Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной».
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Но протокол допроса не сохранился. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Гойя был напуган. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Картины с описанием будут представлены ниже. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. 1797) и Маха одетая (ок.
Картина застрахована на 1 миллион 100 тысяч долларов. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Художник широко использует контрасты света и тени. Они познакомились летом 1805 года на свадьбе сына Гойи и, по-видимому, сразу стали любовниками.
Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха.
Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В центре он поставил королеву с детьми. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Первый заказ художник получил в возрасте 17 лет.
После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». 1797). Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Эта картина – безусловный шедевр мастера, где все пространство полотна заливает мягкий свет. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни.
1814). Он навсегда остался практически глухим. Женщина смотрит в противоположную сторону. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. 1802).
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. У Гойи не было любимого жанра. Гойя стал частым гостем в доме Альба, а после смерти герцога в 1796 г. отправился с молодой вдовой в её андалузское поместье и светские сплетники не замедлили объявить их любовниками.
Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Каждый безумствует по-своему. Жить ей осталось недолго. «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
В своем искусстве художник порой отличался странными выходками. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. огромен.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). 97 х 190 см. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной.
Никто себя не знает». И тогда Гойя предложил дописать его. Паломничество к св.
Уединившись на вилле, Гойя работал. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Портрет понравился и был благосклонно принят.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Холст, масло.
Работа Гойи должна была экспонироваться 17 ноября на выставке «Испанская живопись – от Эль Греко до Пикассо: время истина и история» вместе с 135 другими шедеврами испанской живописи. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Вторая картина пользуется мировой известностью. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».
В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В это время Лусан-и-Мартинес представил Гойю Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III.
Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Искусствоведы теряются в догадках, называя «Асмодею» труднообъяснимым произведением. Мало кто знает, что в фондах киевского Музея искусств им. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Он писал пейзажи и натюрморты.
В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Паломничество к св.
В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
евро. Причем если вторая серия была отпечатана в начале ХХ в., то «Капричос» из ханенковского дворца держал в руках сам автор. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. У Гойи начинается депрессия.
Тем было освещено великое множество. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». В своем произведении Гойя бунтует против порядков, установленных инквизицией и демонстрирует бессилие своих современников перед их лицом. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец.
Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Богдана и Варвары Ханенко хранятся две полные серии гравюр Гойи – «Капричос» и «Ужасы войны». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Это стало началом известности и процветания Гойи. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями.
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел.
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
В них он нанес удар академической школе. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Ей никогда не выбраться. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю.
Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. 268 347 см. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. 13 ноября 2006 года в американском городе Скрэнтон (Scranton), штат Пенсильвания, во время транспортировки шедевра из музея искусств Толедо (штат Огайо) в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке была похищена картина Франсиско де Гойя "Дети в двухколесной тележке" (1778). Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность.
К ним относится и картина "Махи на балконе", написанная в поздние годы жизни художника. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами.
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Он также украсил фресками ее загородный дворец.
Исидору невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи Праздник в день Св. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Он продолжал делать офорты для серии Бедствия войны и начал другую серию офортов изображающих историю боя быков в Испании, Тавромахия.
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Штрихи его иглы острые, царапающие.
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Но в картине очень много воздуха и света. Это очень известные картины живописца.
Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Картины Гойя рисовал для себя. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. На этой почве между ними происходили постоянные трения, причем часто брата поддерживала Хосефа, жена Гойи.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. К «черным картинам» мы еще вернемся. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.
Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». В том же году он переехал в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Художник больше не работал кистями.
Никто не рождается гением. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В 1793 году Гойю разбил паралич. Обе картины были участниками торжественного шествия в честь освобождения Пиренеев от захватчиков, но война, начавшаяся как освободительная, очень быстро переросла в страшную гражданскую войну, войну всех против всех. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок.
Холст, масло. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». К личным бедствиям добавились еще и другие факторы.
Так, Гойя уехал доживать век в Бордо, а «Маха» спустя полвека стала достоянием общественности в музее. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Кража произошла во время транспортировки экспоната в нью-йоркский музей Гуггенхайма на Манхеттене из музея искусства в Толедо (штат Огайо), который приобрел полотно на одном из аукционов в 1959 году. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. На нем зритель видит парящих в небе мужчину и женщину, застывших с маской страха на лицах. Это 14 картин. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
Ф. Гойя. Ими стали герцог и герцогиня Альба. АВТОПОРТРЕТГОЙЯ, ФРАНСИСКО ХОСЕ (Goya y Lucientes, Francisco Jose) (1746–1828), также Гойя-и-Лусьентес, великий испанский художник и гравер, новатор. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным.
Его хитростью завлекли во Францию. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.
В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
Здесь свет не рассеивает кошмары. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием.
Под ее одеждой скрыт нож. Талант его был огромный, эксцентричный. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.
В то жесамое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. огромен. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Так он вызвал ненависть Жозефа. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Осталось последнее мгновение перед залпом. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Человеческие фигуры во главе с инквизитором изображены на фоне мрачного горного пейзажа, что только усиливает гнетущую атмосферу фрески.
Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Но его картина была отвергнута. Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. 1814, Мадрид, Прадо). Фантастический образ истолковывался по-разному. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.
Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Под ними видны французские войска и повозки.
Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. Ему покровительствовал дон Мануэль, герцог Алькудиа, фаворит королевы, первый министр Испании. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая.
Это его серия офортов «Капричос». После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Холст, масло. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Точное количество экземпляров каждой гравюры из «Капричос» не могут назвать даже специалисты. Во Франции того времени кипела революция.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Кисть Ф. Гойи полна жизни и энергии, живописные эффекты его картин сильны и неожиданны. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
17 сентября 1823 года Гойя нотариально заверил дарственную на Дом глухого для своего внука Марио, таким образом обезопасив себя от конфискации, а затем, когда король объявил политическую амнистию, подал прошение о поездке на лечение во Францию, на пломбьерские воды. Там Гойя познакомился с Мартином Сапатером, который стал его другом.
Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Удивительно и то, что, покидая Испанию в 1808 году, Гойя внес обе картины в опись своего имущества.
Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. ФРАНСИСКО ГОЙЯ. Умер Гойя в Бордо 16 апреля 1828. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
Кошмары стали реальностью. Ему было уже больше 70-ти лет, он ушел с должности придворного живописца, уже не ходил на заседания испанской академии искусств, в которой был председателем, жил в полном уединении. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Антония, благословляющего больного. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.
Справа от двери на длинном застенке Гойя нанес загадочные фрески «Асмодея» и «Прогулка инквизиции». Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
«Прогулка инквизиции» считается незавершенной фреской в силу нарушенной композиции, смещенной вправо. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Он тоже был художником, у которого начинал учиться молодой Гойя и который всю жизнь убеждал его писать по классическим канонам живописи, которым следовал сам.