В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра. В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра.
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Гойя познакомился со многими влиятельными людьми, которые заказывали у него портреты. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». В 1795 он становится директором её отделения живописи. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо. Ослепительно красивая и энергичная герцогиня не жалела времени и сил на открытую вражду со своими высокородными соперницами — герцогиней Осуна и королевой Марией Луизой.
Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). 13 ноября 2006 года в американском городе Скрэнтон (Scranton), штат Пенсильвания, во время транспортировки шедевра из музея искусств Толедо (штат Огайо) в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке была похищена картина Франсиско де Гойя "Дети в двухколесной тележке" (1778). Вторая картина пользуется мировой известностью.
Темы он брал как мифологические, так и религиозные. 97 х 190 см. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II).
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Это очень известные картины живописца.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Фантастический образ истолковывался по-разному.
Уединившись на вилле, Гойя работал. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Инквизиция заинтересовалась этими картинами и в 1815 году художник был вызван в Мадридский трибунал, где должен был опознать их и объяснить для кого и с какой целью они были созданы. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
В возрасте 14 лет Гойя поступил в учение к художнику Хосе Лузану. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Это 14 картин. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. Но в картине очень много воздуха и света. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Тем не менее исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Целый ряд листов посвящен современным нравам.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. 268 347 см. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Ими стали герцог и герцогиня Альба. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Его хитростью завлекли во Францию. Паломничество к св. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок).
В 1780 году написал портрет короля и стал членом Королевской Академии Художеств. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Мало кто знает, что в фондах киевского Музея искусств им.
Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Тем было освещено великое множество. Холст, масло. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С.
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. На автопортрете мы видим благообразного молодого человека, по которому не скажешь, что это драчун, забияка и соблазнитель. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Под ее одеждой скрыт нож.
Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции.
Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Богдана и Варвары Ханенко хранятся две полные серии гравюр Гойи – «Капричос» и «Ужасы войны». С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). У Гойи начинается депрессия. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».
Сюжеты картин этого времени становились всё более мрачными, наполненными безысходностью, чего нельзя сказать об этом портрете. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Точное количество экземпляров каждой гравюры из «Капричос» не могут назвать даже специалисты. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Жить ей осталось недолго. Но протокол допроса не сохранился. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Так он вызвал ненависть Жозефа. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».
Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров.
Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. Кража произошла во время транспортировки экспоната в нью-йоркский музей Гуггенхайма на Манхеттене из музея искусства в Толедо (штат Огайо), который приобрел полотно на одном из аукционов в 1959 году. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Работа Гойи должна была экспонироваться 17 ноября на выставке «Испанская живопись – от Эль Греко до Пикассо: время истина и история» вместе с 135 другими шедеврами испанской живописи. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности и рассудочности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе).
Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Франсиско Байеу был шурином Гойи. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел.
Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Вскоре после свадьбы у них родился сын, который прожил недолго и вскоре умер. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид.
Но его картина была отвергнута. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Картины Гойя рисовал для себя. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». В 1749 году его семья купила дом в Сарагосе и через несколько лет переехала в него. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
Чувствуется, что толчком к написанию портрета было личное чувство художника к изображаемому, а не заказ. А свой первый заказ художник получил в возрасте 17 лет. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Ей никогда не выбраться.
Холст, масло. 1797). В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.
«Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Паломничество к св. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Гойя родился в Фуэндетодосе, близ Сарагосы, где и провел свое детство. Вероятно, колосс, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, где в диком смятении разбегаются люди и животные, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына».
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Кошмары стали реальностью. В 1775 году, Гойе пришлось жениться на сестре Байе, Хосефе, которую он соблазнил. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам – в светлые тонкие полупрозрачные платья. Болезнь протекала тяжело, основными симптомами были паралич, глухота и временные ухудшения зрения. В 1792 году Гойя серьёзно заболел.
Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Осталось последнее мгновение перед залпом. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями.
Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. По протекции Байе Гойя получил заказ на панно для Королевской шпалерной мануфактуры (1176 г. - 1780г. ), которое служило образцом для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Мрачное, слегка одутловатое лицо, вдумчиво-настороженный и полный сарказма тяжелый взгляд, грозно взирающий из-под бровей, большая голова – таким на автопортрете зритель видит художника. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины».
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. К «черным картинам» мы еще вернемся.
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Его отец, Бенито Хосе де Гойя-и-Франке, работал позолотчиком. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
Никто себя не знает». Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Ф. Гойя. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Исидору невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи Праздник в день Св.
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Причем если вторая серия была отпечатана в начале ХХ в., то «Капричос» из ханенковского дворца держал в руках сам автор. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
евро. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Ее усиливают руки молодых людей: направление руки юной дамы с веером и локтя юноши, а также складки желтой юбки кокетливой особы. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Каждый безумствует по-своему.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная). К концу своей жизни влияние Гойи принимает общеевропейский характер.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В них он нанес удар академической школе. Искусствоведы все больше начинают думать, что на портретах изображена любовница Мануэля Годоя, Пепито Туда. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Штрихи его иглы острые, царапающие.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Здесь свет не рассеивает кошмары. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. огромен. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). Эта серия – вершина реалистической графики Гойи.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. И тогда Гойя предложил дописать его. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания».
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Гойя был напуган. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе.
Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. Холст, масло. Портрет понравился и был благосклонно принят. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
В центре он поставил королеву с детьми. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Он писал пейзажи и натюрморты.
Женщина смотрит в противоположную сторону. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи.
Среди этих картин был автопортрет Байеу. С восемнадцатым столетием связан первый период расцвета творчества мастера – «эпоха гобеленов» (1774-1792). Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Стены двухэтажного дома Гойя покрыл четырнадцатью темными исполненными маслом росписями фантастического характера.
Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.
Умирает Гойя в Бородо, в 1828году, в добровольном изгнании. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Картины с описанием будут представлены ниже. Художник широко использует контрасты света и тени. Картина застрахована на 1 миллион 100 тысяч долларов. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. 1814). В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая.
Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.