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно. Угрюмов был выдающимся педагогом. Главным наставником его был Д. Левицкий.
Будущий царь долго отказывается. Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Шебуев.
Козлова. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г. Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене. В противоположность пышной обстановке, в которой изображал раньше своих героев Угрюмов, на эскизе представлена простая комната с дощатым полом и простой деревянной кроватью, на которой возлежит Пожарский.
Угрюмов учился в классе исторической живописи. Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром». Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова.
Один из крупнейших представителей классицизма. Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина.
Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Но сделаться им было нелегко. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее.
Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Не менее велико значение Угрюмова и как педагога, воспитавшего крупнейших художников начала XIX века: Егорова, Шебуева, Кипренского, Андрея Иванова. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна.
Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной.
Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга.
Учился в Академии художеств (1770-1785) у И. А. Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797-1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.