Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Но протокол допроса не сохранился.
К «черным картинам» мы еще вернемся. Иными словами, манолас – это махи благородных кровей: неспроста представительницы испанской аристократии так любили рядиться в традиционные для манолас костюмы и представляться ими во время светских вечеринок и особенно пасхальных карнавалов. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Отказавшись от внешней представительности, Гойя отошёл от установленной придворным художником ФилиппаV, ван Лоо, французской традиции театрально-зрелищного, ложно идеализирующего парадного портрета. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Здесь и старая инфанта Мария-Хосефа, сестра короля, поразительно уродливая, он ее писал довольно долго, завороженный ее уродством. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Это очень известные картины живописца.
Но его картина была отвергнута. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Он навсегда остался практически глухим.
Вскоре после свадьбы у них родился сын, который прожил недолго и вскоре умер. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. К концу 1780-х годов Франсиско Гойя уже был прославленным живописцем, услуги которого пользовались огромной популярностью.
Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Картины Гойи, главным образом портреты, представлены и во многих других знаменитых музеях мира: Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Галерее Уффици во Флоренции, Старой пинакотеке в Мюнхене и др. Вклад Ф. Гойи в формирование искусства XIX-XX вв. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. С этого момента в жизни и творчестве мастера наступил абсолютно другой, более мрачный и сложный период.
Но именно эта гравюра стала лейтмотивом всей серии. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Осталось последнее мгновение перед залпом.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. И тогда Гойя предложил дописать его. Внизу, под летящими фигурами, видны французские солдаты, готовые вести прицельный огонь и группа людей с лошадьми и повозками.
В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого».
Тем было освещено великое множество. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. Он писал пейзажи и натюрморты. 1797). Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Гойя стал внимательнее присматриваться к окружающим и внезапно осознал, что существующий традиционный уклад испанского общества грешит эфемерностью, а весь внешний лоск испанского двора (да и не только) скрывает свою уродливую сущность под маской добродетели. По словам одного из исследователей творчества Гойи, «эти панно – пронизанная солнцем, блещущая и переливающаяся полнозвучными красками, увлекающая живописной свободой утопия счастливого и естественного бытия, воплощенная исключительно в народных образах. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Посредине изображен нагишом молодой крепкий мужчина бешено жестикулируя, настаивая и угрожая, он спорит с невидимым противником. Но в картине очень много воздуха и света. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец.
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Картины с описанием будут представлены ниже. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.
Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Уединившись на вилле, Гойя работал. Ей никогда не выбраться. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Портрет Мартина Сапатеры (1797).
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи.
Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Жить ей осталось недолго.
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». 97 х 190 см. Но другие его чувства значительно обострились. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено.
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Она стоит гордая и хрупкая, с неправдоподобно выгнутыми бровями под черными волнами волос, в белом платье с высокой талией, охваченной красным шарфоми и с красным бантом на груди. 268 347 см. Картины Гойя рисовал для себя. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Гойя родился в Фуэндетодосе, близ Сарагосы, где и провел свое детство.
Только представьте себе, каково находиться в помещении, где на всех стенах изображены такие картины. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Всего Гойя выпустил 300 комплектов гравюр из которых продано было лишь 27. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. В 1775 году, Гойе пришлось жениться на сестре Байе, Хосефе, которую он соблазнил. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Благодаря острой наблюдательности и точной технике художника, его работы отличают глубокий психологизм и проникновение во внутренний мира человека. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы.
Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника.
Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.
19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. В 1793 году Гойя стал делать первые наброски к серии, планируя озаглавить её «Сны разума» по названию одного из рисунков. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Паломничество к св. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Его отец, Бенито Хосе де Гойя-и-Франке, работал позолотчиком. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Байеу не понимал строптивого Гойю, поскольку тот всегда хотел писать так, как он сам себе представляет свою живопись.
Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Болезнь нанесла ощутимый удар: у художника случился паралич, частичная потеря зрения и последующая глухота.
Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». Франсиско Байеу был шурином Гойи. Кроме того, чтобы загладить вину перед Карлом IV Гойя передал ему собрание репродукций своих работ, а также 80 тех самых подготовленных для «Капричос» типографских пластин и все непроданные их копии вместе с рукописными листами. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Гойя познакомился со многими влиятельными людьми, которые заказывали у него портреты.
огромен. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Такой он был и в жизни – мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда. Каждой из них он давал краткие сатирические и порой даже слишком грубые названия.
Засилье при дворе художников-иностранцев имело печальные последствия: общий стиль испанской живописи, неспособной противостоять натиску подражательства, потерял национальный колорит. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
У Гойи не было любимого жанра. Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Гойя).
В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Умирает Гойя в Бородо, в 1828году, в добровольном изгнании. Никто себя не знает». Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. В 1795 он становится директором её отделения живописи.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Ему было уже больше 70-ти лет, он ушел с должности придворного живописца, уже не ходил на заседания испанской академии искусств, в которой был председателем, жил в полном уединении.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Портрет понравился и был благосклонно принят. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая».
Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. У Гойи начинается депрессия. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Это вовсе не случайность, ведь Карл был инфантильным слабовольным человеком и находился под каблуком у хитрой и расчётливой жены, которая вскоре стала фактически главой страны. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс).
Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Холст, масло. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Холст, масло.
Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Под ее одеждой скрыт нож.
По протекции Байе Гойя получил заказ на панно для Королевской шпалерной мануфактуры (1176 г. - 1780г. ), которое служило образцом для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. В это время Гойя создает более шестидесяти монументально-декоративных панно, служивших образцами для тканых ковров. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
Так он вызвал ненависть Жозефа. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Это его серия офортов «Капричос».
Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II).
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Его хитростью завлекли во Францию. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. В экспозиции представлены около 700 работ художника из государственных и частных коллекций, некоторые из них никогда не выставлялись в Лондоне. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
Один из его старших братьев, Камилло, стал священником второй, Томас, пошёл по стопам отца. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений», – таким пояснением Гойя сопроводил этот офорт.
Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Франсиско оправился от болезни, но в 1820 году, когда ему было уже за 70, наступит рецидив.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Это 14 картин.
В 1793 году Гойю разбил паралич. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
В начале 1820 года Гойя перенес еще одну тяжелую болезнь, после которой уже окончательно удалился от света. 1814). Во Франции того времени кипела революция. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
Каждый безумствует по-своему. В 1780 году написал портрет короля и стал членом Королевской Академии Художеств. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника.
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Никто не рождается гением. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр.
Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Полицейские ведут проституток (Бедняжки). И в представлении художника они побеждали добродетели.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В своем произведении Гойя бунтует против порядков, установленных инквизицией и демонстрирует бессилие своих современников перед их лицом. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Художник широко использует контрасты света и тени. «Капричос» – не были всего лишь набором графических изображений, объединённых одной темой, они стали настоящей симфонией испанского народного искусства, социально-политических карикатур Французской революции, средневековой демонологии и испанской сатирической традиции «золотого века».
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого».
И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Художник больше не работал кистями.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником. Женщина смотрит в противоположную сторону. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Паломничество к св. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами.
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. И хотя первоначально серию должна была открывать наиболее знаменитая гравюра из этой серии – «Сон разума рождает чудовищ», всё же высокопоставленные приятели Гойи отговорили его от этого, ведь сборник и так носил слишком провокационный характер. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. К концу своей жизни влияние Гойи принимает общеевропейский характер. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. В 1749 году его семья купила дом в Сарагосе и через несколько лет переехала в него. «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил.
И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Гойя был напуган. В центре он поставил королеву с детьми. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Фантастический образ истолковывался по-разному. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. После этого ни одна из серий Гойи не был выпущена в свет при жизни мастера.
У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. С этого момента в картинах художника всё больше царит мрак, который является не только фоном его полотен, но и поглощает сами фигуры.
Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу и работал у него в мастерской. Возможно, что именно так ощущал себя художник в тот непростой для него период: одиноким, погибающим в пучине нахлынувших на него бед и несчастий, но не теряющим надежды на чудесное спасение. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Холст, масло. В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. В них он нанес удар академической школе. С восемнадцатым столетием связан первый период расцвета творчества мастера – «эпоха гобеленов» (1774-1792).
Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Само же название «Caprichos» переводится с испанского приблизительно как каприз, фантазия игра воображения. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Ф. Гойя. Штрихи его иглы острые, царапающие. Он стал больше использовать некоторые приёмы Рембрандта и изображать некую безысходность, даже смертельный ужас.
Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений, предвосхищающих самые смелые завоевания искусства XIX столетия. В возрасте 14 лет Гойя поступил в учение к художнику Хосе Лузану. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Болезнь протекала тяжело, основными симптомами были паралич, глухота и временные ухудшения зрения. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс.
Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». Вторая картина пользуется мировой известностью. Целый ряд листов посвящен современным нравам.