Гобелен создан по картине «Зонтик» великого испанского художника Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, написанной в 1777 г. Путешествуя в 1824 году по Испании, Эжен Делакруа записал в своем дневнике «Вокруг меня трепетал Гойя». Картина Франсиско Гойи Зонтик: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. возвращается в Сарагосу (по легенде, не обошлось без авантюрной романтической истории, но вероятнее, Гойю побудил вернуться Менгс, желавший привлечь его к созданию картонов для гобеленов на Королевской мануфактуре Санта Барбара). Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Жить ей осталось недолго. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
Рядом с ним Гойя изобразил его жену с ребенком на руках. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В 1760 г. семья переезжает в Сарагосу.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Они были встречены с восторгом и энтузиазмом один из его биографов писал, что в Мадриде произошли два чуда, одно — абсолютное Антонием Падуанским, другое — художником Гойей. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Вторая картина пользуется мировой известностью.
Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. «Маху одетую» художник писал в той комнате, где она впоследствии и должна была находиться: освещение вполне устраивало его.
Они принесли ему известность. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Свадьба состоялась в Мадриде. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Его отец— Хосе Гойя. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции., чей портрет он создал. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Это насыщенные по цвету и простые по композиции сцены повседневной жизни и народных развлечений («Зонтик», 1777, «Игра в пелоту», 1779, «Игра в жмурки», 1791). Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Из-за этих работ у Каэтаны и Гойи было много споров. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В центре он поместил королеву, может быть, желая намекнуть на то, что именно она, а не король в действительности правила страной. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Были и оригинальные работы — такие, как, например, «Портрет жены Сеана Бермудеса», «Портрет Гаспара Мельчоро де Ховельяноса», «Портрет короля Карла III в охотничьем костюме» (1786–1788, Прадо, Мадрид), «Портрет семьи герцога Осуна» (1788, Прадо, Мадрид).
Первый заказ художник получил в возрасте 17 лет (алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос). 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Так он вызвал ненависть Жозефа. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
Картины с описанием будут представлены ниже. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. В изгнании он пишет портреты друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии, создаёт серию, посвящённую бою быков (1826) и картину «Молочница из Бордо» (1827 – 1828). Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Никто себя не знает». новый король Карл IV подтверждает его титул придворного живописца. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. В 1828 г. художник скончался.
С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). В середине 1790-х годов умер учитель Гойи и отец его жены Хосефы — Франсиско Байеу. В конце 1800-х годов обстановка в стране сильно осложнилась. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Всего за три месяца испытывая душевный подъем, он создал эти прекрасные фрески. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В мае Гойя пребывал в загородном дворце семьи Альба в Сан-Лукаре де Беррмеда, герцог же Альба скончался 9 июня в Севилье. Штрихи его иглы острые, царапающие. В 1800 г. Гойя построил близ Мадрида виллу, которую называли Домом глухого.
работает по украшению церкви св. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Здесь он, по одной из версий, учится у Антона Рафаэля Менгса, ссора с которым была впоследствии причиной того, что Гойя провалился на экзаменах в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. запрашивает 25000 реалов за ту же работу4.
Гойя написал только один её портрет. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия16: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. Гойя написал только один её портрет. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Франциска Великого в Мадриде.
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». на тему «Поклонение имени Бога».
Присягнув ему на верность, Гойя сохранил звание придворного художника. К «черным картинам» мы еще вернемся. «В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную «Маху». Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность испепеляющую ненависть к врагу.
Инквизиция контролировала все стороны общественной жизни. Это 14 картин. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги10. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Взявшись за эту работу, он надеялся создать произведение, достойное «Менин» Веласкеса, вот таким образом вложил в него всю душу. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Он написал два полотна «Восстание 2 мая 1808 года» и «Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 года» (обе — 1814, Прадо, Мадрид), а также серию из 85 офортов под общим названием «Бедствия войны» (1810–1820). Для банка св. Перед отъездом нового короля Фердинанда VII в Байонну, где он будет арестован вместе со всей королевской семьёй, Академия Сан-Фернандо поручает Гойе написать его портрет. За Фердинандом стоит его маленький брат.
в момент написания этого группового портрета Фердинанд еще ни разу не видел свою невесту. работает по украшению церкви св. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы15.
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти17. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». На заднем плане, у мольберта, спиной ко всей группе художник изобразил и себя.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В августе он закончил «Последнее Причастие св. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
Он пишет «Проповедь св. На этой работе Гойя изобразил себя с сияющим лицом слева от святого, это изображение он повторил и в последующем автопортрете. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Вскоре после окончания «Капричос» ему предложили исполнить роспись для церкви Св.
Гойя внезапно тяжело заболевает, вследствие чего теряет слух. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Ко всему прочему, Франсиско Байеу, другой молодой художник из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи6. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. После его смерти родственники Байеу разрешили Гойе закончить работу. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Политику, социальные вопросы и религию – все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
Девы Марии. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Некоторые работы выполнены в стиле парадного барокко («Премьер-министр граф Флоридабланка», 1783, банк Уркихо), в других заметны элементы рококо («Портрет Анны Понтехос», 1786, Прадо, Мадрид). Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
и Гаспара Ховельяноса. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Он пишет «Проповедь св. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. Девы Марии. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Через несколько месяцев после разгрома второй испанской революции (1819 – 1823) и казни её вождя Риего Гойя вместе с Леокадией и Марией дель Розарио уехал в Бордо. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Она обняла свою дочь и держит за руку сына.
В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Тем временем обстановка в стране становилась все более сложной. В 1766 г. Гойя попадает в Мадрид. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Гойя не смог изобразить ее лицо, т. к. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Более того, он понимал, что не он, а она оказывала ему честь, становясь его женой. Франциска Великого в Мадриде. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». У него получился суровый, упрямый, немного сварливый, но добросовестный мужчина, который понимает, что не смог достичь всего, чего хотел и вот таким образом не может позволить себе отдохнуть, хоть и стар («Портрет художника Франсиско Байеу», 1795). Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. В том же году он пишет 4 картины для Коллегии де Калатравы в Саламанке, уничтоженные во время Наполеоновских войн.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. На новой должности Гойя продолжает создавать картоны для шпалер и летом 1786 года ему поступает заказ на новую серию для королевской столовой во дворце Пардо. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
Махами в Испании называли девушек из народа: красивых, дерзких, гордых и неприступных. Художник постоянно пишет портреты любовницы, запечатлевает её на сотнях рисунков. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Гойя, правда, не подвергался прямому осуждению и гонению, но и ему давали понять, что некоторые из его работ, в частности рисунки серии «Капричос», не одобряются церковью. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, средний, Томас пошёл по стопам отца. Ей никогда не выбраться. К празднику св. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи12. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Осталось последнее мгновение перед залпом.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»21.
Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. По протекции Байеу (хотя не исключено и содействие Менгса) Гойя выполнял для Королевской шпалерной мануфактуры образцы для гобеленов, создав их за 1776 – 1791 гг. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Однако Гойя понял, что в Сарагосе ему не добиться того успеха, о котором он мечтал.
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Юноша отдан в мастерскую художника Хосе Лусана-и-Мартинеса, прошедшего обучение в Неаполе. В его ранних произведениях чувствуется влияние Веласкеса. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. Каэтана непременно хотела, чтобы Гойя изобразил ее в виде махи. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Во время написания «Бедствий войны» Гойя создал еще одну серию — «Тавромахия» (1812–1815), на этот раз не имевшую отношения к войне. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Главной ее темой стала коррида, которая на протяжении долгого времени являлась любимым развлечением испанцев.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.
Соблазнив их сестру Хосефу, Гойя вынужден на ней жениться. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы.
Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное — непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри эта среда была ему знакома с молодости. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя.
После освобождения Испании он запечатлел эти события в двух полотнах – «Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 г» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г», – а незадолго до них портретировал герцога Веллингтона. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. В Сарагосе художник работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771 – 1772). Философски осмыслены судьбы народа в серии офортов «Бедствия войны», так и не опубликованной при жизни автора по причине ярко выраженной антивоенной направленности.
В 1775 году Гойя вместе со своей семьей вернулся в Мадрид. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Для обоих этих полотен художнику позировала Каэтана Альба. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I18, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
Правящим принцем Пармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короля Карла III. Брак не был счастливым. Под ее одеждой скрыт нож. Художник почти ничего не изменил в портрете, только слегка подкорректировал черты лица. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. В первые годы XIX века Гойя создал свое знаменитое произведение, включающее две картины: «Маха обнаженная» и «Маха одетая» (1800–1803). В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. 31 октября 1799 года Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50000 реалов в год.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен., чей портрет он создал. Считается, что знаменитые «Маха обнажённая» и «Маха одетая» – это портреты герцогини, хотя многие исследователи сомневаются в этом.
Его отец— Хосе Гойя. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Через год Гойя вернулся в Мадрид, а в 1773 году женился на дочери своего бывшего учителя, Хосефе Байеу.
Перед смертью он начал последнюю картину — свой портрет, но так и не успел его закончить. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Антония Флоридского в Мадриде и он с радостью взялся за эту работу. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Тем было освещено великое множество. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»3. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений, предвосхищающих самые смелые завоевания искусства XIX столетия. Сюжетами для них послужили сценки из жизни народа. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Картины Гойя рисовал для себя. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. И тем не менее Гойя на этот раз уступил уговорам герцогини. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения13.
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Стены двухэтажного дома Гойя покрыл четырнадцатью темными исполненными маслом росписями фантастического характера. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»).
Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Фантастический образ истолковывался по-разному. Из детей Гойи и Хосефы выжил только один – Франсиско Хавьер Педро, ставший художником.
Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. На обратном пути Гойя останавливается в Парме, где получает вторую премию за участие в конкурсе пармской Академии на тему «Ганнибал устремляет взгляд на Италию с высоты Альпийских гор». В 1800 году художник получил заказ написать портрет королевской семьи. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
В 1786 году Гойя был назначен придворным живописцем и начал писать портреты. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Для банка св.
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. В мае 1808 года произошло народное восстание. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Ещё два раза (в 1826 и 1827 гг. ) Гойя ездил в Мадрид во время первой поездки официально отказался от звания придворного живописца. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Во время поездки в Кадис в начале 1790-х гг. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Его хитростью завлекли во Францию. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19.
за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Даже знатный гранд не считал для себя позорным жениться на такой девушке.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты20.
В 1808 Испанию оккупировали наполеоновские войска, королём стал Жозеф Бонапарт. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
В Риме Гойя изучает живопись итальянских мастеров, а в начале 1770-х гг. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Портрет понравился и был благосклонно принят.
на тему «Поклонение имени Бога». После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Свадьба состоялась в Мадриде.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
Это очень известные картины живописца. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Свою жену Франсиско называет «Пепой»5. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Желая привлечь внимание зрителей к фигуре короля, художник несколько выдвинул его вперед.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В период с 1776 по 1780 год Гойя исполнял картоны для шпалер королевской мануфактуры Санта-Барбара («Танец на берегу Мансанареса», 1777 «Зонтик», 1777 «Продавец посуды», 1778–1779, все — в Прадо, Мадрид). Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
свыше 60. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной11. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. Эти картины и им подобные вызвали гнев инквизиции. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»4. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов «Капричос» (закончена к 1799 г. ) – сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Но протокол допроса не сохранился. И все же картины нельзя назвать ее портретами: она и похожа на себя и не похожа.