Патетично запечатлен момент, когда Христос обращается к Отцу: «Отче Мой. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. В «Воскресении Христовом» (Hollstein 23) на камне, отвалившемся от двери гроба, стоит смерть поправший Спаситель мира с хоругвью в руках, благословляющий человечество трехперстно. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В гравюре Кранаха «Бичевание Христа» (Hollstein 15) изображено библейское событие, означающее исполнение ветхозаветных пророчеств о «страдающем рабе» (Мф27, 26 Мк 15, 15 Ин 19, 1). Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Серия ксилографий «Страсти Христовы» в 1509 – 1570 годах выдержала шестьвиттенбергских изданий и затем, в 1616-м, одно амстердамское. Прослышав об Иисусе, Ирод хотел видеть его, чтобы удовлетворить свое любопытство (Лк 9, 7 – 9). В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Слуга, нагнувшись, раболепно поднимает перчатки, которые Каиафа уронил. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Ксилография «Давид и Авигея» датирована тем же 1509 годом, что и «Взятие под стражу» из серии «Страсти Христовы». Балдахин (завеса), который делали из лучшей багдадской шелковой парчи, – это аллюзия на святыню храма Соломона.
Зато говорится, что Ирод, насмеявшись над Иисусом и отослав его обратно к Пилату, наладил добрые отношения с прокуратором. Тут же присутствуют дети. Bd. Достаточно вспомнить резцовые гравюры Мастера E. S. Можно предположить, что на ступенях претория художник изобразил Ирода и Пилата, которые, как сказано в Новом Завете, наладили добрые отношения между собою после того, как Ирод отослал Иисуса обратно к Пилату (Лк 23, 12). Он «взял воды и умыл руки пред народом и сказал: неповинен я в крови Праведника Сего: смотрите вы» (Мф 27, 24).
из Зволле в гравюре того же сюжета (L. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Псы – их вторая ипостась. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Во время суда над Иисусом Пилат, «узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в те дни был также в Иерусалиме» (Лк 23, 7).
Dresden, 1974. Такой же сюжетный компонент сцены «Взятие под стражу» (Hollstein 11) мы встречаем ранее у Дюрера в листе с датой 1508 (Hollstein 9) из его серии «Страстей», гравированных на меди, а также и в соответствующей гравюре на дереве (Hollstein 116) из «Больших Страстей», созданных в 1510 году. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
Он опоясан и вооружен. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Ему грозила смертная казнь. С легкой руки Кранаха в моду вошли маленькие картинки с мифологическими сюжетами, выделяющиеся среди прочих некоторой наивностью композиции.
Слугу первосвященника Малха Альбрехт Альтдорфер, подобно Кранаху идентифицирует с Вечным жидом, ударившим Господа: в сцене «Христос перед Каиафой» (W. Graphik.
Тем не менее произведение Кранаха «Страсти Христовы» вполне самостоятельно. Сотника, выслушивающего наставления Пилата, можно видеть в гравюрах XV века. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута.
В собрании Государственного Эрмитажа хранится почти полная серия «Страстей» (за исключением одного сюжета – «Оплакивания»), причем в отпечатках разного времени, в том числе и из изданий с текстом на обороте, а также, что особенно ценно имеется целый ряд гравюр со старинной раскраской акварелью и гуашью. Палач издевательски показывает ему язык, демонстрируя этим нечто самое неприличное. – Leipzig: Zeeman Verlag, 1955. 51). А вот все остальные одеты причудливо, но соответственно европейской моде времен Кранаха. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
1530, Вена, Музей истории искусства). Слово «псы» употребляется иносказательно для означения пастырей бессмысленных и жадных душою (Ис 56, 11), нечестивых людей и язычников (Мф 15, 26). В «Страстях Христовых» (L. У Альбрехта Альтдорфера в серии гравюр на дереве «Грехопадение и спасение рода человеческого» (около 1513 W. 25 – 64. В те времена в Германии неряшливость осуждалась, в подобной манере принято было представлять так называемых «солдат удачи» (Koepplin und Falk, S. 472 – 473, Kat.
Первосвященник допрашивает Иисуса, стоя перед входом в святая святых. Albrecht Altdorfer. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Колите, бейте, давите их, кто как может и если кого постигнет при этом смерть, то благо ему. Высказанное У. Штейнманном соображение, что в гравюре на дереве «Давид и Авигея» (Hollstein 3) Кранах изобразил себя и свою возлюбленную, кажется убедительным (Koepplin, Dieter und Falk, Tilman.
У художника имелось еще три дочери. редакции. ) можно утверждать, что на гравюре (Hollstein 13) изображено, как Иисуса привели к Анне (Koepplin und Falk, S. 473, Kat. Картина была задумана как парадное свадебное изображение, вот таким образом супруги предстают перед зрителем в роскошных одеждах на черном фоне, а рядом с ними находятся их любимые питомцы, символизирующие верность: огромный пес у ног герцога и болонка подле герцогини. Все трепещет под натиском ветра – «в вихре и в буре шествие Господа» (Наум 1, 3).
Ausstellung imKunstmuseum Basel 15. 457). 46) он бьет Иисуса по лицу. Как и курфюрст, художник остался верен евангелическому исповеданию веры — лютеранству.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). И сказал им Пилат: се, Человек. » (Ин 19, 5). «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался» (Лк 23, 8). Картина «Адам и Ева. I – IX, Wien, 1908 – 1934). Истину не следует предлагать людям гордыни и ожесточенным – они могут попрать ее. В центре сцены «Увенчание терниями и осмеяние Христа» (Hollstein 16) – страдающий Христос (Мф 27, 27 – 30 Мк 15, 16 – 19 Ин 19, 2 – 3).
Die Malerfamilie Cranach. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Для них он написал портреты. Juni bis 8. Он кажется абсолютно реальным. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне.
Остальные творения великого нюрнбергского мастера, которые он сам называл «мои книги», создавались в течение ряда лет (1496 – 1510), но впервые вышли из печати с текстом на обороте гравюр на дереве в 1511 году, то есть уже после кранаховских «Страстей» (1509). Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Как у всех живописцев, у Лукаса Кранаха был свой идеал женской красоты. Ирод в длинном платье, с бестиями вместо короны на голове, стоит, скрестив руки на груди и почтительно выслушивает прокуратора, а Пилат (в чалме) настойчиво обращается к нему, подтверждая свои внушения пылкой жестикуляцией. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Помимо обязанностей придворного живописца Кранаху приходится выполнять и различные поручения курфюста. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Это символично.
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Иисус молится на горе Елеонской, возведя взор вверх, к трем ангелочкам, которые держат крест и чашу (Грааль). Jahrhundert. В Виттенберге у художника была большая мастерская, среди его учеников были и его сыновья. Из контекста следует, что речь идет о первосвященнике Каиафе.
В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Художник был активным политическим актором, неоднократно выполнял дипломатические поручения курфюрстов Саксонии (например, в Нидерландах, где он познакомился с творчеством местных мастеров, в том числе и Иеронима Босха), дружил с Альбрехтом Дюрером, Мартином Лютером и его женой Катариной фон Бора (был приглашен на свадьбу и стал крестным отцом их первого ребенка Ханса), а также с Филиппом Меланхтоном (второй женой Лукаса Кранаха Младшего стала племянница Меланхтона). Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений.
А время его жизни действительно было бурное, так как совпало с периодом ожесточенной идеологической борьбы в Германии. Серия открывается гравюрой «Моление о чаше» (Hollstein 10). Благодаря руке мастера современный мир теперь может с любопытством всматриваться в лица людей, живших несколько веков назад и узнать, как выглядели лидеры Реформации, сторонником которой еще с самых ранних этапов ее зарождения был Лукас Кранах. Художник получал заказы от курфюрстов, королей и императоров.
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Она ассоциировалась с почестями и празднествами.
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). В ксилографии «Христос перед Анной» (Hollstein 13) за Иисусом стоит его ученик (одет в тунику, на запястье веревка), который, по сообщению Евангелия от Иоанна, последовал за ним. Вернемся к «Взятию под стражу» (Hollstein 11) Лукаса Кранаха. Намек на облачение католического священника не случаен. L. – здесь и в дальнейшем – Lehrs, Max. Этот раб первосвященника преследует здесь Иисуса с момента взятия под стражу и до его восстания из мертвых: Малх угрожает ему дубинкой («Арест Христа», L. 20), замахивается, чтобы ударить его по щеке («Христос перед Анной», L. 21), сторожит его гроб («Воскресение», L. 30). 50) и «Пилат, умывающий руки» (W.
Это соображение кажется неубедительным: «диких людей» представляли иначе – покрытыми шерстью. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Nr. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. 319).
Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Эти персонажи идентифицируются с трудом. Дверь претория, несомненно имеет символическое значение. То же можно сказать и об Иуде Искариоте.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В ксилографии «Несение креста» (Hollstein 19) Кранах показывает, что в страстном шествии, вышедшем из ворот Иерусалима, принимают участие едущие верхом и дружественно общающиеся между собой Пилат и Ирод (в левой части композиции). Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св.
А в 1550 г. вместе со своим патроном, последним эрнестинским курфюрстом Саксонии Иоанном Фридрихом Великодушным находился в заточении — вначале в Аугсбурге (Швабия), потом в Инсбруке (Тироль). В основу созданного полотна легла следующая легенда. W. – здесь и в дальнейшем – Winzinger, Franz. 312).
20, 21, 24 – 26). Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Над его головой висит гирлянда из плодов в знак официального признания его заслуг Римом. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
Дверь в преторий Кранах трактует как обозначение этого непреложного догмата. Гениальному Кранаху, художнику с яркой индивидуальностью, выпала судьба создать свои «Страсти Христовы». Иудеи и римляне-воины, стоящие перед Пилатом и его приспешниками, требуют распять Христа. Nr. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Это символизирует желание Ирода Антипы властвовать над всей вселенной.
В гравюре «Пилат, умывающий руки» (Hollstein 18) изображается суд над Христом в иерусалимском дворце или в претории прокуратора Иудеи, воздвигнутом им, как кажется именно для этой цели. В биографии Лукаса Кранаха есть момент, который мне лично показался чрезвычайно трогательным. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Известно, что у художника было еще три дочери. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле.
Пейзаж в гравюре «Моление о чаше», как всегда у Кранаха, в высшей степени эмоционален. Так, Понтий Пилат в гравюрах из этой серии каждый раз изображен с бородой и в чалме, однако на нем различная верхняя одежда и обувь. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Представляет интерес фигура Малха.
Многие деятели Реформации и члены их семей стали героями картин Лукаса Кранаха Старшего. Перчатки символизировали честь и благородство их хозяина, а Каиафа пренебрег таковыми, что ясно даже его прислужнику, который стремится убрать это свидетельство самопоругания порочного первосвященника. Этот персонаж может быть идентифицирован с тысяченачальником, явившимся в сад за потоком Кедрона, чтобы арестовать Иисуса (Ин 18, 12). Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Там они провели около трех лет. Высказывалось мнение, что Кранах изобразил здесь семейство «диких людей».
Эта мысль проходит через серию гравюр Кранаха «Страсти Христовы». Он доносит, что слышал, как Иисус говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный» (Мк 14, 58).
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. Он, раболепно поясняя Римскому прокуратору, в чем состоит вина Иисуса, предъявляет ему небесную сферу, знак универсума, с начертанной на ней заглавной буквой «тау», то есть буквой, с которой в греческом языке начинается слово «theos» – бог. Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
Lucas Cranach. Этот непристойный иудей, явившийся к первосвященнику без головного убора, может быть расценен как один из пожелавших лжесвидетельствовать против Христа (Мф 26, 59 – 61 Мк 14, 55 – 59). Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Сопоставление ксилографии Кранаха (Hollstein 20) с иконографическими прототипами приводит к выводу, что римский воин на листе «Распятие», к которому обращается Пилат, действительно тот самый сотник, о котором говорится в Евангелии.
В первый этап Реформации как будто падают все преграды, все дозволено, все средства оправданы волей нового протестантского бога, который позволяет человеку бороться за свою свободу. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. У Монограммиста 1483 года в эстампе «Голгофа» (L.
Франциска» и «Покаяние Св. Ясно, что Кранахсмещает события, происходившие у Анны и у Каиафы. Господь Бог произрастил «и дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Быт 2, 9). Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью».
Живописи он учился у своего отца. Пещера – это символ начала и конца земной жизни Христа (смотри также «Положение во гроб», Hollstein 22). На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Слева – Петр, правее – Иоанн и его брат Иаков Старший. Впоследствии Кранах не раз обращался к изображению обнаженной женской фигуры, но ее трактовка со временем существенно меняется.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Одна его нога обута, а другая боса. 47) чувствуется влияние Кранаха в трактовке образа Четверовластника.
В последние годы Иудейского царства высокое место первосвященника занималось одновременно несколькими людьми (Мф 26, 59). В конце жизни прагматичный художник совершил поступок чести. Его головной убор, на котором укреплено украшение (кидар), – святыня Господу, напоминает епископскую митру. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472— Веймар, 16 октября 1553)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». В искусстве XV века можно проследить образ Вечного жида. Ирод, прежде чем отослать Иисуса обратно к Пилату, уничижал его и насмехался над ним. Исследователи изучавшие эстампы Кранаха, называли сюжет гравюры (Hollstein 13) по-разному: «Христос перед Анной» или «Христос перед Каиафой». Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
В этой иллюстрации совмещены, казалось бы, два разных по времени момента: святой Петр только замахивается мечом, чтобы отсечь ухо рабу первосвященника Малху, а Христос уже приживляет ему отрубленное правое ухо (Лк 22, 51). Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). В его руке палка вместо жезла, как и в гравюре Кранаха. Здесь же висят гербы саксонских курфюрстов. Этот персонаж опознается в пяти гравюрах серии (L.
Он приподнимает его с помощью веревки и одновременно жестоко бьет ногой, толкая вперед. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. На всех своих картинах и гравюрах мастер помещал свою монограмму — маленького красного крылатого дракона. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.
Gemlde, Zeichnungen, Druckgraphik. Но отметим и роль универсального мастера (он писал не только портреты, картины на мифологические и религиозные темы, но и был блестящим гравером, занимался резьбой на дереве, готовил эскизы для гобеленов и тканей) в становление и развитие Реформации в Германии.
В постилле пересказывается Евангелие от Иоанна (Ин 18, 3) и говорится, что слуги первосвященников, книжников и фарисеев явились с факелами и фонарем. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. 38 около 1460) и Мастера I. A. M. Год спустя художник скончался в Веймаре. Ausgabe, Leipzig, 1922).
3) сотник и Римский прокуратор – всадники. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, так как гроб был близко» (Ин 19, 41 – 42).
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. С большой долей вероятности можно предположить, что Кранах знал эти сюжеты. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. «Ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический» (Ин 18, 15). Вокруг воскресшего из мертвых Христа спят римские солдаты, которым Пилат по совету первосвященников и фарисеев приказал охранять гроб до третьего дня (Мф 27, 62 – 66).
Текст Священного Писания не дает основания видеть их здесь вместе. Жизнь во всех ее проявлениях была не чужда Лукасу Кранаху Старшему. LucasCranach als Graphiker. September 1974, Bd.
(Koepplin und Falk, S. 474, Kat. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Ибо более блаженной смерти быть не может». Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника. Прокуратор, приноравливаясь к местным нравам, отрастил длинную бороду и нарядился в чалму.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Многие картины, гравюры выходили в свет в нескольких вариантах. Это не случайность. В XV веке в Италии и Германии его часто изображали в сцене «Взятие под стражу», выделяя из окружившей Иисуса толпы роскошью одежды.
Этот художник всегда изображает прокуратора Иудеи в шапке с высокой тульей – «Ecce Homo» (W. – Прим. Мы можем и сегодня окунуться в эту эпоху, кардинальным образом изменившую картину мира. В композиции «Ecce Homo» (Hollstein 17) художник следует евангельскому тексту: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. В сцене «Пилат, умывающий руки» (Hollstein 18) рядом с Христом можно видеть повернувшегося к Нему злобного первосвященника, облаченного вдлинный подир, настойчиво допрашивающего его.
В графике Кранаха часто встречаются изображения углублений в скалах, пещер, например в «Искушении Святого Антония», 1506 (Hollstein 76), в «Битве Святого Георгия с драконом» (Hollstein 82). Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
История ее такова. 19 – 30) Шонгауэра одежда тысяченачальника украшена рюшем. Известна легенда из цикла сказаний о Вечном жиде. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Здесь же вход в грот. В преисполненных религиозного пафоса «Страстях Христовых» художник сумел показать запредельные крайности душевного состояния и выразить подлинную сущность мироздания. Мартин Шонгауэр отводит Малху особую роль в своей серии резцовых гравюр «Страсти Христовы» (около 1480 L. 19 – 30.
Ветер заставляет дрожать листву, свет не везде проникает в глубокую тьму. Любопытно, что имя раба написано здесь как «Malchos», что соответствует средневековым легендарным представлениям о том, что он грек. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Изображенное Кранахом сопоставимо с евангельским текстом: «Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связавши Иисуса, отвели и предали Пилату» (Мк 15, 1). В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
Это «Положение во гроб» (Hollstein 22) и «Воскресение Господне» (Hollstein 23), где к дереву художником прикреплены гербы Саксонских курфюрстов. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Он арестовывает Иисуса, препровождает его к первосвященнику, приводит его к Пилату, бдительно присутствует с веревкой наготове среди народа во время суда над ним, бежит впереди остальных во время несения креста, таща Иисуса на веревке. С просьбой подсказать, как служить Христу, обратился Репрев к отшельнику, а тот направил его на берег реки и велел помогать людям, желающим перебраться через нее. из Зволле (L. Над упавшим под тяжестью креста Иисусом издевается римский воин. Очевидно, что Каиафа, услышав слова Христа, говорящего, что «отныне зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26, 64) и, желая демонстрировать, что воспринимает это как богохульство, раздирает на себе одежды.
Он отправился в Виттенберг и передал мастерскую сыну Лукасу Кранаху Младшему (старший сын умер в Италии в 1537 г. во время эпидемии чумы). В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Согласно ей, воин Картофил, родом латинянин, был привратником в претории Пилата. Конечно же, это Адам, Ева и их дети – Авель и Каин. «Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк 22, 41).
47). Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. На обороте I иллюстрации («Моление о чаше», Hollstein 10) одного из изданий «Страстей Христовых» Кранаха, в книге M. Anton Corvinus, Kurtze vnd einfeltige Auslegurigder Episteln und Evangelien Wittenberg, Georg Rhaur, 1543, помещен немецкий текст, рассказывающий об аресте Христа. Nr. У Мастера I. A. M. Умер Лукас Кранах Старший 16 октября 1553 г. На надгробном камне выгравирована лаконичная надпись: Derschnellste Maler (Самый быстрый художник).
Древо познания добра и зла соотносили с Ветхим Заветом, древо жизни – с Новым Заветом. Однако это приносит и неожиданные результаты. Примером Кранаху служили два первых «народных» издания Апокалипсиса Дюрера (оба, немецкое и латинское, – Нюрнберг, Антон Кобергер, 1498). Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
Mnchen, 1963), в листе «Христос перед Иродом» (W. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Кранах, показывая в своем «Несении креста» римского воина, злобно подталкивающего Иисуса ногой на его пути к Голгофе, видимо имел в виду Картофила. В христианском искусстве Средневековья нагими показывали лишь праотцев.
Такое существо Кранах мог видеть на резцовой гравюре Дюрера «Орфей» (Hollstein 63), созданной около 1498 – 1499. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
(L. В Германии давно назревало недовольство папской курией, как полагали, далекой от подлинного христианства. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Лукас Кранах родился в 1472 году в семье художника Густава Малера в местечке Кронах в Верхней Франконии. Отвечая на вопрос прокуратора, «какое же зло сделал он» (Мф 27, 23), они поднимают руки, демонстрируя три перста, символизирующие Святую Троицу. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Гравюры «Оплакивание» (Hollstein 21) и «Положение во гроб» (Hollstein 22) иконографически обычны.
S. 68). Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Христос стоит на прямоугольном отесанном камне, как подразумевается, на краеугольном камне, который «отвергли строители» и который стал во главе угла (Пс 117, 22 Мф 21, 42 Деян 4, 11 1 Кор 3, 11). Листая книгу, можно видеть II иллюстрацию и читать, не переворачивая страницу, о происходящем при «Взятии под стражу» (Hollstein 11).
Именно это Кранах и показывает в своей сцене. Этот военачальник, держащий боевые вилы в виде двузубца, – видимо, сотник, уверовавший в дальнейшем во Христа, упомянутый в Священном Писании (Мф 27, 54 Мк 15, 39 Лк 23, 47). Он владел аптекой, открыл самую большую в городе типографию (1524 г. ) издавал и торговал книгами, трижды (1537—1544 гг. ) избирался бургомистром Виттенберга. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
С античных времен этот жест был более чем непристойным знаком угрозы и издевки. Сложно сказать, какое из этих двух произведений создано раньше. Его желание исполнилось. Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26, 39). Holzschnitte, Kupferstiche, Radierungen.
Онпознакомился и подружился с Мартином Лютером. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Это не отвлеченный фон, а действительно место, где свершаются священные события. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. 311). «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою» (Лк 23, 12). Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.
Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Однако едва ли автопортрет Кранаха, включенный в сцену «Взятие под стражу» (Hollstein 11), можно безоговорочно назвать самым первым в творчестве художника. Следующий лист – «Христос перед Каиафой» (Hollstein 12). Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.
В 1500 году Кранах приезжает в Вену, где знакомится со многими учёными-гуманистами. Гирляндой в древности украшали животных, ведомых на ритуальное заклание. Он ударил Христа, несущего крест и сказал ему: «Иди на смерть быстрее, что же ты медлишь. » Иисус ответил ему: «Я умру, а ты будешь жить на земле до моего возвращения. » Сразу же после Воскресения Господа Картофил уверовал в Бога истинного и принял крещение, получив при этом имя Иосиф. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. Он о многом расспрашивал его, но Христос ничего не отвечал.
Художник вводит в сцену прокуратора (в чалме, стоит на лестнице). В композицию «Взятие под стражу» (Hollstein 11) мастер вводит достаточно редко изображающийся эпизод: юноша убегает от римских воинов, посланных Понтием Пилатом в Гефсиманский сад, чтобы арестовать Иисуса (Мк 14, 51 – 52). Исследователи ошибочно понимают сюжет данной гравюры Альтдорфера как «Христос перед Пилатом» (W.
Ему тогда было 30 лет. «Но свидетельства сии не были достаточны» (Мк 14, 56). В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. В ксилографии «Распятие» (Hollstein 20) Кранах изображает Христа на кресте между двумя разбойниками.
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. «Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его» (Лк 23, 10). II., Basel, Stuttgart: Birkhuser Verlag, 1976, S. 562, Kat. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
Бытует мнение, что Кранах Старший способствовал смягчению наказания для своего сюзерена. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. 316).
S. 36). «Не давайте святыни псам» (Мф 7, 6), – говорит Спаситель своим ученикам. Художник полон внимания к его индивидуальным чертам — широким скулам, крепко сжатым губам, решительному взгляду серых глаз.