Отдых св. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии). Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Портрет относится к раннему периоду творчества художника. Исследователи изучавшие эстампы Кранаха, называли сюжет гравюры (Hollstein 13) по-разному: «Христос перед Анной» или «Христос перед Каиафой».
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Лувр, Париж. В искусстве XV века можно проследить образ Вечного жида. Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение.
С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище Кранах и возвел его в дворянское достоинство. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая – цветной фон. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Древо познания добра и зла соотносили с Ветхим Заветом, древо жизни – с Новым Заветом.
У художника имелось еще три дочери. Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (в мюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе) Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обе в Имп. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер.
Примером Кранаху служили два первых «народных» издания Апокалипсиса Дюрера (оба, немецкое и латинское, – Нюрнберг, Антон Кобергер, 1498). В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин— в основном на мифологические и библейские сюжеты.
Однако это приносит и неожиданные результаты. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось. и вскоре переросло в тесную дружбу. В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-03, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы.
Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
Картина «Меланхолия» создана художником в 30-х годах 16 столетия на основе популярного сюжета, пользующегося спросом и бытовавшего в среде мастеров и заказчиков. Иисус молится на горе Елеонской, возведя взор вверх, к трем ангелочкам, которые держат крест и чашу (Грааль). Однако едва ли автопортрет Кранаха, включенный в сцену «Взятие под стражу» (Hollstein 11), можно безоговорочно назвать самым первым в творчестве художника. Рассказ о событии включает слова Христа о предательстве Иуды Искариота. Художник запечатлел Иуду в толпе, слева, держащим в руке кошелек, как отличающий его атрибут. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. местах) истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), Блудница перед Христом (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Пещера – это символ начала и конца земной жизни Христа (смотри также «Положение во гроб», Hollstein 22).
Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Собственно, юношеских работ художника не сохранилось.
Он владел аптекой, открыл самую большую в городе типографию (1524 г. ) издавал и торговал книгами, трижды (1537—1544 гг. ) избирался бургомистром Виттенберга. 1530, Вена, Музей истории искусства). Heller, L. Cranachs Leben und Werke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Вернемся к «Взятию под стражу» (Hollstein 11) Лукаса Кранаха. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
Это бесконечные «Адам и Ева», «Диана», «Юдифь», «Венера», «Вирсавия» – картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Картина относится к ранним работам художника. Nr. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Шёнер»).
Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. Остальные творения великого нюрнбергского мастера, которые он сам называл «мои книги», создавались в течение ряда лет (1496 – 1510), но впервые вышли из печати с текстом на обороте гравюр на дереве в 1511 году, то есть уже после кранаховских «Страстей» (1509). В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственный музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. После 20-х годов 16 века в творчестве художника нарастают другие тенденции.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Немецкий художник и график эпохи Возрождения.
LucasCranach als Graphiker. На обороте I иллюстрации («Моление о чаше», Hollstein 10) одного из изданий «Страстей Христовых» Кранаха, в книге M. Anton Corvinus, Kurtze vnd einfeltige Auslegurigder Episteln und Evangelien Wittenberg, Georg Rhaur, 1543, помещен немецкий текст, рассказывающий об аресте Христа. Слева – Петр, правее – Иоанн и его брат Иаков Старший. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472— Веймар, 16 октября 1553)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. История искусства.
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). – Прим. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. История ее такова. Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне).
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Для них он написал портреты. А в 1550 г. вместе со своим патроном, последним эрнестинским курфюрстом Саксонии Иоанном Фридрихом Великодушным находился в заточении — вначале в Аугсбурге (Швабия), потом в Инсбруке (Тироль). Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Художник переезжает в Виттенберг и создает здесь большую мастерскую. Серия ксилографий «Страсти Христовы» в 1509 – 1570 годах выдержала шестьвиттенбергских изданий и затем, в 1616-м, одно амстердамское.
Впервые Лукас Кранах обратился к этому сюжету в 1508 году, в гравюре на дереве. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Картину относят к зрелому периоду творчества художника. Пейзаж утрачивает свое значение, подчиняясь трафаретной схеме. История искусства. В «Страстях Христовых» (L.
Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
20, 21, 24 – 26). Большое внимание в картинах уделяется натурализму деталей. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Очевидно, что Каиафа, услышав слова Христа, говорящего, что «отныне зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26, 64) и, желая демонстрировать, что воспринимает это как богохульство, раздирает на себе одежды.
Lucas Cranach. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например портреты курфюрстов и Лютера и св. Картину относят к позднему периоду творчества художника. Он кажется абсолютно реальным. Это не отвлеченный фон, а действительно место, где свершаются священные события.
В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Этот персонаж опознается в пяти гравюрах серии (L. Был близким другом Мартина Лютера, писал его портреты, создавал произведения, выражавшие идеи Реформации. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая – цветной фон. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
В этом смысле особенно характерны поздние картины Лукаса Кранаха на мифологические темы – «Суд Париса» (1529 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Аполлон и Диана» (1530 Берлин), «Венера с амуром» (Рим), «Венера» (1532 Франкфурт-на-Майне) и другие. Жизнь во всех ее проявлениях была не чужда Лукасу Кранаху Старшему. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы изображения Мадонны. В зрелые годы Лукас Кранах создал целый ряд портретов, в том числе «Портрет Шеринга» (Брюссель), «Портрет дамы» (1526 Мюнхен), «Автопортрет» (1527 Флоренция).
Кранах исполнил это произведение в технике резцовой гравюры на меди. В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт. (Лпц., 1883). Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. Достаточно вспомнить резцовые гравюры Мастера E. S. Вялые исполненные манерности фигуры портретируемых или персонажей облачаются художником в аристократические костюмы.
Размер работы 43 x 32, 2 cm, дерево, масло. Во сне к нему явились хитрый бог Гермес и три красавицы-богини с просьбой определить, кто из олимпийских богинь является «прекраснейшей». Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).
Приняв учение Лютера в начале 1520-х годов, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. В те времена в Германии неряшливость осуждалась, в подобной манере принято было представлять так называемых «солдат удачи» (Koepplin und Falk, S. 472 – 473, Kat. из Зволле (L. Шёнер»).
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Гирляндой в древности украшали животных, ведомых на ритуальное заклание. Пейзаж в гравюре «Моление о чаше», как всегда у Кранаха, в высшей степени эмоционален. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле.
Ср. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты). Как и курфюрст, художник остался верен евангелическому исповеданию веры — лютеранству. Размер доски 83, 8 x 56, 5 см, дерево, масло.
Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515, Виттенберг – 25. 1. 1586, Веймар) унаследовал после 1553 мастерскую отца. Картины позднего периода творчества мастера наполнены персонажами с неестественно изогнутыми телами, томными, жеманными движениями. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства. Согласно итальянской версии средних веков Парис – рыцарь, королевский сын. Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом.
С античных времен этот жест был более чем непристойным знаком угрозы и издевки. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (в мюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе) Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обе в Имп.
Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. История искусства. Он доносит, что слышал, как Иисус говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный» (Мк 14, 58). 38 около 1460) и Мастера I. A. M.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Gemlde, Zeichnungen, Druckgraphik. d. Aeltere (Гёрл., 1879) M. B. Linden, Lucas Cr.
Большую часть жизни работал в Виттенберге при дворе саксонского курфюста Фридриха Мудрого и его преемников. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Размер работы 77 x 121, 5 см, дерево, масло. Мифологические и исторические сюжеты в картинах позднего периода творчества немецкого живописца Лукаса Кранаха трактуются достаточно условно, в развлекательном плане. Екатерины».
Это «Положение во гроб» (Hollstein 22) и «Воскресение Господне» (Hollstein 23), где к дереву художником прикреплены гербы Саксонских курфюрстов. В этой иллюстрации совмещены, казалось бы, два разных по времени момента: святой Петр только замахивается мечом, чтобы отсечь ухо рабу первосвященника Малху, а Христос уже приживляет ему отрубленное правое ухо (Лк 22, 51). Дерево, масло, 3822 см. Выделить картины руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «кранаховский стиль» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Намек на облачение католического священника не случаен. Эрмитаже, 462) и Сибиллы, курфюрстины Саксонской (там же, 464). В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
Венера, 1529. (L. Такой же сюжетный компонент сцены «Взятие под стражу» (Hollstein 11) мы встречаем ранее у Дюрера в листе с датой 1508 (Hollstein 9) из его серии «Страстей», гравированных на меди, а также и в соответствующей гравюре на дереве (Hollstein 116) из «Больших Страстей», созданных в 1510 году.
На заднем плане сам Иоанн Златоуст в виде одичавшего и потерявшего дар речи получеловека. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. d. Aeltere (Гёрл., 1879) M. B.
Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Картина «Суд Париса» написана немецким живописцем Лукасом Кранахом около 1514 года. Отдых св.
Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Этот раб первосвященника преследует здесь Иисуса с момента взятия под стражу и до его восстания из мертвых: Малх угрожает ему дубинкой («Арест Христа», L. 20), замахивается, чтобы ударить его по щеке («Христос перед Анной», L. 21), сторожит его гроб («Воскресение», L. 30). Известен как замечательный мастер портретного жанра. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. и вскоре переросло в тесную дружбу.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Художник был активным политическим актором, неоднократно выполнял дипломатические поручения курфюрстов Саксонии (например, в Нидерландах, где он познакомился с творчеством местных мастеров, в том числе и Иеронима Босха), дружил с Альбрехтом Дюрером, Мартином Лютером и его женой Катариной фон Бора (был приглашен на свадьбу и стал крестным отцом их первого ребенка Ханса), а также с Филиппом Меланхтоном (второй женой Лукаса Кранаха Младшего стала племянница Меланхтона). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Мартин Шонгауэр отводит Малху особую роль в своей серии резцовых гравюр «Страсти Христовы» (около 1480 L. 19 – 30. В XV веке в Италии и Германии его часто изображали в сцене «Взятие под стражу», выделяя из окружившей Иисуса толпы роскошью одежды. С 1530-х годов множатся работы на религиозные и античные сюжеты, где черты манерности переплетаются с влияниями позднеготического искусства (смотри иллюстрацию к статье Иудифь).
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. Его головной убор, на котором укреплено украшение (кидар), – святыня Господу, напоминает епископскую митру. К лучшим из них принадлежит «Портрет отца Лютера» (1530 Вартбург), в котором дано яркое изображение человека с характерным выразительным лицом. Равным образом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537 г. был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. – в бургомистры. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Подтверждением этому является целый ряд многочисленных картин немецкого живописца «Суд Париса» на известный историко-мифологический сюжет.
Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации. Свои картины он помечает гербом, дарованным курфюрстом, — изображением крылатой змеи.
Господь Бог произрастил «и дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Быт 2, 9). Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Он отправился в Виттенберг и передал мастерскую сыну Лукасу Кранаху Младшему (старший сын умер в Италии в 1537 г. во время эпидемии чумы). Патетично запечатлен момент, когда Христос обращается к Отцу: «Отче Мой.
Картинная галерея, Берлин. Его портреты пользовались большой популярностью. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»).
Ясно, что Кранахсмещает события, происходившие у Анны и у Каиафы. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. В конце жизни прагматичный художник совершил поступок чести. Сложно сказать, какое из этих двух произведений создано раньше.
редакции. ) можно утверждать, что на гравюре (Hollstein 13) изображено, как Иисуса привели к Анне (Koepplin und Falk, S. 473, Kat. Подобные картины у Кранаха исключительны по своеобразному азарту исполнения, подлинной жизненности действия. Многие деятели Реформации и члены их семей стали героями картин Лукаса Кранаха Старшего.
Nr. После первой трети 16-го века в картинах художника беспрестанно повторяется образ белокурой тонкой женщины с рыжеватыми волосами, узким разрезом глаз изогнутым телом, жеманными движениями. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Он опоясан и вооружен. Художник изображает Голгофу в необычном ракурсе.
Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». Следующий лист – «Христос перед Каиафой» (Hollstein 12). и вскоре переросло в тесную дружбу. Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 герб – крылатый дракон). Именно это Кранах и показывает в своей сцене. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий. Латинская надпись на краю бассейна предупреждает: «Я, нимфа источника, отдыхаю.
Ausstellung imKunstmuseum Basel 15. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Размер работы 88, 5 x 58, 6 см, дерево, масло. Здесь же вход в грот.
Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий. Серия открывается гравюрой «Моление о чаше» (Hollstein 10). Портрет доктора философии Иоганна Куспиниана написан Лукасом Кранахом Старшим в 1503 году.
Листая книгу, можно видеть II иллюстрацию и читать, не переворачивая страницу, о происходящем при «Взятии под стражу» (Hollstein 11). Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. II., Basel, Stuttgart: Birkhuser Verlag, 1976, S. 562, Kat. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.
Первосвященник допрашивает Иисуса, стоя перед входом в святая святых. Ксилография «Давид и Авигея» датирована тем же 1509 годом, что и «Взятие под стражу» из серии «Страсти Христовы». Неслучайно Лукас Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Юдифь», «Суд Париса», «Диана», «Лукреция», «Мезальянс», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков, а также другие античные и мифологические темы. Картина «Распятие с преображенным центурионом» создана художником по мотивам известной библейской легенды Нового Завета.
311). На голове сопровождающего Иисуса римского воина, держащего алебарду, – шляпа в виде пернатого животного, оснащенного бараньими рогами. Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Портреты Кранаха, по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Однако художник в своих картинах изображал историю не так, как о ней повествовано в древнегреческом мифе, а так, как ее пересказал итальянский сочинитель XIII века Гвидо делле Колонне в романе «История разрушения Трои».
Geschichte und kritischer Katalog des deutschen, niederlndischen und franzsischen Kupferstichs im XV. Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. местах) истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), Блудница перед Христом (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Ausgabe, Leipzig, 1922).
Размер 59 x 45 см, дерево, масло. Ориентация на нидерландское искусство 15 века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-20, КГ, Дрезден). На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Такое существо Кранах мог видеть на резцовой гравюре Дюрера «Орфей» (Hollstein 63), созданной около 1498 – 1499. Картина «Три грации» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16 века. В композицию «Взятие под стражу» (Hollstein 11) мастер вводит достаточно редко изображающийся эпизод: юноша убегает от римских воинов, посланных Понтием Пилатом в Гефсиманский сад, чтобы арестовать Иисуса (Мк 14, 51 – 52). В последние годы Иудейского царства высокое место первосвященника занималось одновременно несколькими людьми (Мф 26, 59). Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
Там они провели около трех лет. В основу созданного полотна легла следующая легенда. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз.
Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-03, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Jahrhundert.
«Но свидетельства сии не были достаточны» (Мк 14, 56). В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Heller, L. Cranachs Leben und Werke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr.
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26, 39). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии.
Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Он воплощал в своем творчестве идеи гуманизма идеи и постулаты движения Реформации, разворачивавшегося на его глазах. В наиболее ранних из дошедших до нас произведений, прежде всего в гравюрах, можно отметить признаки связи Кранаха с позднеготическими традициями (гравюры на дереве 1502-1509 годов – «Распятие», «Святой Иероним», «Искушение святого Антония»). Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Например, завивающиеся складки набедренной повязки Спасителя или беспокойный рисунок стелющегося по земле одеяния Девы Марии.
Размер доски 50, 5 x 35, 7 см, дерево, масло. Умер Лукас Кранах Старший 16 октября 1553 г. На надгробном камне выгравирована лаконичная надпись: Derschnellste Maler (Самый быстрый художник). Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Ибо более блаженной смерти быть не может».
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Объясняется это тем, что художник разработал метод, позволявший ему быстро создавать картины: в его мастерской работали оба его сына Ганс Кранах и Лукас Кранах младший, которые активно участвовали в написании портретов и сюжетов, работы были подписаны печатью Лукаса Кранаха старшего. Слуга, нагнувшись, раболепно поднимает перчатки, которые Каиафа уронил.
В поздний период творчества художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния.
Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую так называемый стиль Кранаха. Немецкий художник и график эпохи Возрождения. 19 – 30) Шонгауэра одежда тысяченачальника украшена рюшем. Зимой 1521—1522 годов он тайно провел несколько дней в Виттенберге, вот тогда Лукас Кранах Старший и нарисовал этот портрет, который впоследствии разошелся по Германии в бесчисленных гравюрах. Эрмитаже, 462) и Сибиллы, курфюрстины Саксонской (там же, 464). Ветер заставляет дрожать листву, свет не везде проникает в глубокую тьму.
Семейства на пути в Египет – у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ – в церкви св. В картинах художника после 30-х годов проскальзывают элементы эротики. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Из контекста следует, что речь идет о первосвященнике Каиафе.
Nr. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Мы можем и сегодня окунуться в эту эпоху, кардинальным образом изменившую картину мира. Не смей нарушить мой сон». На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Эта мысль проходит через серию гравюр Кранаха «Страсти Христовы».
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Истину не следует предлагать людям гордыни и ожесточенным – они могут попрать ее. Картина «Обиженный Амур и Венера», размер 81, 3 x 54, 6 см, дерево, масло. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. «Покаяние святого Иеронима» создана в 1502-1503 году. Семейства на пути в Египет — у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ — в церкви св. Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны.
Это символично. В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика. I – IX, Wien, 1908 – 1934). История ареста Иисуса сопоставляется с Псалмом VIII, а также с параллельными местами в Евангелии от Матфея. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
В собрании Государственного Эрмитажа хранится почти полная серия «Страстей» (за исключением одного сюжета – «Оплакивания»), причем в отпечатках разного времени, в том числе и из изданий с текстом на обороте, а также, что особенно ценно имеется целый ряд гравюр со старинной раскраской акварелью и гуашью. Екатерины». Это не случайность.
Картину «Портрет женщины» немецкий художник Лукас Кранах Старший написал в 1526 году. Linden, Lucas Cr. Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Известно, что у художника было еще три дочери.
Слово «псы» употребляется иносказательно для означения пастырей бессмысленных и жадных душою (Ис 56, 11), нечестивых людей и язычников (Мф 15, 26). В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Но отметим и роль универсального мастера (он писал не только портреты, картины на мифологические и религиозные темы, но и был блестящим гравером, занимался резьбой на дереве, готовил эскизы для гобеленов и тканей) в становление и развитие Реформации в Германии. Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. Его портреты пользовались большой популярностью.
Лукас Кранах прожил долгую и, скорее всего, счастливую жизнь. S. 68). В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. То же можно сказать и об Иуде Искариоте. Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены.
Размер 56 x 42 см, дерево, масло. Картина «Распятие с преображенным центурионом» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го столетия. Известен как замечательный мастер портретного жанра. Размер картины 30, 5 x 23 см, дерево, масло. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Тем не менее произведение Кранаха «Страсти Христовы» вполне самостоятельно.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). «Не давайте святыни псам» (Мф 7, 6), – говорит Спаситель своим ученикам. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
Портрет относят к среднему периоду творчества художника. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Его портреты пользовались большой популярностью. 1) Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род.
Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Вообще эта история из «Золотой легенды» крайне жестокая и не подходит детям. «Ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический» (Ин 18, 15).
Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Является парной картиной к портрету супруги доктора Анны Куспиниан. Источник молодости, 1546. С большой долей вероятности можно предположить, что Кранах знал эти сюжеты.
Juni bis 8. Примечательна фигура дородного мужчины, отличающегося от остальных воинов нарядом, пышно декорированным рюшем. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св.
Многие картины, гравюры выходили в свет в нескольких вариантах. Она ассоциировалась с почестями и празднествами. Кранах здесь работает «по мотивам» Дюрера и вслед за ним, у него есть похожая гравюра на тот же сюжет — «Покаяние святого Иоанна Златоуста», да и техника та же. В постилле пересказывается Евангелие от Иоанна (Ин 18, 3) и говорится, что слуги первосвященников, книжников и фарисеев явились с факелами и фонарем. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне.
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Представляет интерес фигура Малха. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации» : создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма. Шёнер»). Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Кажется, будто Богоматерь и Иоанн Богослов абсолютно одиноки в своем глубоком переживании трагедии.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. – Leipzig: Zeeman Verlag, 1955. Бытует мнение, что Кранах Старший способствовал смягчению наказания для своего сюзерена. «Отдыхающая нимфа» – одна из таких картин. Известен как замечательный мастер портретного жанра.
Большую часть жизни работал в Виттенберге при дворе саксонского курфюста Фридриха Мудрого и его преемников. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Екатерины».
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Художник организовал мастерскую, в которой работали не менее десятка подмастерьев, в том числе и два сына — Ганс Кранах и Лукас Кранах Младший. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Ср. (Лпц., 1883).
Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». В ксилографии «Христос перед Анной» (Hollstein 13) за Иисусом стоит его ученик (одет в тунику, на запястье веревка), который, по сообщению Евангелия от Иоанна, последовал за ним. Псы – их вторая ипостась. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). С 1504 года и до конца своих дней Лукас Кранах работал придворным художником при дворе герцога Фридриха, курфюста Саксонии.
Размер доски 51 x 97 см, дерево, масло. «Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк 22, 41). Одна его нога обута, а другая боса.
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Размер картины художника 41 x 26 см, дерево, масло. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В графике Кранаха часто встречаются изображения углублений в скалах, пещер, например в «Искушении Святого Антония», 1506 (Hollstein 76), в «Битве Святого Георгия с драконом» (Hollstein 82). September 1974, Bd. Немецкий художник и график эпохи Возрождения.
Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Высказанное У. Штейнманном соображение, что в гравюре на дереве «Давид и Авигея» (Hollstein 3) Кранах изобразил себя и свою возлюбленную, кажется убедительным (Koepplin, Dieter und Falk, Tilman. Год спустя художник скончался в Веймаре.
Балдахин (завеса), который делали из лучшей багдадской шелковой парчи, – это аллюзия на святыню храма Соломона. В портрете господствует графическая манера письма, тонкий извилистый контур. 457).
Однажды он заблудился в заколдованном лесу и уснул. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
Этот персонаж может быть идентифицирован с тысяченачальником, явившимся в сад за потоком Кедрона, чтобы арестовать Иисуса (Ин 18, 12). Любопытно, что имя раба написано здесь как «Malchos», что соответствует средневековым легендарным представлениям о том, что он грек. Таковы, напр., портреты курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта Бранденбургского (в Имп. 312).
Затем картины «Суд Париса» по мотивам античного сюжета неоднократно создавались в его мастерской. Картина «Аполлон и Диана» создана художником в 1530 году. Bd. Однако, несмотря на дружбу кранаха с мартином Лютером в числе постоянных заказчиков художника был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). 1) Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род. А вот все остальные одеты причудливо, но соответственно европейской моде времен Кранаха.
Картину «Отдыхающая нимфа» или иначе «Нимфа источника» художник Лукас Кранах написал в 1530-х годах. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Лукас Кранах подружился с ним во время пребывания Лютера в Виттенберге и до конца жизни оставался одним из самых близких ему людей. Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Этот непристойный иудей, явившийся к первосвященнику без головного убора, может быть расценен как один из пожелавших лжесвидетельствовать против Христа (Мф 26, 59 – 61 Мк 14, 55 – 59).
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Перчатки символизировали честь и благородство их хозяина, а Каиафа пренебрег таковыми, что ясно даже его прислужнику, который стремится убрать это свидетельство самопоругания порочного первосвященника. L. – здесь и в дальнейшем – Lehrs, Max.