Григорьев Борис Дмитриевич (1886 – 1939) – известный русский художник первой половины 20 в., эмигрант. Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) — блистательный художник, разносторонне одаренный, глубоко чувствующий и сострадающий, один из тех творцов русского Серебряного века, чей неповторимый мир притягивает, волнует нас и столетие спустя.
В 1917-18 гг. 23 (11). 07. 1886 (Москва) – 7. 02. 1939 (Кань-сюр-Мер, близ Ниццы, Франция). Сам художник в письме поэту В. Каменскому называл себя «первым мастером на свете»: «Я не извиняюсь за эти фразы. и нем. Художник писал их на родине и в эмиграции.
Как вспоминает Борис Григорьев, даже во время игры в преферанс «с нищенской картой» Шаляпин оставался «великим артистом» он «хотел не денег шиберов, а самой игры, ее артистичности, веселого хода». Глинки в Москве. В 1920-е вышло несколько альбомов и портфолио с репродукциями его картин. театр, – и монументальный и гротескный и реальный и условный. Репродукцией этого полотна открывалось берлинское издание «Расеи» (1922).
"Intimite" ("интимность", франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков. Он прост, лишен претензий. Гротескно-лукавы и портреты работы Григорьева, часто изображающие человека-в-роли, человека-лицедея (В. Э. Мейерхольд, 1916, Русский музей, Петербург).
Художник создает своеобразные новеллы, о глубине которых можно судить по его признаниям. Тургенева (Берлин, 1923). В 1919 преподавал в ГСХМ (бывшее Строгановское училище). Вся жизнь – карнавал. В 1915–1916 совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Приют комедиантов».
Создал эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для Большого театра в Москве (1919, не осуществлено). Никаких политических разногласий с новой властью у него не было. возвратился в Кань-сюр-Мер, где написал огромную многофигурную композицию «Лики мира», посвятив ее Лиге наций. Так, в германских работах Григорьева можно уловить влияние экспрессионизма, в итальянских портретах появились темные фоны, как у Гойи и удлиненные болезненные линии Эль Греко. 11. 7. 1886, Москва – 8. 2. 1939, Кань-сюр-Мер, Франция) – художник, график.
Знатоки увидели в недавнем ученике сложившегося мастера с собственной манерой. был издан в виде альбома. В 1899 окончил гимназию и поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Сын потомственной почетной гражданки Клары Ивановны Линденберг. Появление «Расеи» на выставках «Мира искусства» в 1917 и 1918, на 1-й государственной свободной выставке (Петроград, 1919) поразило современников непривычно жесткой, трагичной трактовкой образов: критики увидели в «Расее» «звериность» и одновременно «монументальность» (П. Щеголев), «детскость» и «почти всеобъемлющую искренность» (А. Бенуа), «идилличность» (правда, все же на вулкане) (А. Левинсон), лишь один из ликов России – «корявый, убогий и печальный» (Б. Шлецер). В 1922 посетил Нормандию, в 1923 – Бретань, где часто бывал в последующие годы.
Несмотря на близость с футуристами, мастер избегал крайних форм авангарда. Однако Совет Академии художеств постановил в ноябре 1913 «не числить в списках» Г., т. к. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: "Сейчас я первый мастер на свете. Определенную роль в этом процессе имело влияние французской живописной традиции, В 1927 Г. приобрел участок земли в Каньсюр-Мер (Прованс), где жили также в разное время О. Ренуар, А. Модильяни, Х. Сутин и поселился на вилле «Бориселла», но, по словам жены Г., он всегда был «непоседой, любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое», В 1927 был приглашен правительством Чили преподавать в Академии художеств в Сантьяго, дал 37 уроков, но, досрочно расторгнув контракт в начале 1929, отправился с женой и сыном в путешествие по Южной Америке (Аргентина, Бразилия, Эквадор, Уругвай, 1929).
член общества «Мир искусства» (с 1917). Мастерство, с которым были выполнены эти рисунки, никого не оставило равнодушным, в одночасье прославив Бориса как исключительно талантливого рисовальщика. Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Написал портреты Ф. И. Шаляпина (1922–1923), С. А. Есенина (1923), А. М. Ремизова (1924), М. Горького (1926), С. В. Рахманинова (1930), С. Т. Конёнкова (1935). Теперь его называли «лукавым естествоиспытателем» и «охотником на людей», который с жадностью всматривается в жизнь города и обитателей.
Наиболее значительным созданием мастера стал глубочайший по замыслу и выполнению цикл работ под названием «Расея», впервые показанный на выставке «Мира искусства» в 1918г. Осенью 1919 с женой и пятилетним сыном Кириллом нелегально пересек на лодке Финский залив и после недолгого карантина в Териоках (Финляндия) уехал в Берлин. Работа с середины 1910-х в жанре портрета окончательно определила стилистическую манеру Г. От декоративности, плоскостности, орнаментальности раннего периода творчества («Портрет г-жи Т. Ж», 1912 «Портрет артистки А. И. Аленниковой», 1914) через несколько рыхлую пластику «семейных» портретов 1915 («Мать», «Детство», «Портрет жены») он идет к большей конструктивности формы, построенноеT и чеканности ее в портретах 1916-18 (А-Коровин, М. Шерлинг, Б. Шлецер, автопортрет «Letranger», масло, 1916 М. Добужинский, масло, 1917 Ф. Шаляпин, масло, 1918), Концептуальное значение имел портрет В, Мейерхольда (масло, 1916), концентрировавший гротескные черты искусства Г. и ставший своеобразным символом эпохи, запечатлевшим, по словам В. Воинова, «гримасы современного духа. Возможно, такое многообразие граничит с беспокойной и неуемной натурой мастера.
В 1935 стал деканом факультета в Академии прикладного искусства в НьюЙорке. А в 1921 году появилось полотно «Лики России» (до недавнего времени оно находилось в собрании Ростроповича—Вишневской) и начался новый одноименный цикл, ставший продолжением цикла «Расея». В берлинских издательствах – русских («Слово», «Петрополис») и немецких («Орхис») были изданы книги с его иллюстрациями: в 1921 – «Детский остров» Саши Черного, «Russische Erotik» (портфолио, 12 рисунков) несколько дополненный вариант «Расеи» (на нем. В дальнейшем замысел книжного экспонирования своих работ укрупнялся и образ крестьянской Расеи трансформировался в многоликий образ оставленной, но не забытой России. Картина дышит нежностью и любовью. В 191718 гг.
Материалом для этих работ послужили давние детские впечатления от русской провинции (детские и юношеские годы художника прошли в Рыбинске) и приметы жизни крестьянства Олонецкой губернии, где Григорьев побывал летом 1918 года. Так передается художником загадка природы — феномен гениальности. Затем, уже живя в Петербурге, Борис Григорьев был частым посетителем литературных вечером в кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», где выступал не только как декоратор, но и как поэт. По возвращении сотрудничал в петербургских журналах «Новый Сатирикон», «Лукоморье», «Солнце России», его произведения воспроизводили «Столица и усадьба», «Аполлон».
