Гравюра открывает череду композиций, посвященных бедствиям, которым предстоит обрушиться на грешников и которым посвящена значительная часть текста Апокалипсиса. P. s В комментариях использваны материалы статей Н. Веденеевой к каталогу выставки Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков. Но так совпало, что сейчас открыта выставка гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис». Серия гравюр «Апокалипсис» состоит из 15 изданных в 1498 году иллюстраций. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546 – 1555).
Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). «четыре всадника Апокалипсиса» – самая знаменитая гравюра серии, которая представляет видения Иоанна, возникающие в результате последовательного снятия первых четырех печатей.
Издание содержит 16 черно-белых гравюр на дереве из цикла "Апокалипсис" Альбрехта Дюрера, вводную статью и описание содержания гравюр.
Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом. Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. Зловещие слова «Апокалипсиса» – мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, – раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о пропорциях, читал трактаты итальянских гуманистов, учился у живописцев Венеции колориту.
Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. В интерпретации Дюрера грозные пророчества Иоанна не столько устрашают ужасами предстоящего конца мира, сколько указывают на возможный путь к свету. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV в. Особое отношение к проблемам объемности и глубины сформировалось в творчестве Дюрера под влиянием итальянского искусства. Он был истинным гуманистом своего времени. Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера.
Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. Это ловушка, которая погубит тебя. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его.
14Я сказал ему: ты знаешь, господин. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Только Богу. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. Самые разные. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века.
Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута.
Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. На Западе ему открылся мир нидерландского натурализма, главным образом через искусство Шонгауэра, который не только полностью интегрировал его в свое великое искусство, но и придал ему новое содержание и новое направление. Боязливо косятся на нее паж и дама.
Произведение малоазиатского иудея-христианина, оно было создано либо во время великого нероновского преследования христиан, либо непосредственно после него. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам.
Вопрос о художественном своеобразии Северного Возрождения и немецкого в частности, всегда был и остается предметом оживленных дискуссий. «Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. Дюрер просто не дает нам читать, воздвигая перед глазами вертикальные картины и заставляя глаз двигаться сверху вниз, как по музыкальной партитуре для обеих рук. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии.
И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий.
Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. Языки пламени вздымаются до небес. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». С «Апокалипсисом» же просто повезло.
Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета. Ноги его – как столпы огненные. Так великое. ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. И это также является чем-то новым. Труд гравера иллюстрирует слова, записанные в шестой Главе Откровения Иоанна, о четырех разноцветных конях и их всадниках.
В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов.
Сценка комическая, а вовсе не трагическая. Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17). Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма.
На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери.
Этот биографический момент был очень важен. 5И один из старцев сказал мне: не плачь вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
Вот таким образом основной отличительной особенностью немецкого Возрождения является большое влияние готического искусства с характерными для него мистицизмом, натурализмом и вниманием к деталям. Он благословляет грозное апокалипсическое войско. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис».
Семь голов чудовища – семь ангелов-покровителей церквей, трое священных животных – три разных головы Дьявола, Агнец и близнец-оборотень, знак Князя Мира и Божий Крест, богохульные надписи на головах дракона и запечатанная Книга Пророчеств, невыносимый звук гневных труб и невиданная песня праведников. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10).
Пожалуй. 2Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. В Государственном Музее архитектуры им.
На других лицах написаны робость испуг или протест. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию. «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов.
Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). Мировой переворот касается не только земли, но и неба.
Справа налево выгравированы эти наездники. Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). Художник расположил всадников по диагонали.
Но Дюрер – автор и живописных полотен. Почему он турецкий. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей.
И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. 17И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника.
Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния. Семь голов зверя — это семь холмов, явный намек на Рим, а десять рогов — это десять царей, которые им правили и кому Бог внушил помысел превратить его в пустыню и пожертвовать их царство зверю, чтобы исполнена была на Земле воля Господня. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли – умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными».
В 1495–1500 гг. Родился в 1471 году – умер в 1528 году.
Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте. В этом процессе заложен глубокий смысл – содержание книги нужно переработать духовно, а не просто прочитать. Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега».
Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать. Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом.
Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие. 6: 7–8). Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте. Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле.
Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером).
В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности. Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона. Художественное повествование развивается в трех планах.
Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. Апокалипсис (лат. А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству.
В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года.
Это безумно разнообразный материал. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался. Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения. 4И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Лишенная третьего измерения, эта композиция подчеркивает эфемерность, составляющих ее земных образов.
Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. – Только вдвоем. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. И дым ее восходил во веки веков.
«Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. 8И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый виссон же есть праведность святых. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина.
А между тем, посмотрите на турецкий тюрбан на императоре Домициане, который варит в кипящем масле Иоанна. «Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам. Особенно часто он писал автопортреты. Несмотря на то, что его живописные полотна являются очень профессиональными, прекрасными и практически бесценными, особое значение этому художнику стали придавать именно из-за его необычных гравюр.
Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др.
Так, впервые в истории изобразительного искусства осовременивая канонические образы, художник лишает их ореола святости. Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов.
Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. Художник переносит действие в своё время. Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. Квадрат Альбрехта Дюрера).
Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам». Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект.
Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. ибо в один час пришел суд твой. Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде.
Который также парадоксален. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Сейчас, скажем так, не век гравюры. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Там удивительные виды городов, сам Нюрнберг с двумя шпилями, которые уже сейчас после войны – новодел.
Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. Может быть. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. Отпечатки этого издания неравномерные имеют коричневый оттенок, написание латинского текста отличается от издания 1498 года. У меня как раз такой увели, очень жалею.
Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами. Целая стопка. Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи». Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. Каждый лист имеет монограмму художника.
Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
16Они не будут уже ни алкать, ни жаждать и не будет палить их солнце и никакой зной: 17ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод и отрет Бог всякую слезу с очей их. Такое землетрясение.
И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15). 3И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия.
Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Это уже слишком близко, что-то интимное.
Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Вверху листа парит белый ангел.
И все это передает он черными точнейшими штрихами. » В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. Так из первого видения семи светильников он выбирает образ того, кто был подобен сыну человеческому, голова которого была как белая волна, очи — как пламень огненный, того, кто в деснице свой держал семь звезд из уст которого выходил острый с обеих сторон меч, а чье лицо лучилось как солнце далее он выбирает светильники и узревшего это — Иоанна. Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти». 9И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества.
Уже погиб на костре инквизиции народный вожак Ганс Бегайм, который провозгласил: «Налоги и подати должны быть упразднены». Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться». 4И узрят лице Его и имя Его будет на челах их. Волнения крестьян разгорались все сильнее.
Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни. И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников.
4Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Она помогла атрибутировать нескольких авторов. Собирать гравюру нелегко. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна».
Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы. В нем нет ни тени славы и величия. Не против Рима императорского, но против папского Рима.
Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их». Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. Одна была очень забавная.
Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5). А у Беллини сестра замужем за Монтеньи, а родной брат Жентиле Беллини в 1480-м году посылается венецианским сенатом в Стамбул, чтобы там писать портрет Мехмеда II, который в 1453 году захватил Византию. В честь Дюрера назван кратер на Меркурии.
В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман). 5И взял Ангел кадильницу и наполнил ее огнем с жертвенника и поверг на землю: и произошли голоса и громы и молнии и землетрясение. 6И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк. Гравюр сохранилось не так много – почему.
Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16). Первой стала Четыре Ведьмы. И я сделал выставку «300 лет Романовых».
Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера. Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11).
Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати. Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками. А Дюрер, хоть Лютера и уважал и знал заочно, но мыслил синкретично и аполитично, принимая Откровение Иоанна ближе к сердцу, собственно, отсюда и гениальность листов.
Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Внизу, под эпической сценой, происходящей в Небесах, расстилается мирный пейзаж, в безмятежности и спокойствии которого ничто, кажется и не предвещает бедствий, которые вскоре обрушатся на землю. Но эти чары скоро будут разрушены. Вавилонская блудница, воплощение всякого греха, торжественно восседает на семиглавом звере. Оно же как человек.
Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога. Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа.
В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера. 3И вторично сказали: аллилуия. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить.
Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью. Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово. Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали.
Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Популярность их была поистине необыкновенна. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса».
Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса. Взяв власть в Иерусалиме иудеи перебили всех римлян и про-римски настроенных, а в ответ на это в Цезарее в один день было умерщвлено 20 тысяч евреев. В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны.
Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте.
Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Цикл гравюр А. Дюрера появился накануне 1500 года, когда Германию сотрясали крестьянские волнения, религиозные распри накануне Реформации, эпидемия чумы. 19И посыпали пеплом головы свои и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все имеющие корабли на море ибо опустел в один час. Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы.
Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. аллилуия. В этой семье росло восемь детей из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса». 2И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб.
Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»). Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса». 19Итак напиши, что ты видел и что есть и что будет после сего.
В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» – пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. Не «не должен», а именно «не может». Иоанна варят в котле.
Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7).
Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия». Причины его удачи проистекают в первую очередь из художественного принципа, положенного Дюрером в основу изображений.
Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. И если условия жизни нарушается искусство умирает. При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию». После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой.
Этот цикл был создан в то же самое время, когда во Флоренции проповедовал и был сожжен Савонарола. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение.
Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. 4Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь.
20Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки ибо совершил Бог суд ваш над ним. 5И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков).