Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес (1746-1828) родился в небольшом городишке Фуэндетодос, близ Сарагосы. Холст, масло. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Паломничество к св. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
Кража произошла во время транспортировки экспоната в нью-йоркский музей Гуггенхайма на Манхеттене из музея искусства в Толедо (штат Огайо), который приобрел полотно на одном из аукционов в 1959 году. О ранних годах жизни будущего художника известно не слишком много подробностей. Он писал пейзажи и натюрморты.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
У Гойи не было любимого жанра. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. Целый ряд листов посвящен современным нравам. В 1808 году Испания была оккупирована французскими войсками.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Он раздражался в ответ на критику, а когда что-то не получалось, мог одним махом испортить практически готовую работу. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни.
Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Все братья получили весьма поверхностное образование, вот таким образом Франсиско всю жизнь писал с ошибками. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Интересно, что на картине можно видеть только лица испанцев.
«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» изображает, как испанцы сражаются с французскими войсками. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Гойя).
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). 17 сентября 1823 года Гойя нотариально заверил дарственную на Дом глухого для своего внука Марио, таким образом обезопасив себя от конфискации, а затем, когда король объявил политическую амнистию, подал прошение о поездке на лечение во Францию, на пломбьерские воды. Ф. Гойя. Это очень известные картины живописца. Мало кто знает, что в фондах киевского Музея искусств им.
В левом углу художник изобразил самого себя, стоящего за мольбертом. Эту картину художник писал по заказу фаворита королевы. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Они срывают их с коней, закалывают кинжалами и сами гибнут от рук противника.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Холст, масло. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Понятно, что семья Франсиско была среднего достатка. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Для художественного стиля картины характерна яркая экспрессивность. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. У Гойи начинается депрессия. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30марта 1746г в небольшой арагонской деревушке Фуэндетодос близ Сарагосы.
Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Точное количество экземпляров каждой гравюры из «Капричос» не могут назвать даже специалисты.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Никто себя не знает». Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II).
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. м. В других музеях мира или частных собраниях живописные полотна Гойи весьма малочисленны.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним.
На этой картине изображено множество людей, охваченных общим порывом борьбы. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798).
На полотне мы видим испанцев, которые готовятся принять смерть. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». На полотне мы видим девушку в белом одеянии, которая лежит на постели. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
Гойя выполняет крупный королевский заказ – портрет всей монаршей семьи («Семья Карлоса IV»). У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. 268 347 см. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Капричос художник рисовал сначала при помощи перышка и разведенной туши.
евро. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. Точное количество экземпляров каждой гравюры из «Капричос» не могут назвать даже специалисты. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность.
Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы.
К ним относится и картина «Махи на балконе», написанная в поздние годы жизни художника. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. В Сарагосе за молодым художником охотилась инквизиция по причине драки в церковный праздник, которую он устроил. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Графическая серия Диспаратес (в переводе — нелепость, безумства) и Черные полотна (1821-1823) – росписи, выполненные техникой масляной живописи на стенах Дома глухого под Мадридом на берегу Мансанареса, где художник провел несколько лет перед эмиграцией во Францию – это чудовищные обобщающие образы, возможно, порожденные болезненным воображением старого художника, не только глухого, но и начинающего слепнуть, для которого весь мир превращался в мрачные трагические кошмары. Картины с описанием будут представлены ниже. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Его портреты отличаются сильным психологизмом и глубоким пониманием человеческой сущности. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Яркое пятно картины – испанец в белой рубашке, воздевший вверх руки. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Мало кто знает, что в фондах киевского Музея искусств им.
До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Во всяком случае, сам Франсиско высказывался о своем учителе не слишком лестно. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Его хитростью завлекли во Францию. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Картина застрахована на 1 миллион 100 тысяч долларов.
Никто не рождается гением. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза).
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».
Он навсегда остался практически глухим. Но протокол допроса не сохранился.
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Существует предположение, впрочем, неоднократно опровергнутое, что автором фресок Кинта дель Сордо является не Гойя, а его сын Хавьер. Ей никогда не выбраться. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. В акватинте фрагменты пластины покрывались слоем смолистой пыли.
Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
Примечательно, что на этой картине королевская чета изображена с лицами, похожими на маски, причем не самые привлекательные. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале.
К «черным картинам» мы еще вернемся. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь.
Гойя был свидетелем общественных потрясений на рубеже двух столетий. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. Следующая картина – «Третье мая 1808 года в Мадриде». Так он вызвал ненависть Жозефа.
Краски тревожные – преимущество отдается темным и красно-оранжевым тонам. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Работа Гойи должна была экспонироваться 17 ноября на выставке «Испанская живопись – от Эль Греко до Пикассо: время истина и история» вместе с 135 другими шедеврами испанской живописи. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III.
Гойя любил писать большие полотна некоторые его картины достигают 8 кв. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Это его серия офортов «Капричос».
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Точно так же, как приглашает составить компанию двум трапезничающим старухам-ведьмам. Гойя делает нас невольными участниками адского пира. Во Франции того времени кипела революция.
Богдана и Варвары Ханенко хранятся две полные серии гравюр Гойи – «Капричос» и «Ужасы войны». Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Художник больше не работал кистями. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
Это такие картины, как «То же», «Хоронить и молчать», «Здесь тоже (ничего не поделать)», «Плотоядный стервятник». Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос».
С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Но в картине очень много воздуха и света. Национально-освободительная война длилась 6 лет.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Художник широко использует контрасты света и тени. Маха – это значит горожанка, девушка из народа.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»).
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. В галерее портретов Гойя можно увидеть еще несколько интересных работ. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Чувствуется, что толчком к написанию портрета было личное чувство художника к изображаемому, а не заказ. А свой первый заказ художник получил в возрасте 17 лет. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Все французы изображены к зрителям спиной, они показаны как некая безликая масса.
огромен. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Гойя был напуган. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Его портреты выполнены в звучной, тонко разработанной цветовой гамме, фигуры и предметы в них, переданные с тонким ощущением их материальности, как бы растворяются в лёгкой дымке. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. На их лицах написаны и боль и страх, но в то же время и непокорность. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. 1797). Зрителей притягивают и увлекают эти «махи» в кружевных мантильях. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
Каждый безумствует по-своему. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Красивая, независимая и хорошо понимающая силу своего обаяния. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
Вторая картина пользуется мировой известностью. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Великий художник появился на свет в 1746 году в городе Сарагоса (столица испанского автономного сообщества Арагона). Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В этот период Гойя пишет цикл картин в графическом стиле, показывающих все ужасы войны и бедствия, которые она приносит народу (1810-1815 гг. ).
Холст, масло. Жить ей осталось недолго. Причем если вторая серия была отпечатана в начале ХХ в., то «Капричос» из ханенковского дворца держал в руках сам автор. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Самое интересное в том, что по-настоящему талант Франсиско Гойи развился только под закат его жизни, в момент совершенного отчаяния в жизни художника. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Причем если вторая серия была отпечатана в начале ХХ в., то «Капричос» из ханенковского дворца держал в руках сам автор.
Осталось последнее мгновение перед залпом. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
«Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу.
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Богдана и Варвары Ханенко хранятся две полные серии гравюр Гойи – «Капричос» и «Ужасы войны». Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Чтобы передать внутренний мир склонного к созерцательности интеллигента Ховельяноса и волевую натуру Гиймарде, художник в каждом из портретов использовал особый образный строй и разные изобразительные приёмы.
Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. С победой он вернулся в Сарагосу и здесь написал фрески в церкви де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар.
Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого».
В годы учёбы он получил свой первый официальный заказ от приходской церкви в Фуэндетодосе-расписать раку для хранения мощей. Под ее одеждой скрыт нож. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Но они не были первыми: наполеоновские солдаты не просто открыли могилу герцогини, но и выбросили из неё тело. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Его отец был типичным батурро — бедняком-простолюдином имевшим крохотную мастерскую по золочению алтарей, а мать происходила из семьи обнищавшего идальго (таких дворян в те времена было чуть ли не пол-Испании). Штрихи его иглы острые, царапающие. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В центре он поставил королеву с детьми. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Тем было освещено великое множество. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Паломничество к св. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Картины Гойя рисовал для себя.
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Вряд ли он мог дать действительно серьезную подготовку своему ученику. «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. В 1793 году Гойю разбил паралич.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. Если дать волю воображению, можно легко представить, как горячая испанская кровь художника кипела то любовью, то ревностью и ненавистью к лукавой светской аристократке.
Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Ф Гойя изумительно передал изменчивую, нежную и одновременно огненную натуру испанки, о которой еще великий Мигель Сервантес сказал, что она — «ангел в церкви, дома, на улице и дьявол в любви». Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Фантастический образ истолковывался по-разному. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.
Уединившись на вилле, Гойя работал. В них он нанес удар академической школе. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Например, «Маха одетая» (1800-1803 гг. ). Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». В 1800-1801 гг. Она изображает следующий день, когда оставшиеся в живых мятежники были казнены. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Портрет понравился и был благосклонно принят. Для него же Гойя создал еще одну, парную картину – «Маха обнаженная» (1799-1800 гг. ). Но его картина была отвергнута. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Потом Гойя делал графические оттиски, соединяя технику офорта и акватинты. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. И тогда Гойя предложил дописать его.
Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Это 14 картин. 13 ноября 2006 года в американском городе Скрэнтон (Scranton), штат Пенсильвания, во время транспортировки шедевра из музея искусств Толедо (штат Огайо) в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке была похищена картина Франсиско де Гойя "Дети в двухколесной тележке" (1778).
«Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью.
Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
Женщина смотрит в противоположную сторону. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
Для получения более темной поверхности процесс нужно было повторить. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. 97 х 190 см. 1814). В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.