Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно». В этом произведении Беллини впервые под влиянием живописи Пьеро Франчески решающую роль начинает играть свет: все фигуры погружены в световую среду, меняется колорит – краски становятся более теплыми, свет – теплым и прозрачным. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников».
Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Две картины— «Св. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». По другой версии, обнажённая женщина – это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине – аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. Известно, что византийские греки постоянную эмигрировали в Италию и Венецию. Он же хорошо мне заплатит.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Он же хорошо мне заплатит. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. 80-е года для творчества Беллини можно назвать переходными – он уже состоялся как художник, но четкости в определении своего стиля у художника еще не было. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Нет картин знаменитого художника в Риме. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. С необычной для живописи XV века тонкостью переданы ее краски, серебристая гладь голубого озера, светлые, охристые тона скал и темная зелень горных склонов. Лаврентия», «Триптих св.
Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Эта комната располагалась в частных апартаментах Альфонса и, вероятно, получила своё название от находившихся там мраморных рельефов Антонио Ломбардо. Завершающий этап его творчества, 1514—1516 годы на удивление богат новыми темами и блестящим художественным их решением. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера».
Если заказы, выполненные Джованни Беллини для венецианских церквей были сравнительно немногочисленными, то с начала 1470-х годов он постоянно получал заказы на сравнительно небольшие, поясные или поколенные изображения Мадонны с Младенцем.
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Мастера Венеции оставили все это в прошлом и обратились к привлекательной реальности. В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. Вокруг трона Мадонны художник изобразил святых Франциска, Иоанна Крестителя, Иова, Доминика, Себастьяна и Людовика Тулузского. Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому».
Они расположены в три яруса. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Две картины— «Св.
Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. «Преображение».
Он очень стар, но все еще лучший в живописи». Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Это было последнее завершенное произведение мастера. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусства), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя они застыли и как бы живут каждый своей отдельной жизнью. Христофор» и «Св.
23 февраля 1506г. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Картины алтаря исполнены маслом, что свидетельствует о знакомстве Беллини с техникой, которую окончательно ввёл в венецианскую живопись Антонелло да Мессина, приехавший в город в 1475 году. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Джованни Беллини работал на стыке раннего и высокого Возрождения.
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Джованни испытал сильное влияние Мантеньи и Антонелло да Мессины.
Следующее крупное произведение мастера— полиптих Святого Винченцо Феррера из венецианской церкви Санти Джованни э Паоло. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Они расположены в три яруса. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь).
Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца— Якопо Беллини.
Святые объединены общим действом, общим чувством. Лаврентия», «Триптих св. Две картины – «Св. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. Несколько «Мадонн с младенцем» относят к раннему этапу творчества художника, это где-то 1450-60-е годы. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. Ок. 1510.
дерево, темпера. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Портрет дожа Леонардо Лоредано исполнен гораздо позже, около 1501 года. До сих пор нет ясной интерпретации смысла и сюжета этой картины.
Этот тип распространился и за пределами Венеции. Беллини не успел закончить другое произведение – «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. Композиция Святого собеседования с изображением Богородицы в окружении группы святых появилась в изобразительном искусстве в XV веке.
Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). 1505г., Лондон, Национальная галерея). Исследователи видят в них несомненное влияние Антонелло да Мессины, который был замечательным мастером этого жанра.
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Стиль Джованни Беллини колебал от статического манеры венецианских работ середины XV столетия к гармонии и великолепия работ эпохи Высокого Возрождения, как, например, в алтаре Церкви Святого Захария, Венеция (1505). «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Он просто выражал свои зрительные образы цветом, вместо того чтобы выражать их линией и светотенью, сменив пластически-линеарный метод на пластически-живописный». Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. дерево, масло. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. В 1500 – 1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок. Картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души». Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино». Христофор» и «Св. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей.
На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Св. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». На одной из работ того периода – «Пьете», художником сделана латинская надпись: «Как только эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини исторгнет слёзы» – слова из «Элегии» Секста Проперция. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. В «Мадонне Леман» того же периода уже чувствуется влияние Мантеньи – застылая, мертвенная атмосфера, силуэт, будто высеченный из мрамора и ощущение остановившегося времени. 1471—1475, Пезаро, Городской музей).
Екатерины и св. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Не вызывает сомнений только «Триптих св.
То же самое – в картинах «Преображение», «Распятие», «Моление о чаше», написанных под влиянием Мантеньи. В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Между заказом и исполнением прошло почти двадцать лет и внесённые за эти годы художником изменения и дополнения вызвали множество вопросов у исследователей.
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия.
К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Однако может быть предложена и другая интерпретация. Критик В. Н. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок.
Христофор» и «Св. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан Джоббе (Св. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Иову и св.
Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Но если в полотнах последнего все пронизано стремительным движением, бурной экспрессией, то в последней работе Джованни Беллини перед нами предстает прекрасный мир, полный спокойствия и тишины. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. 23 февраля 1506г. К периоду между 1490 и 1500 годами относится одно из самых загадочных произведений Беллини— «Священная аллегория» из Галереи Уффици, Флоренция. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм».
Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок.
Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя они застыли и как бы живут каждый своей отдельной жизнью. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле).
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). По предположению Роберто Лонги, она являлась продолжением неоконченного Мантеньей живописного фриза для украшения одного из залов дома некоего Франческо Коронаро, богатого выходца из Мантуи, жившего в Венеции. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Нейтральному одноцветному фону Беллини предпочитает голубизну неба, по которому скользят легкие облака.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Самая известная из них – «Греческая Мадонна» украшала Дворец Дожей, пока в начале 19 века после наполеоновских церковных реквизиций не попала в Галерею Брера.
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация Св.
На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Несколькими годами позже он пишет «Моление о чаше», которое еще ближе к Мантенье. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо).
Екатерины и св. Не вызывает сомнений только «Триптих св. В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди.
Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г. и подпись Беллини. В них присутствуют жесткость форм, «геологические» пейзажи, окаменелые натуры.
В 1500 – 1505 годах художник написал один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.
С 1470-х гг. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. Изображённый за парапетом св. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св. Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514).
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи») связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина.
Окончательной ясности нет до сих пор, саму же картину ранее приписывали Джорджоне. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. В первой половине XX века придерживались трактовки, что она является иллюстрацией французской аллегорической поэмы Гийома де Дегийвилля «Паломничество души» (XIVв. ). «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога».
23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Примером тому может служить созданная почти в этот же период "Мона Лиза". В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Иову и св. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Музей Коррер, Венеция. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Эта картина, к сожалению, не сохранилась.
Из его мастерской вышли все художники так называемого «золотого века». Он же хорошо мне заплатит. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. и подпись Беллини. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан.
Двоим из учеников Беллини – Джорджоне и Тициану – суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа — позднем шедевре Беллини наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью». Следующей крупной работой художника является триптих из венецианской церкви Санта Мария деи Фрари. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини.
1455, Венеция, Музей Коррер). Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици).
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин.
Он же хорошо мне заплатит. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника – «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (около 1501, Лондон, Национальная галерея) – силу характера и интеллектуальную энергию. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). 1505 г., Лондон, Национальная галерея).
Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также – «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). Картина долгое время считалась работой Мантеньи, настолько близки были их манеры в тот период. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах.
Влияние византийской живописи, традиции которой сохранялись в Венеции того времени, проявилось здесь не только в греческой надписи по сторонам от основных фигур (отсюда происходит название картины), но и в изображении Мадонны, придерживающей стоящего Младенца, на фоне занавеса. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини.
В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме – горнему миру. Они расположены в три яруса. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
Лондон, Национальная галерея). Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Винченцо: «Св.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
Лаврентия», «Триптих св. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире».
Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Ок. 1455. Беллини вписал этот алтарный образ в архитектуру храма таким образом, что он создавал полную иллюзию продолжения храмового пространства. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
Он был известен как талантливый полемист, страстный проповедник, духовник, а затем как яростный противник папы Бенедикта XIII. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Его любимыми и часто варьируемыми темами являются «Мадонна с младенцем», «Пьета», «Sacra Conversaziоne». В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок.
Особая тема искусства Беллини – его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Иероним— отшельник и Отец церкви, представляет вершину духовной жизни— аскезу и науку, открывающую истину. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Екатерины и св.
В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов.
Хотя Беллини уже было около 75 лет, но он сохранил не только работоспособность, но и способность к творческому обновлению. Лондон, Национальная галерея). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
«Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств).
Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Винченцо: «Св.
Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Привозили они свои иконы, которые хранили древние, неприглядные итальянцам каноны (плоскостность, суровость образов, знаковое изображение среды вместо реального, подчинение древним авторитетам, отказ от поисков нового). Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина – Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.
Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини.
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. «Мадонна с младенцем». В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза.
Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. Он сравнительно мало эволюционировал (за исключением раннего периода). Из переписки Изабеллы дЭсте с Пьетро Бембо известно, что герцогиня поручила Бембо заказать Беллини картину ещё в 1505 году. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности.
Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Все они, в первую очередь, поражают совершенством колористического решения, которое в полной мере раскрывается в шедевральных «Мадонна на лугу» и «Мадонна с благословляющим младенцем», написанных уже в начале XVI века. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил».
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан.
Вершиной его искусства 1480-х гг. Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. Но, следуя традиционной схеме решения таких композиций, Джованни Беллини вносит в нее чисто венецианскую праздничность. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Это и Святая Земля: пещера, где укрылся пастух, напоминает о другой пещере — в Вифлееме, где родился Христос и куда пришли поклониться ему пастухи.
Лаврентия», «Триптих св. И здесь ландшафт сводится в своих очертаниях к некой почти геометрически правильной форме. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин.
Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. По другой версии (П. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Изображённый за парапетом св.
Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан Марко.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Этот тип распространился и за пределами Венеции. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота.
Исследователи считают произведение поворотным пунктом в творчестве Беллини, поскольку оно является первым опытом мастера в области тональной живописи, которая станет основой творчества Джорджоне и других позднейших венецианских мастеров. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века». Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини.
Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. На нескольких портретах юношей из Лувра, Париж Национальной галереи, Вашингтон Галереи Уффици, Флоренция можно видеть молодых людей с характерным для итальянского Ренессанса мечтательным выражением лица. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б.
В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан).
Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения.
1500). Этот тип распространился и за пределами Венеции. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», около 1475, Городской музей в Пезаро).
Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос» – обе в Прадо, Мадрид). Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства.
В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). На нём изображён шестидесятипятилетний венецианский патриций, который в 1501 году был избран дожем (он занимал эту должность до 85-и лет). В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. По другой версии (П.
«Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Разные исследователи относят его создание к 1465-70 годам, к 1470-75 годам и даже к 1480 м. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Это большое полотно, созданное восьмидесятичетырехлетним художником, демонстрирует удивительную молодость его души. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
– Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством». Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них – «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (конец 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (около 1505, Хэмптон-корт). Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Галерея Боргезе, Рим. А коронация Святых Себастиана и Иова при свидетельстве Марии представлены здесь как триумф Венеции или ее основание в день Благовещения.
Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Исследователи из вашингтонской Национальной галереи искусства считают, что на портрете изображён Джованни Эмо, генерал венецианской армии времён войны с Феррарой в начале 1480х годов. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется.
Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно.
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Винченцо: «Св. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне.
Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм».
Джованни же вспомнил древние каноны (грустная Богородица, фон без пейзажей, однообразные краски), но много и нового. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Не вызывает сомнений только «Триптих св. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. На картине есть подпись художника и дата 1488г. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. 1505 г., Лондон, Национальная галерея).
Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Св. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре.
На ней можно видеть, как св. Христофор» и «Св. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания».
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501 г. Лондон, Национальная галерея). И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал.
Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. За перилами стоят апостолы Павел и Петр.
На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Джованни Беллини (1430-1516 гг. ) был крупнейшим венецианским художником эпохи Раннего Возрождения. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Святые Людовик и Христофор символизируют две разновидности церковной деятельности, Людовик – церковную службу во всех её видах, Христофор – проповедничество. Они расположены в три яруса. Такова работа Джованни «Преображение».
Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Краснова).
Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915).
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Это самый большой из портретов Беллини. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470х годов занимался портретами.
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни— Николозии. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Винченцо: «Св. Изображённый за парапетом св.
К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей – Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Исследователи указывают на «нежную бесстрастность» Мадонн Беллини, связывая это качества с влиянием византийской школы, при этом технику исполнения определяя как нидерландскую. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин.
Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе.
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Богатство и праздничность цветовой гаммы, смягченной дымкой светотени, сближает эту композицию Беллини с работами мастеров Высокого Возрождения. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера».
На ней можно видеть, как св. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. В старости Беллини не утратил способности, как к восприятию нового, так и к обновлению своего искусства.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции.
Точная дата его рождения неизвестна. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено.
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Заказчик картины Агостино Барбариго был братом венецианского дожа Марко Барбариго, которого он сменил на руководящем посту после его смерти. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Мадонны того времени – знаменитая «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря церкви Сан-Джоббе, будто окутанная дымкой, «Мадонна с младенцем» 1483 года из Академии Каррара, отличающаяся чувством умиротворённости, а также «Мадонна с деревцами» – нежное и наполненное символами произведение. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
Он же хорошо мне заплатит. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Великолепный трон, чуть приподнятый над уровнем украшенного мраморными плитами пола и стоящие у трона святые предстают на фоне голубого неба, где в облаках порхают херувимы, а высокая спинка трона превращена Беллини в огромную мраморную раму, в просвете которой предстает написанный в мягких, чуть приглушенных тонах пейзаж города Пезаро с крепостью на вершине холма. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии).
Не вызывает сомнений только «Триптих св. Беллини вписал этот алтарный образ в архитектуру храма таким образом, что он создавал полную иллюзию продолжения храмового пространства. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90гг) из вашингтонской Национальной галереи.
Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа – позднем шедевре Беллини наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью». Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Иову и св.
Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников».
Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463 г. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Изображённый за парапетом св.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Оно долго оставалось незавершённым и одиннадцать лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись.
Она создана совместно с братом Джентиле. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. Работы 1480х годов имеют абсолютно другой характер.
На картине есть подпись художника и дата 1488г. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
Художник ввел мягкие тона, гармонию в композицию и использовал светлые цвета, что хорошо повлияло на следующее поколение живописцев. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини – картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна». Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св.
Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература.