Шагал (Chagall) Марк (1887-1985), живописец и график. В 1920-е годы дружеские контакты связали Шагала с живописцем Пабло Пикассо с живописцем, графиком, мастером декоративного искусства Анри Матиссом живописцем и графиком Жоржом Руо с живописцем Пьером Боннаром, с поэтом Полем Элюаром и многими другими деятелями искусств. Шагал Марк (еврейское имя — Моше) Захарович (Marc Chagall 1887, Лиозно, Витебская губерния, ныне Беларусь, — 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция), график, живописец, сценограф один из крупнейших художников 20 в. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Шагала смотрела пару лет назад в Эрмитаже, очень понравилась его графика.
Шагал известен своей графикой, живописью и сценографией. Скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс, Франция.
Сочетание рельефного изображения на камне или бронзе с фактурой самого материала создает особую игру светотени («Фантастическое животное», бронза, 1952). Настоящая фамилия семьи — Сегал по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника.
Обрадовался, как маленький. Синай, полуостров), а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В конце 1930-х гг.
Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Почти до конца 1920-х гг. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Несколько мужиков в другом углу комнаты ведут разговор, они ярко освещены – на них снизошло озарение.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Добро всегда побеждает зло, об этом свидетельствуют яркие жизнеутверждающие краски. – М. : Геликон, 1918. В нем заключено также и философское и моральное содержание» 2. Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики.
«Никто не узнает. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. — я тоже. Хотя французская критика уже несколько лет называет поздние работы Марка Шагала «повторами», считает их «декоративными» и «коммерческими» и больше ценит новаторство его ранних произведений, созданных в России, публика относится к его творчеству иначе. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Из гуманных соображений. Но это время ушло. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет» /1916, Москва/, «Весенняя выставка современной русской живописи» /1916, Петербург/, «Выставка Еврейского общества поощрения художеств» /1916, Москва/ и др. ). Хватит ему впечатления от посещения Большого театра. Город стал для него воплощением радости и света.
Поехал по дружбе. «Театр начинается с вешалки»« Марк Шагал. Или перед нами искупительная жертва. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. А критики мне потом объясняют, о чем я мечтал, что вспоминал. Осваивает различные гравюрные техники, создал островыразительные иллюстрации для «Мертвых душ» Николая Гоголя и «Басен» Лафонтена. В этом мое счастье и несчастье. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Его искусство кажется подчас фантастическим, странным, причудливым. – С. 34. Первые декорации исполненные в 1920 году для Еврейского камерного театра в Москве, – панно знаменитой «шагаловской коробочки» – являются свидетельством его фантастической тяги к художественной новизне. Шагал делился своими впечатлениями. Теперь я знаю, белый цвет березы – любимый цвет художника. Не терпелось, чтобы все заработало.
Свой Витебск. Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. «Как видишь, уговорами от меня многого можно добиться. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. И не спорь, пожалуйста.
Открылись возможности и тайны, вечно хранимые Вселенной. Вып. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 в., одним из определяющих элементов этой системы является национальное еврейское самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.
И техники стали другими: сначала офорт, потом раскрашенная литография — от аскетичного рисунка к роскошной (но чем-то неприятной) «книге художника» 60-х, в которой уже чрезмерным почтением окружен каждый небрежный штрих знаменитого мастера. В 1921–22 гг.
Получил религиозное образование. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Снимал всех кинозвезд. В произведениях, написанных во Франции, улавливается влияние футуризма, кубизма и фовизма.
В 1973 году Шагал приезжал в Москву и Ленинград, где навестил своих сестёр. Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Но трагедия не замкнута в локальных рамках: повторяющиеся мотивы — огонь, бегство, атрибуты галута — определяют всемирный масштаб еврейской Катастрофы.
Скоро девяносто. Тебе не стыдно будет показать в Москве». Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». ГОСЕТ), руководителем которого был Алексей Грановский. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Кроме того, необходимо было искать средства.
Это, по сути, стало его «Gesamtkunstwerk», смело и свободно объединив четыре искусства: Музыку, Танец, Театр и Литературу. Это стало первым и последним отрицательным впечатлением, поскольку тут же сменилось восхищением от увиденногоОчень много сюжетов из повседневной жизни: кучер, пьяница, еврейская свадьбы извозчик, мясник, скрипач, Белла, Ида и снова БеллаМало кто не заметит сюжетную линию «вид из окна» «Окно в деревне»Эта картина мистическим образом заставила задержаться рядом гораздо дольше, чем другие Кураторы выставки представили не только знаковые живописные работы художника, но и произведения ни разу не экспонировавшиеся до этого в России. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками.
А каковы его отношения с позднейшими, послевоенными течениями. Побывал в Большом театре, в Кремле, ездил в Ленинград. Свободное русское искусство было просто на взлёте.
Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир — с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). На выставке к 125-летию Шагала графику из разных собраний — около ста листов — представят как «истоки языка», перемежая витебские рисунки и парижские коллажи с соответствующими предметами быта и прикладным искусством. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)».
В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Прибавишь к своей галерее портрет Шагала. В Русском музее любовался дорогими ему Врубелем, Борисовым-Мусатовым, Левитаном.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». И создал последнюю работу для центра Реабилитации инвалидов в США. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами.
В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. 1 Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Всё сказанное относится и к творчеству Марка Шагала. Она молчит, я тоже. В руке палитра и кисть.
Когда беру в руки кисть, просто немножечко мечтаю и немножечко вспоминаю. Над еврейским гетто Песковатики, где он родился в 1887 году. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств /1918, Петроград/, 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников /1919, Витебск/). Шагал расписал его и украсил мозаикой. В Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и других городах прошло много персональных и ретроспективных выставок Шагала.
Всемирная слава Шагала прошла мимо России. ВОПРОСЫ К ВСТУПЛЕНИЮВ какую эпоху жил Шагал. Тему еврейской графики (или графичности еврейства) развивают обычно от иудейского запрета на образ, который порождает приоритет буквы, а от черной буквы (начертание каждого знака в свитке Торы должно сопровождаться отдельной молитвой) ведут к черному рисунку. Где все это. Не знаю, возможно и так. – «Да, товарищ, кажется здесь».
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В том же году состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, — в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Конечно интерес художника к материалу не нов. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Работы Шагала вносят в искусство мозаики новизну, созвучную его новой живописи.
Статьи, заметки, ретроспективная выставка в Пушкинском музее. И вот, рядом, здесь и там, ты идешь по этой сказочной стране и она оказывается живее, чем настоящее вокруг. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Мозаика – превосходное свидетельство того, что легко прочитывается и в живописи Шагала: «Может быть, думал я, существуют другие измерения – четвертое, пятое, – не обязательно видимые глазу причем, подчеркиваю, это вовсе не представлялось мне ни «литературой», ни «символизмом», ни тем, что называют поэзией в искусстве. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства).
На выставке к 125-летию Шагала графику из разных собраний — около ста листов — представляют как «истоки языка», перемежая витебские рисунки и парижские коллажи с соответствующими предметами быта и прикладным искусством. Бескорыстно. Является одним из лидеров мирового авангарда двадцатого века. Начиная с 1950-х годов внимание художника направлено на уяснение ритмики форм и углубление пространства, сотканного из казалось бы абстрактных и безличных мазков («Семья», 1977).
Но сколько усилий понадобилось в свое время, чтобы протолкнуть в «Литературную газету» статью о Шагале. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин 1924, Брюссель и Париж 1926, Нью-Йорк 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам, Прага и др. ), а также изучал классическое искусство. Артисты фокусируется на деталях, которые мастерски передаются именно в графике. Шагал удостоился премии Карнеги.
Бакста. Центральными работами первого парижского периода М. З. Это главное в жизни. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
Он также был автором биографических книг, особенно известна «Моя жизнь», которую он написал ещё в молодости. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Занимательное сочетание находим на полотне «Я и деревня», где энергический профиль человека противопоставляется короткой загадочной коровьей морде. Правда ли, что сказки выдуманы.
Родился Марк Шагал в Витебске в 1887 году. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Известно, что до 1922 г. Марк Шагал техникой гравирования не занимался. Любовно выбирая материалы – глину, камень, стекло, – которые вызывают ассоциации с «богатствами» французской земли, художник показывает свое стремление к единению с ней. Путешествует по странам Европы и Средиземноморья, бывает в Израиле.
Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. В Москве художник пишет ряд больших настенных панно. Шагал приобрёл известность в Российской империи. (Государственный Русский музей представляет). Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Затем выставка Шагала прошла в Русском музее. Мотивы его картин – еврейский местечковый быт (Я и моя деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Парикмахерская, 1914, ГТГ Лавка в Витебске, 1914 Красный еврей, 1915 Прогулка, 1917, все – ГРМ Над городом, 1914-1918 Венчание, 1918, обе – ГТГ). Сияющий нож вознес тебя над землей». Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи.
– С 36-37. В 1906 году приезжает в Петербург, где посещает рисовальную школу. Сад. Я плохой комментатор своих картин.
Творчество Шагала изначально является автобиографичным и лирически исповедальным. Шагал работал преимущественно как монументалист и график (см. Летом 1915 состоялось бракосочетание Шагала и Беллы Розенфельд (1892.
В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской /1905–93/). Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Ничего бы он так не решил. Так она тогда называлась. Но это не так.
В многочисленных букетах цветов, которые часто играют главную роль в холстах позднего периода – «Мастерская в Сен-Поле» (1967), «Влюбленные над Сен-Полем» (1968), – поражает мощная стихия абстракции, художник как будто отстаивает свою независимость от натуры, теряет тягу к фигуративности. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. Тогда же побывал в Египте. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» (см.
Что там, за окном. На этот раз и мы не отстали. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
Сколько дорогих воспоминаний. – С. 11. С того момента, как художник начинает заниматься керамикой («Цветы», пластина, 1951), скульптурой, витражом, гравюрой и мозаикой, он ведет «диалог» с материалом во всех плоскостях, которые допускают эти разные техники. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. учился в художественной школе Е. Н. Однако диалог между живописью и витражом продолжался в течение долгого времени.
принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Натаном Альтерманом и Давидом Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). – Хотите отыскать гены. «Канны ей в подметки не годятся. Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. На Мойке отыскал дом бывшей школы поощрения художников.
Какую известную книгу он написал. Уже и сам вижу: вот она, моя лестница, здравствуй. хасидизм) семье, был старшим из девяти детей. Выступал как иллюстратор (Мертвые души Н. В. Вокруг тишина: «Излюбленная, любезная сердцу». Синагогу. Через некоторое время в Эрмитаже были представлены гравюры Шагала.
Такая, о которой поэт написал: «Царей и царств земных отрада – излюбленная тишина». Занимался ли Шагал литературным творчеством.
Учился в Витебской школе живописи и рисования у Ю. М. Так беседовал с тобой и как во сне видел». В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и др. ). В 1920–30-х гг. В 1937 г. Шагал принял французское гражданство. И даже иллюстрации – и здесь можно увидеть его рисунки к «Мертвым душам» – благодаря им и книгу перевели, наконец, на французский язык в 30-е годы.
После войны Шагал чувствует потребность «объять» целиком всю Европу, которую он вынужден был спешно покинуть. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Автор мемуаров Моя жизнь. Так, техника офорта и литографии была использована для создания графических произведений для Гоголевских «Мертвых душ», сказок Лафонтена, даже для Библии. Впоследствии он писал: «Мне кажется, что мне чего-то не хватало, если бы я, оставив в стороне цвет, не занялся в определённый момент жизни гравюрой и литографией».
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Это можно истолковать как реакцию подлинного художника, отстаивающего особую миссию искусства перед лицом все усиливающейся в 1960-е годы тенденции к «распылению», «дроблению» человека. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда.
Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Путь еще предстоял долгий., лес.
Выставка Герои. Авторы -Абрам Эфрос и Яков Тугендхольд отмечали искренность и «детскую вдохновенность» его искусства. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Так что извините.
Зеленая лужайка перед домом окаймлена густым лесопарком. Кому интересен старик. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. По приглашению Меира Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Даже в ранних картинах преобладают темы детства, семьи и смерти («Суббота»).
Начиная с 1949 года работа с глиной в керамике вдохновляет Шагала на перенесение некоторых приемов на холст: он прибегает к плотному мазку, рельефному наложению слоев краски («Лиловая обнаженная», 1967). Обойдется. Он не признавал областей, недоступных живописи. В левом – склоняется перед ним с любовью босоногий отрок. -1944), в 1916 родилась их дочь Ида (1916-1994).
Последовавший затем «русский период» (1914–22 гг. ) был временем обобщения накопленного опыта. Voila». Человек в правом углу картины протягивает букет цветов своему городу.
Или может, сказочная страна – если присмотреться. Он является автором книжных иллюстраций. Он оказался в ловушке. Можно очень ловко скопировать внешние приемы, перенять их, не больше.
Там блистали Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Клаудиа Кардинале. С 1950-х гг. Кроме того, в поле его увлечений попадает и графика.
Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. – обращался Эренбург к читателям. Выходец из России, он был влюблен в свою родную Евпаторию. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Живопись не литература.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Произведения наполнены цветом и светом, они как бы оживают, вибрируют. Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. – Ведь всё созданное им неразрывно граничит с любимым им Витебском». А может быть, вовсе не облака, а шагаловские козы и овцы.
Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Шагал Марк Захарович (наст. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
А направо, за углом, дверь в кабинет директора школы Николая Константиновича Рериха». Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. После ее открытия Шагал уехал в Витебск в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 г. В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд (1895–1944), дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве сам Шагал считал ее своей музой. Таким образом возникает удивительный диалог между формой, фактурой и образом. С 1910 по 1914 г. учился, работал и жил в Париже.
В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. «Спрашиваю пожилую консьержку: «Мадам, не здесь ли прежде была школа поощрения художников. Петрова Е. Память о Марке Шагале в России //Марк Шагал.
В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. В это же время завязывается сотрудничество с руководством Еврейским камерным театром – так он впервые занялся сценографией. В то же время театральные работы, сделанные для Американского театра балета в Нью-Йорке – декорации и костюмы к спектаклям «Алеко» (1942) и «Жар-птица» (1945), – увлекли художника и повлияли на его дальнейшее творчество. Первый период пребывания в Париже (1910–14 гг., см. Возвратившись в Старый Свет, духовным и живописным языком которого он овладел в совершенстве, художник ощущает себя ближе к своей родине – России.
Эфрос А. и Тугендхольд Я. Искусство Марка Шагала. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Я согласен с Маяковским: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории». На краю лужайки в тени каштана стоит причудливой формы белый камень.
Однако продержался он не слишком долго. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Картины насыщены неповторимой самобытностью.
Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Теперь – товарища Дзержинского. И я понял: это моя жена.
Пообещав: «Ладно, сниму. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. Вот только не-которые имена их представителей: Малевич, Кандинский, Татлин, Филонов, Шагал, Родченко, Попова, Лисицкий, Клюн, Лентулов и т. д. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Иностранцев не пускают.
Несмотря на то, что он давно уже стал знаменитым известным во всём мире художником, встречи проходили под присмотром КГБ. Доброе ей напутствие в день рождения.
его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. Это уже своего рода мировая consecration. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище. Разрешение на поездку в Витебск или отказ. По небу неспешно плывут перламутровые облака.
Его знаменитые произведения рассеяны по всему свету. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Над письменным столом Шагала большая картина в красноватых тонах.
Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства» /1912, Санкт-Петербург/, «Ослиный хвост» /1912, Москва/, «Мишень» /1913, Москва/ и др. ). Освоив эти материалы, овладев разнообразными техниками, он тем самым доказывает, что без усилий вписался в новое окружение. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку Петра Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» Игоря Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Как грустный странник, я только нес все эти годы твое дыхание на своих картинах.
Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Если вы еще не посмотрели эти картиныОн пишет в «Моей жизни» – «коровка, ободранная, распятая и воздетая – ты грезишь. Его первым опытом в технике гравирования стали иллюстрации к автобиографической книге «Моя жизнь». Он говорил о любви художника к родному Витебску: «Кажется, вся история мировой живописи не знала художника, настолько привязанного к своему родному городу, как Шагал».
Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Они не из мира сего, художник вызвал их из глубин своего духовного мира. Он оставил огромное наследие в разных видах творчества – картинах, гравюрах, рисунках, монументально-декоративных росписях, панно, витражах и мозаиках. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим».
Я не стал посвящать Шагала в тайны ее прохождения. На бледном лице сияют глаза. Создавая многочисленные подготовительные макеты с использованием ярких коллажей из двумерных материалов (бумаги или ткани), Шагал разворачивает внутри одного произведения целый ансамбль.
В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Но не для Шагала: фоны холстов последнего периода, состоящие из мириад точечных мазков, поражают переливами прозрачных тонов («Блудный сын», 1975-1976). Недавно я перечитал это интервью. Начальными шагами будущего художника руководил витебский художник Ю. М. Пэн. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
На всякий случай дали понять, что Витебск вообще закрытый город. Течение русского авангарда было многогранно. Или лес. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание.
Искать старые витебские дворы и закоулки. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Праведники.
Она смотрит— о, её глаза. В какую страну он уехал учиться и жил там, начиная с дореволюционных лет. Чиновники решили за него. – да, конечно.
Пикассо говорил: «У Шагала в голове ангел». Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Тем не менее в этом проявился личный стиль мастера, та «химия», о которой он говорил имея в виду саму сущность художника, смысл его существования: «В течение этих последних лет я часто говорил о «химии» подлинного цвета и о материале как мере подлинности. После этого Шагал некоторое время посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств с Н. К. Рерихом во главе, куда его без экзаменов приняли сразу на третий курс. Свою родню. Панорама города, тоже, наверное, увиденная из окна на Второй Покровской улице. Это – дар Шагала Валентине Григорьевне, Ваве.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Художнику представились новые возможности для широкомасштабного театрального синтеза: соединения декора и движения на разных планах одной и той же сцены. Столетие со дня рождения мастера торжественно отмечали в Европе и за океаном. Родительский дом. Он радовался публикации, счел ее многообещающей. Сказочное шагаловское соединение фольклора с реальностью, фантастики и действительности.
Живопись Шагала удивляет необычайной многогранностью. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: Амедео Модильяни, Осип Цадкин, чуть позже — Хаим Сутин и др. Что толку в слепом подражании. В композиции доминируют абстрактные мотивы («Большое солнце», мозаика, 1967).
Званцевой у Л. С. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения.
Исход) и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и др. В 1924 г. участвовал в альманахе «Халястре» издававшемся Перецом Маркишем и другими (см. Вот картина 15 года – окно в зеленый сад. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен.
Кто за меня передаст самое «мое», все, что могу передать я. Ведь у меня свои краски, свой состав крови, унаследованный от матери и незачем пытаться воссоздать все это химически искусственным путем. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Автор материала – Людмила Васильевна Короткина Вступление. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12.
Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». – С. 28. Voila». Его стихи – это лирические думы и воспоминания.
В картине Христос представлено нечто в высшей степени трагическое и такое, что вполне соответствует мерзости переживаемой эпохи. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Позвал бы лучше в Сен-Тропец фотографировать Бриджит Бардо». И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж) в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики. Гоголя, офорты, 1923-1927 Библия, литографии, 1931-1937), декоратор (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964).
также Ури Цви Гринберг). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Различные техники способствуют постижению сущности жизни, сущности живописи. И с этим ничего не поделаешь.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1921 г. Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. С 1950-х гг. Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.
Между ней и Шагалом завязался роман. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Может быть и в этом случае можно говорить о его вкладе в «Gesamtkunstwerk», поскольку пластика, цвет, форма, музыка и драма выступают сбалансированными составляющими единого целого. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина.
Что эмоционально повлияет сильнее. В детстве Шагал учился в хедере. Спустя время на первый план у художника выходит тема любви к первой жене – Белле («Над городом»). И я не щадил ни себя, ни других. А связующим и организующим все эти разные элементы началом было его жизнелюбие и чувство юмора.
Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Николая Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Жана де Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Даже перспективу моих картин вижу из окон родительского дома на Второй Покровской улице. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. После смерти Шагала также состоялось много его выставок (1987, Москва 1989, Токио 1991, Франкфурт-на-Майне, Москва 1992–93, Санкт-Петербург, Флоренция, Феррара, Нью-Йорк, Чикаго 1993, Иерусалим и др. ). Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины.
Только с конца 1980-х появились статьи о творчестве Шагала. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
работы предтеч поп-арта), Шагал, чтобы обогатить свою живопись использует эти «другие» средства иначе. его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии. У каждого художника есть свое, самое заветное им одним пережитое, неповторимое. Неправда.
Вырос в религиозной хасидской (см. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Было время, Володя считался в Канне фотообъективом 1. Как решить задачу, я не знаю. В Канне я познакомился с владельцем маленького фотоателье «Пляж» Владимиром Абуковым, просто Володей, как он просил его величать.
Володя с сомнением качал головой. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. В 1911–13 гг. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. Я шел на выставку без большой охоты, в предвидении именно этих повторений, успевших за годы моего знакомства с творчеством Шагала сильно приесться.
Но главного не запланировали: художника из Витебска не пустили в родной Витебск. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Шагал Марк Захарович – график, художник иллюстратор, выходец из России.
Но тогдашнему заместителю главного редактора газеты В. А. Сырокомскому пришлось обзвонить полдесятка «вертушек», прежде чем он добился разрешения на «штучную» публикацию Шагала. – СПб. : Palace Editions, 2005. Живые персонажи на полотнах уместно сочтены и геометрическими приемами. И все-таки не довелось ни побеседовать, ни увидеть. 116. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Он проникает в суть материала, постигает пределы возможностей, которые заложены в краске. У него местечковые музыканты, акробаты, раввины чем-то напоминают пророков из Библии. Летит.
Это мои глаза, моя душа. Более неуклюжего, бестактного поступка нельзя было придумать и все-таки придумали.
В Эрмитаже первым делом бросился к «своим» Рембрандтам. Характерны также мотивы «местечкового» пейзажа, быта вместе с символикой иудаизма. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Выполненные двадцать с лишним лет спустя декорации для американской сцены позволили Шагалу углубить связь живописного пространства с «пространством» положенной на музыку поэзии и хореографии. Появилось новое вооружение, танки заменили лошадей, на которых сражались воины с древнейших времён.
Этот невиданный скачок в истории человечества опосредованно отразился на развитии искусства. Создавал витражи, шпалеры, картины. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). В 1933 г. в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. Все возникает как попало и невозможно найти в этой сплошной импровизации каких-либо намерений и законов.
Теснятся бедные покосившиеся домишки. Белеют стволы берез. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Живет в Петербурге, Петрограде, Витебске, Москве, в Париже.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Но прежде всего Шагал был живописцем. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и др. ). Сарай, на крыше которого дядя по ночам играл на скрипке. В 1914 г. при содействии Гийома Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала.
Большие, выпуклые, чёрные. Он живет во мне восемьдесят лет. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Имеются военные объекты. В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».
Ты мой второй Витебск. ». Чисто функциональную форму предмета Шагал часто дополняет неким сюжетом («Крестьянин у колодца», ваза, 1952-1953). Да наплевать им было на его здоровье.
Был издан хорошо иллюстрированный каталог со статьями деятелей культуры. Я соблазнял Володю съездить на его «пежо» в Сен-Поль. Среди наиболее популярных полотен тех годов – «Пьющий солдат», «Продавец скота», «Я и деревня». Никогда заранее не могу придумать ни одного сюжета.
В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». Он прожил 98 лет. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Летом 1914 Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. Писатель вспоминал известную фразу Шагала из его книги «Моя жизнь»: «О Париж. О былой славе напоминала фотовитрина «Пляжа». – Иногда молодые художники приносят мне свои работы. На дверях табличка «Союз художников».
– Гены, – шутит Шагал. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Они думают, я обрадуюсь, найдя в их картинах сходство с моими. И вот она и правда летит. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере.
Шагал уехал с семьёй в Москву. Самое прельстительное и, безусловно, прельстительное в Шагале, это — краски и не только их сочетание, но самые колеры, каждый колер, взятый сам по себе. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Евгений Вахтангов. В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский и Л. С. Бакст. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Шагал выходит со мной на веранду.