В собрании Санкт-петербургского Эрмитажа есть несколько полотен Веласкеса: Трое мужчин за столом, Завтрак, Портрет графа Оливареса, Мальчик с собакой. Кроме этого, Веласкес рассчитывал быть представленным ко двору, так как пользовался поддержкой весьма влиятельного в то время графа Оливареса.
Основным жанром, в котором работал Веласкес, был портрет. Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. После скоропостижной смерти старших братьев стал наследником титула, оставил учение и отправился ко двору Филиппа III (1604), где его отец к тому времени стал членом Государственного совета и главным казначеем. Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639). Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Монархи решили скрепить мир, поженив своих детей инфанту Марию Терезию и Людовика XIV. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений.
Холст, масло. Природа щедро оделила Андалузию. Крупнейшим испанским живописцем XVII века, творчество которого сыграло важную роль в утверждении реализма в искусстве Европы, был Диего де Сильва Веласкес (1599–1660). Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631). Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
Такой возможности нет даже у сотрудников Эрмитажа —ведь это режимное учреждение. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Поначалу были одержана победа при Флёрюсе (1622), принуждена к сдаче Бреда (1625). Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639). Горькая ирония судьбы. Картина осталась там же, где и была написана, – в Риме и вот таким образом приобрела широчайшую известность – в отличие от многих других работ художника, укрытых от посторонних глаз в покоях королевских дворцов. Элегантный костюм, соответствующий торжественности дворцового церемониала, способствует приподнятости образа.
Может их нарисовал он, а может, работали его ученики, а маэстро только поправлял. Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». И бравый вояка граф Бенавенте, глуповатый седой бородач, по самые уши упрятанный в сверкающую железную чешую. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо.
«Так пусть же рождается у Испании побольше сынов, озаренных гением таланта, — думал старик. — Может, они сумеют то, чего не судилось отцам. » Он еще ниже склонил голову над прерванной записью. —Он стал мастером полутонов, мастером изящного мазка. Сокровища протекали сквозь страну подобно реке среди дюн — не принося плодородия. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. После его смерти (1607) унаследовал графский титул и владения и, женившись на своей двоюродной сестре, попытался добиться титула гранда. Закрывались мастерские, мануфактуры. Громадное количество новых денег вызвало вздорожание всех товаров. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».
Сосредоточив власть в своих руках, Оливарес развернул бурную деятельность. Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629год) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639). За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльсским). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Слабая промышленность не могла соперничать с промышленностью других стран. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет. Но этот его автопортрет — один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства.
Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640). Золото уже не дождем, а рекою текло в страну. За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльским).
По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии, приведший к расторжению унии и восстановлению независимости страны (1641). человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности). Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Ее долины укрыты коврами из пестрых цветов, ее горы, словно отхлынувшие и застывшие волны океана, благоухают запахом роз и мирт. Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Воздала бы земля сторицей за праведные труды». Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти.
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. война за независимость Португалии), приведший к расторжению иберийской унии и восстановлению независимости страны (1641).
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес. Чтобы посмотреть на его работы, не выезжая за пределы России, надо сесть на «Красную стрелу» или «Сапсан». Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
и о наличии вакансии на это место. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльским). Картина выдержана в строгом сдержанном колорите. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Разгром испано-австрийскими войсками шведской армии Густава Вазы под Нёрдлингеном (1634) привёл к вступлению поддерживавшей Швецию Франции в Тридцатилетнюю войну, с тяжёлыми последствиями для Испании. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Обласкать руками хлебопашца. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса. Кем он станет, тот мальчик, крещенный сегодня.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать его учение. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Примерно в это же время Филипп IV поручил живописцу руководство оформлением интерьера нового королевского дворца в Буэн Ретиро. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Однако, прелестное лицо девочки по-детски надменно, оно уже выражает сознание своего особого положения, своей недосягаемости. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Из-за стремительного роста военных расходов и отсутствия финансовых резервов государство быстро залезло в долги и в 1627 году объявило себя банкротом.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Созданные им замечательные изображения Филиппа IV и членов королевской семьи не только восхищали самого испанского монарха, страстного почитателя таланта Веласкеса, но и оказали огромное влияние на других портретистов (эрмитажный портрет Филиппа IV, написанный художником Хуаном Массо и повторяющий композицию Веласкеса, – один из многих примеров). Например, фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, что между ними возникает странное сходство, придающее их образам некие неожиданные грани похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой.
Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Ничего не поделаешь, трудные времена наступили для всех. Глаза счастливо смеялись. война за независимость Португалии), приведший к расторжению иберийской унии и восстановлению независимости страны (1641). То время стало достоянием хроник, наступила новая эра.
Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629год) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция. В 1615 году Оливарес благодаря протекции королевского фаворита герцога Лермы получил назначение камер-юнкером инфанта (будущего Филиппа IV) и вернулся ко двору.
Без всякой идеализации (столь обычной в придворном искусстве) художник дает нам почувствовать за улыбкой, внешним спокойствием и мнимой мягкостью Оливареса проницательный ум и железную волю властного, смелого авантюриста. Две миловидные фрейлины развлекают ее. Черные его кудри от быстрой ходьбы развевались, открывая высокий лоб. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Лица обеих групп реальны. Тогда же появился и необычный для Испании двойной титул «граф-герцог»: получив от короля титул герцога Санлукар-ла-Майор, он, вопреки традиции, объединил графское и герцогское титулование. Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643). В 1620 году Испания прислала на помощь императору 25 тысячное войско под командованием Амброзио Спинолы испанские солдаты участвовали в подавлении восстания в Чехии, вторжении в Пфальц, вошли в пограничную с Швейцарией североитальянскую область Вальтелина для оказания помощи местным католикам, восставшим против протестантской знати.
До пришествия династии Бурбонов ни один испанский министр не смог или не посмел предпринять столь обширные преобразования. Поездка пошла на пользу.
Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. На огромную популярность этого портрета в Италии указывают десятки копий, сделанных с него, что для того времени представлялось делом абсолютно необычным. человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности). Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Тяжелый, массивный нос нависает над сжатыми губами, а черные волосы подчеркивают большой выпуклый лоб. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Но сыны Испании вместо плуга взялись за мечи — грабили чужие народы.
За год до этого закончилась война между Францией и Испанией, длившаяся четверть века. Портрет графа – герцога Оливареса 1638. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Именно так —«несколько». Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631). 1599 год. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. С неё было сразу же сделано немало копий.
Чем добрым помянуть этот уходящий в прошлое век. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Тогда же появился и необычный для Испании двойной титул «граф-герцог»: получив от короля титул герцога Санлукар-ла-Майор, он, вопреки традиции, объединил графское и герцогское титулование. Вот по улице прогромыхала высоченная повозка, груженная цветами. Веласкес умер, выполняя дело государственной важности. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640). К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. За окнами тем временем уже шумела Севилья.
Есть в Андалузии в долине Гвадалквивира прекрасный город — Севилья. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии (см. Вторжение французских войск в Руссильон вынудило Оливареса объявить о мобилизации, произведённой в соответствии с проектом, предполагавшим равное участие всех провинций.
С 1622 года он возглавил правительство. Казалось, что нищенская сума стала в Испании модной.
Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643). В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). И держава-колосс стала постепенно умирать. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии (см. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.
По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Каждый образ на редкость красноречив. В 1624 году подал королю записку с проектом административных преобразований: унификации законодательства и систем управления в различных владениях Испании, упрочения центральной власти, создании единого армейского резерва в 140 тыс.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Оно проявляется во многих его работах. Разгром испано-австрийскими войсками шведской армии Густава Вазы под Нёрдлингеном (1634) привёл к вступлению поддерживавшей Швецию Франции в Тридцатилетнюю войну, с тяжёлыми последствиями для Испании.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Последний рубеж XVI века. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. К сожалению, ни в одном московском музее картин Веласкеса нет. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
Ведь цветы — товар не долговечный, повянут. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Родился в Риме в семье испанского посланника при папском дворе, второго графа Оливареса. Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. По возвращении Веласкес слег с приступом лихорадки и вскоре скончался, несмотря на усилия лучших королевских лекарей. «Портрет Оливареса» отличается от других парадных портретов графа (среди них были и конные) большей сдержанностью и отсутствием атрибутов, напоминающих о высоком положении изображенного.
Несколько работ Веласкеса хранится в Эрмитаже. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично.
Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес. Веласкес Диего, великий испанский художник. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Поначалу были одержана победа при Флёрюсе (1622), принуждена к сдаче Бреда (1625). А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности). Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. В 1627—1635 годах Оливарес начинает править всё более авторитарно, усиливая давление на провинции и тенденции к унификации. «Словно своей земли было мало, — с горечью думал старик. — Напоить бы ее досыта. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Точное число назвать трудно Бесспорно принадлежат великому испанцу «Завтрак» и «Портрет графа Оливареса».
Не раз позировал ему и главный министр двора. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Впоследствии оно только увеличивалось. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. Их позы и жесты живые, естественные.
Все его титулы и имения в XVIII веке унаследовали герцоги Альба. Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643). Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. И почти невероятным. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Кем бы ни вырос он — пусть будет человеком.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Не раз позировал ему и главный министр двора, в чьих руках двадцать три года находилась почти неограниченная власть над Испанией. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались помочь художнику, предстать перед монаршими персонами ему так не удалось. Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Но не только привозные сокровища составляют славу этой андалузской жемчужины.
Прожил в Италии до 12 лет, так как его отец впоследствии был назначен вице-королём Сицилии и Неаполя. Отечественные изделия на рынке покупать вовсе перестали: заморские оказались дешевле. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Он жил среди шедевров, а глаз у него был цепкий, острый. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Далеко за пределами могучей Испании знают этот торговый порт — гордость великой державы. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Вспыхнула Каталанская революция, опиравшаяся на помощь французов и подавленная только в 1652 году. А может, он станет великим поэтом.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
Провал Оливареса в значительной мере дискредитировал само представление о реформах. Даже орден почти незаметен на черной одежде. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Такая досада.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Влияние клики Оливареса на дела государства стремительно возрастает и в 1622 году он сначала получает вожделенный титул гранда, а затем, после смерти дяди, становится valido (официальным королевским фаворитом) и возглавляет правительство. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. А еще несколько картин —«Мужской портрет», «Голова смеющегося мальчика», «Мужская голова в профиль», два портрета Филиппа IV (один в полный рост, другой погрудный) —вышли «из мастерской Веласкеса».