В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Всячески старалась она привязать его к дому, но этого ей, однако, не суждено было увидеть. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
Он не хотел подражать ничьему стилю. Гойя возымел намерение похитить молодую затворницу. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
Через год у них родился сын, которому впоследствии, по смерти Гойи, был за заслуги отца пожалован королем титул маркиза дель Эспинар. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе.
Следует сказать, что у Гойи все замечательные по концепции произведения. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Франсиско-Хосе де-Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 года в Фуэнте-де-тодос (в переводе: «источник для всех»), маленькой арагонской деревушке близ Сарагоссы. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Он пишет «Проповедь св. Картины с описанием будут представлены ниже.
В 1788 году, по смерти Карла III, вступил на испанский престол сын его, Карл IV. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Гойя был в то время, в самой силе своего таланта. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. на тему «Поклонение имени Бога». Оно разрушает традицию парадных официальных изображений.
К этому периоду творчества Гойи относятся картины «Сумасшедший дом», «Похороны сардинки», «Коррида», «Процессия самобичующихся» и другие. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Диапазон мастерства Франсиско Гойи огромен – как по тематике (он рисовал портреты, жанровые и батальные сцены), так и по использованным техническим приемам. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Франциска Великого в Мадриде.
В английской биографии Гойи, помещенной в «Encyclopaedia Britannica» (Британская энциклопедия 1880, том XI), рассказывается, что когда знаменитый герцог Веллингтон сделал Гойе какие-то замечания насчет своего портрета, который тот в ту минуту писал. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис.
Кроме того, семейная жизнь была омрачена ранней смертью почти всех детей пары (от 5 до 8, точное число не известно). Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Но Гойя отказался и, наверное, к лучшему для себя. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
Но потом он переходит и к целым картинам., чей портрет он создал. Среди этих работ особо выделяются – «Зонтик», «Игра в пелоту», «Игра в жмурки». Но на самом деле это было не так.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Каждый безумствует по-своему. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Среди цветовых предпочтений было сочетание белого, синего, черного цветов, а также охры. Классический, тогда всеобщий, стиль ничуть не привился к нему.
Франсиско Гойя створив вражаючу серю офортв «Капрчос» (1793-1797), що складаться з 83 творв, максимально передають дух свободи реальност, який вн описав коротко точно: «Свт – це маскарад, в якому вс обманюють, хочуть здаватися не тим, хто вони насправд. В центре он поставил королеву с детьми.
Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Гойя сразу стал душою придворного общества и центром разных галантных приключений. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
Но его картина была отвергнута. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Я так завален разными заказами, что не знаю, как мне со всем этим справиться. » Попав в большую милость к королю, став любимцем королевы и ее знаменитого фаворита герцога Мануэля Годоя, «князя Мира» (прозвище, полученное за один удачно улаженный им мир), Гойя, по характеру своему беспощадный сатирик, жестокий бич всякой нравственной распущенности, всякого насилия и гнета, почувствовал себя очень привольно и свободно в удушливой и испорченной атмосфере тогдашнего испанского двора.
Иногда на какой-нибудь узкой улочке два шествия натыкались друг на друга. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой шеренги французских солдат.
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Его хитростью завлекли во Францию. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Тогда Гойя в последний раз и уже навсегда вернулся в Бордо.
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Под ее одеждой скрыт нож. Она стоит гордая и хрупкая, с неправдоподобно выгнутыми бровями под черными волнами волос, в белом платье с высокой талией, охваченной красным шарфоми и с красным бантом на груди. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника.
Осталось последнее мгновение перед залпом. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
Гойя становится вице-директором Королевской Академии с 1785 года, а с 1795 года— директором её живописного отделения. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Стиль и характер полотен этого художника резко поменялся после Великой французской революции в начале 1790-х, к тому же состояние художника очень ухудшилось и в результате перенесённой болезни Франсиско потерял слух. Они нежно любили своего сына, бойкого мальчика. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Ее усиливают руки молодых людей: направление руки юной дамы с веером и локтя юноши, а также складки желтой юбки кокетливой особы. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Благодаря влиянию герцога Годоя (фаворита королевы Марии-Луизы и первого министра, покровительствовавшего Гойе, не взирая на все самые злые его карикатуры на себя) Гойя был в 1795 году избран председателем Мадридской Академии художеств. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Так он вызвал ненависть Жозефа.
Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Они путались под ногами у монахов, потешаясь и дурачась. В 1792 году художника постигло несчастье, которое отразилось на его творчестве.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Потом их прислоняли к стене. Никто себя не знает». Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Картини Франсско Гойя – це гучна сатира на суспльство з його вадами слабкостями.
Выжил только один Хавьер, который впоследствии также стал художником. В 1789 году король Карл IV назначил его на должность главного придворного живописца. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Но в картине очень много воздуха и света.
Последние годы своего пребывания в Мадриде Гойя жил в своем домике на берегу Мансанареса, среди наводящих страх и ужас фантастических фресок, которыми он собственноручно расписал его стены. Ведь это был только «артист» и ничего более, человек без всякого официального характера и значения. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
И, что удивительнее всего, эти «странные» картины привлекли к себе общее внимание. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Последние месяцы его жизни были полны раздражения, озлобленности и бурных порывов.
Нхто себе не зна». Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Что касается частной жизни Гойи в Риме, то и здесь он скоро приобрел себе репутацию веселого товарища, человека с отважным и необузданным характером идущего навстречу всяким столкновениям и галантерейным приключениям. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду.
Одна из этих картин изображает «Сумасшедший дом» и написана по наброску с натуры в сумасшедшем доме в Сарагоссе.
К празднику св. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Статуи святых из раскрашенного дерева качались над толпой.
От этого удара судьбы он не смог полностью оправиться до конца жизни. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Девы Марии.
Написал портрет командующего. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. С новым царствованием жизнь при дворе абсолютно изменилась.
Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов. Его отец— Хосе Гойя. До тех пор Гойя вращался в абсолютно иной среде. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. Наприклад, «Портрет королвсько см» (1800) зображу Карла IV з його близькими, манрн зарозумл особи яких художник навть не намагався прикрасити. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Вторая картина пользуется мировой известностью. Холст, масло. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. С нею вместе отправился туда и Гойя, которому велено было «уехать из Мадрида на два месяца для поправления здоровья». Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Потрясает откровенностью характеристик групповой портрет королевской семьи Карла IV и Марии Луизы.
Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». по заказу герцога Осуна: «Прощание св.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Эта ссылка, кроме величайших блаженств, ознаменовалась для Гойи и великим несчастием. Франсиско Хосе де Гойя, картини якого змушують задуматися про давно минулому час, – людина, яка вмла бачити глибше повсякденност, що несе через сво твори людянсть, перший почув наростаючий шум нового часу, який боровся проти всяко брехн шука основу, на якй ма бути вибудовано краще майбутн власного народу.
Штрихи его иглы острые, царапающие. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». У Гойи начинается депрессия.
Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. После того он еще раз приехал в Мадрид в 1827 году, чтоб выпросить себе у короля «бессрочный отпуск». Картины Гойя рисовал для себя.
Существует предположение, впрочем, неоднократно опровергнутое, что автором фресок Кинта дель Сордо является не Гойя, а его сын Хавьер. Это сделалось в Мадриде привычкой высшего общества. Процессии брели по древнему городу, распевая молитвы. Родители его были простые земледельцы, владевшие небольшой землицей с домиком.
Его нельзя было удержать также и никаким страхом. Благодаря тому, что испанский посланник при папском дворе заступился за него, его выпустили из тюрьмы. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. И тогда Гойя предложил дописать его. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр.
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. К иным из них он оставался абсолютно равнодушным и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством.
В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. С победой он вернулся в Сарагосу и здесь написал фрески в церкви де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. «Ревизора инквизиции» по части картин и статуй, у которого он и прожил целых шесть лет. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Так как вполне соответствовали его собственному настроению.
До ближайшей деревни было еще далеко. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Хосе Гойя был известным мастером по золочению, которому даже каноники собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар поручают проверку качества позолоты всех изваяний, над которыми тогда трудились арагонские мастера, реконструировавшие собор. Все тут же забывали о них.
1814). Жить ей осталось недолго. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Портрет Мартина Сапатеры (1797). Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Он писал пейзажи и натюрморты.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Заданная тема была: «Победоносный Аннибал бросает с вершины Альп первый взгляд на равнины Италии». Также «романтизм» определяется отрицанием нормативности в создании произведения. Вернувшись в Испанию, Гойя поехал тотчас же на некоторое время в Фуэнте-де-тодос к своим «старикам», как он их называл.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края. Года за два перед тем, в 1786 году, когда его назначили «королевским живописцем», он писал другу своему Сапатеру: «Я устроил себе завидный образ жизни: ни в ком я не заискиваю, не жду ни в чьей передней, беру работу с большим разбором и именно от того-то, кажется, меня не оставляли и не оставляют в покое.
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Месяца через три после вступления на престол, Карл IV возвел Гойю в должность «придворного живописца». Невнятные латинские молитвы сменялись отчетливой испанской бранью. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Он дал ему просимый бессрочный отпуск, но потребовал, чтобы Гойя позволил новому придворному живописцу Лопесу написать с себя портрет.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
Гойя сделал тут свой chef doeuvre (шедевр). Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. В это время известность и слава его в Испании достигли своего апогея. Но в основном делал небольшие зарисовки и маленькие картины.
6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Из них потом выросла серия гравюр «Ужасы войны». Только он прожил у герцогини в гостях гораздо дольше предписания.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Гойя очень мало писал в Риме. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Пастозность, от итальянского pastoso – тестообразный, в живописи техника работы плотными, непросвечивающими слоями, мазками краски. У Гойи не было любимого жанра. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны.
запрашивает 25000 реалов за ту же работу. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Портрет до сих пор хранится в Ватикане. В 1786 году он получил звание придворного живописца, что обеспечило ему значительное ежегодное жалование и позволило писать не только портреты на заказ, но и работать над собственными художественными проектами, к которым относится, например, картина «Ярмарка на лугу Сан-Исидро». Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Веселое чутье гнало мальчишек туда, где вспыхивал скандал. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Для банка св.
В 1812 году у него умерла жена. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Гойя начал учиться живописи 14 лет.
Свадьба состоялась в Мадриде. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Около 1774 года он, между прочим, завязал романическую интригу с одной молодой девушкой из Трастевере (народного римского квартала за Тибром), которую строгие родители засадили в монастырь.
В то же время он стал рисовать едкие карикатуры и на королеву Марию-Луизу. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Тут Гойя жил в самом центре Арагонии, среди поселян, вполне можно сказать, «на лоне природы». В 1798 году художником были созданы великолепные фрески храма Сан-Антонио де ла Флорида, а затем – знаменитая серия офортов «Капричос». 1797). Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. В чертах своего лица художник отобразил следы драматических событий прожитой жизни.
Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных».
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, – человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Это назначение очень удивило самого Гойю. Деревянные святые изумленно качались из стороны в сторону.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Король поручил ему расписать фресками построенную им в 1792 году маленькую церковь св. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Франсиско и его приятели раздували перебранку.
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Ни одному иностранному художнику не повезло в России. Но протокол допроса не сохранился.
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
К «черным картинам» мы еще вернемся. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. В них он нанес удар академической школе.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Портрет понравился и был благосклонно принят. Паломничество к св.
Ей никогда не выбраться. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Гойя Франсиско Картины и биография Франсиско де Гойя Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746–1828) испанский художник, гравер, рисовальщик.
работает по украшению церкви св. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Не случайно Гойя своими учителями считал природу, Веласкеса и Рембрандта. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Это 14 картин. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Святые отцы сопели, засучивали рукава и принимались лупить друг друга.
Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Гойя написал только один её портрет. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в небольшой деревне Фуэнтетодос, в Испании. Перш картини Франсиско Гойя в цьому жанр були парадними («Карл III на полюванн»), з плином часу вони придбали легксть вдчутну роню стосовно моделям («Маркза Ганна Понтехос», «Смя герцога Осуна»).
Его сатирическое направление, его едкость и остроумие забавляли ее. В это время Гойя создает более шестидесяти монументально-декоративных панно, служивших образцами для тканых ковров.
за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Этими фресками он достиг высшей точки своей славы при дворе и у знати, а вместе с тем и высшей точки популярности у остального испанского народа. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Майстернсть цього творння (вершини раннього Гой) кристально чисто, атмосфера ще безхмарна, так само як юн роки талановитого спанця.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. В стране был страшный голод. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Еще в 30-х годах своей жизни Гойя занимался гравюрой.
Этот посланник был, вероятно, маркиз Маруцци, который в «Месяцеслове с росписью» на 1772 год показан «русским поверенным в делах в Венеции и в других местах в Италии». В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Впрочем, Гойя был так наблюдателен и получил такую привычку следить за своим собеседником, смотря на движение его губ, что мог (особенно в первые годы) отгадывать все, что ему говорили. Паломничество к св. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. С восемнадцатым столетием связан первый период расцвета творчества мастера – «эпоха гобеленов» (1774-1792). Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746–1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны».
Королевская фамилия подавала даже пример всем остальным. Он поехал в 1822 году в Париж, а затем поселился в Бордо, где и оставался до 1827 года.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. 268 347 см. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Они находятся в настоящее время в Мадридской Академии художеств. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Это очень известные картины живописца. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.
В 1817-1819 годах Гойя работал над своим «Автопортретом», ставшим впоследствии знаменитым. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого».
В свои композиции он включал жизнь улицы игры в празднества, драки перед деревенским трактиром, фигуры нищих, разбойников и конечно самые разные женские образы. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Вслед за этой картиной Гойя награвировал многие из других капитальнейших произведений Веласкеса, его «Питухов, увенчиваемых Бахусом», «Мениппа», «Эзопа», «Водоноса» и многих из числа знаменитых его «Карл» и «Шутов». В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Антония де ла Флорида, в ближайших окрестностях Мадрида, подле охотничьего королевского домика «Casa del campo» (Закрытый манеж). В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
Женщина смотрит в противоположную сторону. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»).
Гойя по приглашению командующего войсками Арагона Палафокса дважды побывал в Сарагосе. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Он всегда страстно любил великого испанского живописца Веласкеса. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера.
В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Число его рисунков этого времени громадно. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Во время поездки в город Кадис художник тяжело заболел и навсегда потерял слух. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
В это время Гойя создает картоны «Игра в жмурки» и «Сельская свадьба». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. И Гойя умел отлично пользоваться такою исключительностью своего положения.
Он написал серию офортов «Ужасы войны» и картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде: битва с мамелюками» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года а Мадриде, на холме Принсипе Пио». Гойя вдруг явился здесь новатором. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя.
Сюжет второй «Заседание суда инквизиции». огромен. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Искусствоведы все больше начинают думать, что на портретах изображена любовница Мануэля Годоя, Пепито Туда. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». На протяжении шести лет художнику удалось добиться творческого и общественного признания.
Художник широко использует контрасты света и тени. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Петра по карнизу обйшов гробницю Цецил Метелли. Твр «Парасолька» – приклад ранньо творчост художника – приверта погляд грою фарб, кожним мазком, гнучкою грацю жнки, соковитими смливими переливами кольорово палтри, казковим освтленням якоюсь майже музично злагодженстю композиц. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.
Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. У путешественников в дороге сломался экипаж.
Болезнь протекала тяжело, основными симптомами были паралич, глухота и временные ухудшения зрения. Ф. Гойя. Приезжая каждый год в Мадрид лишь на несколько дней, чтобы присутствовать при бое быков, своей вечной страсти. Холст, масло.
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Из письма Франсиско Гойи к его другу, писателю и дипломату Бернардо де Ириарте, от 4 января 1794 года: «Чтобы занять воображение, мучимое думами о моих бедах я написал серию небольших картин, в которых смог отразить то, что обычно не находит места в работах, сделанных на заказ, где нет простора капризам и выдумке». Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Гойя вдруг стал модным портретистом. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В 1801 году Гойя завершил один из самых известных своих шедевров – картину «Семья короля Карла IV». Целый ряд листов посвящен современным нравам.
Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Гойя получил за свою картину вторую премию. Холст, масло. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
Королевская фамилия уже давно более на него не сердилась. Свою жену Франсиско называет «Пепой». Фантастический образ истолковывался по-разному. Тут же видны другие полуголые люди, на головах у них короны, бычьи рога и разноцветные перья, как у индейцев. Но посредством гравировальной иглы и травления крепкой водкой. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Наконец 15 марта 1828 года он умер 82 лет от роду. Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.
97 х 190 см. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
Тем было освещено великое множество. Не обращая никакого внимания на то, что такой-то сегодня осыпал его благоволениями и милостями, он всегда готов был завтра же язвить его насмешкой и сатирой, когда чувствовал к тому в душе своей повод. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Мало-помалу стала распространяться слава молодого художника. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Факт очень странный, кисть у Гойи ничуть не мягкая и не нежащая, она иногда даже груба.
Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоэчеа, родственницей крупных баскских финансистов. Уединившись на вилле, Гойя работал. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Следовательно, ему можно было позволить безнаказанно и невинно во все вмешиваться. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. и Гаспара Ховельяноса. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.