Еще один портрет композитора сейчас находится в частном собрании. «Многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса», — писал А. Бенуа. Он произвел на современников сложное впечатление, по словам А. Н. Бенуа, «многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса». Не случайно Н. Пунин писал о рисунках Григорьева как о «парадоксах в пространстве и на плоскостях, нежных иронических и блестящих». Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости». Провел персональные выставки в Вальпараисо, Сантьяго, Буэнос-Айресе и Монтевидео (1928-29).
Сам Григорьев лучшей своей работой в портретном жанре называл портрет М. Горького. Работал и как иллюстратор (циклы рисунков к Детству Горького, 1931 и Братьям Карамазовым Ф. М. Достоевского, 1932–1933 собственность семьи художника). По возвращении в Париж (октябрь 1929) написал монументальное полотно «Лики мира» (2, 5 5, 2 м), которое посвятил Лиге Наций (в 1932 приобретено правительством Чехословакии).
В этой галерее наиболее известны два портрета – В. Э. Мейерхольда и М. Горького. В 1921 поселился в Париже. В 1907 году вместе со своей молодой женой Елизаветой фон Браше Борис отправился в Петербург и продолжил учёбу в Академии художеств. Григорьев – блестящий мастер рисунка, соединивший академическую традицию с авангардом. Здесь представлены портреты и прочая станковая живопись, бытовые зарисовки иллюстрации к книгам (современных авторов, а также классиков, включая Пушкина и Тургенева) и журнальным публикациям (в журналах «Новый Сатирикон» и др. ), эскизы для театральных постановок (известно, например, что Григорьев работал над эскизами костюмов и декораций для неосуществленной постановки оперы «Снегурочка» в Большом театре). Ощущая приближение потрясшей Россию катастрофы, он писал угрюмые, корявые лица крестьян, «реальные до жути».
В этой галерее наиболее известны два портрета – В. Э. Мейерхольда и М. Горького. В 1919 преподавал в Свободных художественных мастерских (быв. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 192122), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. Григорьев создает цикл «Расея», где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего «глубоко и разрушительно» (А. Здесь совершался поворот «от ночных кафе Монмартра — в глубь русской деревни».
По выражению А. Блока, в картинах и рисунках «Расеи» Григорьев предстал художником, мыслящим «глубоко и разрушительно». В 1938 вернулся во Францию. В берлинских издательствах русских («Слово», «Петрополис») и немецких («Орхис») были изданы книги с его иллюстрациями: в 1921 «Детский остров» Саши Черного, «Russische Erotik» (портфолио, 12 рисунков) несколько дополненный вариант «Расеи» (на нем. В композиции преобладает резкая ломаная ритмика.
Строгановское училище), выполнил серию эскизов костюмов и декораций для неосуществленной постановки в Большом театре оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). С 1921 -член Осеннего салона. Примкнул к группе художников «Треугольник», возглавляемой Н. И. Кулъбиным, участвовал в ее выставке «Импрессионисты». Мемориальные выставки состоялись в Музее современного искусства в Майами (1960), в замке-музее в Кань-сюр-Мер (1978), в Псковском историко-архитектурном музее-заповеднике (1989) и выставочном зале Советского Фонда культуры в Москве 242 (1990).
На протяжении всего творческого пути Григорьев был признан и знаменит. В 1929, после правительственного переворота в Чили, досрочно разорвал контракт и отправился с женой и сыном в путешествие по Аргентине, Бразилии, Эквадору и Уругваю. В 1914-18 Г. Работа с середины 1910-х в жанре портрета окончательно определила стилистическую манеру Г. От декоративности, плоскостности, орнаментальности раннего периода творчества («Портрет г-жи Т. Ж», 1912 «Портрет артистки А. И. Аленниковой», 1914) через несколько рыхлую пластику «семейных» портретов 1915 («Мать», «Детство», «Портрет жены») он идет к большей конструктивности формы, построенноеT и чеканности ее в портретах 1916-18 (А-Коровин, М. Шерлинг, Б. Шлёцер, автопортрет «Letranger», масло, 1916 М. Добужинский, масло, 1917 Ф. Шаляпин, масло, 1918), Концептуальное значение имел портрет В, Мейерхольда (масло, 1916), концентрировавший гротескные черты искусства Г. и ставший своеобразным символом эпохи, запечатлевшим, по словам В. Воинова, «гримасы современного духа. Только здесь я лично начинаю обретать для себя радость полного собой творчества». Позже они были переданы дочерью Рахманинова И. С. Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне».
С 1916 работал над циклом «Расея», в котором в жесткой, гротескной форме представил образы русской провинции. Надо сказать, театральная и балаганная тематика привлекала Григорьева издавна. Написал (под псевдонимом Борис Гри) роман «Юные лучи» (1912). Горделивый пристальный взгляд, черная шляпа, костюм «Апаш». Горький позировал по 2, 5 часа в день, продолжая писать или рассказывая о прошлом и Григорьев вскоре начал ощущать в нем «подлинного друга» «Я люблю всё, что его окружает.
Работал над праздничным оформлением Петрограда к 1-й годовщине революции. Преподавал в Академии Художеств в Сантьяго (Чили 1928-29 и 1936-38), в Русской академии в Париже (1930), с 1931 года в школе на своей вилле в Кань-сюр-Мер (где поселился с 1927) в 1935 году декан нью-йоркской Академии прикладного искусства. В 1918 Г. много работал в области книжной иллюстрации (рисунки к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А, Пушкина, к «Опасному соседу» В. Пушкина), сотрудничал в журнале «Пламя», участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября (эскизы декорации Английской набережной на темы поэзии Уолта Уитмена). Здесь были и Смердяков и Алеша и Грушенька и сам Старец. яз. В 1909 году посетил Норвегию и Швецию, в 1911 – Австрию и Францию (в Париже посещал академию «Ла-Гранд-Шомьер»), В 1913 работал в Париже, создатель многих акварелей, рисунков и живописных работ на темы парижской жизни, отмеченных артистизмом иногда пронизанных фантасмагоричностью и ощущением человеческого одиночества («Ночь.
В 1923г. Потрясающая работа «Бретонские волынщики» («Крестьяне играющие на дудках») привезена на выставку из Лихтенштейна. В 1909г. Григорьев создал портрет А. М. Горького, своего рода эпилог к «ликам России».
работали над пантомимой, где основной темой были символические охотники, подстреливающие чудесную птицу, никому не ведомую, всем чужую и потому обреченную на смерть». В 1922-23 создал серию портретов (карандаш, акварель, масло) гастролировавших в Париже актеров МХАТ: В. Качалова, В. Лужского, И. Москвина, К. Станиславского, Н. Александрова, О. Книппер-Чеховой и др. Вытянутая по горизонтали многофигурная картина «Земля народная» («Земля крестьянская», 1917) является композиционным полотном, в котором собраны воедино сюжеты и образы, уже отображенные художником в отдельных рисунках и холстах цикла. и портфолио) в 1924 «Boui-Boui au bord de la mer» «Bouiboui», С 1920 жил в Париже, участвовал в возрождении общества «Мир искусства» и в его выставках 1921 и 1927.
Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. В 1919 эмигрировал, жил в Берлине, с 1921 – во Франции. В то же время он никогда полностью не поддавался влияниям новейших течений. Созданные как бы на одном дыхании, парижские рисунки послужили основой для живописно-графического цикла «Intimit. » («интимность», франц. Актер А. Мгебров вспоминал: «Долго. Создал большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев».
Сотрудничал как художник в журналах «Жизнь», «Русь» и «Русский эмигрант», в русских и немецких издательствах. С. К. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой «шедеврики» (выражение Григорьева) художника. Настоящим любовным открытием была для Григорьева работа над портретом С. В. Умер после операции по удалению раковой опухоли.
Он дружил с Хлебниковым, бывал у Ходасевич, Евреинова, Тэффи. Я не извиняюсь за эти фразы. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Публиковал статьи в русских эмигрантских журналах «Жизнь» и «Русский эмигрант». Участвовал во 2-й и 3-й выставках Товарищества независимых (СПб., 1912, 1913).
Но уже в 1924 году он напишет: «Я болею только русской судьбой, я считаю настоящей только русскую жизнь». В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Жаль, что эта замечательная фольклорная сказка так и не была поставлена. В начале 1920 открыл персональную выставку в галерее Неймана в Берлине. художник показал свои работы на выставке «Мир искусства» и, как говорится, наутро проснулся знаменитым. Участвовал в берлинском Сецессионе (1919/20 член Сецессиона) и в XII Международном биеннале в Венеции (1920), провел персональную выставку в галерее Neumann (1920).
Однако лики далеко не святые. Приезжал в США, в 1928–1929 и 1936 путешествовал по Латинской Америке. Весной 1920 поселился в Париже на rue de Sablons (11 район).
В 1915-1916 исполнил роспись (на темы фьяб К. Гоцци) литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Санкт-Петербурге (совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным не сохранилось) участвовал там же в оформлении театрализованных вечеров. С 1911 рисунки Г. публиковал «Сатирикон». Писал натюрморты. Он дорог и близок мне как часть меня самого. Маковский определил художника как «необычайно острого и злого психолога современного вырождения».
С 1921 -член Осеннего салона. Критик заметили невероятную легкость, стремительность и безупречную точность его линий. Однако в тексте поэмы «Расея» наивные надежды и ностальгические воспоминания уступили место теме пасынка, потерявшего мать-Россию, на месте которой проступили деформированные, уродливые черты мачехи. Исполнил иллюстрации к «Детству» М. Горького (1931) и цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932–1933). Но в 1929г., после правительственного переворота в Чили, досрочно разорвал контракт и отправился с женой и сыном в путешествие по Аргентине, Бразилии, Эквадору и Уругваю.
Он знает так много, так глубоко чувствует, так тонко понимает. Некоторое время художник верил, что сможет вернуться на родину и окажется «принятым в ее объятия», верил, что сможет быть не пасынком, а сыном своей родной страны. По-прежнему плодотворно работал как пейзажист и портретист, переиздав Расею на русском и французском (1921, 1922) и дополнив ее новым альбомом Лики России (на французском и английском 1923, 1924), включившем, в частности, портреты актеров МХАТа. Вот почему она требует и культуры глаза и изобразительной воли». В необычных работах этого блистательного творца Серебряного века реализм соединился с новейшими приемами кубофутуризма, фовизма, экспрессионизма, символизма.
Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Шаляпин изображен в собственном доме, в халате и с обнаженными ногами. В этом портрете ему удалось дать образ неоднозначный, как сам Америке, трудился над большой картиной «Лики мира», посвятив ее Лиге Наций, Позднее это полотно было приобретено столицей Чехословакии. Одни были в вышину формата, другие были в длину, трудно умещающиеся на страницах книги.
Там в Борисе видят, прежде всего, русского, который отражает «загадочность» непонятной нации. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости» (из письма поэту В. В. Каменскому). Он поместил в качестве эпиграфов к поэме отрывки из статей Алексея Толстого и Сергея Яблоновского, напечатанных в берлинском издании «Расеи» (1922), а также свое стихотворное посвящение «Ея пасынкам» из первого издания книги (1918). С таким багажом он отправляется в Европу, сначала – в Париж, потом – в Швецию и Норвегию. Волконской в дар России.
И действительно, Шаляпин продолжал «играть роль» даже в самых банальных бытовых ситуациях. В 1920-е вышло несколько альбомов и портфолио с репродукциями его картин. Масштабный цикл картин и рисунков «Расея», впервые показанный на выставках «Мира искусства» 1917-1918 гг., произвел на современников сложное впечатление. Text P. Barchan, O. Bie, B. Grigoriew): в 1922 «Расея» (с текстом А. Толстого, А. Шайкевича, А. Бенуа и Г. ): в 1923«Первая любовь» И. Тургенева (на нем.
Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения «Мир искусства», на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг.
В 1919 г. Григорьев уехал из России. В 1923 по предложению американского критика К. Бринтона впервые приехал в Нью-Йорк. В то же время Совет ИАХ постановил его «не числить в списках учеников» и не допустил к участию в конкурсной выставке. В 1909-12 Г. участвовал в отчетных выставках в Академии художеств, в 1912-13-в выставках петербургского объединения художников «Товарищество независимых».
Особенно запоминается выразительный рисунок «Маленькие бабы» (1911 год, коричневая бумага, графитный карандаш, белила), где игрушечно-округлые фигуры баб уподобляются стволам берез. В 1928 по приглашению чилийского правительства преподавал в АХ в Сантьяго. По возвращении в Петербург, осенью 1913, показал работы на 3-й выставке Товарищества независимых и на выставке «Мир искусства». Определенную роль в этом процессе имело влияние французской живописной традиции, В 1927 Г. приобрел участок земли в Каньсюр-Мер (Прованс), где жили также в разное время О. Ренуар, А. Модильяни, Х. Сутин и поселился на вилле «Бориселла», но, по словам жены Г., он всегда был «непоседой, любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое», В 1927 был приглашен правительством Чили преподавать в Академии художеств в Сантьяго, дал 37 уроков, но, досрочно расторгнув контракт в начале 1929, отправился с женой и сыном в путешествие по Южной Америке (Аргентина, Бразилия, Эквадор, Уругвай, 1929). По словам жены, он «любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое».
он вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры «Привала комедиантов» (на темы произведений К. Гоцци), участвовал в оформлении проводимых там театрализованных встреч. Показал гуаши и рисунки латиноамериканского цикла на персональной выставке в парижской галерее Колетт (1930), картину-ширму «Лики мира» (1920-31) – на Осеннем салоне (1930). В 1922–1923 исполнил серию портретов актеров Московского Художественного театра: К. С. Станиславского, В. И. Качалова, В. В. Лужского, И. М. Москвина, Н. Г. Александрова, О. Л. Книппер и др., которые вошли в альбом «Лики России». Charpentier, 1925, 1937 W. Hirshman, 1930 С. Weil, 1930 La Renaissance, 1932), Милане (Pesaro, 1926), Праге (Русский дом, 1926 Славянский институт, 1932), Нью-Йорке (New Gallery, апрель и декабрь 1923, 1924 М. Sterner, апрель и ноябрь 1933 G. Passedoit, 1934 Академия прикладного искусства, 1935 Lilienfeld, 1938), Вустере, шт. Всё это наложилось на собственный опыт борьбы за существование и подступавшую болезнь (рак желудка).
Портрет Горького был написан им в начале 1926 года в Италии, в окрестностях Сорренто, на вилле писателя. Григорьева, кроме живописи, привлекала литература. В начале 1920 открыл персональную выставку в галерее Неймана в Берлине. Ранние его работы были близки, скорее, модерну в мирискуссническом его варианте, с характерной для этого стиля декоративностью и гротесковостью образов.
Рахманинова: «Шестьдесят четыре часа прекрасной музыки, абсолютного контакта и работы на сто сотых». В композициях этой серии вновь изображены русские крестьяне и горожане с лицами, подобными масками, несущими печать тяжелой жизни и болезней.
Строгановское училище), выполнил серию эскизов костюмов и декораций для неосуществленной постановки в Большом театре оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Среди графических работ этого своеобразного цикла можно назвать, например, следующие рисунки: «Маленькие бабы», «Деревенская любовь», «Девушка с косами», «Возвращение с поля», «Кухарка и дети». Эта картина фрагментарно включена Григорьевым в полотно «Лики мира». Это картины и рисунки самых разных творческих периодов (от самых ранних до созданных перед смертью) и жанров. В 1918 альбом «Расея» вышел со статьями П. Е. Щеголева и Н. Э. Радлова и лирическим эссе «Линия», написанным самим художником. Григорьев предстал вдруг художником мыслящим, однако мыслящим, по выражению А. А. Блока, «глубоко и разрушительно». А. Блок).
В числе лучших работ цикла – картины «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном», «Деревня», «Олонецкий дед», «Земля народная». В кулуарах тогда кто-то сказал: «Родился новый Тулуз-Лотрек». В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: «Сейчас я первый мастер на свете.
В 1907 женился на студентке училища Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика. Как писал критик, «прыжок дерзкий, огромный, почти космического масштаба. На его ранний живописный талант внимания не обратили.
В 1936 совершил второе большое путешествие по странам Латинской Америки (Чили, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу, Куба): возвратился во Францию с циклом гуашей (300 листов), показанных в галерее Шарпантье (1937), а затем на последней прижизненной выставке в Нью-Йорке (1938). На фоне прочего иллюстративного материала рисунки Григорьева выделялись подчеркнуто гротескной трактовкой образов русских баб, мужиков, мальчишек, животных. В 1907 женился на студентке училища Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика. Однако не о подражании идет речь – обладая сильной творческой индивидуальностью и волей, мастер не боялся никаких влияний, он уверенно все делал «своим». В 1917-18 Г. работал над посвященным русской деревне циклом «Расея» в первоначальном варианте, опубликованном в 1918 в Петрограде, 9 картин и 60 рисунков, закончен цикл в начале 1920-х за рубежом. Публиковал статьи в русских эмигрантских журналах «Жизнь» и «Русский эмигрант».
театр, – и монументальный и гротескный и реальный и условный. Он и сам пробовал писать стихи, прозу. В лице обычной деревенской женщины проступают черты древней праматери.
«Иные считают его большевиком в живописи иные оскорблены его Расеей иные силятся постичь через него знаковую сущность молчаливого как камень загадочного славянского лица иные с гневом отворачиваются — это ложь, такой России нет и не было. »— охарактеризовал разноголосицу мнений А. Толстой. Рахманинов эмигрировал из России в конце 1917 года и тяжело переживал разрыв с родиной. Весной 1913 вновь приехал в Париж для работы над конкурсной картиной на звание художника, но не написал ее и был отчислен из АХ. Учился в Строгановском училище в Москве (1903-07) у Д. А. Щербиновского, в петербургской Академии Художеств (1907-13) у А. А. Киселёва и Д. Н. Кардовского.
Карнавал», около 1913, ГРМ и др. ), серию «Женщина» (масло, гуашь, акварель, карандаш частично издана в альбоме под названием «Intimit», 1918). На ней экспонировалась и григорьевская «Расея», принесшая ее автору необычайно шумную международную славу. Григорьев женился на своей соученице Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика, вместе с ней переехал в Петербург и поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище при Академии художеств, где одним из его педагогов был Д. Н. Кардовский. Сотрудничал как художник в журналах «Жизнь», «Русь» и «Русский эмигрант», в русских и немецких издательствах. Переписка говорит о том, что Григорьев восторженно воспринимал личность писателя.
Художник, график. С 1911 публикован рисунки в «Сатириконе» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), с 1914 – в «Новом Сатириконе». В картинах много от иконографии: фронтальные фигуры, максимальное приближение к зрителю, статика предстояния (контакт «глаза в глаза» со зрителем), поясной срез фигур. Весь этот пёстрый комплекс показывает нам, каким разным художником был Борис Григорьев и убеждает, что его наследие не сводится к пронзительным образам пред- и послереволюционной «Расеи». С 1910 публиковал рисунки в «Сатириконе» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), с 1914 – в «Новом Сатириконе».
Писал натюрморты. В 1922-23 исполнил серию портретов актеров Московского Художественного театра: К. С. Станиславского, В. И. Качалова, В. В. Лужского, И. М. Москвина, Н. Г. Александрова, О. Л. Книппер и др., которые вошли в альбом «Лики России». Участвовал в берлинском Сецессионе (1919/1920 член Сецессиона) и в русском отделе ХII международной биеннале в Венеции (1920), провел персональную выставку в галерее Neumann (Берлин, февраль 1920). Гротеск используемый Григорьевым, скорее лукав, чем зол и сатиричен (например, портрет В. Э. Мейерхольда). Среди живописных произведений «Расеи» «Снопы», «Подсолнухи», «Старуха молочница», «Девочка с бидоном», «Расея» (1917), «Олонецкий дед», «Земля народная» (1918) и др.
Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. Лучшие работы цикла — «Олонецкий дед», «Старуха-молочница», «Девочка с бидоном», «Земля народная» (другое название «Крестьянская земля»), «Расея». ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич, российский художник, график, сценограф. В 1919 преподавал в Свободных художественных мастерских (быв. Портрет оказался мистическим предзнаменованием судьбы мастера.
Автор многих портретов, отличающихся заострённой характерностью (В. Слова матери: «Знаю я, что толку из тебя не будет» – он вспомнит спустя много лет в своей поэме «Расея». В 1890 был усыновлен Дмитрием Васильевичем Григорьевым. Я не извиняюсь за эти фразы. Попутно провел персональные выставки в Вальпараисо, Сантьяго, Буэнос-Айресе и Монтевидео (1928–1929гг. ). 1916–1918гг. ), который в 1918г.
В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Логическим продолжением цикла «Расея» стала галерея портретов русской интеллигенции. В 1930г. Похоронен в Кань-сюр-Мер. из серий «Женщины», «Парижские кафе», «История одной девушки» и близкие им по тематике произведения изображающие быт цирковых артисток, кафешантанных певиц, проституток. Представленный на выставке живописный портрет Рахманинова невелик по размеру и предельно лаконичен по композиции: все внимание сосредоточено на изображенном в профиль лице композитора, пластическая проработка которого отличается необычайной тщательностью (набухшие веки, мешки под глазами, глубокие складки морщин, темная кожа лица).
Теперь излюбленный гротеск получает новое направление – цирковые и танцевальные мотивы. Иллюстрировал «Детство» М. Горького (1931), «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского (60 рисунков: экспонировались на персональной выставке в Нью-Йорке в 1933). Еще в Рыбинске, где большая семья Григорьевых (в семье было шестеро детей – 5 сыновей и дочь) снимала 12 комнат в доме Волжско-Камского банка, Борис и его братья постоянно ставили домашние спектакли. Во французской столице он создал несколько тысяч рисунков и многому научился.
Юный художник увлекался модерном, в его раннем творчестве много от модерна и мирискусства. Мальчик много путешествовал, бывал в самых разных местах от Белого моря до Крыма. Был принят в круг «Мира искусства», стал постоянным участником выставок общества в Петербурге и Москве (с 1917 – член общества). Последняя выставка Бориса Григорьева состоялась в 1938 году в Нью-Йорке. Написал (под псевдонимом Борис Гри) роман «Юные лучи» (1912). Ныне они находятся в коллекции Государственного музея музыкальной культуры им.
В 1922-23 создал серию портретов (карандаш, акварель, масло) гастролировавших в Париже актеров МХАТ: В. Качалова, В. Лужского, И. Москвина, К. Станиславского, Н. Александрова, О. Книппер-Чеховой и др. Из отдельных парижских рисунков 1913 г. и переработанных парижских набросков Борисом Григорьевым был составлен большой цикл, названный «Intimit» («Интимность»), куда вошли также работы 1916-18 гг. В 1923 году новая страница жизни – Америка. Но мать на всю жизнь для него – «роза белая моя», «рублёвского письма икона».
Борис Григорьев родился в Москве, мать его Клара фон Линденберг была шведкой. Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Он ушёл с её открытия, почувствовав себя плохо. Исполнил иллюстрации к «Детству» М. Горького (1931) и цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932-33).
Эту работу и автор и модель считали лучшим своим портретом. Среди живописных произведений «Расеи» «Снопы», «Подсолнухи», «Старуха молочница», «Девочка с бидоном», «Расея» (1917), «Олонецкий дед», «Земля народная» (1918) и др. В 1915-16 вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Привал комедиантов» (на темы произведений К. Гоцци), участвовал в оформлении проводимых там театрализованных вечеров. Сын потомственной почетной гражданки Клары Ивановны Линденберг Борис родился в Москве. В семье было пятеро детей. Он плодотворно работал как пейзажист и портретист переиздал свою «Расею» на русском и французском (1921, 1922) и дополнил ее новым альбомом «Лики России» (на французском и английском языках 1923, 1924).
Считается, что именно после поездок в Париж 1911 и особенно 1913 года начинается «настоящий Григорьев». Рисовал для журнала «Harpers Bazaar» и для рекламы. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств правда из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь. Григорьев создает цикл "Расея". Цикл «Интимность» сделал Григорьева известным и признанным живописцем, критика отнеслась к нему благожелательно.
Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В отличие от многих других образов «Расеи», в лице старухи нет озлобленности, хотя мы чувствуем, что эта русская крестьянка прожила многотрудную жизнь. Холодная цветовая гамма вполне соответствует его кристаллоподобным, аналитически-отчуждённым «ледяным» построениям. В 1918 Г. много работал в области книжной иллюстрации (рисунки к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А, Пушкина, к «Опасному соседу» В. Пушкина), сотрудничал в журнале «Пламя», участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября (эскизы декорации Английской набережной на темы поэзии Уолта Уитмена). Впрочем, футуристом он не стал. Его образы стремились к натурподобию, что естественно привело Григорьева к созданию одного из лучших и знаменитейших циклов «Расея» изданного в 1918 в виде альбома с текстами П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого художника.
Природный материал человеческой плоти словно оттачивается резцом жизни, что лишает лицо покоя, насыщает его духовной энергией (сам Григорьев писал, что портрет наполнен «бурной, творческой, полной музыкального грома атмосферой»). В пронзительном полотне «Старуха-молочница» («Старуха с коровой») (1917) мы видим старую женщину в черном повойнике и выцветшем сарафане с болезненно сжатым, впалым ртом и невидящими глазами. Свой автопортрет он наделил романтическими чертами, свойственными этой среде. Он удивителен, блестящ и по-человечески добр.
но был далек от их радикализма. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. К этому времени уже сформировались типические черты стиля художника — с изысканной, гибкой линией в качестве доминирующего начала формы. Все эти годы Григорьев по-прежнему был очень популярен. Его называли «великим Григорьевым», о нем писали сотни статей и покупали, покупали его картины.
В 1927 приобрел участок земли в Кань-сюрМер, близ Ниццы и поселился на своей вилле «Борисэлла» (от «Борис» и «Элла») в дальнейшем проводил там лишь краткие периоды между путешествиями. Художник писал их на родине и в эмиграции. М. И. Но Гражданская война, тяжёлый быт и появившиеся идеологические противники в 1919 году «вытолкнули» его за границу. Крестьяне на картинах «Деревня», «Земля народная», «Олонецкий дед», «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. Иллюстрировал издания по русскому фольклору («Святочные гадания», 1910 и др. ), рисовал (с 1911) для журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Аполлон» и др.
Здесь эротический мотив сплетается с социальной проблематикой и театральными реалиями. По возвращении в Париж написал монументальное полотно «Лики мира» (2, 5 5, 2 м), которое посвятил Лиге Наций (в 1932 приобретено правительством Чехословакии). Он отметил также, что «способность Григорьева найти во всей мимолетности и призрачности жизни нечто более глубокое и вечное является одной из лучших сторон его таланта, могущего создать образы настоящего искусства, жестокого и правдивого, как сама жизнь». В дальнейшем постоянно (до 1918) участвовал в выставках этого общества в Петрограде и Москве, а также в благотворительных выставках и аукционах, устраиваемых мирискусниками в военные годы.
В 1936г. яз. ), «Тетушка Анфиса Порфирьевна» М. Салтыкова-Щедрина (на рус. Знают его медийный цикл О новом (обнародован в 1920 г. ) С воспоминаниями о собственном участии в праздничном оформлении Петрограда осенью 1918 года, о сотрудничестве в журнале Пламя, редактором которого в то время был нарком А. В. Луначарский, о Первую государственную свободную выставку всех течений в начале 1919 года во Дворце искусств, в который переименовали Зимний дворец на волне непреодолимого желания заменить все древнее на революционное и современное.
Александр Бенуа писал: «Противоречия этого странного характера многих шокировали. Он писал портреты известных современников. Лишь иногда, в основном в лицах стариков, проглядывают мудрость и просветление. В 1915–1916гг. Он учился в СХПУ в Москве (190007) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (190713).
Незадолго до смерти исполнил автопортрет (в собрании сына художника). В них появилась та «божественная линия», гибкая и подвижная, сочная и бархатистая, о которой писали и говорили все, кто когда-либо писал и говорил о Григорьеве. Уже в 1916 году Елизавета Георгиевну арестовали («понятия я не имела, за что арестована»), два месяца она провела в тюрьме. Он имел за рубежом славу «артиста линии», «великого русского художника», благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. Оформил книги: «Детский остров» Саши Черного (Данциг, 1921), «Анфиса Петровна» М. Е. Для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре Борис Григорьев создал 78 листов это не только декорации различных сцен, но и многочисленные эскизы костюмов: Боярышни, Скомороха, Царя Берендея – они сохранились в музее самого театра.
Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) — интереснейший русский художник первой половины ХХ века, выдающийся художник и виртуозный график. Зато несколько месяцев, проведенных в этом удивительном городе, сам воздух которого напоен искусством, вдохновили Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков. Данный автопортрет был написан Григорьевым в 1916 году и впервые представлен на выставке «Мира искусства» в 1917 году. Моя любовь к нему приближается к истерии».
С 1916 года работал над циклом «Расея», представляющим в гротескной форме жизнь русской провинции (частично издан в альбоме под тем же названием, тексты П. Е. Щёголева, Н. Э. Радлова и эссе «Линия» Григорьева – 1918 тексты А. Н. Толстого, А. Шайкевича, А. Н. Бенуа и Григорьева – 1922). В этой поэме, создававшейся на протяжении 15 лет, запечатлелись искренность и непосредственность художника, приступы разочарования в себе и окружающих, радость творческой удачи, тоска по России и невозможность возвращения. А он в 11 лет прекрасно копировал большие полотна известных художников. Портрет весьма необычен. По возвращении в Петербург осенью 1913г.
яз. : Rasseja. В 1909 году познакомился с Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Евреиновым и В. В. Хлебниковым, примкнул к авангардистской группе «Треугольник», участвовал в её выставке «Импрессионисты» (1909), также в выставках «Товарищества независимых» (1912-13) и др. С 1913 г. Григорьев постоянно участвовал в выставках объединения Мир искусства.
Маски персонажей пьесы «На дне» превращены Григорьевым в страшные символы юродивости, в лики дна России. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. Безусловно интересны и портреты работы Григорьева, мастера натурного рисунка. Это успех, признание. Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне». В русском искусстве было традиционно принято идеализировать народ и патриархальную Русь, вот таким образом крестьянские образы из цикла «Расея» были восприняты противоречиво.
Григорьев и Максим Горький познакомились в Петербурге в 1919 году. В 1935г. Только здесь я лично начинаю обретать для себя радость полного собой творчества». В 1939 году художник скончался на своей вилле в городке Кань-сюр-Мер близ Ниццы. В предисловии к книге «Расея», увидевшей свет в том же 1918г., Григорьев писал: «Никто не может быть уверен в том, что смерч времени не вырвет и его с корнями у любимой Земли» Он участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине революции, сотрудничал в журнале «Пламя», выполнил иллюстрации к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А. С. Пушкина и серию карандашных рисунков по мотивам поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Борис Григорьев, как известно, был человеком непоседливым и вечно находился в поиске. И хотя живописные поиски «треугольниковцев» не прошли для молодого человека бесследно, футуристом он не стал. По-прежнему плодотворно работал он как пейзажист и портретист, переиздав «Расею» на русском и французском языках (1921, 1922гг. ) и дополнив ее новым альбомом «Лики России» (на французском и английском 1923, 1924гг. ), включившем, в частности, портреты актеров Московского Художественного театра, гастролировавшего в то время во Франции.
Объединяющая разные грани его таланта литературность — «идейность», от которой, по словам Григорьева, он страдал в своем творчестве, явственно проступает в портретах. Типические черты его стиля – с изысканной, гибкой линией в качестве доминирующего начала формы – четко проступили в большом графическом цикле Intimite (Интимность, 1916–1918 издан в виде альбома в 1918), созданном на базе парижских впечатлений мир цирков, кафешантанов и продажной любви составил здесь театрально-лукавую панораму вялотекущего распада. Но особенно важно, что уже тогда Григорьев продемонстрировал свою «одержимость линией». и нем. Выполненные в иконно-гротескной форме 9 картин и 60 рисунков цикла раскрывали образы безысходной, «звериной», но и святой России, которая, как отмечал А. Н. Толстой, «не касалась ни романтической России Венецианова, ни героической Сурикова, ни лирической Левитана и Мусатова, ни православной Нестерова, ни купецко-ярмарочной – Кустодиева и Судейкина Эту лыковую Русь и я и вы носите в себе оттого так и волнуют полотна Бориса Григорьева, что через них глядишь в темную глубь себя, где на дне, не изжитая, глухая, спит эта лыковая тоска, эта морщина древней земли». Будучи частым посетителем литературных вечеров в артистических кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», Григорьев вновь и вновь «восхищал сумасшедшинкой и писанием стихов» собравшихся.
Передал несколько работ в Русский культурно-исторический музей в Праге. Эта сюжетно загадочная картина сообщает эротической теме горькую, угрюмо-безжалостную тональность. По заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева иллюстрировал издания по русскому фольклору: «Святочные гадания» (1910), «Сказка о трех королевичах» (1910), «Народный календарь» (1911) и др. Лучшим своем портретом считал портрет М. Горького (1926, Музей А. М. Горького, Москва), с писателем в образе кукловода, манипулирующего персонажами пьесы На дне. Создал циклы, посвящённые Нормандии и Бретани, Латинской Америке (1927-29), монументальное полотно «Лики мира» (1930). Ему были близки и поэтические поиски Маяковского, острые и злободневные.
Его театр был обвинен в отрыве от советской действительности и закрыт, а через год, летом 1939 года, Мейхерхольд был арестован и расстрелян 2 февраля 1940 г. Наряду с собственно портретами, на выставке представлен знаменитый автопортрет Бориса Григорьева под названием Lntanger («Иностранец» или «Чужой») (в книге К. Уманского «Новое русское искусство» картина обозначена как Ein Russisch («Русский»). Преподавал в 1-х Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918-19). Показал гуаши и рисунки латиноамериканского цикла на персональной выставке в парижской галерее Колетт (1930), картину-ширму «Лики мира» (1920-31) на Осеннем салоне (1930). Работы воспроизводились в русских периодических изданиях: «Иллюстрированная Россия», «Мир и искусство», «Жар-Птица» (все – Париж), «Color and Rhyme» (Нью-Йорк), «Перезвоны» (Рига). В меньшей степени известны его потрясающие портреты видных деятелей русской культуры и уж совсем в новинку многим покажется цикл «Intimit» (Интимность) или волшебный бретонский цикл или удивительно нежные образы жены и сына.
Художественное видение Г. отмечено в это время соединением разных тенденций. Характерно, что все крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев мыслил как книги и стремился увидеть их напечатанными в сочетании с текстом, создав особый вид «экспонирования» в книге. яз. Возможно, одной из решающих причин этого перелома в сознании художника стала встреча с выехавшим на Запад Евгением Замятиным, старым другом Григорьева, который некоторое время жил в парижской квартире художника, а лето 1932 года провел на вилле Григорьевых «Бориселла» около Ниццы (название виллы составлено из имени художника и его жены Эллы — Елизаветы фон Браше (1883-1969).
В 1920-30-е провел персональные выставки в Париже (J. Так известно, что Борис Дмитриевич оставил около 500 страниц мемуаров (но местонахождение его рукописи пока неизвестно). Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919). Богемный дух Парижа вдохновил Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков.
Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Давние знакомые, Григорьев и Маяковский, во время написания этого портрета сотрудничали в журнале «Новый Сатирикон». В 1899г. Например, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева «парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными ироническими и блестящими», отметив при этом, что художник «до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается». Линденберг. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому).
В 1912 создал эскизы иллюстраций к «Дубровскому» А. С. Пушкина и «Вешним водам И. С. Тургенева, оформлял обложки для журнала «Новая жизнь». Написал портреты Ф. И. Шаляпина (1922-23), С. А. Есенина (1923), А. М. Ремизова (1924), М. Горького (1926), С. В. Рахманинова (1930), С. Т. Коненкова (1935). Они покорили А. Бенуа своей «чудодейственной виртуозностью» и «острой красочностью», а критик газеты «Новое русское слово» назвал их «миражами», «сказками, созданными фантазией детей в их наивной и безудержной праздничности». Иллюстрировал «Детство» М. Горького (1931г. ) и выполнил цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932–1933гг. ). Крестьяне на картинах «Деревня», «Земля народная», «Олонецкий дед», «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций.
В числе лучших работ «Расеи» картины «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» (обе 1917г. ), «Деревня», «Олонецкий дед» (обе 1918г. ), «Земля народная» (1917–1918гг. ). Автор намеренно подчеркнул преемственность идейно-образной структуры изобразительного цикла «Расея» и своей поэмы. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Появление «Расеи» на выставках «Мира искусства» в 1917 и 1918, на 1-й государственной свободной выставке (Петроград, 1919) поразило современников непривычно жесткой, трагичной трактовкой образов: критики увидели в «Расее» «звериность» и одновременно «монументальность» (П. Щеголев), «детскость» и «почти всеобъемлющую искренность» (А. Бенуа), «идилличность» (правда, все же на вулкане) (А. Левинсон), лишь один из ликов России «корявый, убогий и печальный» (Б. Шлёцер).
Григорьев работает над театральными декорациями и сценическими костюмами. Примерно в это же время художник начал публиковать свои рисунки и карикатуры в журнале «Сатирикон» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), а с 1914г. – в «Новом Сатириконе». Работал для американских модных журналов, таких как «Harpers Bazaar». В 1917 стал членом общества «Мир искусства». Работа в «Сатириконе» и «Новом Сатириконе», которые он иллюстрирует, вновь заставляет вспомнить о гротеске.
Например, образ худой девочки в черном платье «переведен» Григорьевым с приводившегося суть выше графического листа: взгляд этой рано повзрослевшей девочки, с рождения надломленной тяжестью жизни, преследовал художника. Весной 1913г. Иллюстрировал книги («Детский остров» Саши Чёрного, 1921 «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, 1932-33 и др. ) исполнял портреты (серия – актёры МХТ изданы в альбоме «Лики России», 1923 С. А. Есенина, 1923 А. М. Ремизова, 1924 М. Горького, 1926, Музей-квартира А. М. Горького, Москва С. В. Рахманинова, 1930). Художник был очарован Америкой и в дальнейшем с удовольствием проводил там зимние сезоны, создавая пейзажи Флориды, портреты деловых людей, светских дам, деятелей искусств: А. М. Ремизова (1924г. ), С. А. Есенина (1923г. ), Ф. И. Шаляпина (1922–1923гг. ) и др.
Одни листы были сделаны во множество красок, другие почти an camaieu. В 1909 совершил поезду в Швецию и Норвегию, в 1911 -в Австрию, Писал акварелью, гуашью, темперой, маслом пейзажи («Субботний звон», 1908 «Лесная сказка», 1911-12: «В горах» и «Лесной пейзаж», 191 1), сюжетные композиции на темы провинциального и усадебного быта («Отдых», 1911 «Провинция», «Приезжие господа в деревне», «Вечерние мечты», «Соседки (Тургеневское время)», 1912 «Старая усадьба», 1913) интерпретировал характерные для искусства модерна мотивы маскарада, прогулок, купаний, детских игр («Маскарад», «Свадьба Пьеро», «Прогулка», «Купальщицы», 1913 «Баловни», «У дедушки в гостях», 1911) иллюстрировал произведения В. Каменского («Землянка», 19 I I СПб., 19 1 2), А. Пушкина («Дубровский», 1912), И. Тургенева («Вешние воды», 1912). Исполнил живописные и графические портреты: И. Е. Репина (1915), В. В. Хлебникова (1915, 1916), В. В. Каменского (1916), С. Ю. Судейкина (1916), В. Э. Мейерхольда (1916), Н. К. Рериха (1917), Б. М. Кустодиева (1917), М. В. Добужинского (1917), Н. А. Клюева (1918), Ф. И. Шаляпина (1918) и др. В 1915 «Аполлон» опубликовал статью Н. Лунина «Рисунки Бориса Григорьева» ( 8-10). Оформил книги: «Детский остров» Саши Черного (Данциг, 1921), «Анфиса Петровна» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Мюнхен, 1923), «Первая любовь» И. С. Тургенева (Берлин, 1923). Линия самое минимальное средство в руках художника. Исполнил картины изображающие природу, быт и типы Латинской Америки.
В 1917-18 Г. работал над посвященным русской деревне циклом «Расея» в первоначальном варианте, опубликованном в 1918 в Петрограде, 9 картин и 60 рисунков, закончен цикл в начале 1920-х за рубежом. яз. ), «Тетушка Анфиса Порфирьевна» М. Салтыкова-Щедрина (на рус. В 1909 г. Григорьев вступил в возглавляемую Н. Кульбиным «Студию импрессионистов» – сообщество художников, близких к футуризму. Но лучше всего о линии сказал сам художник, сложив стихотворение в прозе «Линия» (1922г. ): «Она подобна молнии в сознании глаза – зигзаг, уловляющий неуловимое в движении жизни». Сам Борис Григорьев говорил: «Сдвиг пропуск ироническая гипербола делают линию мудрой. яз. : Rasseja.
Женский образ исполнен телесной красоты и достоинства. Арестовали меня в октябре, значит в начале зимы, конечно, Кирилл и я погибли бы на этапе». Сын Дмитрия Васильевича Г., в 1898-1907 управляющего Рыбинским отделением Волжско-Камского банка и потомственной почетной гражданки Клары Ивановны Линдерберг, дочери капитана-мореплавателя. В 1917-18 гг.
Контраст красного и черного цветов вносит в произведение ноту трагизма и усиливает противостояние основных персонажей: трагически-выразительной, словно потерявшей точку опоры фигуры Мейхерхольда-денди и — пламенеющей фигуры его зловещего двойника («стрелка»), застывшего в напряженной позе. В 1899 окончил гимназию и поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. Последнее издание включало в себя, в частности, портреты актеров МХАТа. Детские и юношеские годы Г. прошли в Рыбинске.
Мейерхольд обучал студийцев правильно двигаться. Григорьев показал себя как художник, для которого нет мелких, незначительных тем. В 1913 впервые показал свои работы на выставке общества «Мир искусства» в С. -Петербурге. В 1903-07 учился в Строгановском училище у Д. А. Щербиновского. К «чистой живописи» художник обращается в пейзажах и натюрмортах извлекая из любого неприхотливого мотива богатство фактурных и колористических нюансов. Молодой Григорьев в своем творческом становлении прошел путь от испытания разных, в том числе и «крайних», стилей, через усвоение старых и новых художественных идей к выверенное и осмысленности своего предназначения в искусстве. По заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева иллюстрировал издания по русскому фольклору: «Святочные гадания» (1910), «Сказка о трех королевичах» (1910), «Народный календарь» (1911) и др.
Такими были иллюстрации изданий по русскому фольклору «Святочные гадания», «Сказка о трех королевичах» (оба 1910г. ), «Народный календарь» (1911г. ) и другие, выполненные по заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева. Участвовал в выставках русского искусства в Венеции (1920), Чикаго (1923), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palace, 1924), Амстердаме (1924), Париже (кафе «La Rotonde», 1925 BemheimJeune, 1927 La Renaissance, 1932), Питтсбурге (1925), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935) в международных выставках в Венеции (1926), Антверпене (1931), Чикаго (1932, 1934, 1938), в парижском Осеннем салоне (1921-23, 1930/31). Экспонировал «Землю народную» и другие полотна на Первой свободной выставке всех течений в начале 1919г. В 1918 исполнил иллюстрации к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А. С. Пушкина и серию карандашных рисунков по мотивам поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Из рассказов Замятина Григорьев, вероятно, узнал, что не существует «лыковой Расеи», как нет больше святой Руси Нестерова или сказочного царства Васнецова. «Никто и никогда не поймет Вас кистью так, как я», – уверял он Алексея Максимовича в письме 1924г. Одной из самых ярких работ этого периода является монументальное полотно «Улица блондинок» (1917), которое обобщало цикл «Intimit» и репродуцировалось в качестве фронтисписа в одноименном альбоме.
Ясного вышла также книга (альбом) «Intimit», куда вошли навеянные парижскими впечатлениями рисунки, акварели и гуаши Б. Григорьева, а также статьи искусствоведов В. Дмитриева и В. Воинова. А. Блок). Был членом Союза деятелей русского искусства во Франции (с 1933), жертвовал картины в пользу русских учащихся за границей. В 1907г. Массачусетс (1923 и 1924), Чикаго и Филадельфии (1927).
Таковы издания «Расея» (1918), где помимо очерков П. Щеголева и Н. Радлова, были григорьевские тексты «Линия» и «Учитель» «Intimite» (1918) со статьями В. Воинова и В. Дмитриева. Грядущие события словно подтвердили прозорливость художника. С 1911 публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». На выставке можно увидеть около 150 произведений Бориса Григорьева из отечественных и зарубежных собраний (музеев и частных коллекций). При создании портрета Григорьев использовал свои наблюдения за пластикой и движениями Мейхерхольда во время работы с актерами в его питерской студии на Бородинской улице (Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях).
В 1926г. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. В этих ранних работах проявилась редкостная наблюдательность Григорьева, которая, по словам С. Маяковского, «заострена насмешкой, его вкус тяготеет к гротеску, к причудам обыденного, к фантазму пошлости».
Парижские рисунки получили в России восторженные отзывы ведущих критиков, особенно после экспонирования их на выставках в конце 1913 в Художественном бюро Н. Добычиной и «Мира искусства». В Париже создал множество рисунков, гуашей, акварелей и живописных этюдов повседневной жизни парижских улиц и кафе, послуживших основой для живописного и графического цикла «Intimite». Салтыкова-Щедрина (Мюнхен, 1923), «Первая любовь» И. С. В четырехлетнем возрасте он был усыновлен Дмитрием Васильевичем Григорьевым.
Окончив в 1899 гимназию, он поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук, в 1903 – в Строгановское училище (с 1905 – в мастерской Д. Щербиновского). рисовал для выпускаемых Бурцевым малотиражных журналов «Досуги», «Свободные часы», «Мой досуг», «Мой журнал для немногих» (в 1913 четыре отдельных выпуска этого журнала были целиком посвящены его творчеству). С 1927 обосновался в Кань-сюр-Мер близ Ниццы, на своей вилле «Борисэлла», совместив в ее названии свое имя с именем жены.
В сентябре 1919 с женой и пятилетним сыном Кириллом нелегально пересек на лодке Финский залив, попал в Финляндию и после недолгого карантина в Териоках (ныне Зеленогорск) уехал в Берлин. В 1930г. и портфолио) в 1924 – «Boui-Boui au bord de la mer» «Bouiboui», С 1920 жил в Париже, участвовал в возрождении общества «Мир искусства» и в его выставках 1921 и 1927. Поэтическим эквивалентом серии живописных и графических работ, опубликованных в книгах «Расея» и «Лики России» в 1918-1924 гг., стала поэма «Расея» — наиболее значительное произведение Григорьева-литератора. занимался в Строгановском художественно-промышленном училище у Д. А. Щербиновского.
Работы из цикла «Расея» и продолжающего его цикла «Лики России» занимают на выставке отдельный зал. К «чистой живописи» художник обращается в пейзажах и натюрмортах извлекая из любого неприхотливого мотива богатство фактурных и колористических нюансов. Создал большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев». Лишь в последнее десятилетие жизни он освободился от «расейских» образов, погружаясь в чистое искусство, где общечеловеческое выше национального. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств правда из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь.
Большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) написан в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев». 1920–1931», которой художник придавал программное значение. Мастер избегал крайних форм авангарда, но натуроподобие его образов, как правило, сочеталось с их внутренним надломом, – таков его знаменитый, включающий и графику и живопись, цикл Расея (тема другого, тоже изданного в 1918 альбома с текстами П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого мастера), где портретные и пейзажные мотивы русской деревни сложились в многочастный реквием, хотя и по-своему красочный, но полный горькой меланхолии. Эта работа занимает особое место в творчестве художника. В 1918 году в Петрограде, в издательстве Б. М. В 1922 посетил Нормандию, в 1923 – Бретань, где часто бывал в последующие годы. Text P. Barchan, O. Bie, B. Grigoriew): в 1922 – «Расея» (с текстом А. Толстого, А. Шайкевича, А. Бенуа и Г. ): в 1923- «Первая любовь» И. Тургенева (на нем. С 1911 Григорьев публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», оформлял русский фольклор.
Написал и опубликовал под псевдонимом Борис Гри роман «Юные лучи» (1912). В 1919 г. Григорьев уехал из России. «Intimite» («интимность», франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков.
В течение этого года участвовал в выставках группы «Мир искусства» в Осеннем салоне и в галерее La Boetie (показал монументальное полотно «Образы России», завершившее цикл «Расея»), в Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне и провел персональную выставку в парижской галерее J. Povolotzky. Иллюстрировал «Детство» М. Горького (1931), «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского (60 рисунков: экспонировались на персональной выставке в Нью-Йорке в 1933). Это полотно, несмотря на явный неуспех картины на парижском Осеннем салоне 1930г., послуживший причиной тяжелого внутреннего кризиса художника, приобрел один из музеев столицы Чехословакии после персональной григорьевской выставки в Славянском институте в Праге (1932г. ).