Для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1778годах Гойя выполняет следующую серию панно для столовой принца Астурийского уже во дворце Пардо, среди них выделяются «Танец на берегу Мансанареса», «Драка в харчевне», «Маха и маски», «Запуск змея» и «Зонтик». Его картина «Зонтик» написана в 1777 году, тогда Франциску было всего 33 года. На её лицо падает лёгкая тень от зонтика.
Картина Франсиско Гойи Зонтик: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Гобелен создан по картине «Зонтик» великого испанского художника Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, написанной в 1777 г. В «Зонтике» все подчеркивает радость молодости: красивый цветной наряд пары, пейзаж на заднем плане, яркое голубое небо, сочная зелень, нарядный зонт, маленькая собачка, свернувшаяся клубком на коленях у дамы.
Это 14 картин. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. На картине изображены двое – молодой человек, прикрывающий от солнца большим расписным китайским зонтиком красивую юную даму. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. на тему «Поклонение имени Бога». Но протокол допроса не сохранился. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Портрет понравился и был благосклонно принят. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Это очень известные картины живописца. работает по украшению церкви св. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Тем было освещено великое множество. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Так он вызвал ненависть Жозефа. Она была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание, приведшее к затяжной партизанской войне. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. В этот же период своего творчества художник выполнял и гобелены. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». К празднику св. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
Свадьба состоялась в Мадриде. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Их краски – насыщенные, а композиции – простые.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Франциска Великого в Мадриде. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»).
Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Картины этого периода светлые, жизнерадостные, его портреты были чрезвычайно востребованы.
В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Жить ей осталось недолго. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Осталось последнее мгновение перед залпом. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Стиль и характер полотен этого художника резко поменялся после Великой французской революции в начале 1790-х, к тому же состояние художника очень ухудшилось и в результате перенесённой болезни Франсиско потерял слух. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
Тогда же были на писаны и картины – «Зонтик» – 1777, «Игра в пелоту» – 1779, «Игра в жмурки» – 1791, которые тоже стали сюжетами для картонов для гобеленов. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Вторая картина пользуется мировой известностью.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Как придворный художник, он работал чаще всего в качестве портретиста, чем и прославился. Так для королевской мануфактуры он создал более шестидесяти гобеленов.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Композиция с двумя основными диагоналями – зонтом и склоненным тонким деревом – создает нужный эффект движения в достаточно статичной сцене.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Чувство одиночества, внутреннее противостояние, враждебная внешняя среда – всё это перекочевало в работы живописца. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Его хитростью завлекли во Францию. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Картины с описанием будут представлены ниже.
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
Его отец— Хосе Гойя. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.
Девы Марии. Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
В апреле 1787 года Франсиско передал в Аламеду 7 своих картин для украшения Малого дворца, резиденции герцога Осуна. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Тем не менее исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Ее усиливают руки молодых людей: направление руки юной дамы с веером и локтя юноши, а также складки желтой юбки кокетливой особы. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
Для банка св. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Он пишет «Проповедь св. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.
Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.
Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. В августе он закончил «Последнее Причастие св.
Ей никогда не выбраться. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. К «черным картинам» мы еще вернемся. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Фантастический образ истолковывался по-разному. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. и Гаспара Ховельяноса. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
Гойя написал только один её портрет. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости26. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Картины Гойя рисовал для себя. Никто себя не знает».
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. Штрихи его иглы острые, царапающие. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо18.
Под ее одеждой скрыт нож. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное — непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри эта среда была ему знакома с молодости. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие., чей портрет он создал. Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой шеренги французских солдат.
Гойя становится вице-директором Королевской Академии с 1785 года, а с 1795 года— директором её живописного отделения. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.