Это одна из типичных особенностей художественного мышления в Германии эпохи романского и в еще большей мере — готического стиля, проистекающих из общего понимания роли отдельной статуи по отношению к архитектурному целому.
Выразительны отдельные детали: острый задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Так, в бамбергской статуе св. Однако XIV век нельзя считать только периодом упадка скульптуры. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты.
Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Однако гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале – благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом» (Le Beau Dieu). Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Елизаветы в Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа).
Скульптура готических соборов – это удивительный мир, населенный христианскими святыми, персонажами Библии и странными чудовищами, рожденными народной фантазией. Часто скульптуры размещаются на специальных постаментах. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Примером замечательных ворот романского типа могут служить ворота в Комбурге. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна.
Тимпаны (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги (остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны.
Солнечный свет заставляет играть стекла всеми цветами радуги и делает витражи похожими на огромные самоцветы. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248— 1880) построен по типу Амьенского.
Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Изменяется трактовка традиционных образов. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ).
Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). 1320 г. ). Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города. За этими двумя людьми виден третий человек. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений.
Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы. Скульптура применяется приемущественно в интерьере. Во Фрейбургском соборе (ок. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м).
Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. Эта работа была выполнена ок.
Мульчер, ок. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей.
Статуи последних украшали крыши греческих хранилищ и даже простых домов — ведь считалось, что грифы охраняют легендарное золото Зевса в Скифии (территория северного Причерноморья) от аримаспов — бойких одноглазых людей, постоянно пытавшихся украсть его. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы.
С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Стефана) отличались большой материальностью и, главное, хотя несколько схематичной, но весьма острой передачей характеров. Более того, ему угрожало полное разрушение.
Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей. Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя Св.
Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Вторым великим стилем средневековья была готика.
Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Ничего этого у парижан не было. Очертание одежд акцентирует внимание на пластичности человеческого тела. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Именно во Франции готика сложилась как целостная художественная система, здесь были созданы её классические образцы (Нотр-Дам в Париже, 1163–1257 гг. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно.
1430). Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя.
Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. В мифах повествуется о химере, трехобразном звере с пастью льва, хвостом дракона и туловищем козы. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров.
Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок. Реймса, 1211–1311 гг. Во многом это граничит с необычной легендой.
В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер. Архитектор Кельнского собора, осознав, что он не в силах закончить столь монументальное строение, пригласил на помощь дьявола.
Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов. Такое расположение капелл было еще неизвестно во Франции и является оригинальным созданием немецкого мастера.
Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. Это – подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
1270-1288). С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма.
Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Прекрасного колодца в Нюрнберге. Статуи апостолов полны силы и благородства. Размещая данную скульптурную группу на перегородке (а не над нею, в соответствии со сложившейся практикой), скульптор как бы опустил их на землю — в физическом и эмоциональном отношении.
Во второй половине 13—14 вв. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство.
Для этого явления часто употребляют немецкий термин Andachtsbild, поскольку Германия сыграла ведущую роль в развитии этого вида скульптуры. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Это Мария и Елизавета. Осталось это название и в те времена, когда отношение к готической архитектуре изменилось.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Продолжая традиции пластического искусства Греции (показ лица в профиль), мастера готической скульптуры привносят много нового. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Отношение готических мастеров к окружающему миру носило более личный, эмоциональный характер. Церковь св. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур.
81, 82), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами.
Лица статуй оживляются мыслями и чувствами. Стен нет вообще их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах.
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Энергия общего движения ввысь ослабевает.
Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных.
В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Но в эпоху высокой готики такой изгиб был очень сдержанным и, собственно говоря, лишь выявлял естественную позу свободно стоящей человеческой фигуры. Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой.
Церковь, с открытым властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной спокойным плавным ритмом складок одежд, дана как положительный образ. Это графическое по своему характеру изображение показывает, как далеко ушло художественное мышление 1. 3 в. от аскетической грубости линии и подчеркнутой массивности романской Эпохи. В 12—14 вв. В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер. Другие апостолы — бородатые мужики. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен.
Под миниатюрой четыре строчки текста с орнаментальным завершением каждой строки. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться.
Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. Ей часто посвящаются порталы. Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. По материалу: камень, дерево, бронза, мрамор. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики 14—15 вв. ), поражающего великолепием.
Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». 13 в. ) привлекают духовной чистотой, грацией изяществом стройных пропорций. Но мастера того времени уже смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорций в сложных композициях. «галереи королей».
Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. Активно развивается круглая монументальная пластика. Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В характеристике святых появилась человечность, мягкость. Готическая скульптура Англии. В палаццо Веккьо намечаются черты, получившие развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.
Фасад собора с двумя башнями, достигающими 160 м высоты, является, таким образом, произведением 19 в. и несет на себе отпечаток сухости и схематизма. 1250), Распятия над алтарями. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед. Вследствие этого немецкая готическая скульптура отличалась тенденцией к тому, чтобы не иметь столь тесную связь с архитектурным окружением (наилучшие работы зачастую предназначались для интерьеров, а не для фасадов церквей), а это в свою очередь позволяло достигать большей индивидуальности и свободы в поиске. выразительных средств по сравнению с французскими образцами.
Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны. Было бы неправильно думать, что эта тенденция к графической и декоративной трактовке плоскости уводит готическое искусство в сторону от реалистического миропонимания. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.
Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Характерной чертой ее конструкции была центрическая композиция плана: равноконечный крест, перекрытый нервюрными сводами, в каждом из углов, по две капеллы. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. старые городские стены разрушились или были снесены. Господство плоскости над пространственным изображением, развивавшееся в романскую эпоху, на первых порах не исчезло, а, напротив, кажется, даже усилилось. переживаниями.
Готическая скульптура-органическая часть архитектуры собора. 1260). Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны.
принадлежало парижской школе. В Псалтыре св. В XIII–XIVвв.
Кроме химеры, здесь также уместно вспомнить гарпий, кентавров и грифонов (грифов). Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются.
Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. В Амьенском храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах.
Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. В Германии развитие готической скульптуры можно проследить с большей легкостью. В готических соборах более реальные и живые скульптурные образы оттеснили их на задний план, где они и превратились в украшение водосточных желобов. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна.
Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец XIII в. ), но почти не дает себя почувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Внимание сосредотачивалось на пластической и духовной выразительности лиц.
В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. 1325).
Стрельчатые арки уменьшали боковой распор (давление) свода, оставшуюся тяжесть принимали на себя вынесенные наружу детали конструкции – контрфорсы и аркбутаны. В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику.
Ей часто посвящаются порталы. Как бы выдвинутые из общего архитектурного контура портала на выступающих консолях, эти фигуры относительно независимы. Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н.
Классическое выражение готический стиль получил во Франции — родине готических соборов. Фигуры похожи на кукол — такие они неподвижные, так тонки и негибки руки и ноги. Готические мадонны являются образцом женственности, духовной чистоты. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок.
В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). Отсюда готический стиль распространился в Германию (собор в Кёльне, 1248–1880 гг. ), Англию, Чехию (хор и трансепт собора Св. В каждом знаменитом соборе Франции около двух тысяч скульптур. стр. Амьена, 1220–88).
Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Елизаветы в Марбурге (1235 —1283, завершена в первой половине 14 в. ), церковь Богоматери в Трире (1235 —1253), собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия соборы в Миндене, Гальберштадте (1230—1491), Наумбурге (середина 13 в. ), храм в Фрейбурге (начат около 1260 г. ) и, наконец, знаменитый Кельнский собор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. К этому нужно присоединить также ряд цистерцианских, доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валъкенрид, Альтенберг, Доберан и др. ). Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама».
Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей.
Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236). Памятником более зрелого стиля является церковь св. В первой больше величественности, покоя. Высота его — 35 метров. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Время формирования нового искусства —15 столетие. Во Франции в начале 13 в. в т. н. В Германии рано появляются конные изображения.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Но как все изменилось. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед.
В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т. н. Но мастера того времени смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорции в сложных композициях.
в Англии, Германии, Испании, Чехии и в Польше строили храмы во «французской манере», как окрестили ее современники. S-образной фигуры. Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени. Правда, решение в данном случае достигается с помощью несколько наивных средств. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла.
Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров.
Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Его суровый облик, его пластическую мощь подчеркивают смело выступающий вперед ярус машикул и крепостных зубцов и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств. Так называемая Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г. ) была памятником переходного периода от готики зрелой к поздней.
В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений – статуя императора Оттона I на коне для площади Магдебурга. Две женские скульптуры Страсбургского собора (30-е гг. Оттого в Германии готика получила более отвлечённый, мистический, но страстный по силе выражения характер.
Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью и переживаниями. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Фирмена. С 13 в. ей часто посвящаются порталы.
Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся на ступенях начального и основного общего образованияV Задатки (биол. ) – анатомо-физиологические особенности организма, выступающие условием (или фактором) формирования способностей.
Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. Она наглядно рассказывала неграмотным людям об основных христианских истинах, подвигах святых, напоминала о том, что ожидает людей после смерти. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени.
Всё, что раньше стояло свободно, теперь употребляется как обрамление, всё, что раньше служило опорой, теперь свисат сверху вниз. 1290), дролери (от фр. Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины. Готический мастер сумел выявить внутренний ритм и глубокую одухотворенность, казалось бы, обычных жестов и движений.
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. во Франции. В изобразительном искусстве тех времен именно скульптуре принадлежало ведущее место. Скульптурная группа «Встреча Марии с Елизаветой» (около 1220) находится справа от центрального входа в Реймский собор. Ее голова наиболее пластически сложна. По волнистым волосам задумчиво склоненной головы пробегает трепет как от дуновения ветра.
В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Тонкая каменная плетенка узора круглой розы или переплета стрельчатых окон, выступая на фоне льющегося в храм света, воспринимается как графический черный узор, контрастно оттеняющий мягкую звучность витражей.
Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). В XIIIв. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Развитие готической скульптуры приходится на период с конца XII века по XIV век. Другой особенностью церкви св.
Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом.
Изящная игра светотени в волнистых легких складках как бы окутывает мягким мерцанием фигуры обеих женщин. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. С 1385 работал в Дижоне, с 1389 – придворный мастер бургундского герцога Филиппа Смелого. Позы естественные, одухотворенные.
Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Часто сквозь тонкую одежду просвечивает тело, красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и скульпторы этого времени. Становление готической скульптуры граничит со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений.
Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и интересе к единичному, частному индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Родиной готики считается Франция.
Закутанная в плащ св. То же самое происходило и с человеческим телом. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. В композиции, посвященной традиционной для Средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец XIII в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу.
Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом. Ее душевное волнение скульптор подчеркнул множеством складок одежды. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н.
Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Термин «готика» имеет необычную историю иконнотацию. Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов.
Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики».
Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В итальянской культуре XIII—XIV вв. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Однако этого не случилось.
Из-за них поверхность камня, кажется, начинает вибрировать, наполняться движением. Мартина бесспорно отмечен чертами сдержанной энергии и сосредоточенной сильной воли в болезненно нервном лице Св. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.
Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. Образ Ульриха Регенсбургского поражает гуманной красотой и благородством движения, земным и радостным ощущением формы тела, полным отступлением от мрачного, давящего эффекта более ранних надгробий, который заменяется здесь неизбежным оттенком меланхолии, совсем не церковной, а скорее платонической. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
Особенно сильно богатство душевной жизни выражено в статуе Елизаветы или Сивиллы, как ее называли раньше. Если для таких гипотез нет достаточного основания, то, во всяком случае, скульптурный цикл наумбургского собора задуман и выполнен как единое художественное целое. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Роняющая разорванные скрижали Завета, Синагога с завязанными глазами – трагична. Особенности ношения предметов военной формы одеждыIV.
Иначе говоря, горгульи — это дренаж, оформленный в виде какой-либо гротескной фигуры. Готика стала периодом настоящего расцвета монументальной скульптуры, в которой значение статуарной пластики возрастало и появлялась тяга к так называемому «высокому рельефу». миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок.
Основные особенности текущего этапа развития маркетинга. III. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260–1270-х гг. ). Особенно богато украшались соборы, главное место принадлежало статуе и рельефу.
С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв.
Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх – к небу. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее.
Его наиболее характерным и широко распространенным сюжетом является «Пьета» (итальянское слово Pieta происходит от латинского pietas, от которого, в частности, произошли слова пиетет и пиетизм, обозначающие почтительность и высокое благочестие), то есть изображение Богородицы, оплакивающей умершего Христа. Христос выглядит здесь странствующим проповедником одной из средневековых сект, отвергавших богатство и знатность как отступление от заветов Евангелия.
Из нового материала зодчие умели извлекать замечательные декоративные эффекты. В этих зданиях величие часта соединяется с художественной изысканностью. Готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Усиливается роль круглой пластики. Показанное на илл.
Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур.
С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Она не подчинена плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма.
Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
Мастер разместил на боковых сторонах низкого портала статуи, слишком круглые для его масштабов. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон их композиции воспроизводили исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленников корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Так же как и в других странах Запада феодальной эпохи, средневековый город Германии был городом укрепленным. Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов.
Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Роль индивидуального заказа, светского вкуса и моды в этом виде искусства. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок.
Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях (в архитектуре выступающий из стены камень имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. 1220 – 1230) постепенно возрастает самостоятельность фигур по отношению к архитектурным деталям, появляется стремление к отходу от романской условности и геометризма, к передаче движения, естественности жеста и мимики. Постановка фигур становится более устойчивой.
Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»).
Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Отличительной чертой готической скульптуры является тонкое отражение человеческой индивидуальности. Заимствованные из архитектуры Востока стрельчатые арки стали её базовыми элементами. Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», — невозможно.
Иосифа и Девы Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада. Виолле-ле-Дюка. Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю. В конце 13-14 вв.
Скульптуры Наумбургского собора, созданные через много лет после смерти портретируемых, не могли иметь сходства. Наумбургский мастер. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле.
Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна.
Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. 1391–1397, после того, как в 1389 Слютер стал владельцем мастерской Жана де Марвиля.
Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок.
Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности.
Вита в Праге, 1344–1420 гг. ), Испанию (собор в Бургосе, 1221–1599 гг. ), отчасти Италию (Миланский собор, 1386–1856 гг. ), где приобрёл национальную окраску (встречаются и прямые заимствования из французских памятников). Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьория (палаццо Веккьо, 1298—1314) во Флоренции.
Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Франция. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. За образец был взят Амьенский собор. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями.
соборы Шартра, 1194–1260 гг. Развитие пластики также было неразрывно граничит с готическим зодчеством. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора.
По предначертанию богов Химера была убита красавцем Беллерофонтом, сыном Главка. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки.
Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Справа и слева мы видим статуи Богородицы и Иоанна Крестителя.
Рукопись имеет не только художественную, но и познавательную ценность это, по существу, вершина развития английской миниатюры. Св.
Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. Декоративность и налет изысканной манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети XIII в. широко распространенным явлением и готовили переход к поздней готике (конец XIII и XIV вв. ). В разделенном на три горизонтальные зоны тимпане изображены последние эпизоды жития святого, а также Христос с ангелами, взирающий с небес на подвиг своего верного ученика. Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений.
Население средневековой Европы было преимущественно безграмотным, вот таким образом вполне возможно, что горгульи, наряду с другими скульптурными композициями играли роль наглядного учебного пособия (своеобразные комиксы) по основам религии и мистицизма. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий.
Удлиненные фигуры акцентировали внимание на вертикальном членении архитектуры собора. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев.
Всего сто лет разделяет скульптуры западного и южного порталов собора в Шартре. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Тонкая каменная плетенка узора круглой розы или переплета стрельчатых окон, выступая на фоне льющегося в храм света, воспринимается как графический черный узор, контрастно оттеняющий мягкую звучность витражей.
Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Пикко делла Мирадола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которое дано достигнуть того, к чему он стремился и быть тем, чем он хочет. » Ему вторил Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал». Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. 165, 166).
Другим примером аскетического направления в готике 14 в. могут служить надгробия епископов Отто фон Вольфинкеля и Фридриха фон Гогенлоэ, принадлежащие одному и тому же вюрцбургскому мастеру. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. По сравнению с греческой, готическая более эмоциональная. В этой работе реализм стал средством передачи экспрессии, отраженной на исполненных муки лицах. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм.
Орнаментальный резной декор также отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную, по сравнению со скульптурой, роль (за исключением периода поз-дней готики). В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Статуя Христа – прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве.
Италия.
Возникает декоративное богатство изумительное по красоте орнаментальных мотивов, которые, однако, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы.
Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала. Статуи святых (у каждого свои атрибуты – предметы, по которым их можно было узнать) стоят по стенам храма в определенном порядке. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго.
Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора – портал Страшного суда (с 1230 по 1240 гг. ) страдает излишней дробностью композиции тимпана, разделенного на пять ярусов. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей.
Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Замечания о языческом славянском богослужении вообще, а в особенности в РоссииIII. Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся). Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Особенности скульптуры периода развитой или высокой, готики наиболее ярко выражены в статуях и рельефах трансептных, т. е.
Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Энергия общего движения ввысь ослабевает. 167 «Распятие» служит центральным элементом перегородки, отделяющей хоры от общедоступной части здания. Ее голова наиболее пластически сложна.
«Прекрасные Мадонны»). Одна из них символизирует торжествующую Церковь, другая – побежденную Синагогу. В готике наблюдался принцип единения и подчинения всех видов искусства архитектуре. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Она усиливала эмоциональность и зрелищность архитектуры.
Мужественный Эккегард противостоит созерцательно настроенному, меланхоличному Герману сосредоточенному в себе образу Уты соответствует более простой и народный, более жизнерадостный тип Реглинды. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Человек того времени полон духовных сил. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города — 10 000 человек. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены.
Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы, поникшей, с осунувшимся изборожденным морщинами лицом исполненным трагического предчувствия. Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством. В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге).
Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. Горгульи прикрывают удлиненные водостоки готического собора (либо сами выступают в качестве таковых, выводя осадочную влагу из пасти — вспомним латинскую этимологию слова горгулья), благодаря которым дождевая вода льется на землю на определенном расстоянии от фундамента здания и не подмывает его. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. Недаром герб Парижа — корабль, плывущий по волнам, а девиз — «Его качает, но он не тонет».
С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Эта возникшая в 50–70-х гг.
Все человеческие типы, от Христа до Иуды, — это типы городского простонародья, тогда еще тесно связанного с деревней. Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля — соборы в Магдебурге (начат в 1209 г. ) и Падерборне (1225 —1280), церковь св. Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. Готическая скульптура прекрасно сочеталась с остальной частью архитектуры храма.
Чудесное создание развитой французской готики — двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243—1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. В эпоху поздней готики появляются т. н. Лепка становиться объемнее, позы – свободнее, движения – раскованнее. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды.
Греческая мифология также активно эксплуатировала истории о различных гибридных созданиях (не имевших, в отличие от персонажей египетских верований, статуса высших божеств). Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы—«старшую» и «младшую». На крепостных стенах возвышалось множество башен (иногда более ста).
Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу.
Различие между ними не столько в количественных признаках, сколько в качественно разных ступенях исторического раз-вития искусства. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни.
От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145 – 1155) к порталам трансептов Шартра (1200 – 1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, чтов скором временилюди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский». Так, образ Св. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Стенами были обнесены и тогдашние города. 1265).
В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ). Выдающимся ее памятником являются пять музыкантов изображенные в натуральную величину, с различными музыкальными инструментами в руках. Современники стиля никогда неиспользовали этот термин, описывая свои работы.
Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, грациозно улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Кельнский собор отличается сухостью форм.
Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира". В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики.
Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. Скупо расчлененное небольшими окопными проемами трехэтажное здание, облицованное грубо обтесанными квадрами камня, воспринимается как цельный монолит.
Соединение религиозной экзальтации с жёсткой натуралистичностью особенно заметно в деревянной скульптуре "Распятий" и "Оплакиваний". Монументализм, синтез архитектуры и скульптуры в британской надгробной пластике. Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Дело в том, что тесная связь портальных статуй, высекаемых каждая из отдельного столбообразного блока, с архитектурой все же ограничивала свободу скульптора.
Закутанная в плащ св. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле. Особенности ношения предметов военной формы одеждыII. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Их объединяет и общее настроение – чуть взволнованная задумчивость. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св.
Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическое деление пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец.
Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. «благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. 1410). Все проемы порталов, окоп, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов.
Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками Средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи. 85). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.
во Франции. Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом.
Складки одежд разработаны уже с известным реализмом. Готический стиль зародился во Франции и именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля. Так, в бамбергской статуе св. Но несмотря на такое единство, все же изображения людей выделялись из общего убранства.
Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Скульптура донаторов- Маркграф Эккегард и его супруга Ута Реглинда и тд. При всем разнообразии форм в период поздней готики преобладают звездообразные и гнездообразные своды.
Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля. Скульптуры сохраняют связь со стеной, с опорой. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии.
С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. В каждой паре есть такое противопоставление. Теогония Гесиода говорит о наличии у Химеры не одной, а целых трех голов.
Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер – алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, – украшают рельефы с изображением Страстей Христовых. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Клаус Слютер (1340/1350–1406), бургундский скульптор, выходец из Нидерландов. Примером может служить законченная в конце 13 столетия церковь в Хорине (ныне почти абсолютно разрушенная), представлявшая собой трехнефную базилику. Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний».
в Нидерландах). Это Мария и Елизавета. Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества.
Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого периода. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св. для Наум-бургского собора. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника.
Однако в изоляции от архитектурного контекста произведения достаточно сложно дать определение готической скульптуре, это, скорее, относительное понятие. Трое людей приближаются к сидящему на гноище покрытому язвами Иову, которого утешает и поддерживает стоящий рядом с ним друг. 168 «Пьета» вырезана из дерева, поверхность которого ярко раскрашена, что должно было усиливать производимое впечатление. Вот таким образом их назвали готическими — по имени варваров — готов, когда-то разоривших Италию. Статуи сохраняют тесную связь со стеной и опорой.
Чтобы избежать осуществления угрозы, собор постоянно переделывают. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригадIV. Живописно ниспадающие складки, элегантность удлиненных фигур с маленькими головами изящество поз и жестов, какая-то светскость и лукавое кокетство в фигуре Иосифа уводят нас от суровой одухотворенности и внутренней значительности образов предыдущего периода.
Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель). Сохраняя необходимое для архитектуры фронтальное положение, мастер оживил фигуры святых едва заметным движением — легким поворотом голов, сдержанным жестом. 1270—1288). Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения.
Внутри собор тоже сильно пострадал. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.
Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220–1230-е гг. ). Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы.
К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». Скульптура в храме служила не только для украшения. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности.
Слева изображено избиение Стефана камнями справа – его погребение. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей.
и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. Таковы химеры на башнях некоторых соборов. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям.
Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. В 14—15 вв. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела.
Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
Они едят, пьют, как люди физического труда. Такие рисунки внизу страниц и в конце строчек очень характерны для этой рукописи, а также для известной псалтыри Лутрелла (1340, Британский музей). В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Хор с обходом, расположенный целиком по типу, принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году.
Символический смысл этого жеста достаточно ясен. Пьета (Оплакивание Христа). Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны».
Четырнадцатый век ознаменовался для них увеличением числа мелких деталей — горгульи стали изящнее и легче, однако удельная доля гротеска и карикатурности в таких скульптурах заметно возросла. Затем он распространяется по всей Европе и популярен вплоть до начала Нового времени, когда на смену готике приходит искусство Возрождения, ориентирующееся на традиции античности. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стены, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. Уже в церкви Марии в Любеке (конец 13 — начало 14 в. ) новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни — простыми четырехугольными, увенчанными шатрами над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.
Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ). Собор Парижской Богоматери.
Нас ограничивали бы только два чувства — пресыщение и отвращение. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225–1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа.
Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, который теперь не довольствуется мотивами растений, а состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Гаргулья (от фр. Переплеты окон украшались резными ажурными узорами.
«прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Типичным образцом искусства второй половины XIII в. является портал Св. Усилилась повествовательность. Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне).
В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Собор был испорчен. Они повсюду: в обрамлении порталов (врата), на карнизах между этажами, в нишах декоративных башенок.
Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Вообще в парных группах и во всем ансамбле наумбургских статуй отсутствует часто встречающийся в средневековой скульптуре однообразный параллелизм форм. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота. Изображенная на илл.
Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ). Усилилась роль круглой пластики. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова.
Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. Душевное волнение подчеркивается множеством складок. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Вообще сильной стороной готической скульптуры в Германии было изображение индивидуальности, в которой противоположные черты слиты в неразложимое целое. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.
В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225–1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Поздняя готика в Германии имеет особые черты. илл. Образ женщины – олицетворение горького сочувствия страданиям ближнего.
Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. План его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга).
Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах Св. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых иногда даже играли в мяч. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах.
В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225-1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки. Наиболее интересны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере (великолепное здание, вызвавшее много подражаний). Их образы становились разнообразными, конкретными.
В течение 17—19 вв. Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы».
Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. При изображении святых подчеркивается их не только богоизбранность, но и человечность. Монументальная скульптура – основной вид изобразительного искусства в эпоху готики, ее связь с архитектурой – основа синтеза искусств в готическом соборе.
Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу.
Горожане не спеша собирали деньги и здание собора росло медленно. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи.
В лучших произведениях XIII в. оно проявлялось с необычайной силой. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы — «старшую» и «младшую». I. Понятие, формы, принципы, особенности гражданско-правовой ответственностиII. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи.
Изменяется трактовка традиционных образов. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Задумчива Анна с тонкими чертами лица искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе. Именно в таком виде она была запечатлена на знаменитом этрусском изваянии из Ареццо (IV век): посередине хребта у нее находится козья голова, с одной стороны туловища — змеиная, а на другой — львиная. Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии).
Германия. В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности.
Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых.