В конце 1920-х годов Матисс сосредотачивается на графике и скульптуре. Купить книгу «Графика Матисса» Зубова М. В.
Поучительно в этом отношении и зарождение приема так называемого «коллажа», то есть наклейки на поверхность картины опилок, окурков, кусков газет, практикуемого французскими кубистами и итальянскими футуристами. Одновременно эти работы показывают, что антиреалистический, субъективно-произвольный творческий метод, сложившийся в рамках культуры умирающего капиталистического общества, не дает возможности жизненно убедительно решить художественную задачу создания большого, подлинно народного искусства. Наиболее простой вариант построения составной кривой – из дуг окружностей.
Нередко художник сохранял следы своей работы ножницами. Лучшие из них — это некоторые его рисунки, например портреты Мориса Тореза (1945) или своеобразное повторение темы материнства в изящно-точном рисунке матери с ребенком (1922), выразительный плакат «Голубь мира» (За эту работу Пикассо была присуждена в 1950 г. Международная премия мира. ) (1949). Голова молодой женщины — это его бессменная Муза, подобие античной коры. Наиболее последовательно формальная основа кубизма проявилась в творчестве Жоржа Брака (1882—1963).
Такова его картина «В постели» (1891 Париж, Музей современного искусства), выразительно передающая самый обыденный мотив или «В комнате» (1893 Эрмитаж), серебристый, серовато-голубой с отдельными розоватыми вспышками колорит которой помогает правдивой передаче тихого уюта большой и вместе с тем скромной мастерской художника. Только лишь позаимствованный у Сезанна прием разложения объема на плоскости (то есть показ горла кувшина и отверстия стакана с иной точки зрения, чем их силуэты) сдержанно, почти символически намекает на материальную трехмерность этих плоскостно, почти орнаментально трактованных предметов. Тема панно — танец.
77). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура. 88). После возвращения во Францию Леже выступает как активный борец за мир, как друг рабочего класса Франции.
Спокойный и плавный ритм силуэтов дополняется простыми и лаконическими аккордами, цвета. на стр. Громер и в довоенные годы не порывал полностью с изобразительностью, создав своеобразный стиль исполнения, сочетавший использование традиций скандинавского экспрессионизма с учетом опыта кубистов и отчасти конструктивизма Леже: «Война» (1925 Музей изящных искусств города Парижа), цикл панно для фармацевтической школы (1936) и др. Наряду с нарочито схематизированными, тяжеловесно-объемными композициями («Спящие крестьяне», 1919 Нью-Йорк, Музей современного искусства) он создает ряд нервно-выразительных, острохарактерных композиций, вроде блестяще нарисованного графического портрета Воллара (1915). на стр.
Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. 18). Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911).
«Герника»— это первое произведение уже немолодого мастера, в годы гражданской войны в Испании выступившего как художник-борец, художник— обличитель фашизма. С одной стороны — тенденция к выражению через напряженные и беспокойные цветовые аккорды, через беспорядочную рваность ритмов и фактуры «внутреннего мира художника», «трагических диссонансов времени». Маски сияют своей белизной, но и на них ложатся цветовые отсветы.
К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). 87). Вторая же тенденция определялась стремлением к более декоративному и холодно-рациональному решению художественной задачи. Сезанн, вероятно, не присоединился бы к основному постулату кубистов, сформулированному писателем и теоретиком французских формалистов «первого поколения» Г. Аполлинером, определившим кубизм не как «искусство подражания, но как искусство представления, стремящегося подняться до искусства сотворения». Оринтируюсь на книгу среднего объема и веса, в среднем 120-150 рублей за 1 лот.
Таковы его «Улица на Монмартре» (ок. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Здесь Матисс свободнее демонстрирует гибкое богатство своего живописного мастерства. Начиная с 1905—1907 гг. Узкие окна украшены цветными витражами, в которых ярко-синий чередуется с оранжевожелтым.
Неизмеримо вырос авторитет Коммунистической партии, вынесшей главную тяжесть подпольной и партизанской борьбы с оккупантами. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Иногда сравнивают творчество Бюффе с литературно-художественной деятельностью так называемого поколения «рассерженных молодых людей». краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Однако Брак не делает следующего, последнего шага к абстракционизму. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Фернан Леже после 1908 г. примыкал к группе кубистов. Образы странствующих комедиантов, бродяг проходят кочующей чередой и по страницам романов Скаррона, Лесажа, в «Манон Леско» аббата Прево. Во-вторых, Матисс работал над своим предметом с огромным вниманием.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. По существу изобразительная сторона здесь не играет почти никакой роли — женщины ли это, деревья ли это, в конце концов, как бы безразлично — настолько схематически-примитивны сами образы этих женщин. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В другой его гравюре рога не только увенчивают красивый овал женской головки, они, как и ее голова, вырастают из ее стройной шеи, составляют неотделимую часть этого сказочного существа с чуть заостренными, как у козули, ушами (илл. Наоборот именно «незаметность», привычность обычных предметов программно использовались такими мастерами формалистического натюрморта, как Брак, для ухода в сферу, чисто эстетских, самодовлеюще формальных художественных решений.
Излюбленные сюжеты его элегантного, жизнерадостного и несколько салонно поверхностного искусства — это сцены скачек, морские пейзажи и особенно настойчиво привлекающие его внимание парусные регаты («Лодки на Сене», 1925 «Паддок в Девиле», ок. Таков мужественный по своим ритмам, лаконически точный по рисунку портрет молодого Анри Мартена (1952 Биот, музей Леже), заключенного в тюрьму борца против войны в Алжире. Однако уже в 1906 г. он почти полностью отказывается и от раздельного мазка пуантелистов и от активной динамической фактуры и создает построенные в основном на сочетании больших плоскостей зеленого, оранжевого, желтого, красного, серо-фиолетового цвета декоративные композиции вполне фовистского толка («Вестминстерский мост» Париж, частное собрание).
1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Импрессионизм, пуантилизм, фовизм – художник Анри Матисс был мастером различных стилей и техник. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. В этом тоже сказывается «нонконформизм» Пикассо, его неприятие официального буржуазного уклада жизни. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Уже «Булонский лес» (1902 ГМИИ) все более откровенно переносит центр тяжести на решение чисто формально-декоративных задач в живописи. Танцовщицы в Мерионе кажутся перед ними несколько холодными и отвлеченными. Некоторые рисунки его выглядят как так называемые синопии к фрескам (илл.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Существуют лишь предположения искусствоведов. И действительно, при всей условности и обобщенности цвет у Матисса отнюдь не примитивен. Такова отличающаяся нежной гармонией колорита, полная сдержанного лиризма композиция «Влюбленные» (1923 Вашингтон, Национальная галлерся), Правда, уже в эти годы («Итальянка», 1917 Цюрих, частное собрание) Пикассо начинает переходить к плоскостно-декоративной трактовке формы, к ее дроблению и разложению на плоскости. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. он создает наряду с картинами полные нервной энергии и динамической выразительности серии офортов — «Пляжи» (1935), «От Жуанвиля до Буживаля» (1936) и т. д. Особый интерес в искусстве фовистов представляет творчество Анри Матисса (1869—1954).
на стр. Он певец тихих улочек маленьких городков («Улица в Отейле», 1912 Париж, частное собрание) и старинных кварталов Парижа, расположенных на холме Монмартра. 1884). Сюрреалисты рассматривают искусство как средство субъективного самовыражения, как средство перехода от «обычной» рассудочной реальности к некоей «сверхреальности» (по-французски сверхреальность — surrealite, отсюда и термин «сюрреализм»), воплощающей, дескать, подлинную, свободную от оков морали, рассудка и т. д. природу человека. Огромной черной глыбой поднимается фигура короля на темно-синем фоне. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Развитие графики Матисса в известной степени соответствует развитию его живописи. Чаще всего он изображал свою подругу — Жанну Эбютерн.
Таковы написанный в светлых сиренево-голубых и золотистых тонах «Натюрморт» 1922 г. (Базель, Музей) и «Гитара» 1926 г. из собрания Денч-Бенцигера в Базеле. Так и случилось. Любопытно, что и сейчас на Западе имеются критики, всерьез считающие переход искусства от отражения реальности к «созданию новых реальностей» (не имеющих, однако, никакой практической реальной ценности) новым, всемирно-историческим по своему значению шагом вперед в развитии художественной культуры. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Такими и были его рисунки: чувственными, яркими, гармоничными.
Белая бумага, которой так дорожил художник, звучит благородно, как цвет. Здесь царит полная откровенность, полная свобода воображения. Фрагмент силуэта скрипки, обрывок нот, ассоциация черных прямоугольников с клавишами рояля и т. д. должны были дать, так сказать, сюжетную «подсказку» зрителю, направить ассоциативную способность его восприятия, его фантазию в «музыкальном направлении». Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Конечно, при всем том картина не лишена острой эмоциональности воздействия, достигаемой самим беспокойным ритмом композиции, кошмарным уродством деформации (оскаленная морда ржущей в предсмертной агонии лошади), драматической выразительностью полных отчаяния и ужаса человеческих лиц и самой хаотической фрагментарностью целого.
сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. 1892). Впрочем, Марке не чужд интерес и к более подчеркнуто артистичным и заостренно лаконичным решениям, примером чему может служить пейзаж «Женщина на улице Сиди Бу Сайид» (1923 Париж, собрание Марке). Хотя произведения абстракционистов и порожденных ими «школ» (ташистов—от французского tache — пятно, нонформистов, то есть бесформенных и т. д. ) заполняют залы музеев современного искусства, чуждость этого искусства большим подлинно эстетическим проблемам эпохи все более и более становится ясной для широких кругов прогрессивно мыслящей интеллигенции.
Позже, как всякий бунтующий филистер, Миро «примирился» с обществом и стал придавать своим работам иногда не безуспешно, некую приятность декоративного цветосоче-тания, стремясь связать их с современной архитектурой (роспись дворца ЮНЕСКО, 1958, Париж). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
1886) отличает абсолютная плоскостность и силуэтность (обычно это геометрически простые по форме предметы — кувшины, бутылки и т. д. ). на стр.
Возвращение к черному цвету как точке отсчета для более звучного выявления других красок наметилось уже в 1908— 1914 гг. Наиболее ярко дарование Пикассо раскрывается в его так называемый «розовый» период (1905—1906). Идет эта линия еще от «блудного сына» своего века Франсуа Вийона, далее она ощущается в печально-удивленном «Жиле» Ватто. И тут же, как подпись художника, две веточки мимозы, заполняющие пустоту в уголках.
Особенно характерен в этом отношении его автопортрет (1956). Подчеркнутая лаконическая острота решения достигнута путем предельного заострения какой-то одной грани жизни художественного образа (в данном случае контрастно выразительного ритма силуэтов двух фигур и соотношения серо-голубого и розово-алых тонов), воплощающего лишь одну из сторон многогранной живой реальности. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал).
Одна из ранних наклеек Матисса — это фигура танцора 1938 года. Задача «творческого акта» сводится к выявлению «мира подсознательного», к передаче «смутных чувствований», произвольных ассоциаций, сумеречных состояний сознания. Он знакомился с художниками разных стран. По своей манере творчество Таслицкого в известной мере граничит с традициями экспрессионизма: повышенная драматичность, склонность к подчеркнутой деформации натуры, резкие диссонансы цвета ради заострения «характерности» образа и усиления ощущения общей нервной напряженности настроения и т. д. Стремление же преодолеть известный субъективизм и нервозность своего художественного мировосприятия и овладеть объективной реалистической передачей жизни иногда приводит Таслицкого, особенно в его многочисленных портретных рисунках, к некоторой протокольной пассивности изображения.
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Мера эстетической выразительности определяется мерой его геометризации — шар головы, цилиндры рук, согнутых, как на шарнирах, геометрические полукружия грудей — все это превращает человека в робота. Особенно типичен его натюрморт «Графика на черном фоне» (1928 ГМИИ), примечательный тем, что Озанфан написал фон густым мягким черным цветом, на котором скупая игра белых и голубоватых контуров и бликов воспроизводит прозрачные силуэты стеклянных сосудов.
Абстракционизм вступил в полосу кризиса. Делоне же был ближе к экспрессионистическим, эмоционально-взволнованным формам искусства. В одном из листов серии (илл. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Здесь использовано заглавие известной книги Л. Селина, выступившего еще в 30-е гг. Меня поразил жизненный путь А. Матисса: ему пришлось преодолеть большие трудности в молодости (пойти против воли отца, чтобы стать художником), в дальнейшем не хватало денег содержание детей, на холсты и краски для картин, в мире искусства фовизм – художественное направление, которое «продвигал» своим творчеством Матисс – очень долго не признавали, а он продолжал рисовать изучать не только европейские формы живописи, но и скульптуру Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японскую ксилографию, арабское декоративное искусство, творчески перерабатывать полученные знания. Характерно, что в этот период Леже обращается и к портрету. Примером этой линии в развитии искусства Дерена 1907—1914 гг.
86). В его картинах при всей их декоративности сохраняется интерес к передаче психологии, эмоционального настроения, характерного для изображаемых им скромных и повседневных жизненных мотивов.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. 1934 Музей изящных искусств города Парижа).
Но у них они имели иной смысл: в картину вклеивались куски газет, этикетки спичек, куски обоев как элементы бытовых предметов, способные обогатить фактуру масляной живописи. В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Тема панно — танец.
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. В некоторых случаях он имел целью «оживить» фактуру картины. Отказ от логической последовательности мышления, утверждение «спонтанного» инстинктивного творческого порыва, восхваление в связи с этим непосредственной инстинктивности рисовальных опытов младенцев сочетались в дадаизме со своеобразным болезненно-циничным отрицанием культурного наследия и вообще гуманистических основ искусства. Небольшой по размерам лист приобретает значительность стенной живописи. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.
В последние годы своей жизни Матисс в силу болезни почти бросает масляную живопись и переходит к наклейкам из цветной бумаги (по-французски collages, decoupages или gouaches decoupees). В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
В 20—30-е гг. Первый период его творчества (1901—1904) носит название «голубого» (большинство этих картин построено на градациях и отношениях мягко мерцающих сине-голубых тонов). Эту его литографию чрезвычайно поучительно сопоставить с «Материнством» Пикассо, столь же, казалось бы, лаконичной и сдержанно выразительной вещью. Такие произведения, отличающиеся способностью вызывать сумбурно-неопределенные, по существу, чисто физиологические ощущения беспокойства, характерны, например, для П. Сулажа («Живопись», 1955), Г. Хартунга («Т.
И хотя его работы по-прежнему отличает схематизм форм и жесткая «конструктивность» композиции, в них все же заметно движение к более реальному и живому восприятию образа человека («Строители», 1950 Биот, музей Леже). И не воспроизведение живой жизни, а «конструирование» геометрических объемов или же умозрительно-аналитическое разложение этих объемов на сумму сопоставляемых плоскостей становится главной задачей искусства. В 20-е гг. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. В графике художником созданы монументальные произведения – настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи).
Любопытно название одной из картин Биссьера—«Путешествие на край ночи» (1955). Этот перелом намечается к 1907 г. — году обращения к кубизму. В годы молодости Дюфи следует манере импрессионистов, в частности Сислея. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Но эмоциональность в «Трех женщинах» представляет собой лишь отвлеченное самовыражение мироощущения художника.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. 1930, Париж, Музей современного искусства «Регата в Коу», 1934, частное собрание и т. д. ). Война 1939—1945 гг. Как голубые обнаженные женщины, это чисто матиссовский образ. Тонкий и точный анализ объемно-пластических качеств предметов и вместе с тем отсутствие интереса к психологически-человеческой выразительности мира вещей, обжитых человеком (что являлось характерным для классических традиций натюрморта 17—18 вв. ), в какой-то мере указывают на некую «натюрмортность» художественного восприятия мира Матиссом. Таков его пейзаж «Рюэй-ла-Гадельер» (начало 1930-х гг.
Детское чистосердечие и радость смыкаются с глубокомыслием достигшего старости художника. Следующим этапом (после фовизма) отхода от реализма явился кубизм, возникший практически одновременно с фовизмом. Интерес к формальной построенности композиции, забота о «приятном» для глаза декоративном эффекте почти никогда не покидают Брака. Такова его «Берегитесь — живопись. » (1917 Париж, частное собрание), представляющая собой бессмысленную комбинацию частей каких-то машин, синего круга извивающихся нитей и введенной в картину надписи или столь же произвольная комбинация форм и обломков предметов под издевательским названием «Парад любви» (1917 Париж, частное собрание).
Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Более всего ему было близко графическое оформление поэтических произведений. Для них искусство есть «акт бессознательно психического автоматизма», как заявлял их теоретик Андре Бретон, опубликовавший в 1924 г. первый «Манифест сюрреализма». Так, в его декоративно-звучном пейзаже залитого солнцем средиземноморского побережья («Коллиур», 1905 США, частное собрание) широкий и открытый мазок, передающий движение форм, явно подсказан Дерену работами арльского периода Ван-Гога. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. 34). Художник переходит к подчеркнуто изящному раскрытию тонких и сложных взаимосвязей цвета.
В деятельности дадаистов можно уловить две тенденции. на стр. В этом отношении более типичны такие работы, как «Герника» (1937 Нью-Йорк, Музей современного искусства) и два панно «Война» ц «Мир» (1952).
Иное отношение вызывает трактовка самих образов-персонажей, в которых раскрывается и конкретизируется общая идея. Его первые опыты в живописи Анри Матисса относятся к 1890 году в 1892 Матисс учился в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро — мэтра салонного искусства в 1893-98 работал в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Художник освобождается от некоторой традиционной «музейной» темноты своей ранней палитры и стремится оперировать сдержанно-звучными цветовыми плоскостями, отделенными друг от друга и сопоставленными в четкой ритмической композиционной конструкции.
Однако, к сожалению, не они являются центральными в той серии работ, где мастер ищет прямой связи своего искусства с основными общественными проблемами эпохи. Леже наряду с изображением предметов и их деталей, данных в полном отвлечении от пространственной среды и освещения, вводит в свои композиции и человеческие фигуры («Завтрак», 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Большой буксир», 1920—1921, частное собрание). Это открыто идеалистическое положение наряду с утверждением, что задача искусства сводится к «самовыражению» мира «субъективных» ощущений и чувств творца, собственно говоря, лежали и лежат в основе всех антиреалистических художественных направлений 20 в. Таким образом, сведение проблем содержания искусства к проблемам, по существу, чисто профессионального характера, получая свое осуществление в кубизме, впервые дополнялось и обосновывалось сознательно антиреалистической эстетической программой. — раздельных точечных мазков. Один из самых красивых и нарядных листов называется Икар (илл. Однако пусть и стихийно-анархический, социально беспомощный «бунт рассерженных» часто пронизан чувством искренней горечи, гневной растерянности перед уродливыми и непонятными противоречиями жизни.
Его многочисленные «Обнаженные» 20—30-х гг. Белый силуэт фигуры резко выделяется на синем небе, усеянном огромными, как подсолнечники, золотистыми звездами. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Выделяется своей не совсем обычной для мастера драматической экспрессией ее портрет 1918 г. (Бери, частное собрание), выполненный в сдержанно-беспокойной красно-коричневой гамме. Заслуживают упоминания и другие рисунки на мифологические темы, где мастер стремится раскрыть жизнерадостную силу вечно юного «языческого» мироощущения античности (в частности иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, 1931). Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. А. Матисс «Музыка» (1910).
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Такая «тематическая» направленность Брака как нельзя более соответствует его подчеркнуто артистически формальному подходу к искусству. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
В ранних вещах Дерен отталкивается и от опыта пуантелистов и от опыта Ван-Гога. В послевоенные годы его искусство приобретает более строгий характер, не лишенный, однако, черт известной статики и схематизма («Бруклинский мост», 1950 Музей изящных искусств города Парижа). Следует особо остановиться на работах, в которых вновь и вновь (и в 30-е и в 40-е и в 50-е гг. ) в творчестве Пикассо вспыхивает стихийный гуманизм и яркая жизненная наблюдательность мастера.
Таково, например, творчество Бориса Таслицкого (р. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Более холодно-рациональный характер присущ творчеству Андре Дерена (1880— 1954), занимающему как бы промежуточное положение между фовизмом и возникшим почти одновременно с ним кубизмом. Видимо, в условиях империализма для художника, не ставшего в годы сложения своего творческого метода на позиции исторического оптимизма, которые несет в себе рабочее движение — марксизм, не было иного способа сохранить черты поэтической радости и жизнелюбия в искусстве. его живопись приобретает все более декоративный характер.
В технике такие кривые получили название обводов, в математике они более известны как сплайны (spline). В других же случаях применение «коллажа» преследовало откровенные цели либо эпатирования зрителя, либо разрушения живописи как искусства. Не случайно, что, отказавшись от кубистических конструкций, Пикассо в 20— 30-е гг.
Общественный резонанс этой работы был огромен. Анри Матисс. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). в его «Трех музыкантах» (1921 Нью-Йорк, Музей современного искусства). Серия открывается изображением клоуна на фоне черного пролета. Тускло-жесткое и одновременно плакатно четкое сочетание локальных красок придает своеобразную грубую декоративность Этим его картинам («Город», 1919, Филадельфия, Музей искусств «Механические элементы на красном фоне», 1918, Биот, музей Леже и др. ).
«Музыка» в своем живописном построении аналогична «Танцу», однако она передает ощущение музыки, вернее говоря, музыкально-хорового аккорда в еще менее эмоционально-непосредственной форме, чем «Танец». В немецком экспрессионизме, французском сюрреализме и даже в русском авангарде есть отголоски такого необычного фовизма. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. 36).
В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
Зритель вскользь узнает мир привычно-безразличных предметов (чем они привычнее и незначительнее, тем лучше), тут же отдается ничем не нарушаемому наслаждению скупо выразительными цветовыми сочетаниями натюрморта. Живописью он начал заниматься довольно поздно, уехав в Париж изучать искусство. Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Таков его «Натюрморт с раковиной» (1940 ГМИИ). Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.
Эта особенность в живописи Матисса получит развитие в более поздний период его творчества. В женщине Матисса много изящества, грации и силы. Все люди на картине находятся в неподвижности.
Его плоскостно-геометризованные, почти абстрактные композиции первого кубистического периода отличаются беспокойной угловатостью ритма и сдержанной напряженностью преимущественно серовато-синей, оливково-серой цветовой гаммы («Маленький завтрак», 1910—1915 Париж, Музей современного искусства). Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Очень поэтичны и те его работы 20-х гг., которые перекликаются с традициями «розового» периода. Доминика и Девы Марии.
Предельный лаконизм, но выразительная поза, красиво вписанный в прямоугольник силуэт. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Это и породило необходимость конструирования составных кривых (кривых, сформированных из дуг простых). Интерес Таслицкого к актуальным социальным проблемам, к жизни народа проявлялся и в ранний период его творчества («Стена коммунаров», «Расстрел безработных на Гаити» и др). Холст, масло.
Элемент программно хулиганствующего «эпатажа» — дразнения обывателя — занимал также немалое место в деятельности дадаистов. Преобладают любимые краски Матисса, торжествует его палитра, лучезарность его красок и в большой наклейке «Попугайчик и сирена» (илл. Матисс рассматривал наклейки как средство создания произведений чистой живописи. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Первая тенденция была чаще связана со стремлением выразить в отвлеченно-условной форме некий мир эмоций и переживаний, вызванных в художнике жизнью (Пикассо, отчасти Делоне). Хотя кубизм в своем, так сказать, «чистом», первоначальном виде существовал сравнительно недолго, примерно до 1913 г., его влияние на дальнейшую эволюцию искусства большинства капиталистических стран было весьма значительным.
Лучший период его творчества относится к 1908—1916 гг. и вакханалии. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
на стр. Татлин из гладильной доски и разрезанных на куски цинковых ведер создавал новые «реальности» в своих контррельефах. Он стоит перед ним, как бы зазывая людей. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
Кубизм как направление зародился в 1907 г. в Париже. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Губы подчеркнуто черные, но их чернота звучит, как алый цвет. Стиль живописи художника Анри Матисса был разным как и его жизнь. Если творчество пуристов и отчасти Леже, пришедшее на смену кубизму, было граничит с отвлеченно-рационалистической линией в эволюции формалистических направлений, а также, в особенности творчество Леже, с пусть формально-односторонними, но все же поисками связи изобразительного искусства со складывающейся современной архитектурой и прикладным искусством, то иной характер носило так называемое «искусство» дадаизма.
Некоторые его цветные наклейки впоследствии были переведены в цветные литографии. Динамический момент, эмоциональная острота выражения уже тогда были чужды искусству Леже и мало давались ему («14 июля 1914 г», 1914 Биот, музей Леже). Лишь изредка просыпается в нем былой талант и наивная свежесть видения мира («Улица Жанны дАрк под снегом».
При ближайшем рассмотрении даже таких предельно декоративно упрощенных композиций, как «Танец» и «Красная комната», поверхности цвета оказываются немонотонными: в больших поверхностях синего неба и зеленой земли внимательный зритель ощущает бесконечное количество градаций, оттенков основного цвета, цвет как бы живет и дышит. Этот лист можно сравнить с краткой, но емкой и мудрой сентенцией. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.
Тонкий овал лица превращается в любимый арабеск Матисса — в подобие цветка. Отвлекаясь при этом от чувственно-конкретной реалистической основы, присущей живописному мастерству Сезанна, художники-кубисты и теоретики этого направления опирались на известную мысль Сезанна — «передавать натуру через цилиндр, сферу, конус».
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Волосы очерчены двумя петлями. 1928) точно формулировал цели своего искусства, заявив, что он ставят своей задачей «показать все уродство жизни». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Видимо имеется в виду гимнаст среди огней под куполом цирка. Интерес художника к общей декоративности целого и одновременно стремление к точному анализу цветовых впечатлений сближают раннего Дерена с традицией Сера и особенно Синьяка. Внутренние стены ее гладкие белые, алтарь и плиты пола чуть золотистые. 55).
Фигура св. 260 х 389 см. Праздничность и нежная звучность цвета, легкая «игристая» динамика ритмов, непринужденная и чуть нервная подвижность мазка придают особый характер декоративным композициям Дюфи. Менее лаконична по композиции и цветовому построению «Мастерская художника» (1911 ГМИИ). За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.
«Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Свободны от этого такие полные сурового лиризма работы, как «Свидание» (1900) или «Странствующие гимнасты» (1901 обе —ГМИИ), где тема скорбно-смятенного одиночества двух прижавшихся друг к другу фигур с широко раскрытыми печальными глазами, застыло глядящими на мир, косвенно передает инстинктивную чуткость художника к несправедливости и жестокости окружающего его мира. Таковы изящные рисунки, посвященные мифу о минотавре, в которых переплетаются причудливая фантастика и острая реалистическая наблюдательность и литография «Танец с бандерильями» (1954).
Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. 1904) «Пылающий жираф» (1935 Базель, Музей). В этот период ему были свойственны плоскостность, геометризм и холодно-выверенная рассудочность композиционного построения («Контрасты-формы», 1913 «Женщина в голубом», 1912, Базель, Музей). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Он передает только страстный, целиком поглотивший женщину порыв.
Наиболее видный представитель этого течения Бернар Бюффе (р. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. известность.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. При всей своей экспрессивности эти образы эстетически отталкивающи для здорового вкуса. Характерны в этом отношении для Хуана Гри такие его работы, как динамически беспокойный и контрастный по фактуре натюрморт «Лампа» (1914 Париж, частное собрание).
Графика его, четко передает обаяние натуры, а нарушенные пропорции подчеркивают ее индивидуальность. «Эстетика» пуризма призывала к «очищению» действительности, сведению Задачи искусства к достижению определенного декоративного эффекта при «максимальной экономии энергии воспринимающего», что якобы предполагает обращение к простейшим по форме предметам, переданным предельно скупым и схематическим способом. Ощущение крушения мира, ощущение безумия происходящего в какой-то мере передано в этой композиции. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Близость Робера Делоне (1885—1941) к, так сказать, «экспрессионизирующей» линии кубизма достаточно заметна в его «Эйфелевой башне» (1910 Базель, Музей). может служить его «Тропинка в лесу Фонтенбло» (ок. Все они посвящены цирку.
«Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Эти попытки подхвачены в последние годы представителями так называемого «поп-арта» в США и перенесены также на французскую почву.
Такова его «Плачущая женщина» (1937 Лондон, собрание Пенроз) с уродливо деформированными чертами лица, с глазом, вылезшим на переносицу, с беспокойными контрастными цветовыми сопоставлениями. Бессмысленно доискиваться определенного сюжетного или логического смысла этой композиции. Фовизм, который давным-давно считался чем-то диким (фовизм — от фр. Свет, окрашенный этими стеклами, ложится на пол как цветной ковер. Крупнейшие мастера, ставшие на прогрессивные общественные позиции, как мы уже упоминали, пытались и в эти годы решать поставленные перед ними жизнью художественные проблемы в рамках старой формалистической художественной системы. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). При этом важно и то, что в них отсутствует эстетическое воплощение тех реальных сил, которые защищают и утверждают разум истории, конечную разумность жизни. Лишь как отдаленный отзвук звучит для Зрителя тема нежности, связывающей мать и ребенка. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Часть ее представителей, как Макс Эрнст, перешли на абстракционистские позиции. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Следует заметить, что несколько позже, независимо от Аполлинера и, пожалуй, с большей последовательностью, эту идею сформулировал в России один из первых художников-абстракционистов, «создатель» супрематизма Малевич, утверждавший, что задача художника — не отражение реальности, а сотворение и введение в мир новых реальностей. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. «Ария Баха» вместе с тем весьма характерна для перехода ряда кубистов (в том числе и Пикассо) от геометризованно схематизированного изображения реальных форм предметного мира к условной передаче отвлеченных понятий.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Но в основе убранства капеллы лежит несколько иной замысел. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Группа была неоднородной и, как уже упоминалось, быстро распалась. создает образы, построенные не на абстрактно-отвлеченной геометризации объемов человеческого тела, а на их экспрессивной деформации («Женщины на берегу моря», 1929 Нью-Йорк, Музей современного искусства).
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Среди других художников, чье творчество не теряло связи с реализмом и оставалось в стороне от формалистической линии развития в искусстве 20 в., следует выделить Мориса Утрилло (1883—1955).
Так, картины Озанфана (р. Наиболее характерны для абстракционизма две тенденции. Наклейками начали пользоваться еще много раньше, кубисты до Матисса прибегали к ним. В качестве примеров «декоративно-украшательского» варианта абстракционизма можно сослаться на работы чеха по происхождению Ф. Купки («Два синих», 1956) или Виктора Вазарели («Зомбор», 1949—4953 собственность художника).
И все же это эмоциональное содержание картины носит отвлеченный и смутный характер. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Как это показывает уже упомянутая «Лодка на берегу» 1926 г. и в особенности изысканно скупой по своим тональным отношениям и элегантно формальной игре силуэтов натюрморт «Черные рыбы» (1942 Париж, Музей современного искусства), художник вернулся к более спокойным, менее «загадочным» формам своего «декоративного» кубизма, сохраняющим изобразительную основу картины. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Таков и его «Натюрморт» 1908г., породивший сам термин «кубизм» такова и его «Ария Бахав (1914 Париж, частное собрание), построенная на эстетском любовании остро сопоставленными плоскостно трактованными и плотными по цвету черными, коричневыми геометрическими формами, дополненными легким серо-свинцовым рисунком фона. Изображение интерьера — жанр живописи. Стремление выразить «дух времени» в формах, связанных с принципами изобразительности, характерно для творчества Марселя Громера (р. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Шумные улицы и парадные площади больших городов оставляют художника безразличным. В этот период Дерен более внимательно, чем раньше изучает опыт Сезанна.
Одной из программных работ рассматриваемого периода является его большая фигурная композиция «Субботний день» (1911—1914 ГМИИ). В тех крайне редких случаях, когда Матисс обращается к эмоционально-драматическому по своему жизненному содержанию сюжету, как, например, в своей композиции «Нимфа и сатир» (1909 Эрмитаж), в которой изображен мужчина, настигающий упавшую в бегстве женщину, он решительно отвлекается не только от конкретной жизненности мотива, но и от какой бы то ни было экспрессивности образа. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Эти тенденции продолжаются в 20-е гг. 37). Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Наоборот, художник очень тонко чувствует богатство цветовых отноптений.
Но, в отличие от Утрилло, Сегонзак, движимый здоровым и крепким складом своего характера, обращается не столько к городскому, сколько к сельскому пейзажу («Церковь в Шампиньи», 1927). Он увлекается одновременно наследием Энгра и Караваджо, болонских академистов и снова Сезанном. Кстати, следует отметить, что пуристы (их теоретиком был Ле Корбюзье) одними из первых во Франции поставили вопрос о связи изобразительных искусств с зарождающейся современной архитектурой и новыми формами художественной промышленности.
на стр. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». со своим отличающимся безрадостным злобным нигилизмом произведением. Впоследствии Матисс обнаружил в этой новой технике свои преимущества. Однако обращение к опыту Сезанна в 1908 г. делает его одним из основателей кубизма.
В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8. Ж. Помпиду). Отсюда лихорадочные попытки ради сохранения внимания и интереса публики к усугублению неврастенической экспрессивности манеры или к эпатированию зрителя самыми дикими выходками, В этом отношении поучительны и попытки «заменить» абстракционизм, возродив некоторые приемы дадаистов (замена живописи и скульптуры обломками реальных бытовых предметов).
Работы кубистического направления были впервые выставлены в 1908 г. в «Салоне независимых». Как если бы он хотел выучить его наизусть. В кубизме Пикассо мало вещей, так сказать, «самодовольно» декоративных, формально-эстетских. Такова, например, элегантно-непринужденная по ритму, одновременно острая по своим цветовым контрастам и изысканная в своих живописных оттенках «Беседа» (1941 частное собрание) и в особенности его композиция «Ветка сливового дерева» (1948 Нью-Йорк, частное собрание).
на стр. При своей часто холодной формальности и подчеркнутой статической построенности его композиции отнюдь не представляли собой конструкции геометрических объемов, развернутых на двухмерной плоскости холста, как это делали кубисты. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. Однако сам Сезанн имел в виду лишь как бы «угадывание», а не обнажение геометрического скелета явлений предметного мира. В дальнейшем живопись Утрилло, болезненно замкнутого мечтателя, страдающего алкоголизмом, постепенно утрачивает свойственную ей свежесть, воздушную легкость.
Первый эпизод обращения к такой манере падает на вторую половину 1910-х гг. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
Холст, масло. Однако в «розовый» период эта тенденция только намечается. Его руки раскрыты, как крылья, одна из них поднята. Краски излучают свет, как в готических витражах.
В этом очарование и ценность для нас декоративной живописи Матисса, но в этом и узость диапазона его искусства. Сюрреалисты исходят из отрицания искусства как средства отражения и познания мира, как вообще одной из форм деятельности человеческого разума. В этом направлении продолжают использовать «коллаж» и сегодня отдельные мастера, связанные с реалистическими исканиями (Гуттузо в Италии, Гофмейстер в Чехословакии).
Сама реальность у Матисса фантастична, фантастичное- реально осязаемо. Не случайно картина приобрела характер «ребуса». Среди многочисленных книг иллюстрированных и оформленных Матиссом, особенно выделяются: Пасифая Монтарлана (1944), Образы Реверди (1946) и Стихи о любви Ронсара (1948). Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века.
Лиричному и несколько утонченно-болезненному дарованию Модильяни были ближе женские образы, воплощаемые им в картинах, трогающих своеобразной ноткой нежной печали и хрупкого изящества («Девочка в голубом», ок. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. 1917 Нью-Йорк, галлерея Кнёдлер). Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Это немало по сравнению с тем, что дает буржуазное формалистическое или поверхностное натуралистически-салонное искусство. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
В наклейках Матисса образ возникает из соотношения чистых тонов, гладко закрашенных плоскостей. Им создано несколько превосходных обнаженных женских фигур купальщиц. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи.
После первой мировой войны Леже стремится воплотить, по собственным словам, «поэзию современности». Так, например, Озанфан создал большое панно для здания Музея современного искусства в Париже («Четыре расы», 1928). Вместе с тем при совершенном отсутствии какого бы то ни было драматического действия и живой взаимосвязи фигур сама застылость этих персонажей, сумрачность цвета, колючая угловатость удлиненных силуэтов передают неопределенную атмосферу тусклой безнадежности провинциального субботнего дня. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В стороне от шумных художественных споров стоял и Андре Дюнуайе де Сегон-зак (р. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Однако, в отличие от откровенно озорующего и эпатирующего характера деятельности большинства дадаистов, представители сюрреализма стремятся воздействовать на психику зрителя кошмарной причудливостью своих ассоциаций, как бы воспроизводящих тот мир чудовищного переплетения образов, который характерен для кошмарных сновидений или для бреда наяву душевнобольных — например, работы Ива Танги (1900—1955), картина Сальвадора Дали (р. Сходными узорами украшены и розовые и черные ризы, выполненные по эскизам Матисса. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Правда, ребус этот легко поддается расшифровке.
К тому же, фовизм — это динамика, контраст и эмоции. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Такие работы Пикассо нереалистичны потому, что они есть лишь самовыражение мира ужаса и безумия, то есть мира умирающего капитализма. В предисловии Матисс пишет: Я рисовал орнаменты в саду. Сравнение с аналогичной по сюжету и выбору точки зрения «Нотр-Дам» Матисса с ее лаконичным сопоставлением плоскостных силуэтов архитектуры, линеарным ритмом контуров дает возможность ощутить все различие между более артистически холодным Матиссом и проникновенно лиричным Марке. Матисс копировал в Лувре произведения Жана Батиста Симеона Шардена, Яна Давидса де Хема, Никола Пуссена, Якоба ван Рейсдаля интересовался творчеством Франсиско Хосе де Гойи, Эжена Делакруа, Жана Огюста Доминика Энгра, Камиля Коро и Оноре Домье. Как говорил Матисс, "минимальными средствами выразить максимум".
41), с московской картиной Матисса Мастерская художника (илл. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Объемы, в отличие от натюрмортов времен кубистических «бури и натиска», не выпирают из плоскости, не лезут в глаза, а трактованы весьма декоративно. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. От вещей кубистического периода, к которым относятся и несколько более холодно-формальная композиция Пикассо «Королева Изабо» (1909 ГМИИ) и более усложиенно-нервный и драматичный по общим своим ритмам «Портрет Воллара» (1909—1910 ГМИИ), Пикассо не переходит к чисто абстрактным формам живописи.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Матисс переходит к более плоскостно и декоративно-условному восприятию мира. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Бюффе же принимает эти уродства, утверждает их извлекая при этом для себя своеобразное «эстетическое» удовольствие. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
на стр. на стр. В дальнейшем искусство Леже развивается в двух направлениях.
В эти годы он создает, хотя и в пределах своей тяжеловесной манеры, произведения, не лишенные грубоватой жизненности («Четыре велосипедиста», 1943—1948 Биот, музей Леже). В поисках сущности вещей художник отбрасывает все наносное и второстепенное. В эти годы не только дадаисты, но и более серьезные художники, как В. Татлин и некоторые французские мастера посткубизма, обратились от изображения вещей к их, так сказать, «сотворению».
В этом отношении современные представители североамериканского «поп-арта», экспонирующие рваные тряпки, раздавленные прессом кузова старых машин или какой-нибудь ржавый умывальник, по существу, лишь перепевают уже давно найденные «абсолютным» дадаизмом формы антихудожественного хулиганства. и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». 54).
Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Групповая же выставка кубистов состоялась в 1911 г. Первоначально в группу входили Пикассо, Брак, Метценже, Глез (последние два художника выступали и как теоретики группы), Леже, Делоне, Дюшан, Пикабия, Хуан Гри и другие.
В области монументальной живописи начиная с 1927 г. он стремится к несколько менее жестко-схематичным, более непосредственно-эмоциональным образам (например, «Рыбаки», 1929). Ж. Помпиду, Париж). Чрезвычайно характерен излюбленный круг сюжетов Пикассо «голубого» и особенно «розового» периода: «Странствующие гимнасты», «Девочка на шаре», «Семья акробатов» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и т. д. Герои картин Пикассо — Это люди, стоящие вне респектабельного общества. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Живопись Альбера Марке (1875—1947), одно время близкого фовизму, представляет собой один из вариантов развития реализма в условиях 20 в. По сравнению с импрессионистами Марке, как и в свое время Сезанн, восстанавливает объемную материальную реальность мира, но, в отличие от Сезанна, его более декоративные композиции менее подчеркнуто вещественны. В сопоставлении с цветными наклейками черный контур приобретает цветовое звучание. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В начале 1900-х гг. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Позже Вламинк в какой-то мере испытывает влияние Сезанна (интерес к большей материальности живописи — «Наводнение в Иври», 1910, Париж, частное собрание). Начиная с 20-х и особенно в 30—40-е гг.
Неотделимые друг от друга, как позитив и негатив, они хоть и сразу врезаются в память, но созданы для длительного созерцания, способного даровать человеку покой и душевное равновесие. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. 1910 Лондон, галлерея Тейт), «Мулен де ла Галетт» (1911 Париж, частное собрание). Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. Пафос литографии Матисса в бездумной красоте, в изящной остроте самого рисунка.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Его картина «Эстак, пристань» (1906 Париж, Музей современного искусства) своим напряженно звучным цветом, декоративным восприятием мира близка ранним пейзажам Дерена и Матисса. Брак в первый период своего творчества был связан с фовизмом.
и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Он называл наклейки живописью при помощи ножниц, сравнивая работу над ними с работой скульптора, который резцом проникает в толщу камня.
82–83). Красный цвет его намекает на то, что сердце гибнущего смельчака обливается кровью. Пикабия, в отличие от близкого к абстракционистам Миро, оперируя фрагментарными изображениями частей реальных предметов, как бы случайно и произвольно сочетаемыми с абстрактными формами, стремился создать эпатирующие зрителя своей нелепостью и сознательным озорством своеобразные «антикартины». 1955—16», 1955) и Р. Биссьера.
Большое место в его творчестве занимают несложные по сюжетному мотиву, но резкие по своей жизненной характерности изображения лодочников и посетителей кабачков («Пьющие», 1910). Мужские портреты занимают мало места в его искусстве среди них выделяется элегантный портрет доктора Зборовского (1919 Париж, частное собрание). Творчество Вюйара более сдержанно по колориту, чем эффектная живопись Боннара.
на стр. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Меня поразило его стремление к жизни и желание работать – художник даже после инфаркта, за день до смерти, 3 ноября 1954 года, попросил карандаш и сделал три портретных наброска. Однако это течение в искусстве Франции не заняло ведущего положения.
Ведь они якобы в сути своей представляют сочетание геометрических объемов. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Что же касается собственно художественной стороны дела, то панно «Герника», как и серия гравюр, созданная на эту же тему, раскрывает невозможность правдиво и жизненно целостно воплотить большую общественно-передовую идею теми художественными методами и средствами, которые были разработаны Пикассо в период его формалистически-авангардистских художественных исканий. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Острый, нервно-точный и изысканно-утонченный рисунок, полная легкой и нежной печали гамма то розовато-серых, то розовато-золотистых тонов, контрастно оттеняемых иссиня-черными, голубыми и голубовато-серыми тонами фона, ценны тем, что в них нет самодовлеющего, формального любования цветом (черта, кстати, редко проявляющаяся то в драматически-страстном, то в озорном, то в беспокойно-сумрачном, но всегда эмоционально-взволнованном, свободном от холодной безразличности живописного видения искусстве Пикассо).
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Но в сущности все его развитие как художника вело его к этой технике. Следует, однако, заметить, что в этом хулиганстве была своя, так сказать, «гносеологическая» и «эстетическая» система. Чувственная передача красоты натуры — вот в чем заключалась главная задача живописца. Само по себе это есть лишь фиксация жизненного наблюдения (художник использует здесь явление оптического преломления световых лучей), но для этого наблюдения характерен холодный рационализм внимания.
Мастер приобрел к началу 20-х гг. Таковы его «Старый король» (1937 Питтсбург, Институт Карнеги). Богатый внутренний мир и настоящий талант живописца рвались наружу.
Доминика и Девы Марии. Творчество Рауля Дюфи (1877—1953) перекликается с искусством фовистов. Так в своем более раннем натюрморте «Лимоны» (1929 Париж, собрание Дюбург) Брак достигает сдержанно подвижного равновесия, выявленного через сопоставление геометрических форм кувшина, граненого стакана, трубки и лимонов, брошенных на смятую салфетку.
А ведь изначально он работал юристом, так как и хотели его родители. Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
Еще в начале его творческого развития прекрасная эрмитажная картина Арабское кафе (1912–1913) написана маслом такими обобщенными красочными силуэтами, какие восторжествуют в его позднейших наклейках. Фигура превращается в стремительный вихрь, обретает полную свободу.
Одна, менее характерная, связана с так называемым «политическим» дадаизмом. Зрительному ряду листов соответствуют краткие записи и изречения художника по разным поводам жизни (в уменьшенном издании литографий они написаны рукою самого художника). Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Светлая и нежная по гамме живопись полусамоучки Утрилло посвящена городскому пейзажу и полна очарования чуть печального лиризма.
68). В последние годы своей жизни Матисс много занимался наклейками. В этом своеобразие их несколько эгоистического гедонизма. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг.
Здесь уже ничего не происходит, ни о чем не повествуется. И вместе с тем, в его произведениях просматривалась строгость. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок). В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. До 1906—1907 гг. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Затем идет Беспокойный сон слона (его фигура на шаре едва различима, почему эту картину нередко воспроизводят в перевернутом виде). К образам цирка примешиваются детские воспоминания художника. Именно в это время Арагон, Эльза Триоле, Андре Стиль и целая плеяда прозаиков и поэтов с разной мерой дарования закладывают основы социалистического реализма во французской литературе. Их продолжали творчески развивать такие художники, как Жан Эдуард Вюйар (1868—1940) и Пьер Боннар (1867—1947). В «Пылающем жирафе» на фоне фантастического зеленовато-фиолетового неба выступают мятущиеся громадные человекообразные фигуры, напоминающие разваливающиеся полустатуи, полускелеты, укрепленные ржавыми железными скобами (заметим, что распадающиеся предметы — обычный мотив некоторых болезненных сновидений).
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Так, «Три женщины» Пикассо (1909 Эрмитаж) есть объемно-геометрическая конструкция, выполненная в беспокойно-тяжелых темно-коричневых и оливковато-бурых тонах. для собственного дома в Москве. Это искусство, в котором момент отражения богатства жизни сведен к минимуму и сохраняет лишь подчиненное, то есть «подсобное» значение при решении задач формально-выразительного свойства. отчасти «Памфиль» (1945 частное собрание) или отличающийся своей сумеречной фантастичностью пейзаж «Христова ночь» (1952 Париж, Музей современного искусства). Так, он очень тонко передает мягкую перламутровую серебристость моря и воздуха Неаполитанского залива на заре чуть туманно-облачного дня («Везувий», 1909 ГМИИ) или чуть влажную атмосферу, окутывающую четко-ясные формы береговых построек («Порт Гонфлер», 1911 ГМИИ).
Таков его «Натюрморт» (1925) из собрания Ларош (Париж). Он занимает враждебную позицию по отношению к абстракционизму и сюрреализму. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). 1911) и Андре Фужерона (р. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. Таковы его отличающиеся своей одухотворенностью «Старый нищий с мальчиком» (1903 ГМИИ), «Свидание» (1902 Эрмитаж) и некоторые другие работы.
Начиная с этого года для Брака характерен преимущественный интерес к натюрморту, реже к натюрмортно трактованному пейзажу (например, «Лодка на берегу», 1926 Париж, частное собрание). В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. К дадаизму примыкал и скульптор Ганс Арп, позже перешедший к абстракционизму. Изысканная передача цвета и формы — вот визитная карточка знаменитого художника.
Типичным примером, выявляющим эту сторону живописи Матисса, являются его «Красные рыбы» (1911 ГМИИ). В них не скрывается, что они склеены из отдельных кусков окрашенной бумаги.
А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). В дальнейшем Дерен очень быстро отходит от декоративно-красочной манеры фовизма. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым. Окраска бумаги происходила под руководством самого художника.
Так, кляксообразные, бессюжетные композиции Миро имитирующие беспорядочные, лишенные внутренней связи рисунки младенцев или графоманов, носили характер сознательного вызова, циничной издевки над человеческим здравым смыслом («Материнство», 1924 Лондон, собрание Пенроз). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
1912). Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Оставляя в стороне деятельность художников неистребимого «салона», представляющего собой мещански-пошлый, натуралистически-слащавый вариант антиреалистической линии в развитии культуры, следует особо выделить живопись, связанную с декоративными традициями позднего импрессионизма. Тогда же Матисс, разглядывая одну из работ Брака и прибег к этому термину.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. на стр.