Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу», 1769 год, Лувр) близки французскому классицизму. было реальным предметом картины». В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.
Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. Академии», 1755, Париж, Лувр). Глюка, оперной певицы Софи Арну (1780), актера Комеди Франсез Батиста Эне, графа А. П. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними.
А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать исправлять и побуждать к добродетели». Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. Знаменитый французский художник-жанрист.
Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Одно из самых поздних произведений – Первая борозда (1801) – с изображением крестьян в пейзаже ничем не напоминает по колориту работы раннего Грёза.
Грёз обратился в 1801 году с письмом к Наполеону Бонапарту со словами «у Вас, сир, доброе сердце». К завершению того же самого года он оставил Францию для Италии в компании с Аббе Луи Гоудженотом, который оставил от мировых судей – хотя он получил почту conseiller au Chtelet, чтобы взять мелкую оправу. Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре). Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы.
Публика меняется — люди 3-го сословия начинают ходить в салоны и, по своему, еще весьма примитивно, оценивать художественные произведения. музей). «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей).
Сентиментальные сцены – Девушка, молящаяся у подножия алтаря Амура (1769) и Утренняя молитва (1770-е) – не вызвали восхищения у критиков. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. его жена. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона.
В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар). Многие давно пресытились ею. » и Анджелика приглашает принца танцевать, сразу восстанавливая его жизненные энергии. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр.
Жан-Батист Грёз (фр. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами.
Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Лувр). Рядом с картинами Франсуа Буше, о творчестве которого было рассказано в части 9, расположены две работы Жана-Батиста Грёза.
P., 1926. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.
Шуваловой (около 1780) свидетельствуют о том, что мастерство Грёза-портретиста с годами все возрастало. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида.
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи.
Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-1790, ГМИИ) и тому подобное. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Хотя первую картину Дидро и назвал в Салоне 1769 года «очаровательной», но отметил, что голова принадлежит юному существу, а тело – немолодой женщине, что плохо исполнены складки одежды, тяжеловесен пейзаж, а статуя Амура напоминает маленького уродца. Он намного пережил свою громкую прижизненную славу. Этот неудачный холст «Svre и Caracalla» (Лувр) был показан в 1769 бок о бок с портретом Греза «Jeaurat» (Лувр) и его замечательный «Миниатюрный нуар Fille au chien».
Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. Сюжет картины был в духе времени: история несчастной любви Абеляра и Элоизы пользовалась в Париже особой популярностью в конце 1750-х. Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью. его жена. Учился у лионского художника Ш. Грандона, а затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже вскоре он привлек внимание публики картиной Отец, объясняющий Библию своему семейству. Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Академики приняли своего нового участника со всеми должными почестями, но к концу церемоний директор обратился к Грезу в этих словах «Господин, l39Acadmie vous, reu, mais c39est прибывают peintre de genre elle eu gard vos anciennes производство, qui sont excellentes и elle Целле-ci ferm les yeux sur, qui n39est Динь ni d39elle ni de vous».
В 1755-1756 годы посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. мастерство, также талант в передаче освещения. Эпизод 1946 года старого цикла радиопередач времени Новые Приключения Шерлока Холмса, названные «Девочка С Газелью», сосредотачивается вокруг кражи вымышленной живописи Греза того же самого имени, которым тайно руководит профессор Мориарти.
Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Таким художником стал Жак Луи Давид. Шувалова, Эрмитаж оба между 1776 и 1781 годами граф П. А.
гал. Писатель И. С. Тургенев, не питавший к творчеству Греза особой симпатии, купил тем не менее, поддавшись моде, одну из его tetes d39expression. Как раз в тот период Франция находилась под влиянием идей Руссо и Дидро, общество тяготело к утверждению моральных ценностей, видело идеал в тихой, скромной и честной жизни.
Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания».
Пушкина). Принесенный «La Jeune Fille Е l39agneau», действительно, при продаже Поертэла в 1865, не менее чем 1000000 франков. Поскольку Дидро сказал относительно «La Bonne mre», il prch а-ля население и определенная пикантность контраста – результат, который получает поклонников. Грёз (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню, Бургундия, — 21. 3. 1805, Париж), французский художник. Революция лишила Грёза состояния.
Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма.
В той истории нет ничего сопоставимого, хотя подзаговор относительно кражи Мориарти Моны Лизы был бы добавлен к началу адаптации «Заключительной проблемы» для телесериала Приключения Шерлока Холмса в 1985. Поздние портреты Грёза столь же великолепны, как и работы 1760-х годов. Например, волы по отношению к всему действу. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае.
Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). По возвращении он с головой окунулся в работу. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика. Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М.
С 1767 года член Королевской академии со званием «художник жанра». В 1755—56 был в Италии. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами. Лит. : Mauclair С., Greuze et son temps. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.
С первых же выставленных им в Салоне 1755 года картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и другие) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Однако в 1755-1761 гг. Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Жан-Батист Грёз познал и пик славы и пик неудач, его «фатум» не назовешь счастливым.
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Жанровые композиции Г. ("Деревенская помолвка", 1761, Лувр, Париж "Паралитик или Плоды хорошего воспитания", 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Однако академики весьма низко оценили эту работу и приняли Грёза в Академию в звании жанрового художника. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. После возвращения на родину в 1757 году Грез много и плодотворно работал и регулярно, вплоть до 1769 года, выставлялся в парижском Салоне.
Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Художник был очень моден и популярен в своё время. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Красота формы подчинена дидактической цели.
Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). В 1755 – 1756 гг. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. (Сэр, Академия приняла Вас, но только как peintre de genre Академия испытывает уважение к Вашему бывшему производству, которое превосходно, но она закрыла глаза на этого, который не достоин, обе из нее и Вас самих. ) Грез, значительно рассерженный, ссорился со своими собратьями и прекратил показывать до, в 1804, Революция бросила открытый двери Академии ко всему миру.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке.
Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. Красота формы подчинена дидактической цели.
Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Пьера была приобретена Людовиком XVI. Шувалов, ГМИИ граф Е. П. Однако в 1755-1761 гг.
В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Людовик XVI назначил ему в 1792 году пенсию в 1537 ливров, но она выплачивалась не регулярно. Грёза заметили и оценили. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. Высоко оценивал творчество Греза и Дидро. Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда.
В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Этого звания ему не давали. Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Натуара.
В шестой части Леопарда, романа итальянского писателя Джузеппе Томази ди Лампедузы, принц Соляного озера наблюдает живопись Греза, Ла Морта дю Жюста и он начинает думать о смерти (как «выход безопасности», который освобождает пожилых людей их неприятностей) и судит, что симпатичные девочки, окружающие умирающего человека и «беспорядок их одежды, предложили пол больше, чем горе. Но на картине волы не могут никуда пойти. его жена. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве.
Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.
В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Портрет композитора К. -В. Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением. Пьера была приобретена Людовиком XVI.
Галантная живопись доживала свой век. Когда популярность Грёза прошла, он остался практически без средств к существованию и вынужден был пользоваться материальной поддержкой одной из дочерей. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность).
Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Постепенно звезда его славы закатилась. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр.
Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся 11 картин Жана-Батиста Грёза, которые считаются настоящим достоянием и входят в число интереснейших коллекций музея. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика».
Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. Покровители Грёза были изгнаны из Франции в годы Революции и Империи.
Он родился в Турню, Бургундии. Последний был художником довольно средних способностей, зато чутко откликался на злобу дня, умел, как говорится, держать нос по ветру и прекрасно чувствовал все модные веяния своего времени. Сюжет картины был в духе времени: история несчастной любви Абеляра и Элоизы пользовалась в Париже особой популярностью в конце 1750-х. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Грёз исключением не был.
Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года.
Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию. В 1755-56 был в Италии. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм.
Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе.
Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. И совсем резко критик напишет о «детских головках», экспонировавшихся в Салоне 1769 года, с иронией заметив, что их было бы пристойнее подарить другу, а не показывать публике. Впрочем искусство Греза имело лишь временный успех. Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты.
В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Часто условен и колорит картин Греза. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы.
Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации. В целом искусство Грёза идеально отразило его эпоху, а кроме того, отличалось совершенством художественной техники. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Улаженный в Париже, Грез работал от живущей модели в школе Королевской Академии, но не привлекал внимание своих учителей и когда он произвел свою первую картину, «Le Pre de famille expliquant la Bible SES младенцы», значительное сомнение чувствовали и показали относительно его акции в ее производстве. Строганов в детстве, 1778 год, Эрмитаж и другие).
Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена.
Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). А. С. Jean-Baptiste Greuze 1725, Турню, Бургундия – 1805, Париж) – знаменитый французский художник и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).
Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. Однако в нем много легко узнаваемых персонажей более ранних картин. Тэнкред просит, чтобы «Вы ухаживали за смертью. А. С.
Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу. Критики были строги к поздним произведениям Жана-Батиста Грёза, утверждая, что колорит их не правдив, что рисунок не верен, композиции неудачны Но иногда они бывали более благосклонны к «старику Грёзу», один из них в Journal de Paris заметил, что Грёз все-таки автор композиций, полных шарма, что он заслужил звание «художник нравов», что он крупный портретист.
Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.
Это было более вероятно вдохновлено ссылкой на «La jeune fille Е l39agneau» Греза, наблюдаемый относительно стены Мориарти во время полицейского интервью в Долине Страха. Эпизод, написанный Денисом Грином и Энтони Букэром, был «предложен инцидентом в истории сэра Артура Конан Дойля, Заключительная проблема». Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты ("Гравёр И. Г. Билль", 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж). Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Классицистический пейзаж художник ввел и в более раннее полотно Невинность, увлекаемая Любовью (1780-е). В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Но творчество этого мастера очень ярко отразило характер искусства века Просвещения, его оптимизм, утопизм и одновременно внутреннюю сложность. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Однако в 1755-1761 гг.
Жан-Батист Грёз (фр. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». В конце XVIII – начале XIX вв. В 1755 Грез показал свой «Aveugle tromp», на который, представленный Пигаль скульптор, он немедленно был agr Академией.
Шувалова (около 1780) и его супруги графини Е. П. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. одно из самых опасных созданий, какие только существуют на свете я не приду в отчаяние, если в один прекрасный день императрица сошлет ее в Сибирь». В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно.
Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность.
Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. Он получил заказы от Жозефины и ряда богатых нуворишей эпохи Наполеона, повторял с небольшими вариациями свои «головки» (Девушка с ягненком Девушка с корзиной Мальчик с собачкой Девушка, пишущая письмо Девушка с голубками, 1802), написал несколько портретов деятелей революции (Портрет Фабра дЭглантин, Портрет Дженсонне), создал два портрета Наполеона, закончил Автопортрет (1803), который экспонировал в Салоне того же года. Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.
«Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось. Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж.
С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков.