Портреты раннего периода творчества мастера фотографически точны, поражает его внимание к деталям.
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе.
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля.
В это время Франсиско Гойя начал обучение у Франсиско Байе-и-Сабиаса и его картины начали проявлять признаки деликатной тональности из-за которой он и стал знаменитым.
И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую – зонтика. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. По протекции Байе Гойя получил заказ на панно для Королевской шпалерной мануфактуры (1176 г. - 1780г. ), которое служило образцом для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике.
Чтобы положить конец сплетням, наследники герцогини в XXвеке вскрыли гробницу Альба, чтобы результатами измерений останков доказать несостоятельность этой версии.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Ему покровительствовал дон Мануэль, герцог Алькудиа, фаворит королевы, первый министр Испании. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Штрихи его иглы острые, царапающие. В 1795 он становится директором её отделения живописи.
Под ее одеждой скрыт нож. Картины Гойя рисовал для себя. Гойя познакомился со многими влиятельными людьми, которые заказывали у него портреты. Болезнь протекала тяжело, основными симптомами были паралич, глухота и временные ухудшения зрения.
Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. У Гойи начинается депрессия. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Художник широко использует контрасты света и тени. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В 1775 году, Гойе пришлось жениться на сестре Байе, Хосефе, которую он соблазнил. Неуютно почувствовал себя художник, оказавшись в Мадриде в пик послереволюционной реакции и вскоре вынужден был покинуть родину и вернуться в Бордо.
Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Теофиль Готье, побывав на могиле живописца, напишет: «Здесь почивает старое доброе испанское искусство, безвозвратно ушедший мир отважных тореадоров истинных мачо и очаровательных манолас, мир злодеев и ведьм – одним словом, весь богатейший фольклор Испании. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.
Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Позднее он переехал в Мадрид, где начал учиться у Антона Рафаэля Менгса, художника, популярного у испанской королевской семьи.
Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. К «черным картинам» мы еще вернемся. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры.
Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Никто себя не знает».
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю».
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Так он вызвал ненависть Жозефа. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Гойя уехал в Бордо, который в то время был центром испанской республиканской эмиграции, в 1824г, не выдержав новой волны репрессий реакционного режима Фердинанда VII.
Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис.
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Гойя остается совсем один. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Начались годы странствий. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Его прах был перевезён в Мадрид и захоронен в церкви Сан-Антонио де ла Флорида, стены и потолок которой он когда-то расписал. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В центре он поставил королеву с детьми. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления.
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Чтобы передать внутренний мир склонного к созерцательности интеллигента Ховельяноса и волевую натуру Гиймарде, художник в каждом из портретов использовал особый образный строй и разные изобразительные приёмы. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына».
Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Каждый безумствует по-своему. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст.
В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Жить ей осталось недолго. Два года престарелый мастер прожил во Франции. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны.
В возрасте 14 лет Гойя поступил в учение к художнику Хосе Лузану. Ей никогда не выбраться. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная.
Чувство одиночества, внутреннее противостояние, враждебная внешняя среда – всё это перекочевало в работы живописца. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Его хитростью завлекли во Францию. Паломничество к св. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. К концу своей жизни влияние Гойи принимает общеевропейский характер. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза).
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1749 году его семья купила дом в Сарагосе и через несколько лет переехала в него.
Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Женщина смотрит в противоположную сторону. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Это 14 картин. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
Паломничество к св. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.
Гойя был напуган. У Гойи не было любимого жанра. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Умирает Гойя в Бородо, в 1828году, в добровольном изгнании. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»).
Он писал пейзажи и натюрморты. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. Это очень известные картины живописца.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Гойя родился в Фуэндетодосе, близ Сарагосы, где и провел свое детство. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого».
После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». В 1786 году, после серии работ, выполненных по заказу герцога Осуны, творчеством Гойи заинтересовался сам король Карл III. Тем было освещено великое множество.
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары.
Его отец, Бенито Хосе де Гойя-и-Франке, работал позолотчиком. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Но в картине очень много воздуха и света.
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Картины с описанием будут представлены ниже. Но настал день и Гойя затосковал.
Вскоре после свадьбы у них родился сын, который прожил недолго и вскоре умер. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
Гойя). Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Но в тот период, когда Гойя был осыпан королевскими милостями и его творчество было признано явлением национального масштаба, ему пришлось пройти испытание не только славой, но и болезнью. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа.
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
В них он нанес удар академической школе. И тогда Гойя предложил дописать его. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
В 1792 году Гойя, переболев холерой, теряет слух, в течение 5 лет он постепенно восстанавливается. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В 1780 году написал портрет короля и стал членом Королевской Академии Художеств. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции.
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Его портреты выполнены в звучной, тонко разработанной цветовой гамме, фигуры и предметы в них, переданные с тонким ощущением их материальности, как бы растворяются в лёгкой дымке. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился.
Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.