На реверсе – картина «Сбор винограда» (1786), над картиной – знак монетного двора Испании и название серии: Pintores Espaoles, также указан номинал монеты – «10 EURO». Картина Франциско Гойи «Сбор винограда» была написана в 1786 году. Картина Франсиско Гойи Сбор винограда или осень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Мешал» рассмотреть своеобразный талант Н. Пиросмани и «академизм» передовых деятелей культуры, которые видели в его картинах больше нарушений общепринятых художественных законов, чем ту сердечность и простоту, которые художник так щедро разбрасывал по своим полотнам. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Полотна Маха одетая иМаха обнаженная были написаны с герцогини около 1802 года.
И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной. В Испании жетого времени махо были представителями городских низов со значительнымвкраплением уголовного элемента, гуляками, пьяницами, хранителями национальныхтрадиций – даже в одежде: длинный плащ, шляпа с полями или головной платок. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.
Его друг, художникФрансиско Байеу знакомит тезку со своей сестрой, белокурой красавицей Жозефой, Гойя от нее в восторге – он немедленно влюбляется и соблазняет девушку. Это можно предположить по надписи Solo Goya (Только Гойя), на которую указывает ее рука, а также по надписям Goya Alba на ее кольцах. Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». И все же судьбаулыбается ему в последний раз. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Конечно, гордостью Эль Прадо считаются работы Диего Веласкеса (1599 – 1660 гг. ), занимающие несколько огромных залов, всегда заполненных туристами, а центром коллекции, одной из визитных карточек музея является картина «Менины». Кошмары стали реальностью. Я не буду лишний раз повторять то, что уже написано в тысячах книг историю этой картины увлекательно рассказывает искусствовед Паола Волкова в одной из передач цикла «Мост над бездной». От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений.
Холст, масло. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоватьсяею. Когда она появляется на улице, все смотрят только на нее. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В росписи купола изображена средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы. Портрет понравился и был благосклонно принят. Почему-то считается, что обязательно надо пройти мимо всех подряд картин, для того чтобы гордо сказать друзьям: «Я там был».
Идаже представляли собой определенную политическую силу. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Действительно, эта живопись вызвалакрайнее раздражение и гнев Сант-Оффицио (святой инквизиции). Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
Ни один придворный художник, ни до, ни после Гойи, не оставил подобных воспоминаний о своих заказчиках. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака.
Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Тогда, в Прадо, когда я стояла в зале с картинами Веласкеса, я подождала, пока толпа схлынет и пробралась к «Менинам».
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Его вклад в формирование искусства 19-20 веков огромен. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Эти работы принесли Гойе известность.
Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Их романпродолжался семь лет – до самой смерти Альбы. Один из исследователей творчества Н. Пиросмани заметил, что на этой картине изображены все стадии сбора и обработки винограда.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Среди придворных аристократок самойжеланной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба. 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Всего же супруга художникародила пять (по некоторым сведениям – шесть) детей из которых выжил лишь сынХавьер.
Позже Гойя будет писать воображаемые сцены и сцены ужасов. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Гойя остается совсем один. Как эточасто бывает, в истории не осталось имени обладателя первой премии. Легенда приписывает молодому Франсиско дерзкий налет не женскиймонастырь в Рими, удачное похищение оттуда некой прекрасной итальянки, последовавшую за этим дуэль из которой Гойя вышел победителем. Подтвердить случилось ли это на самом деле, не сможет уже никто.
Гойе удалось познакомиться с Альбой. Гойя знакомится с Леокадией Вейс, молодой женой купца.
Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью. А что касается психологического портрета, то здесь мне намного больше импонирует полюбившийся в галерее Тиссен-Борнемиса Доменикос Теотокопулос, больше известный как Эль Греко (1541 – 1614 гг. ). Трудно найти другого великого портретиста, который столь решительно проявлял бы свое личное отношение к изображаемым им людям.
Художник былуязвлен и оскорблен, но разлука оказалась не окончательной. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. На протяжении своей жизни Гойя создал около 500 картин и почти 300 гравюр и литографий. Здесь свет не рассеивает кошмары.
«Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье. Здесь воплощен привлекавший художника национально-характерный тип чувственной женской красоты, бесконечно далекий от академических канонов. Стены своего жилища он изнутри расписываетмрачными фресками, так называемыми Черными полотнами (позже онибыли перенесены в музей Прадо) – например, Сатурн, пожирающийДетей. Между тем быстро растетпопулярность Гойи в придворных кругах – в основном как портретиста. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
Но вообще жекостры по-прежнему пылали, хотя и не столь массово (например, в 1810 году вИспании сожгли 11 человек по обвинению в ведовстве). То же произошло и в 1803 году, когда Гойя, опасаясь инквизиции, решился на смелый шаг и почтительно преподнес королю офортные доски Капричос. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона.
Сын Хавьерженится и начинает жить отдельно. Расположенная на фоне безоблачного неба, герцогиня словно готова выйти к зрителю. Ими стали герцог и герцогиня Альба. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Самыйзнаменитый офорт Гойи – Сон разума порождает чудовищ. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. В 1812 году умирает жена Жозефа.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В 1814 году Гойя вновьудостаивается звания придворного живописца при Фердинанде IV. По-моему, картина «Менины» — отличный пример для подобного вопроса. Люди, участвующие в них, как будто выключены из реального течения времени: они не живут, не действуют, они существуют нескончаемые, неизменные, застывшие неподвижно, словно миг стал вечностью, а вечность мигом. Одной из лучших в серии пиров и кутежей является картина «Пир во время сбора винограда». «Примитивно» выполненные, его картины воспринимались как неотъемлемая декоративно-прикладная часть духанов и винных погребков и мало кто видел в нем настоящего художника, правдиво и искренне воспевающего родные края и родной город. Последние работы сделаны под впечатлениемвторжения Наполеона в Испанию. Неужто у меня на самом делестоль сладострастное лицо.
Все они – плод видений и галлюцинаций художника. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу и работал у него в мастерской. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. Мы видели абсолютно красный виноградник — красный, как красное вино. Осталось последнее мгновение перед залпом. Я же хочу обратить внимание на совсем другое. И повсюду люди. Но протокол допроса не сохранился.
Однако этого емууже не нужно. Maxa – женский род отмахо.
В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения), а в 1786 г. был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 г. его первым живописцем. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Среди работ Веласкеса мне определенно нравится одна – «Портрет Папы Иннокентия X», но выставлена она, к сожалению, в галерее Дориа-Памфили.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Здесь он вновь обретает спокойствие духа. Время на его полотнах словно замедляет свой бег, в «компаниях», «обедах», «кутежах» художника оно растягивается и останавливается. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Не слишком понятное русскому человеку слово «менины» означает фрейлины, окружающие на картине юную инфанту Маргариту Австрийскую, любимую модель Веласкеса.
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. В 1814 году у Леокадии родилась девочка, которуюназвали Розаритой. Впрочем, каждому свое. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Все это показано обстоятельно и чинно.
Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Рококо, классицизм, реализм. Целые сериипосвящены аутодафе и ужасам войны. Вторая картина пользуется мировой известностью.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. Ее однотонная, но богатая одежда изображена с изумительным изяществом. Возможно, у нее были романтические отношения с художником.
194 x 130 см. Большой козел (как известно, дьявол на шабаше частоявляется своим приспешникам в виде огромного черного козла) и др. Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились.
В том жегоду она скоропостижно скончалась. А ведь долгое время (даже и сейчас) Н. Пиросмани рассматривали как художника-примитивиста, «наивного художника», как явление, находящееся между большим искусством и фольклором. Много было в старом Тифлисе живописцев, работавших для городских духанщиков и парикмахеров и Н. Пиросмани был одним из них. А окончательно инквизициябыла отменена только в 1834 году. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Полные иносказаний, намеков, ассоциаций, они абсолютно уникальны по образному строю и мощному художественному воздействию. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Фантастический образ истолковывался по-разному. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Престарелый отец души не чает в дочурке. Мадрид.
Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. В том же 1799 году (какоесовпадите. ) Альба возвращается к Гойе. Альба изображена абсолютно обнаженной и насотнях рисунков, сделанных художником.
Прадо. В 1799 году Гойя достигает вершины своейкарьеры – его возводят в сан первого придворного живописца короля Карла IV (придворным живописцем он был с 1786 года). В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Вокруг картины создано много шума искусствоведы никак не могут сойтись на какой-нибудь одной версии, объясняющей смысл картины, впрочем, конечно, они никогда и не сойдутся, путеводители одаряют произведение эпитетами вроде «мистическое» или «таинственное», толпы наблюдателей формируют семь кругов ада вокруг полотна, завороженно на него смотрят или понимающе кивают. Один из современников писал оней так: Нет в мире более прекрасной женщины.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. В последние четырегода жизни Гойя в силу ряда причин (в основном – опасаясь преследования в связис приходом к власти нового правительства) обрекает себя на добровольноеизгнание. Байеу был тогда официальным придворным художником. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.
У его трапез нет начала и конца, они — вечны. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Они рвут виноград, таскают его в корзинах, мнут в давильнях, грузят и вывозят на арбах. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. И как в воду глядела. Однажды моя подруга сказала: «Порой, я не могу понять, действительно ли мне нравится известное произведение или я убеждаю себя в том, что оно мне нравится, так как это общепринятое мнение». 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 гг. Испания.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Герцогиня Альба была выдающейся фигурой в мадридском обществе того времени.