Гойя — не только самый национальный художник Испании, с его именем связано становление искусства Нового времени. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Дед Франсиско Гойи по линии матери страдал шизофренией, а две тети художника наблюдались в отделении для душевнобольных сарагосской больницы.
Король Фердинанд VII прямо говорит художнику, что он достоин только повешения. Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм. Искусствоведы считают, что художнику для этих картин позировала более юная девушка простого происхождения. В последние годы жизни художник, бежавший от ужасов испанской действительности во Францию, смог создать произведения более жизнерадостные, но известность его связана не с ними.
Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. К середине семидесятых годов он обосновался в Мадриде и здесь в 1776 году по рекомендации шурина Байэу получил место художника королевской мануфактуры гобеленов.
«фантазия», «игра», «воображение» 80 листов с комментариями художника, 1797—1798 гг. ). Но легендарная любовь пожилого и уже больного художника к богатой аристократке, скорее всего, так легендой и осталась. Создавая на стенах собственного дома шедевры «черной живописи», чудовищной в своей жестокости, художник просто иллюстрировал свои самые страшные кошмары и видения. В 1786 году Гойя становится придворным художником, а спустя 5 лет первым придворным живописцем испанского короля, повторяя судьбу Веласкеса, которому он поклонялся. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь.
Кризисные явления в творчестве художника усугубляются тяжелой болезнью, в результате которой он полностью лишился слуха. В 1824 году жизнь художника становится невыносимой и он под предлогом лечения уезжает во Францию. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла III. Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы.
В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М. X. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. После смерти Карла III в 1789 г. он стал придворным художником нового короля – Карла IV.
Сегодня, 30 марта исполняется 269 лет величайшему живописцу, одному из первых представителей эпохи романтизма испанскому художнику —Франсиско Гойя. Он, как и отец, станет художником, но такого дара и таланта ему не достанется. Занимающая первый правый простенок «Асмодея», наверное, самое труднообъяснимое произведение из всех, написанных художником на стенах «Дома глухого». В 1777 году Гойя впервые серьезно заболел «неизвестной болезнью»: многие биографы считают, что речь шла о сифилисе, специфические последствия которого художник испытывал всю жизнь. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.
Свою глухоту художник переносил с редким мужеством, стараясь найти средства общения с окружающим миром. После смерти жены в 1812 году судьба дарит художнику прощальную улыбку: он завязывает знакомство с Леокадией де Вейс. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Кстати, в отличие от большинства жен и подруг художников, она практически не служила ему моделью – Гойя написал всего один ее портрет.
Прирожденный авантюрист и отчаянный драчун, Гойя, даже находясь вдали от родины, оставался верен себе: легенда приписывает ему дерзкий налет на женский монастырь в Риме, удачное похищение оттуда некой прекрасной итальянки и последовавшую за этим дуэль из которой художник вышел победителем. Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал. Загадка кроется в наследственности художника.
Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра. Шурин начинает помогать карьере даровитого художника. Головные боли и нарушение равновесия оторвали художника на два года от работы.
Художник покупает себе загородный дом на реке Мансанарес, где живет очень замкнуто вместе с ведущей его хозяйство дальней родственницей Леокадией Вейс и ее дочерью Розарио. Художник, проведя в браке 39 лет, напишет всего лишь один портрет жены. Спящий среди инструментов художник находится в окружении монстров, которые символизируют невежество и другие пороки общества.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. «В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную Маху. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Холст, масло.
Франсиско безуспешно попросил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4000 реалов. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу., чей портрет он создал.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Для банка св. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Это стало началом известности и процветания Гойи. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Под ее одеждой скрыт нож. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. 31 октября 1799 года Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50000 реалов в год. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Фантастический образ истолковывался по-разному.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Паломничество к св. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Ей никогда не выбраться.
У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Девы Марии. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Уединившись на вилле, Гойя работал. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью.
В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. на тему «Поклонение имени Бога».
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Осталось последнее мгновение перед залпом. Картины с описанием будут представлены ниже.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Его отец— Хосе Гойя. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Паломничество к св. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. работает по украшению церкви св. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником.
Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Гойя написал только один её портрет. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. огромен. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. Свою жену Франсиско называет «Пепой».
1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск.
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу.
К «черным картинам» мы еще вернемся. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс.
Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
Это очень известные картины живописца. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность.
Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Это полотно изображающее маленького Осорио, родившегося в 1784 г., — одно из серии сеченных портретов, заказанных графом Альтамира. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной.
работает по украшению церкви св. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго.
Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. 268 347 см.
Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. Творчество Гойи, современника французской революции, национально-освободительной войны Испании с наполеоновской Францией, бурного подъема общественных сил и жестокой реакции, пришлось на один из самых драматических периодов испанской истории. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Тем не менее исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита.
Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна. и Гаспара Ховельяноса. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Антония, благословляющего больного.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
На картине передана энергия толпы и напряжённость боя, а цветовая палитра подчёркивает жестокость происходящего. При бомбардировке Мадрида во время Гражданской войны в Испании правительство решило эвакуировать фонды Прадо. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Гойя написал только один её портрет. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.
Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. В них он нанес удар академической школе.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Её взгляд, направленный вверх, к загадочному тёмному участку, кажется обращением за помощью к высшим силам. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Портрет Мартина Сапатеры (1797). Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно.
Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Портрет понравился и был благосклонно принят. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». 97 х 190 см.
До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Его хитростью завлекли во Францию.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Штрихи его иглы острые, царапающие. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.
Но протокол допроса не сохранился. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Полные иносказаний, намеков, ассоциаций, они абсолютно уникальны по образному строю и мощному художественному воздействию. Кошмары стали реальностью.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В том же году он переехал в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Они – настоящие ангелы Я получил от них двадцать тысяч реалов, а моя жена – платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью, наверное, около тридцати тысяч реалов. Свадьба состоялась в Мадриде.
В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом.
Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Иногда он писал с импрессионизмом и дал в начале XIX в. образцы того, что выступило в конце XIX века у импрессионистов. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Жизнь провела Гойя от успешных королевских дворов к самым низам, что отразилось на психическом и психологическом состоянии художника. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого».
1802). Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Он пишет «Проповедь св. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века.
Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанскойреволюции. Ими стали герцог и герцогиня Альба. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. 1814, Мадрид, Прадо). В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Художник широко использует контрасты света и тени. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Ф. Гойя. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Картины Гойя рисовал для себя. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. 4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
Весной 1771года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. 1797) и Маха одетая (ок. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. У Гойи не было любимого жанра. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Он пишет «Проповедь св.
После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе ок. Он также украсил фресками ее загородный дворец. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Но настал день и Гойя затосковал. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Каждый безумствует по-своему. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Вторая картина пользуется мировой известностью.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Гойя остается совсем один. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Он продолжал писать правдивые портреты аристократии интеллигенции и придворных чиновников. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Его вклад в формирование искусства 19-20 вв. Холст, масло.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Свадьба состоялась в Мадриде. В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.
Здесь свет не рассеивает кошмары. Так он вызвал ненависть Жозефа. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них — Маха обнаженная (ок. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.
Начались годы странствий. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. В центре он поставил королеву с детьми. Болезнь протекала тяжело, основными симптомами были паралич, глухота и временные ухудшения зрения.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида., чей портрет он создал. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа.
На новой должности Гойя продолжает создавать картоны для шпалер и летом 1786 года ему поступает заказ на новую серию для королевской столовой во дворце Пардо. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Среди этих картин был автопортрет Байеу. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения.
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Франциска Великого в Мадриде. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Девы Марии.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. запрашивает 25000 реалов за ту же работу. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Да, это она, Мария-Луиза Бурбонская, принцесса Пармская, королева всех испанских владений, королева обеих Индий, дочь великого герцога, супруга короля, мать будущих королей и королев, хотящая и могущая отвоевать от жизни то, что можно отвоевать, не знающая страха и раскаяния и такой она останется, пока ее не опустят в Пантеон королей.
А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Он писал пейзажи и натюрморты. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес».
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст.
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Среди них — Портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Это 14 картин. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в. Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник. Гойя прибегает к аллегории лишь в тех листах, которые посвящены периоду реакции, наступившему после 1814 года, когда он вновь вынужден говорить эзоповым языком.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер.
Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Жить ей осталось недолго. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Тем было освещено великое множество. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». В начале ноября 1771 года капитул одобряет предложенную Гойей пробную фреску и поручает ему заказ. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.
Вместе с тем нельзя не отметить известной напряженности в чуть вызывающей позе, настороженности почти враждебного взора, особенно у обнаженной махи, что лишает ее образ той естественной и радостной свободы жизнеощущения, которая так характерна для женских образов эпохи Возрождения. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. В августе он закончил «Последнее Причастие св.
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. Это была рака для хранения мощей. Но его картина была отвергнута.
Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Женщина смотрит в противоположную сторону.
Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В 1792-1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. на тему «Поклонение имени Бога».
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи.
Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой Махи обнаженной. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Для банка св.
По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». 1797). Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу и работал у него в мастерской. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». И тогда Гойя предложил дописать его. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Гойя по этому поводу создал 6 полотен.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Обе картины были участниками торжественного шествия в честь освобождения Пиренеев от захватчиков, но война, начавшаяся как освободительная, очень быстро переросла в страшную гражданскую войну, войну всех против всех. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. 1814). Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза.
Учение продлилось около трех лет. Франциска Великого в Мадриде. К празднику св. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро и только один из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Серия завершается образами беспредельного пессимизма. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Гойе удалось познакомиться с герцогиней.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. огромен. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы.
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Никто себя не знает». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Холст, масло.
Ребенок, одетый в костюм ярко-красного цвета, помещен на монохромном фоне, что акцентирует внимание на его фигуре. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
У Гойи начинается депрессия. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Два года престарелый мастер прожил во Франции. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Но в картине очень много воздуха и света. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.