Готическая живопись являлась главным звеном в культурном процессе работам этого стиля, наполненным одухотворенностью и величием, присуще неповторимое, своеобразное эстетическое обаяние. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре.
И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Возможно, к тем же источникам восходит и великое по своей оригинальности и значительности зодчество Армении, само географическое положение которой благоприятствовало такой преемственности. Во Франции в начале 13 в. в т. н. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483). На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре.
Именно по этой причине, утверждает Перриг из двух икон Богоматерь на престоле работы Джотто и Дуччо более достойной была признана последняя. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно. Ее голова наиболее пластически сложна.
Именно на это намекает название книги Ганса Бельтинга 39Изобретение живописи39, в которой описывается превращение старых функций религиозной живописи в 39оболочку для новой эстетики39. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Монастырские скриптории, еще игравшие заметную роль в начале 13 века, к моменту расцвета миниатюры в середине того же столетия, сходят со сцены, уступая место светским мастерским, находящимся в городе и организующимся в производственные цехи с дифференциацией труда (каллиграфы, орнаментисты иллюстраторы и т. п. ). Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый».
Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок. Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Любая из многочисленных статуй, расположенных внутри и снаружи, выглядит живой, настолько тонко в ней переданы человеческие чувства и черты. Аналогичным образом строились знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий, рисунок центрального окна собора – большая роза. Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения.
Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры. АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе.
1350). С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др. ). Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды.
1411-1416). Развивается жанр портрета. вертикальную, прямолинейную готику (1377 – 1590 гг. ). В готической рукописи изменился вид страницы. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское.
Готический стиль – важный этап в истории развития мебельных стилей. В «Больших французских хрониках» художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений.
Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. 1260). При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Все улицы расходились от паперти. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва.
На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов в других частях здания многочисленны светские изображения – трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». принадлежало парижской школе. Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). в Нидерландах).
Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т. н. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Две, а иногда и три, передние дверцы, выполненные из сплошных толстых досок, крепились на ажурных железных петлях.
Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Реализм, с которым изображались боль и страдание в сцене казни, – сцене, абсолютно понятной и хорошо знакомой любому средневековому зрителю, – стал первой приметой формирования натуралистического стиля.
Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. В центре её Богоматерь. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни.
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц.
Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. Капители, выступы карнизов заполнялись листьями и плодами. Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы).
Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. И самый готический стиль из всей готической музыки – готик-метал или готический металл. Материалом служили твёрдые породы дерева.
Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло). Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света.
Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434 – 1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг. ).
В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Но это не так. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций.
Фигуры и лики святых наделены добротой и мягкостью, в них мирское «уживается» с возвышенным. Фигура обрамлена колоннами и трилистником. В Псалтыре св.
Стены храма – как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры.
Собор определял силуэт города и был виден издалека. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. В этом и заключалась совершенная революция. Изменяется трактовка традиционных образов. В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»), вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх») насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»). Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания, значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», большую высоту нового здания – как раз на высоту окон. Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей и были склонны противопоставлять их.
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Столь же типичны они и для народного восприятия живописи ибо они снова и снова звучат в заказах на оформление заалтарных образов и панно. Изготавливались также табуреты более сложной формы с прямоугольным сиденьем, стоящим на боковых опорах, которые иногда украшались готическими стрельчатыми арками. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел.
Их взгляд более личностный индивидуальный. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т.
Разнообразна тематика цветных витражей – главного вида готической живописи. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре.
справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика». Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа.
Только к XV в., в период пламенеющей готики, когда готическая архитектура начинает особенно активно насыщаться скульптурным декором, готический орнамент стал обильно украшать ранее сложившиеся устойчивые мебельные формы, в которых появились конструктивные приёмы, связанные со строительными принципами готической архитектуры. Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189 – 1307 гг. ), декоративную готику (1307 – 1377 гг. ) и позднюю, т. н. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика.
Множество мелких фигур и сцен размещались на цоколях, постаментах и крышах. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи.
Он расположен на территории Новгородского детинца. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. Широте спроса отвечает развитие производства.
Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. Вытянутый интерьер храма – неф (nef), по французски – navis, переводится как корабль. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений.
Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания. Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного).
Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках.
Самыми значительными из живописцев, работавших при великолепном бургундском дворе, были Мельхиор Брудерлам из Ипра, Жан Малузль из Гельдерланда, Жан Бомец из Артуа и Анри Бельшоз из Брабанта. В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Но намного интереснее в готическом роке вокал. Слово происходит от итал.
Готический стиль пришел на смену Романскому в XI веке в Европе. Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии.
Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. Позы естественные, одухотворенные.
Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство. ИсторияГотический стиль – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Раннее средневековье VI-XII вв.
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел.
Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). Говоря о готике, хочется начать с описания собора Парижской Богоматери Нотр-Дам, однако первым готическим архитектурным сооружением считается церковь монастыря Сен-Дени (Франция). Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны.
Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. И какая-то страшная тайна, которую держат в секрете все слуги. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок.
Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками – получалась своеобразная ниша. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры. Основной особенностью готической литературы является её мрачность и ужас.
Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Это позволяет говорить о синтетическом характере готического искусства в целом. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв.
Фасадная часть такого шкафа членится брусками каркаса на шесть ячеек-рам, в которые вставлены филёнки. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света). Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). 1400 г. ) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко). Столешницы столов начинают оклеивать шпоном.
Часто кровавое, но из-за нравов того общества оно не слишком красочно описывалось. Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа.
Они полнокровны и просты, пластически более совершенны.
В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. Чаще всего он женский, как в симфоник-роке, но часто применяется эффект «красавицы и чудовища» – лирический и мелодичный женский голос вместе с грубым мужским гроулингом. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Привет, глэм, от которого пошла театрализация выступлений).
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Мульчер, ок. Живопись.
С 13 в. ей часто посвящаются порталы. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.
Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. Много акустических струнных инструментов вроде виолончели, гитары или скрипки. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» – немецкий стиль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).
Готическая роза – символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке.
Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. В окончательной отделке сундука участвуют также художник и позолотчик. В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры. XIV века).
Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г. – XV в. ) – самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220 – 1269 гг. ), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42, 5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248 гг. ), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Арка и свод. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Усилилась повествовательность.
Такие ножки, как правило имели плоскую резьбу. Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». С основанием в 1296 году Ганзейского союза в Любеке, к которому вскоре присоединился ряд других городов в Германии и на побережье Балтийского моря, начался экономический подъем, благодаря которому укрепился торговый класс во многих североевропейских городах.
Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. Витраж. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV – XV вв.
Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Вместо с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства — люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, по отвлеченным понятием чести, верности, великодушия. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами.
Замена в зданиях соборов времен готики сплошных стен большими окнами послужила причиной полного исчезновения жанра монументальной росписи, занимавшей особое место в романском стиле. Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или волнами.
Интерес к готическому искусству и культуре, в целом, не угасает до сих пор. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже. Миниатюра. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна.
С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. льняных складок или салфеток. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые – узкие. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре.
Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т. н. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями.
Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом.
Зарождение готического собора совпало с периодом наивысшего расцвета романской живописи, в особенности фресковой. Известны попытки еще примитивной инкрустации.
Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. 1265).
Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной изящной и грациозной девушки. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне.
Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. Архитектура готического собора – символ бесконечности.
В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca».
XIV века). Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. В порталах, посвященных святым, на том же месте развертываются эпизоды из легенд. В V – VII вв.
Мебель, как правило имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки.
Этот мастер испытал заметное влияние Жана Фукэ, однако все цвета и формы по сравнению с последним у него смягчены. Живописное изображение как бы ориентировалось на вербальные метафоры: художник 39переводил39 сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. На фоне тяжеловесных построек романского стиля готические соборы поражают своей легкостью, устремленностью в небесный свод, богатейшим декором, напоминающим тончайшее кружевное плетение, красотой и роскошью витражей и скульптур. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой.
Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. 1250), Распятия над алтарями.
Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Но в отличие от современных ужасов, в готике они более «мягкие» и «приятные». В поздней Готике эта тенденция усиливается.
В готических статуях XIV- XV вв. Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон.
Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. Окна застекляются, но занавесей ещё нет. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Развивался на основе романской, точнее говоря – бургундской архитектуры.
1435 – ок. Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мягкой и полутвёрдой древесины имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка.
Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Еще одно свидетельство того, что в раннюю готическую живопись стала включаться повседневная жизнь, – та популярность, которую приобрели часословы. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Это некий сложный синтез европейской готики, русской барочной архитектуры и классицизма. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви.
Статуи пророков, апостолов, святых располагались на порталах готических соборов. Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Вслед за собором устремились ввысь и городские дома.
И снова готический стиль был оттеснен на задний план. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран.
Для Хёйзинги произведения ван Эйка и его последователей – это зрелые плоды духа Средневековья, неустанно стремившегося воплотить всякий образ в красках как можно более осязаемо и материально. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте. В этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881--1884) и др. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен.
Нижняя Тура Земское училище. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. В Чехии это готическая архитектура Праги, Собор святого Вита.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. Однако в связи с эпидемией оспы почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи.
Но самое главное — то, что в готик-роке преобладает мрачная тематика: поднимаются тяжелые вопросы имидж группы можно описать как «мрачный» и «грустный». Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. Строился с 1163 по 1345 гг.
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. В Выборге здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в. ) в старом городе. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Говоря о неоготике в России исследователи используют термин псевдоготика, так как это скорее некая стилизация под готику западноевропейского средневековья. Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики.
Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. принято называть романикой или искусством романского периода. 1410).
Родиной готики считается Франция. 1325). Фигуры, полуфигуры, головы украшают пяты арок, карнизы.
В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа.
Термин «готический стиль» в искусстве возник в далёкую эпоху Возрождения, сменив собой романский стиль, став при этом завершающей ступенькой всего искусства Средних веков. Ярким памятником неоготического стиля стала императорская резиденция в Царицыне (1776--1796) под Москвой – целый ансамбль зданий и строений, возведенных по проекту архитектора Василия Баженова и по заказу Екатерины II. Их творения пластичны, жизненны имеют большое количество деталей. Часто встречающийся образ Мадонны наделён чистотой и мягкой женственностью, а апостолы благородны и мужественны. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Облик готического собора производит глубокое впечатление.
В самом Калининграде это средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка. В XV в. в Венеции и Вероне деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками и готическим лиственным орнаментом. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Столы в это время имеют, как правило, прямоугольную в плане столешницу и массивное подстолье, которое крепится к боковым щитам вместо ножек. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Фаворский свет). Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы.
Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Помимо этого в готических романах часто присутствует что-то сверхъестественное (например, приведения, живущие в больших родовых поместьях) и мистическое. Усилилась повествовательность. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства.
Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. По воскресеньям в нём проходили мессы. Вторым великим стилем средневековья была готика. В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер».
Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли».
Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т. н. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ— одежда воплощает эстетический идеал эпохи— образ стройного молодого человека, галантного кавалера.
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. «благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Кроме того, литература, посвященная Страстям Господним и искусство театральной декорации в 14 веке способствовали развитию новых форм групповой композиции и сюжетно-тематических циклов картин, так что Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден могли пользоваться уже сложившимися моделями пространственной композиции и спопобов видения.
Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Растущее значение новых общественных группировок, рост духовной и материальной культуры, развитие позитивных знаний сильно расширяли круг тех, кого должна была обслужить иллюстрированная книга и к прежним ее потребителям присоединяется ряд новых — верхние слои бюргерства, представители научных дисциплин, находившие приют под сенью основывавшихся университетов, университетская молодежь. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно.
Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Многие произведения готической живописи свидетельствуют также еще об одном факторе, сказавшемся на развитии нового жанра. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи.
Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма. В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Витражные окна-розы, наоборот, выражают цикличность времени, пропуская сквозь себя божественный свет.
Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным.
Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. Иногда, правда, встречается и чисто мужской вокал. Из-за многообразия музыки, сложно составить точное описание исполнителя готической музыки. Стенами были обнесены и тогдашние города. Только учитывая это, мы сможем в полной мере оценить присущие двум этим регионам различные подходы к живописи и составить более четкое представление обо всей совокупности нововведений, сформировавших так называемое 39готическое39 искусство. Слово происходит от итал. 1430). Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы.
Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны. Он был связан с борьбой классицистических и рационалистических теорий XVIII века с зарождавшимся романтизмом. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика».
А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре.
Готическая музыка взяла что-то из «панковской» тематики, но при этом она была мягче и спокойнее, медленнее и монотоннее.
Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. Все предметы обстановки имеют тяжёлые пропорции излишний запас материала, неуклюжи и обычно расставляются вдоль стен. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено "Колесо десяти возрастов человека" со всеведущим Богом в центре. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13 – 14 веков принадлежало парижской школе. Готический стиль в живописиВажную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие.
В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. В моду входят объемные прически. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские.
Это было переходное время, когда в морфологии мебельных объектов начинает ощущаться конструктивная и композиционная ясность и определённость, а все членения и профили специально подчеркиваются и проявляются во внешней форме. В ту пору это была неслыханная смелость.
Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Такие привычные нам термины, как 39натурализм39, 39консерватизм39 или 39элегантность39, описывают лишь экспрессивные аспекты готического искусства и не могут использоваться как его определяющие характеристики.
К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным.
В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Французы также стремились ее разрешить. Эмпирические исследования продолжали играть важную роль и спустя столетие в творчестве Яна ван Эйка.
Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни.
Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Они выполняли также роль домашнего клозета. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Пышные складки одежды изящество черт, неестественно вывернутые пальцы и модная завивка – все это типичные особенности континентального стиля, который был популярен в Англии с конца 13 века. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.
Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. В 14—15 вв. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма.
появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук).
Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени – новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель).
Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Формально в росписи диптиха – основной формы домашнего алтаря, предназначенного для частных обрядов и молитв, – художественное пространство поровну делили между собой донатор со святым на одной створке и Богоматерь – на второй. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины— дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке— ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). S-образной фигуры.
А в некоторых деталях изображенных здесь ювелирных украшений можно обнаружить даже следы византийского стиля. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Слово «готика» происходит от итал. Резные работы отличались тонкостью и изяществом. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. В новом искусстве с неотразимым очарованием сочетались традиционные методы живописи и новые представления о том, что должно быть изображено на картине. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12.
Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. 1320 г. ). Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда.
Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. Они призваны были перенести человека из телесного, земного мира в божественную вечность. Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной. Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.
13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Особенно часты были также аллегорические фигуры Церкви и Синагоги, как правило, взаимно противопоставляемые. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. С упадком империи Гогенштауфенов сформировалось множество мелких независимых государств, а в ходе этого процесса набрал силу средний класс.
Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Более того, Брудерлам четко разграничивает эпизоды из жития Богоматери изображая одни из них в архитектурном окружении, а другие – на пейзажном фоне. В конце 13-14 вв.
Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Готические мадонны – воплощение грации, женственности и чистоты. «галереи королей». ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. Французы также стремились ее разрешить.
Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками. Особое внимание они уделяют глазам.
Основной декоративный элемент – складчатый орнамент. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Филёнки украшались резным орнаментом. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Как для Джотто, так и для живописцев парижской школы 13 – начала 14 веков пространственное воспроизведение предмета являлось отправной точкой работы различие между этими подходами состояло лишь в концепции самого пространства. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками.
Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т. к. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.
Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга). Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.
Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. – его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека.
Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму.
Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Верхние веки подводят цветными тенями, с четко удлиняющим глаза контуром по ресничному краю.
В эпоху поздней готики появляются т. н. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века. В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма – литературу тайн и ужасов. Многим донаторам казалось, что только искусство способно перенести в реальную действительность объекты религиозного созерцания, сделать видения праведников зримыми и осязаемыми для всех и тем самым в конечном счете доказать бытие Божие. Поле тимпана над дверями заполняется большими рельефными композициями. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского.
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.
В Испании Санта-Мария-дель-Мар. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни.
Чтобы выработать формулировку такого рода, необходимо провести четкие границы, – в данном случае границу между искусством готики и искусством Ренессанса. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс». По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Материал также должен оставаться натуральным: камень, дерево, мрамор, металл.
Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Этим фактором был заказчик-донатор.
Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. чтв.
Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка изящна. Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст.
«Прекрасные Мадонны»). Поле тимпана заполняется рельефом.
1270-1337 гг. ) готическим мастером. Особенность готического стиля – дематериализация формы. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. чтв.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9.
В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. В их декорировке профильные изображения человеческих лиц в орнаменте гротеск иногда заменяются сильно выдвинутыми вперед скульптурными мужскими и женскими головами. Обилием скульптур и витражей отмечен период высокой готики.
Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. 1290), дролери (от фр. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток.
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Грандиозные головные уборы. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне – для каждого сословия существовали определенные формы и виды одежды, тканей и украшений. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение.
В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. Так Готика подготовила Ренессанс. По семь статуй поддерживают арки входа.
По Сюжеру (французский эквивалент произношения Сугерий) храм – это корабль, символизирующий Вселенную. Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками.
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ).
Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. В статуях святых — Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской».
Непропорционально крупные, словно высеченные из камня фигуры Девы Марии и ангела изображены в готическом храме. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки. Сохранилось несколько зданий и в Ленинградской области.
Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. XIV века). «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой. С одной стороны, были объявлены еретиками и уничтожены в ходе кровопролитных войн катары и другие подозрительные секты с другой – нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев, в некоторых отношениях не менее опасные для официальной церкви, успешно и беспрепятственно внушали своим мирским приверженцам идеалы братской любви и бедности. От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145 – 1155) к порталам трансептов Шартра (1200 – 1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани.
Иногда в готических романах происходит убийство. Внутри готических соборов скульптура украшает стены круговых обходов хора («деамбулатории»). Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне.
Например, для тех же соборов требовались определенные чертежи, а храмы строили каркасом, который возвышался высоко вверх. Их разбудили два ангела с трубами. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к 39готическому лагерю39, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Никола Фроман (ок.
Уилтонский диптих, созданный, вероятно, по заказу английского короля Ричарда 2 в 1395 году и почти несомненно – во французской мастерской, также служит отличным образцом интернациональной готики. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Александр Перриг убедительно продемонстрировал, что в Средние века византийский иконографический стиль отождествлялся с эстетикой раннехристианской живописи. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин.
Строительство таких сооружений требовало особого подхода, по сравнению с деревянными. Эти характеристики типичны для интернациональной готики, достигшей своего апогея в изяществе придворной французской живописи, – и Уилтонский диптих в полной мере соответствует им. В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота— 13м, ширина— 11м, высота фигур до 2, 80 м). В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.
Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. чтв. В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). Тем не менее одежда укоротилась и это немедленно отразилось на длине волос. Как правило, это 3 – 5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл).
В основном это тот же металл с красивыми и меланхоличными текстами, как в готик-роке. Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. В живописи появляется портрет. Резиденция состоит из Большого дворца, Оперного дома, Хлебного дома и других строений.
Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан – сундук из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет.
Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве.
На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов.
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Этому способствовали витражи, заполнявшие огромные поверхности окон их композиции воспроизводили апокрифические сказания исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции.
В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Примерно с середины XIII – XIV вв.
Кстати, на основе готики появилось так называемое «темное фэнтези». Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. С представлением о труде связаны распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых «свободных искусств», под которыми разумелись наука и искусство.
В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. Изобразительные формы придаются концам водостоков, проведенных по склонам аркбутанов (так называемые «гаргули»).
В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней.
Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани.